Питание в самолетах S7 Airlines. Питание в эконом классе Стандартное питание в самолете

На этот раз вопрос касается питания пассажиров в самолете. Нас спросили, почему сейчас не кормят бесплатно на борту и как лучше поступать тем, кто не может обойтись без перекуса в полете.

За комментариями мы обратились к авиакомпании МАУ. Вот, что нам ответила пресс-секретарь компании Евгения Сацкая.

Как лучше питаться и почему это уже не бесплатно

Евгения Сацкая
корпоративный пресс-секретарь авиакомпании МАУ

Авиакомпаниям сейчас приходится исключать все дополнительные услуги из базовой стоимости билета на самолет. Убирают не только питание, но и перевозку багажа, регистрацию в аэропорту и прочие опции: все это – для удешевления стоимости перелета. Пассажир, таким образом, может платить только за то, что ему действительно нужно, и сэкономить на поездке.

Что касается того, как лучше поступить с питанием, здесь есть пара вариантов. Первый – просто взять еду с собой в ручную кладь – это разрешено. Конечно, лучше, чтобы это было что-то не слишком жирное и удобное в употреблении – бутерброд, блинчики, выпечка. И позаботьтесь о надлежащей упаковке, чтобы не запачкать сумку. Помните, что салон самолета – это замкнутое пространство, поэтому слишком ароматную пищу, например, сдобренную чесноком и специями, лучше на борт не брать.

Второй вариант – перекусить в аэропорту перед вылетом, если на это хватит времени. Правда, учтите, что во всех аэропортах мира еда и напитки стоят гораздо дороже, чем за пределами терминала.

Третий – заказывать еду заранее: у МАУ для этого есть услуга Pre-ordered Meal . Вот как это работает: пассажир заранее – не раньше, чем 3 месяца и не позднее, чем за двое суток до вылета – смотрит актуальное меню на сайте и выбирает блюда, которые ему понравились. Можно выбрать полноценные горячие ланчи или сандвичи для легкого перекуса. Также можно заказать кошерное меню, мусульманскую пищу, питание для детей и вегетарианские блюда. В ланч входит основное мясное блюдо с гарниром, салат и десерт.

Выбрав позиции из меню, вы заказываете их в контакт-центре, оплачиваете с помощью банковской карты онлайн, сохраняете полученное подтверждение заказа, распечатываете его и показываете при регистрации на рейс. Услугой можно воспользоваться как на регулярных, так и на чартерных рейсах. Если вы вдруг передумаете, можно перенести заказ на другую дату или вообще отказаться от него. Если вы сделаете это за 48 и более часов до вылета, вам вернут его полную стоимость.

Можно взять те же блюда из меню и на борту, но в этом случае цена будет больше. Заказывая питание заранее, вы экономите 33%, а участники Panorama Club еще и накапливают дополнительные бонусные мили . Помимо выгодной цены, у предварительного заказа есть еще один плюс: ваш ланч будет точно ждать вас в самолете. А вот если вы решите заказать блюдо из меню непосредственно на борту, вас может ждать разочарование: на рейс загружается ограниченное количество порций, предсказать спрос очень сложно, и приглянувшегося сандвича с куриным филе вам может просто не хватить.

Конечно, все вышеперечисленное не касается тех, кто путешествует бизнес-классом: в этом случае питание включено в стоимость перелета по умолчанию, но и стоимость билетов бизнес-класса, естественно, гораздо выше. В стоимость билетов пассажиров дальнемагистральных рейсов еда также включена.

Выбирая авиабилеты, пассажиры обычно максимально уточняют информацию о перелете и о том, есть ли на борту самолета питание, чтобы путешествие было максимально комфортным. Накормят ли в ночное время суток, можно ли как-то откорректировать питание ребенка и что делать, если по религиозным убеждениям обычное питание в самолете не подходит? Рассмотрим все эти вопросы на примере одного из лидеров отечественных авиаперевозок, компании S7 Airlines.

История самолетного питания

Самолеты начала 20 века не отличались особой комфортностью, пассажиры постоянно попадали в некую «болтанку», их трясло и в таких некомфортных условиях о еде речи не шло, главное было долететь, а не накормить.

Когда условия перелета стали более комфортными и люди стали летать чаще, началась настоящая битва за пассажиров. Для привлечения новых клиентов авиаперевозчики делали питание в самолетах все более изысканным, тем самым увеличивая продажи.

К началу 60-х годов большинство авиакомпаний уже работало с фирмами, оборудовавшими собственные круглосуточные производства и предоставляющие кейтеринговые услуги. Еда становится более «массовой», речь о деликатесах идет только тогда, когда имеются в виду вип-перевозки.

В настоящее время авиаперевозчики делят еду в зависимости от класса приобретенного билета. Первый и бизнес имеют отдельное меню и более широкий спектр предоставляемых напитков, в том числе и алкогольных. Независимо от класса обслуживания каждый пассажир имеет возможность заказать специальные блюда - диетические или детские например, сделать это следует минимум за сутки до рейса.

Обратите внимание! Пассажиры, которые выбрали специальные блюда, получат свое питание первыми, потому что выдача блюд начинается именно со спецзаказов.

Так как привычная для нас еда типа котлет, колбас и паштетов является скоропортящейся, предоставляться она может не всегда. Большинство комбинатов авиа-питания придерживаются процедуры шоковой заморозки, позволяющей донести до пассажира полноценный вкус блюда после его разогрева. Салаты или блюда, к которым необходим соус, подаются в полугодовом виде - масло, специи и майонез прилагаются в индивидуальной упаковке.

Всегда ли кормят на борту

Для своих пассажиров S7 всегда предоставляет еду на борту самолета, независимо от того проходит полет днем или ночью, однако ее количество и вид зависит от дальности перелета.

Однако бывает, что в авиабилете или комментариях к рейсу на сайте компании стоит специальная пометка «питание в самолете ограничено». Такие примечания стоят на рейсах с малой продолжительностью перелета, до 3-х часов. Это значит, что во время выполнения авиарейса, питание в самолете эконом класса будет без горячего блюда. Пассажирам будут предложены вода и безалкогольные напитки, а также легкое снэк-меню - сэндвичи, обычно - с курицей или сыром на выбор.

Заказать еду на данных рейсах в виду их малой продолжительности можно всего один раз, однако по просьбе пассажира и при наличии возможности бортпроводники с удовольствием могут повторить напитки.

Сколько раз можно поесть за время полета

На рейсах компании s7 пассажиры не останутся голодными, но сколько раз кормят в самолете за весь полет и на что рассчитывать пассажиру?

Угощения предоставляются пассажирам по следующей схеме:

  • леденцовые конфетки от укачивания - предоставляются в момент приветствия пассажиров, перед процедурой взлета и посадки;
  • безалкогольные напитки - через 15-20 минут или сразу после взлета;
  • основное питание (снэки или горячее) - в промежуток от 30-60 минут после взлета.

Если продолжительность рейса свыше 6 часов, авиакомпания должна предоставить полноценное питание дважды, с предоставлением перекуса в промежутке между приемами пищи. Также повторно будут предложены напитки. Возможен и комбинированный вариант - 1 полноценное горячее питание и одно питание снэк-меню - с закусками или сэндвичами.

Рацион питания в самолете

Так что же конкретно представляет собой еда в самолете,предлагаемая на рейсах компании s7?

Рейсы с продолжительностью полета менее 3 часов:

  • Напитки (чай, кофе, сок, вода - на выбор)
  • Легкие закуски - сэндвичи с курицей или сыром (на выбор).

Рейсы с длительностью более 3 часов:

  • Напитки - по той же схеме (возможна двойная подача).
  • Горячее питание - мясное и рыбное блюдо на выбор, с салатом и гарниром.
  • Десерт (сладкая булочка или фрукты).

Важно! Раз в несколько месяцев повара обновляют меню авиакомпаний. Однако многие пассажиры говорят о том, что еда в самолетах кажется им пресной и безвкусной. Это не вина авиаперевозчика, исследования доказали, что под влиянием высоты деятельность вкусовых рецепторов человека меняется. Этим, например, обуславливается любовь пассажиров к соленому томатному соку во время полета.

Заказ специальных позиций меню

Пассажиры бизнес-класса компании s7 могут бесплатно получить специальное питание во время полета, обратившись предварительно в колл-центр компании. Для эконом-класса доплата за спец-заказ на рейсах, продолжительностью больше 3-х часов составит 150 рублей. Заказ необходимо сделать и оплатить картой банка минимум за сутки до вылета.

Что собой представляют специальные позиции меню:

  • Для младенцев - овощное и фруктовое пюре в отдельной упаковке, сладкая булочка, пакетик молока.
  • Детский набор - салат из овощей, кусочки тушеной курицы с макаронами, индивидуально упакованный хлеб, сладкие вафли и ассорти фруктов в нарезке, напитки как и для остальных пассажиров - сок, вода, чай.

  • Питание с низким содержанием лактозы - салат из овощей, картофельные котлетки с тушеными овощами, индивидуально упакованный хлеб, ассорти фруктов в нарезке, ягодный или фруктовый джем, напитки.
  • Вегетарианский набор - не содержит животных жиров и мясных продуктов — салат из овощей, рис с припущенными овощами, томатный соус, ассорти фруктов в нарезке, индивидуально упакованный хлеб, джем, напиток и сладкие вафли.

  • Мусульманское меню - салат из овощей, клопсы из курицы с рисом и тушеными овощами, индивидуально упакованный хлеб, ассорти из свежих фруктов в нарезке, сладкие вафли и напиток.
  • Набор с низким содержание глютена — салат из овощей, клопсы из курицы с рисом и тушеными овощами, ассорти из свежих фруктов в нарезке, джем и напиток.

Интересно! Если хотите блеснуть в полете своими знаниями, полезным фактом будет как называется еда в самолете - закажите у бортпроводника касалетку или динер бокс и не останетесь голодными точно.

Компания S7 всегда дорожила своей репутацией и питание пассажиров - один из немаловажных факторов для авиаперевозчика. За время полета о комфорте и питании обязательно позаботятся.

После вопросов безопасности, точности расписания и комфорта в полете на четвертое место пассажиры авиакомпаний ставят питание. Как меняется бортовое меню в кризис и как не покинуть самолет голодным, узнали у экспертов.

Двоякий свод правил

Для российских авиакомпании разработаны «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требований к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей». Этот документ обязует предоставлять пассажирам при полете свыше трех часов питание и прохладительные или горячие напитки. Но он же допускает не кормить пассажиров вовсе, если компания проинформирует об этом на этапе приобретения билетов.

Вероятность остаться голодным при перелете иностранным авиарейсом весьма высока.

Большинство американских и европейских перевозчиков не включают полноценное питание в цену билетов. Для внутренних перелетов «экономом» по США средней продолжительностью 5–6 часов считается нормой стакан воды/сока и небольшая упаковка чипсов или арахиса. Европейские перевозчики могут ограничиться лишь шоколадкой или пачкой чипсов. Но нарастающая конкуренция заставляет некоторые зарубежные компании пересматривать устоявшиеся принципы подхода к питанию пассажиров: перекусы заменяются полноценными горячими обедами.

К слову, как правило, не кормят пассажиров бесплатно, предоставляя возможность лететь недорого, но без дополнительных услуг.

Очередные коррективы в бортовое меню внес кризис. Российские пассажиры, привыкшие плотно питаться на внутренних авиарейсах, отмечают тенденцию снижения количества еды, особенно в экономическом классе популярных российских авиалиний.

Чем кормят российские авиаперевозчики

Меню «Аэрофлота» для экономического класса все больше включает сэндвичи. Сперва с коротких рейсов продолжительностью до двух часов убрали снэк-боксы с десертом, бутербродом и соком. Позже холодных обедов и ужинов лишились пассажиры, летящие до трех часов, взамен им предложили те самые снэк-боксы.

S7 Airlines сменили меню еще осенью 2014 года. Новое блюдо тортилья предлагают пассажирам рейсов продолжительностью до 2–2,5 часов. Раньше, в зависимости от направления, пассажирам либо не предлагали перекусить вовсе, либо предоставляли коробку еды.

Что касается Utair, некогда предлагавшей пассажирам экономического класса даже при коротких перелетах полноценный горячий обед с мясной нарезкой, салатом и десертом - это осталось в прошлом. При перелете до трех часов остается довольствоваться стаканом воды, свыше этого времени - сэндвичем и горячим напитком. Пресс-служба UTair подчеркивает, что «решение сократить рационы питания для пассажиров принято с целью сохранения существующих цен на авиабилеты».

Директор по коммуникациям Andgo.travel Константин Парфененок отметил две тенденции: упрощение питания на коротких рейсах и планомерное введение платного. «Если раньше самолет был в воздухе 2–3 часа, и можно было рассчитывать на поднос с холодными закусками, десертом и напитками, то теперь только сэндвич и вода (примеры - Аэрофлот и S7 Airlines). А на длительных рейсах более восьми часов второй рацион питания - чаще всего завтрак - стал менее разнообразным. Авиакомпания „Россия“ продолжает кормить своих пассажиров бесплатно, но при этом предлагает приобрести на борту за дополнительные деньги шоколадки, снэки и напитки».

Эксперт по маркетингу и бизнес-тренер Александр Левитас, которому приходится совершать до 100 полетов в год, обращает внимание, что выбирать следует ту авиакомпанию, где не экономят на еде. «Я перестал летать с задолго до того, как о кризисе в компании написали газеты. Обнаружил, что знакомые стюардессы из этой авиакомпании предпочитают брать с собой бутерброды, а не питаться тем, что подают пассажирам».

Как не остаться голодным?

На набор блюд на борту влияют сезон, бюджет авиакомпании, класс обслуживания, национальные особенности и длительность перелета.

Поскольку полноценное питание изначально включено в стоимость билетов пассажиров, предпочитающих первый и бизнес-класс, экономить на них авиаперевозчики станут в последнюю очередь. Кроме того, потеря клиента бизнес-уровня может обойтись дороже пассажира из «эконома». Летать первым классом - верный способ полноценно питаться на борту.

Что касается сезонности, стоит знать, что «зимнее» питание более калорийное, чем летнее. Весна же в некотором смысле, сезон рыбы.

Есть и известная уже многим «хитрость» - заказ спецпитания за 24–36 часов до вылета на сайте или по телефону авиакомпании.

К слову, не у всех авиаперевозчиков оно бесплатное. И в большинстве случаев доступно лишь при длительных перелетах от трех часов. Зато многие пассажиры отмечают куда большее разнообразие и объем спецблюд в сравнении с обычной порцией. Кстати, детское меню по предзаказу доступно на каждом рейсе всех авиакомпаний.

«Я обычно заказываю кошерное питание, поскольку это не только самая большая порция среди всех вариантов спецпитания, но еще и самая качественная, на мой взгляд, по составу», - делится опытом Александр Левитас.

Книга вместо обеда

К питанию на борту при коротких перелетах полезно отнестись как к способу отвлечься от полета, нежели жизненной необходимости.

«Замечала, что есть в самолете хочется от скуки. Поэтому интересная книга или фильм в полете скрашивают неудобства. И мой личный рецепт - заняться в полете работой. Кода я „по уши“ включаюсь в любимое дело, забываю о еде напрочь», - соглашается трансформационный тренер, коуч, целитель Ева Ефремова.

При условии, что скромный «перекус» предоставляется за отдельную плату, лучше иногда организовать его себе самостоятельно.

Юлия Курец, PR-менеджер Kupibilet.ru, отмечает, что главное - знать, какие продукты и в каком количестве можно принести на борт. Все они должны быть упакованы в герметичные пакеты или контейнеры. Это требование службы безопасности. «В качестве перекуса лучше выбрать продукты, насыщенные белком: говядина, мясо птицы, твердый сыр, орехи. Избегайте скоропортящихся продуктов, ингредиентов с резким запахом (лук, чеснок, рыба) или повышающих газообразование (бобы, яйца, капуста). Идеальным вариантом будут орешки, салат или сэндвич, упакованные в герметичный контейнер. Не берите в самолет жидкие продукты - джемы и варенье, мед, йогурты, творог, желе, суп, паштет, арахисовую пасту и т. д. Если летите с ребенком до двух лет, можете взять для него детское питание - пюре или паштет - в объеме более 100 мл, но при условии, что эта порция рассчитана только на время перелета - не больше».

«В ручной клади у меня обычно лежит пакетик смеси орехов и сухофруктов. Легкая по весу, питательная и при этом не вредит здоровью, в отличие от шоколадок или снэков», - соглашается Александр Левитас.

Если вам предстоит перелет с лоукостером, и вы предполагаете, что к моменту посадки на рейс проголодаетесь, лучше заказать еду заранее через сайт. Это выйдет примерно вдвое дешевле, чем покупка непосредственно в самолете.

На углеводах

Многим известна история, как авиакомпании American Airlines удалось сэкономить $40 000 за год на одной оливке, «исчезнувшей» из каждого салата у пассажиров первого класса.

Российские авиаперевозчики уверяют, что изменения в меню не позволяют существенно экономить. При этом сокращается питание с завидной регулярностью.

Вероятно изменения в бортовом питании российских авиалиний на этом не закончатся - кризис. Предпочтение будет отдаваться картофелю, макаронам и крупам, а мясных и рыбных блюд и овощей не прибавится.

Средняя стоимость порции пассажира в самолете с учетом упаковки, как и прежде, достигает 200–300 руб. Но при росте цен на продукты попытки оставаться в рамках заявленного бюджета вынуждают либо переигрывать набор предлагаемых блюд, либо заменять ингредиенты и уменьшать объем порций.

«Как я понимаю, цифра осталась в том же диапазоне, что и раньше: 200 - 500 - 700 руб. Другое дело, что на данную сумму теперь можно позволить совсем иной ассортимент продуктов», - подтверждает Константин Парфененок.

Формально еду на борт пассажирам проносить нельзя, хотя бортпроводники и не проявляют строгости с этим. В любом случае, о питании во время перелета лучше позаботиться заранее: подойти основательно к выбору авиакомпании или класса перелета, оформить спецпитание. И, как вариант, подкрепиться непосредственно в терминале аэропорта.

Самолетный обед зависит от сезона, длительности полета, класса обслуживания, бюджета авиакомпании, правил здорового питания, национальных особенностей, время вылета, конкретных вкусов и возраста пассажира.

Бортовое питание может быть стандартным, диетическим, вегетарианским, религиозным, детским и т.д.

На кротких перелетах менее 3-х часов пассажира кормят холодными закусками, сендвичами, бутербродами, пирожными с горячими или холодными напитками;

На рейсах длительностью более 3-х часов предложат горячий обед из трех блюд, алкоголь;

При перелетах более 6 часов пассажирам дважды предложат горячее питание, легкий перекус, вино, ликер и пиво.

На регулярных рейсах питание плотное, вкусное и бесплатное.

На чартерных рейсах и на рейсах бюджетных авиакомпаний более скромное, а иногда только платное.

Чем выше класс обслуживания, тем более эксклюзивные и изысканные блюда предлагают пассажирам во время полета на фарфоровой посуде с металлическими столовыми приборами (стоимость билета в бизнес классе как минимум в три раза дороже, чем в эконом).

Пассажирам первого класса на рейсах Malaysia Airlines предлагают меню из 25 блюд, приготовленных прямо на борту во время полета,

а у Austrian Airlines готовят кофе по любому из 11 способов приготовления этого божественного напитка.

Во всех вариантах зимой и осенью обед содержит больше мясных блюд, он более калорийный;

а весной и летом преобладают овощи и фрукты, рыба.

Блюда приготовлены из мяса, рыбы, морепродуктов, курицы, овощей, фруктов, круп и хлебобулочных изделий, шоколада.

Из напитков пассажирам предлагают соки, воду, чай, кофе, фруктовые напитки, вино или пиво.

При приготовлении блюд стандартного питания запрещено использовать мясной фарш, грибы, крем для пирожных, вареные колбасы, лечебные минеральные воды.

Вкусное и сытное блюдо готовится заранее службой кетеринга, после тепловой обработки мгновенно охлаждается, а во время полета только разогревается в специальных печах.

Только две компании в РФ готовят блюда для своих пассажиров сами – это Аэрофлот (ежедневно на 90 тысяч пассажиров) и Ютейр .

Стандартное меню обновляется два раза в год.

Многие авиакомпании полноценный обед в эконом классе дополняют мини бутылочкой вина или баночкой пива.

Спиртное на борту можно прикупить в баре. Кулинарные изыски гурманы могут заказать за дополнительную плату.

Специальное питание обозначается специальным кодом из 4 букв, и заказать его можно только на маршрутах, где предусмотрено горячее питание во время перелета.

Не все авиакомпании имеют полный ассортимент всех типов питания.
Пассажиры ТРАНСАЭРО, Аэрофлот,Qatar,Luftgansa, S7,Finar, Utair, Alitalia,Air Astana,Чешских авиалиний могут заказать вегетарианское питание прямо при бронировании билета.

Аэрофлот на регулярных рейсах своим пассажирам кроме стандартного, предлагает еще 14 видов спец питания: постное, индуистско невегетарианское, кошерное, мусульманское, фруктовое, строго вегетарианское, азиатско- вегетарианское, для диабетиков, с низким содержанием соли или холестирина, молочного белка, без содержания клейковины, низкокалорийное, для грудных детей и специальное детское питание.

Любой вид спецпитания заказывается заранее по телефону и более чем за 36 часов до вылета и без дополнительной оплаты, для заказа нужно позвонить, назвать номер билета и рейса.

Трансаэро предлагает более 25 видов специального питания, среди них облегченное, восточное, только из грубой пищи, диабетическое, из морепродуктов, любое из них можно заказать, позвонив в круглосуточный сервисный центр более чем за 24 часа.

Детское питание в самолете предлагают на рейсах почти всех авиакомпаний. В зависимости от дальности перелета оно может включать горячее блюдо или состоять только из легких закусок с напитками.

Всегда детские блюда приготовлены без острых специй из диетического мяса, овощей, фруктов, мюсли, молочных продуктов, часто используется готовое в баночках, выпечка.

Плата за детское питание включена в стоимость билета. Заказывать его нужно не менее чем за 24-48 часов до вылета и вновь подтверждать заказ, если рейс задержался. Детское питание на борту двух типов – младенческое BBML (для детей младше 2-х лет) или детское CHML для всех детей старше 2-х лет. Питание детям на борту самолета выдают в первую очередь и только после взлета.

Кошерное питание в самолете можно заказать на любом рейсе по РФ, международном, межконтинентальном рейсе бесплатно или за отдельную плату.

Кошерную еду для авиакомпаний в Москве готовят в компании Pinhas .

За соблюдением рациона и качеством продуктов следит Департамент кашрута. Компания ежегодно подтверждает свой сертификат кошерности.

Рацион для блюд утвержден главным раввином России. Каждое блюдо имеет знак кошера, а набор питания заверяется штампом главного раввината России. Очень часто кошерное питание пассажиры заказывают чисто из желания получить качественные, тщательно запакованные и полезные продукты. У Аэрофлота и Трансаэра кошерное питание заказывается бесплатно. На рейсах S7 кошерное питание в эконом классе заказывается за дополнительную плату в 500 рублей. На рейсах а/к EI-AI пассажиров кормят только кошерной едой.

Очень даже любопытно, что для экипажа готовят блюда по отдельному меню.
Всем пассажирам приятного и вкусного полета.