Обитель над Днепром — Богоявленский Кутеинский мужской монастырь. Богоявленский кутеинский монастырь Коллегиум Иезуитов в Орше

Н ачало Кутеинской обители было положено 19 мая 1620 года, когда Могилевским братством Святого Богоявления было получено благословение от Патриарха Иерусалимского Феофана на строительство мужского монастыря около города Орши. Из-за восстания жителей Могилева против греко-католического духовенства в декабре 1618 г. строительство монастыря в городе стало невозможно. Тогда члены православных братств городов Орши и Могилева выкупили у Каспера Швейковского имение Кутеино и село Поддубцы, находившиеся за городской чертой, около Днепра. Фундуш на монастырь был дан 19 сентября 1623 г. паном Богданом Стеткевичем, активным членом братства и строгим поборником православной веры и женой его, княгиней Еленой Соломорецкой. Эта дата считается днем основания монастыря. От протекающей рядом небольшой речки Кутеинки монастырь получил название Кутеинский, а по главному храму – Богоявленский. Строительство возглавил иеромонах Иоиль (Труцевич), ставший впоследствии игуменом монастыря.

И стория монастыря знала периоды расцвета и упадка. Его лучшие времена пришлись на первую половину XVII в. Одним из первых монастырских храмов появился Богоявленский собор. Соборный храм Святого Богоявления находился в центре монастырского архитектурного комплекса и представлял собой великолепное творение деревянного белорусского зодчества. Строгий по форме крестово-купольный храм имел изящную крытую галерею, резной шестиярусный золоченый иконостас и два придела – в честь Архистратига Божия Михаила и Благовещения Пресвятой Богородицы. Стены храма были расписаны изображениями на библейские темы, а также на темы из житий святых. В июне 1635 г. Киевский митрополит Петр Могила освятил главный престол в честь Богоявления Господня, а приделы – во имя Архистратига Михаила и Благовещения Пресвятой Богородицы, положив мощи святых великомученика и целителя Пантелеимона и великомученика Артемия и преподобномученика Анастасия Персиянина. Позднее он напишет в письме к Саковичу: «Посмотри еще и на Белую Русь, там, под Оршей, в Кутеинском монастыре найдешь по крайней мере 200 братии, подражающих житию ангельскому».

П од фундаментами Богоявленского собора на значительной глубине находилась и пещерная подземная церковь в честь Воскрешения Святого Праведного Лазаря. Церковь эта имела крестообразную форму и низкие каменные своды. Ее площадь составляла около 11 кв. м. В центральной алтарной части, площадью 2,5 кв. м., на месте престола находился низкий деревянный крест, обложенный камнями. Рядом находились два помещения для хранения монастырской казны и драгоценной утвари. Во время сильной грозы 24 июня 1891 г. в пять часов вечера Богоявленский собор был сожжен ударом молнии и более не восстанавливался, удалось спасти только монастырскую ризницу.

Н едалеко от собора была построена деревянная церковь в честь сошествия Святого Духа. Со временем деревянный храм был разобран, и на его фундаменте построили каменный двухэтажный храм с нижним престолом в честь Рождества Христова и верхним – в честь апостола Андрея Первозванного. После реконструкции 1868 г. храм стал одноэтажным, с престолом во имя Живоначальной Троицы. В 1885 г. церковь была украшена предалтарным плафоном с изображением Божией Матери, сидящей на престоле с Предвечным Младенцем на руках и окруженной Ангелами. В годы своего расцвета монастырь имел высокий статус лавры. Сохранились очерки монастырского устава. Духовным ориентиром обители были поучения преподобного Кассиана Римлянина. По инициативе Иоиля (Труцевича) была создана иконописная мастерская, работала мастерская по переписыванию и переплету книг, где трудились талантливые художники, резчики по дереву, чеканщики, граверы.

П ри активном участии отца Иоиля в монастыре была открыта братская школа и собственная типография. В 1630 г. он пригласил в монастырь печатника Спиридона Соболя. Приехав в Оршу, Спиридон быстро наладил дело и уже в 1630 г. напечатал «Брашно духовное» и «Молитвослов». В 1631 г. вышла книга, которая надолго стала главным пособием для начинающих учиться читать – «Букварь». Полное его название - «Букваръ, сиречь начало учения детям, начинающим чтению извыкати. В Кутейне изобразися в типографии Спиридона Соболя року 1631». Научив оршанских монахов печатному делу, Спиридон Соболь покинул Оршу. Его труд продолжил отец Иоиль, который сам писал предисловия к каждой книге. Типография печатала не только церковные книги, но и научно-просветительские. За 25 лет существования этого культурного центра в нем было издано около двадцати разных книг, значительными для того времени тиражами – по 200-350 экземпляров.

К утеинский монастырь посещали преподобномученик Афанасий Брестский, святитель Могилевский и всея Беларуси Георгий Конисский, царь-страстотерпец Николай II, священномученик Серафим Жировицкий, святая Валентина Минская. Царь Алексей Михайлович, посетив Кутейно в 1656 г., дал высокую оценку таланту здешних мастеров. По его приказу знаменитые резчики по дереву Арсений и Герасим, гравер Паисий были взяты в Москву, где вместе с другими мастерами работали в Оружейной палате Кремля, украшали Коломенский царский дворец и церкви в Измайлово. Продолжали свою работу в Москве и кутеинские печатники. Среди них упоминается известный мастер по изготовлению матриц для отливки шрифта Каллистрат.

В 1655 г., в результате Русско-Польской войны, большинство братий уехало по благословению патриарха Никона в Иверский Валдайский монастырь. Сам игумен Иоиль, не доехав к новому месту жительства, скончался в городе Болдино под Смоленском. Тело же его было предано земле на Валдае, где покоится и поныне. Во время войны 1812 г. разрушения, нанесенные монастырю французами, были огромными. Поэтому Кутеинская обитель, как бедная и не имеющая достаточно средств для существования, была переведена в ряд третьеклассных. В 1842 г. стала заштатной в составе некогда греко-католического Оршанского Покровского монастыря.

Н е обошли когда-то известную Белорусскую Лавру и революционные события 1917 г. После Октябрьской революции на базе монастыря было создано товарищество по совместной обработке земли. У новых хозяев лесное и полевое хозяйство, монастырские огороды, сады и пасеки очень быстро пришли в запустение. Рассыпались от старости или разбирались на кирпичи монастырские здания. Свято-Троицкая церковь была приспособлена под складские помещения. Затем на территории размещалась советская кавалерия. Есть основания полагать, что в 1939 г. здесь временно находились военнопленные польской армии. В 1941-1943 гг. со слов очевидцев на территории монастыря размещался небольшой лагерь советских военнопленных. В 1943 г. от советских авиаударов была разрушена колокольня. После Великой Отечественной войны жилые помещения монастыря были использованы Оршанским льнокомбинатом под квартиры рабочим.

Н овая история обители началась с 1990 г., когда была зарегистрирована приходская община. С 1992 г. монастырь стал действующим. Государственную регистрацию получил 7 апреля 1993 г. При содействии государства в 1995 г. был отреставрирован Свято-Троицкий храм. В начале 2010 г. в восточной части монастырского корпуса построена крещальня. 10 октября 2014 г. в обитель была перенесена местночтимая Оршанская икона Божьей Матери (день памяти 5/18 сентября и 20 июля/2 августа), временно находившаяся в Свято-Успенском женском монастыре города Орши. При монастыре работает воскресная школа для взрослых и детей, библиотека с читальным залом.

О тправной точкой в изучении, осмыслении и практическом применении духовного наследия Кутеинской обители стали 1-е, 2-е, 3-и Кутеинские чтения и Международная научно-практическая конференция «Кутеинские чтения-2014», которые привлекли внимание общественности к роли и значимости Кутеинской обители в деле просвещения и сохранения духовных и культурных традиций нашего народа. В 2006 и 2014 гг. в Орше состоялся республиканский православный фестиваль «Беларусь Православная», который способствовал возрождению и укреплению Свято-Богоявленского Кутеинского мужского монастыря. Событием международного значения стало открытие памятного знака в честь «Букваря» Спиридона Соболя 10 октября 2014 г., который был установлен на территории монастыря, также передача факсимильного издания «Букваря», воссозданного специалистами издательства Белорусского Экзархата.

В обители проживает 5 насельников (2017 г.) Наместник – игумен Сергий (Константинов).

КОНТАКТЫ:

Беларусь, г. Орша, ул. Ф. Скорины, 79

Кутеинский Богоявленский монастырь, заштатный, близ города Орши, при овраге, где протекала река Кутеинка. Основан в 1623 году; приписан к Покровскому монастырю. При нем школа и иконописная.

Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году».



Основан в 1623 г. как православный мужской монастырь на землях, подаренных шляхецким родом Стеткевичей. Располагался в Кутейно - юго-западной окраине Орши при слиянии рек Днепра и Кутеинки. Деревянный Богоявленский собор начал строиться в 1623 г., освящен в 1626 г. митрополитом Петром Могилой. Был пятикупольным, с пятиярусным иконостасом, имел два этажа и усыпальницу под спудом. Стены собора украшали росписи с изображениями 38 сюжетов Нового Завета. Другая церковь - в честь Рождества Христова - также была деревянной, двухэтажной. После реконструкции 1868 г. переосвящена в честь Святой Троицы. Монастырь был значительным духовно-просветительным центром и оплотом Православия в крае. При нем работала артель художников-иконописцев, которые имели там свою школу. В 1630 г. белорусский просветитель и книгопечатник Спиридон Соболь основал при монастыре Кутеинскую типографию, ставшую центром белорусского кириллического книгопечатания. Он издал: «Брашно духовное» (1630), «Букварь», «Молитвослов» (1631), «Часослов» (1632), «Новый Закон с псалтырью» (1632), «Лексикон Памвы Беринды» (1653) и др. Книги были искусно оформлены мастерами местной школы гравюры.

В 1654 г. по благословению патриарха Никона первый игумен Кутеинского монастыря Иоиль (Труцевич) с частью братии и типографией были переведены в Россию, в Иверский монастырь под Новгородом. После этого события значение монастыря уменьшилось, хотя жизнь там продолжалась. В 1764 г. обитель причислена к 3-му классу, а в 1842 отнесена к «заштатным» и приписана к Оршанскому Покровскому монастырю.
Деревянный Богоявленский собор сгорел от удара молнии в 1885 г. и больше не восстанавливался. Под его фундаментом в 1910-1912 гг. монахами был найден древний печерный монастырь в честь Воскрешения Праведного Лазаря. Большая печера имела 11 кв. м., было также много ниш и подземных переходов. Найден деревянный крест, укрепленный камнями. Второй раз печеры исследовались в 1926 г., обнаружены два коридора, многочисленные печеры и ниши. Теперь печеры засыпаны.

Свято-Богоявленский Кутеинский монастырь возрожден в 1992 г. Сохранившаяся Свято-Троицкая церковь переосвящена в Богоявленскую. В монастырском здании устроена Свято-Троицкая крестильная церковь.

http://sppsobor.by/bractva/vilna/publish/ruscalendar/9080



Свято-Троицкий Богоявленский мужской монастырь был основан в пригороде г. Орша (Кутейно) в 1623 году. Первая постройка - деревянный Богоявленский собор. Пятикупольный собор с пятиярусным иконостасом был возведен в 2 этажа. Его стены украшали росписи на 38 библейских сюжетов. Следующая церковь монастыря - Святой Троицы тоже была деревянной.

Комплекс монастыря состоял из этих 2-х церквей, колокольни и хозяйственных построек. Монастырь стал духовно-просветительным центром. В нем была школа и артель художников-иконописцев. Известность получила и открытая при нем типография, где печатались духовные книги. Но позже ее перевели в Москву в Иверский монастырь, и значение Богоявленского монастыря как бы уменьшилось. В 1885 году деревянный Богоявленский собор сгорел в результате удара молнии. Под его фундаментом было обнаружено помещение 11 кв. м, много ниш и подземных переходов. Был обнаружен деревянный крест, укрепленный камнями. Сегодня эти проходы засыпаны.

В 1917 году монастырь закрыли, церковную утварь разворовали, колокольню и стены церкви разрушили, кельи монахов отдали под жилье, на территории монастыря устроили гараж. Возрождение монастыря началось в 1990 году. В 1995 году отреставрирован Свято-Троицкий храм, переосвящен в Богоявленский. В монастырском здании устроена крестильная церковь.

http://www.guidebook.by/architecture/



Монастырский собор - Богоявленский - представлял собой четырехсрубное крестно-купольное строение, три сруба были пятигранной формы. А на входе располагалась открытая галерея. Интерьер храма был богат своими росписями. В 1639 году в храме были расписаны стены 38-ю разными композициями, также был вырезан из дерева иконостас. Тут же на стенах висели портреты семьи Стеткевич, как основателей этого монастыря. А возле алтаря поместили мощи святых. Под фундаментом храма находился еще один храм, подземный - храм Воскресения праведного Лазаря. В 1778 году Богоявленский собор переконструировали. Но в 1885 году сгорел, после чего больше не воссоздавался.

Кроме основного храма в монастырь входили братская школа, больница, аптека, а в 1630 году была основана еще и типография, которая впоследствии стала одним из самых крупных центров белорусского книгопечатания 17 века. Но типография проработала всего 25 лет, в 1655 году все печатное оборудование вывезли из монастыря, как и резной иконостас. С каждым годом монастырь лишь приходил в упадок, а бесчисленные войны это только усугубили. Множество мастеров вышли из стен монастыря: художники, чеканщики, резчики по дереву, граверы - все они разъехались по городам России или были переведены в Москву. В начале 20-го века монастырь пытались возродить, но безуспешно.

Более или менее из всех монастырских строений сохранилась до наших дней Свято-Духовская церковь, правда, в перестроенном виде. Она была построена в начале 17 века и действует по сей день, являясь ценным памятником архитектуры барокко: пилястры, плоские арочные ниши, лепные оконные проемы. К сожалению, многие элементы церкви были утеряны, перестроены или разрушены: не сохранились резной иконостас и фрески мастера Григория, а также первоначальная крыша, но несмотря на это Свято-Духовская церковь все еще остается одной из самых интересных достопримечательностей города.

Орша расположена в Витебской области в 220 километрах от Минска. Добраться на машине можно за 2 часа 30 минут. Ходят рейсовые автобусы. Билеты онлайн смотрите , стоимость около 13 рублей.

Удобный способ поезд. Орша – крупный железнодорожный узел. Подобрать ЖД билеты можно вот .

Не забывайте про попутки, через сервис .

Коллегиум Иезуитов в Орше

Одной из главных достопримечательностей города Орша можно смело назвать строение, датированное 17 веком – Коллегиум Иезуитов . Здание реконструировано в соответствии с первоначальным обликом.

Именно здесь, в здании коллегиума, расположился Наполеон Бонапарт во время войны 1812 года. Именно тут получили образование известные люди того времени.

Иезуитский коллегиум был построен еще в начале 17 века в стиле барокко. Изначально здание использовалось для проведения сеймов. Однако через несколько лет, король Сигизмунд III передал здание иезуитам, где было организовано первое учебное заведение. Через столетие здание было перестроено в камне. Стены вместили в себя музыкальную школу, аптеку и даже городской театр. Здание постепенно достраивалось, и на втором этаже появилась декоративная башня с часами.

В 1820 году коллегиум был закрыт из-за запрета на деятельность иезуитов. Долгие годы в здании находилась городская тюрьма. А после помещения пришли в негодность и были разворованы.

В конце 20 века весь комплекс был полностью отреставрирован. Археологи нашли остатки фундаментов коллегиума и монастыря. Сегодня в здании расположилась художественная галерея и выставочный зал и детская библиотека.


Водяная мельница

В историческом центре находится водяная мельница, построенная в 1902 году. Еще в 18 веке деревянная мельница в Орше была действительно очень прибыльной среди всей губернии. К сожалению, здание, которое привлекает туристов со всей Беларуси, не является оригинальным.

Построенная в начале 20 века мельница из красного кирпича впитало в себя особенности архитектуры того времени, сохранив только оригинальное местоположение. Фасад здания украшен круглым окном, по периметру которого выложена дата построение.

В начале 90-ых годов прошлого века благодаря программе «Возрождении» была проведена реконструкция мельницы. Теперь внутри этого красного здания находится этнографический музей.

В архитектурной композиции мельницы также присутствует арочный мост начала 20 века.

Части строений монастыря Базилиан

Сам монастырь Базилиан до наших дней не дошел. На берегу реки, в центре города Орша, сохранились лишь руины жилого комплекса монастыря .

Построенный в середине 18 века, сейчас в крайне плачевном состоянии.

Историки утверждают, что храм был основан базилианцами во второй половине 18 века.

При монастыре также был храм, который получил название костела Опеки Богоматери. В 1842 году он был переосвящен и в стенах храма расположился православный Свято-Покровский мужской монастырь.

Однако в 1967 году этот уже православный храм был взорван. На сегодняшний день частично сохранились только стены жилого комплекса при монастыре.


Заброшенный корпус монастыря Францисканцев

На улице Доминиканская, находится заброшенное здание, которое раньше было жилым корпусом монастыря. Сейчас заброшенный монастырь францисканцев не используется и постепенно разрушается. Возле главного входа находится небольшая мастерская.

О том что эта постройка памятник архитектуры напоминает небольшая табличка “Каштоунасць”.

Бывший монастырь

Там, где сегодня расположилась Троицкая церковь (Церковь Святого Духа) – ранее располагался Кутеинский монастырь. Он был основан в Орше в 1623 году. Название монастырь получил не случайно. Здание монастыря было заложено на месте слияния двух рек Днепр и Кутеинка.

Через несколько лет, во время основания монастыря, чудесным образом была явлена икона, которая сегодня считается покровительницей всей Орши – икона Божией Матери. Вокруг ее чудотворных свойств ходит множество легенд. Поговаривают, что она приносила исцеление и утешение каждому страждущему. Сегодня эта икона находится в Свято-Ильинском храме Свято-Успенского женского монастыря в Орше.

Примерное в это же время на территории монастыря был построен деревянный Богоявленский храм. Также была возведена еще одна церковь в честь рождения Христа. Во второй половине 19 века она была переосвещена в честь Святой Троицы.

Кутеинский монастырь прославился благодаря своей культурно-просветительской деятельности. В стенах монастыря находились и школа, и библиотека, и мастерская художников-иконописцев. Кутеинский монастырь славился своими мастерами и их приглашали в другие города и области. Даже Московское государство вызывало к себе плотников, каменщиков, граверов и других мастеров своего дела. В монастыре находилась самая главная в то время типография, которая издавала книги на белорусской кириллице.

В первой половине 17 века монастырь приютил более 200 монахов. Благодаря их деятельности было открыто множество других православных монастырей. Однако в 1655 году монахи были вынуждены перебраться в Иверских монастырь из-за возникшего притеснения православных униатами.

Богоявленский собор, который находился на территории монастыря, полностью сгорел в 1885 году. Интересен и тот факт, что в начале 20 века монахи нашли древний пещерный монастырь в честь Воскрешения праведного Лазаря. Были найдены пещеры, ниши и коридоры.

После распада советского союза началось восстановление Монастыря. В 1995 году, по окончанию реставрации, в стенах бывшего монастыря была освещена Свято-троицкая церковь. В стенах храма расположились мастерские по деревянной резьбе и иконописи, создаются иконостасы и многое другое.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Координаты : 54°29′31″ с. ш. 30°24′48″ в. д.  /  54.49194° с. ш. 30.41333° в. д.  / 54.49194; 30.41333 (G) (Я)

Богоявленский Кутеинский монастырь - православный мужской монастырь в городе Орша , принадлежит Витебской епархии Русской православной церкви .

История монастыря

Благословение на строительство Свято-Троицкого Богоявленского мужского монастыря было получено в 1620 году от Патриарха Иерусалимского Феофана III. Монастырь расположился на окраине Орши близ впадения реки Кутеинки в Днепр .

Комплекс монастыря состоял из деревянного Богоявленского собора (), Свято-Духовской (с Троицкая) церкви и колокольни, хозяйственных построек, с трёх сторон был обнесен каменной стеной, остатки которой сохранились.

См. также

Напишите отзыв о статье "Богоявленский Кутеинский монастырь"

Примечания

Литература

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  • Слюнькова И. Н. . - М .: Прогресс-традиция, 2002. - С. 70,91,96-100,127,135,137,156,160,493. - 600 с. - 2000 экз. - ISBN 5-89826-093-5 .
  • Аляксандр Ярашэвiч. Куцеiнская друкарня // БелЭн ISBN 985-11-0041-2 .
  • Аляксандр Ярашэвiч. Энцыклапедыя гісторыі Беларусі / Рэдкал.: Г. П. Пашкоў (галоўны рэд.) i iнш.; Маст. Э. Э. Жакевiч. - Мн. : БелЭн , 1997. - Т. 4:Кадэты-Ляшчэня. - С. 321. - 432 с. - 10 000 экз. - ISBN 985-11-0041-2 .
  • Юрый Лаўрык. Куцеiнская друкарня // . - Мн. : БелЭн , 2005. - Т. 2: Кадэцкі корпус - Яцкевіч. - С. 172-173. - 788 с. - ISBN 985-11-0378-0 .
  • Тамара Габрусь. Куцеiнскi Багаялiўнскі манастыр // Вялікае Княства Літоўскае. Энцыклапедыя у 3 т . - Мн. : БелЭн , 2005. - Т. 2: Кадэцкі корпус - Яцкевіч. - С. 173. - 788 с. - ISBN 985-11-0378-0 .
  • Юрый Лаўрык. Куцеiнскi кнiжны цэнтр // Вялікае Княства Літоўскае. Энцыклапедыя у 3 т . - Мн. : БелЭн , 2005. - Т. 2: Кадэцкі корпус - Яцкевіч. - С. 173-174. - 788 с. - ISBN 985-11-0378-0 .
  • // / авт.-сост. С.Э. Сомов. - Мн. : "Четыре четверти", 2003. - С. 91-93. - 200 с. - (Наши духовные ценности). - 2500 экз. - ISBN 985-6089-85-9 .

Ссылки

  • на сайте Витебской епархии
  • на сайте sppsobor.by

Отрывок, характеризующий Богоявленский Кутеинский монастырь

Берг недаром показывал всем свою раненую в Аустерлицком сражении правую руку и держал совершенно не нужную шпагу в левой. Он так упорно и с такою значительностью рассказывал всем это событие, что все поверили в целесообразность и достоинство этого поступка, и Берг получил за Аустерлиц две награды.
В Финляндской войне ему удалось также отличиться. Он поднял осколок гранаты, которым был убит адъютант подле главнокомандующего и поднес начальнику этот осколок. Так же как и после Аустерлица, он так долго и упорно рассказывал всем про это событие, что все поверили тоже, что надо было это сделать, и за Финляндскую войну Берг получил две награды. В 19 м году он был капитан гвардии с орденами и занимал в Петербурге какие то особенные выгодные места.
Хотя некоторые вольнодумцы и улыбались, когда им говорили про достоинства Берга, нельзя было не согласиться, что Берг был исправный, храбрый офицер, на отличном счету у начальства, и нравственный молодой человек с блестящей карьерой впереди и даже прочным положением в обществе.
Четыре года тому назад, встретившись в партере московского театра с товарищем немцем, Берг указал ему на Веру Ростову и по немецки сказал: «Das soll mein Weib werden», [Она должна быть моей женой,] и с той минуты решил жениться на ней. Теперь, в Петербурге, сообразив положение Ростовых и свое, он решил, что пришло время, и сделал предложение.
Предложение Берга было принято сначала с нелестным для него недоумением. Сначала представилось странно, что сын темного, лифляндского дворянина делает предложение графине Ростовой; но главное свойство характера Берга состояло в таком наивном и добродушном эгоизме, что невольно Ростовы подумали, что это будет хорошо, ежели он сам так твердо убежден, что это хорошо и даже очень хорошо. Притом же дела Ростовых были очень расстроены, чего не мог не знать жених, а главное, Вере было 24 года, она выезжала везде, и, несмотря на то, что она несомненно была хороша и рассудительна, до сих пор никто никогда ей не сделал предложения. Согласие было дано.
– Вот видите ли, – говорил Берг своему товарищу, которого он называл другом только потому, что он знал, что у всех людей бывают друзья. – Вот видите ли, я всё это сообразил, и я бы не женился, ежели бы не обдумал всего, и это почему нибудь было бы неудобно. А теперь напротив, папенька и маменька мои теперь обеспечены, я им устроил эту аренду в Остзейском крае, а мне прожить можно в Петербурге при моем жалованьи, при ее состоянии и при моей аккуратности. Прожить можно хорошо. Я не из за денег женюсь, я считаю это неблагородно, но надо, чтоб жена принесла свое, а муж свое. У меня служба – у нее связи и маленькие средства. Это в наше время что нибудь такое значит, не так ли? А главное она прекрасная, почтенная девушка и любит меня…
Берг покраснел и улыбнулся.
– И я люблю ее, потому что у нее характер рассудительный – очень хороший. Вот другая ее сестра – одной фамилии, а совсем другое, и неприятный характер, и ума нет того, и эдакое, знаете?… Неприятно… А моя невеста… Вот будете приходить к нам… – продолжал Берг, он хотел сказать обедать, но раздумал и сказал: «чай пить», и, проткнув его быстро языком, выпустил круглое, маленькое колечко табачного дыма, олицетворявшее вполне его мечты о счастьи.
Подле первого чувства недоуменья, возбужденного в родителях предложением Берга, в семействе водворилась обычная в таких случаях праздничность и радость, но радость была не искренняя, а внешняя. В чувствах родных относительно этой свадьбы были заметны замешательство и стыдливость. Как будто им совестно было теперь за то, что они мало любили Веру, и теперь так охотно сбывали ее с рук. Больше всех смущен был старый граф. Он вероятно не умел бы назвать того, что было причиной его смущенья, а причина эта была его денежные дела. Он решительно не знал, что у него есть, сколько у него долгов и что он в состоянии будет дать в приданое Вере. Когда родились дочери, каждой было назначено по 300 душ в приданое; но одна из этих деревень была уж продана, другая заложена и так просрочена, что должна была продаваться, поэтому отдать имение было невозможно. Денег тоже не было.
Берг уже более месяца был женихом и только неделя оставалась до свадьбы, а граф еще не решил с собой вопроса о приданом и не говорил об этом с женою. Граф то хотел отделить Вере рязанское именье, то хотел продать лес, то занять денег под вексель. За несколько дней до свадьбы Берг вошел рано утром в кабинет к графу и с приятной улыбкой почтительно попросил будущего тестя объявить ему, что будет дано за графиней Верой. Граф так смутился при этом давно предчувствуемом вопросе, что сказал необдуманно первое, что пришло ему в голову.
– Люблю, что позаботился, люблю, останешься доволен…
И он, похлопав Берга по плечу, встал, желая прекратить разговор. Но Берг, приятно улыбаясь, объяснил, что, ежели он не будет знать верно, что будет дано за Верой, и не получит вперед хотя части того, что назначено ей, то он принужден будет отказаться.
– Потому что рассудите, граф, ежели бы я теперь позволил себе жениться, не имея определенных средств для поддержания своей жены, я поступил бы подло…
Разговор кончился тем, что граф, желая быть великодушным и не подвергаться новым просьбам, сказал, что он выдает вексель в 80 тысяч. Берг кротко улыбнулся, поцеловал графа в плечо и сказал, что он очень благодарен, но никак не может теперь устроиться в новой жизни, не получив чистыми деньгами 30 тысяч. – Хотя бы 20 тысяч, граф, – прибавил он; – а вексель тогда только в 60 тысяч.
– Да, да, хорошо, – скороговоркой заговорил граф, – только уж извини, дружок, 20 тысяч я дам, а вексель кроме того на 80 тысяч дам. Так то, поцелуй меня.

Наташе было 16 лет, и был 1809 год, тот самый, до которого она четыре года тому назад по пальцам считала с Борисом после того, как она с ним поцеловалась. С тех пор она ни разу не видала Бориса. Перед Соней и с матерью, когда разговор заходил о Борисе, она совершенно свободно говорила, как о деле решенном, что всё, что было прежде, – было ребячество, про которое не стоило и говорить, и которое давно было забыто. Но в самой тайной глубине ее души, вопрос о том, было ли обязательство к Борису шуткой или важным, связывающим обещанием, мучил ее.

Мало кому известно, что единственная лавра на территории современной Беларуси находилась ранее в Орше. В 1917 году она окончательно утратила своё значение. Сейчас на её месте — скромный Богоявленский Кутеинский мужской монастырь.

Несмотря на все невзгоды в прошлом, обитель продолжает жить. Сейчас здесь три монаха, инок и послушник. Как и в старину, они несут свой крест и возносят молитвы к Богу в Свято-Троицком храме, отреставрированном в середине 90-х годов XX века. В последнее время храм преобразился, в нём появилось немало прекрасных икон. В 2012 году был отреставрирован иконостас, а в прошлом году произошла замена кровли и был сделан парапет.

У Свято-Троицкого храма есть свои давние традиции. По словам прихожан, в нём чувствуется благодать. Храм живёт полноценной приходской жизнью. В нём совершаются богослужения и церковные таинства, возносится молитва «О Богохранимой стране нашей», «О граде сем и верою живущих в нем».

Два года тому назад на пожертвования оршанцев Владимира и Наталии Панасенко на территории монастыря появилась новая колокольня. Звон девяти отлитых в Москве колоколов, разного звучания и тональности, слышен далеко над Днепром. Перекрывая уличный шум и гудения автотранспорта, он несёт в мир очистительную «молитву в бронзе». Звонить в колокола, наряду с монахом Авраамом, хорошо получается у отрока Захарии, ученика второго класса одной из средних школ города Орши.

В Кутеинской обители побывали в своё время многие святые. Это святитель Георгий Могилёвский (Конисский), преподобномученик Афанасий Брестский, святитель Пётр Могила, Мелетий Харьковский. В 2012 году по благословению игумена Сергия (Константинова) мастерами-иконописцами в Унитарном предприятии Витебской епархии «Ремесленные мастерские «Кутейна» была написана икона в честь этих святых. Сегодня образ находится в Свято-Троицком храме с северной стороны.

Наследницами славных церковных традиций являются прихожанки Нона Дунина, занимающаяся иконописью, и Валентина Кузнецова, поющая на клиросе. Сейчас в мастерской «Кутейна» работают 4 иконописца, 4 резчика и 4 столяра. Есть малярный участок. Работы кутеинских мастеров можно встретить не только в Беларуси, но и в Санкт-Петербурге, Москве, Магадане и в других городах России и Украины.

Приход имеет свою библиотеку. Когда мы слышим словосочетание «монастырская библиотека», наше воображение рисует помещение со старинными фолиантами, рукописями и свитками, до которых и дотрагиваться страшно. А что же на самом деле представляет современная монастырская библиотека, скажем, в Кутеинской обители? Недавно для неё было выделено специальное помещение. Заведующей книжным фондом стала Галина Юркевич. Монастырская библиотека насчитывает около 1,5 тысячи книг разной тематики. Значение православной книги состоит в том, чтобы помочь познать читателям Слово Божие. Галина Андреевна не ограничивается только выдачей литературы. Она создала музейный уголок по истории Кутейны. Такой музейный уголок — единственный в нашем городе. Центральное место в нём занял действующий печатный станок. В 80−90-е годы минувшего века на территории монастыря проводились раскопки. Найденные ценные экспонаты размещены здесь. Также в музейном уголке представлены старинные церковные книги и факсимильное издание «Букваря» Спиридона Соболя 1631 года издания.

На территории монастыря находится колодец коловратного типа, который освящён и назван в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник». Сейчас в сельской местности редко встретишь колодец, а у нас в городе он имеется. Ежегодно на Светлой седмице, в пятницу, в день празднования иконы Божией Матери «Живоносный источник», после Божественной литургии совершается крестный ход к колодцу, где освящают воду.

В настоящее время в Кутеинской обители заканчивается строительство дома для трудников — людей, приезжающих на территорию монастыря потрудиться во Славу Божию.

Активное участие в жизни прихода принимает Галина Горбачевская. Она организует паломнические поездки по святым местам Беларуси, России и Украины.

В 2015 году с ознакомительной поездкой Кутеинский монастырь посетил епископ Лидский и Сморгонский Порфирий, являющийся председателем Синодального отдела по делам монастырей и монашества Белорусского экзархата.

Работы по преображению Кутеинского монастыря рассчитаны на 10 лет. Для города Орши этот объект знаковый. Если он будет восстановлен, то непременно станет одной из главных достопримечательностей, не уступающей Мирскому и Несвижскому замкам.