Китай. Наложницы

Жесткие гаремные порядки

В комплекс императорских дворцов обычно входили Центральный (парадный) дворец, где проходили официальные церемонии и вершились государственные дела, и Задний дворец, отведенный для гарема, в который мужчины не допускались.

Задний дворец, в свою очередь, состоял из трех частей. Средний дворец по традиции занимала мать императора или главная жена (поэтому ее так и называли - «императрица Среднего дворца»). Восточные апартаменты считались по традиции почетнее западных, поэтому вторая жена жила в восточной части дворца, и ее называли «императрицей Восточного дворца». Третья жена занимала западные покои и называлась «императрицей Западного дворца».

Позднее в императорском комплексе Гугун было построено шесть западных дворцов, где расселились вторые по старшинству императрицы, вдовствующие императрицы-матери и наложницы высокого ранга.

Императорский двор, насчитывающий тысячи чиновников, евнухов, гвардейцев, наложниц гарема, императорской родни и жен, составлял маленькое государство в государстве с собственным управлением, законами, судом и финансами. Нейуфу, или Департамент императорского двора, состоящий из большого штата министров и мандаринов, подразделялся на семь ведомств. Третье церемониальное ведомство, к которому было причислено также определенное число евнухов, отвечало за порядок в гареме, составляло свиты и почетные стражи для императорских выходов, поддерживало порядок при торжественных приемах и на празднествах.

При императорском дворе имелась целая когорта девушек, которые должны были обслуживать маленького принца, сына императора. Сразу после его рождения принцу полагалось ровно сорок нянек, среди которых было восемь кормилиц, восемь надзирательниц, поварихи, швеи, фонарщицы, уборщицы, в том числе девушки, специально занимавшиеся сбором драгоценных экскрементов будущего Сына Неба. А когда маленького принца отнимали от груди, кормилиц заменяли евнухами.

Вид на Западное озеро в Ханчжоу

В седой древности при дворе императора также существовали особые придворные дамы (тунгуань, тунши, нюйгуань), главной обязанностью которых было вести учет Царственных Соединений для подтверждения законнорожденности детей. Этот учет они вели специальными кисточками для письма. Впервые должность тунгуань была официально учреждена при дворе шанского правителя Чжоу Синя. В обязанности дам, занимавших эту почетную должность, входили две задачи: первая - организация программы сексуальных контактов императора или вана (представителя аристократического семейства) и вторая - подбор красивых девушек на каждую ночь.

Если в доханьское время императоры или ваны сами подбирали себе девушек, то после династии Хань сложилась специальная система отбора наложниц во дворец. Нюйгуани подбирали красивых девушек по указаниям Сына Неба, а затем руководили их воспитанием и обучением.

Как проходили наблюдение и учет над Царственными Соединениями, можно увидеть на примере уже упоминавшегося шанского правителя Чжоу Синя. В его опочивальне было установлено специальное кресло, сидя в котором, тунгуань внимательно наблюдала за происходящим, следя за тем, чтобы Царское Соединение действительно имело место без обмана. Для регистрации таких акций использовались специальные кисточки красного цвета. И в позднейшие времена появился даже особый жанр эротической литературы - «Истории, написанные красной кисточкой».

Тунгуани и нюйгуани также следили за строгим соблюдением индивидуального «графика посещений» Сына Неба. Известно, что впоследствии ведение такого учета было поручено дворцовым евнухам. И вот как они исполняли это.

Сын Неба, желая провести ночь с какой-либо наложницей, повелевал главному евнуху доставить ее в свои покои. И делалось это по особому правилу. В приемной комнате императора на небольшом столике находился «драконовый» ларец, в котором, разделенные на секции, стояли рядами нефритовые жетоны, на которых были выгравированы имена его наложниц (их могло быть несколько сот). Когда император делал выбор, он вынимал соответствующий жетон, ударял в настольный гонг и молча протягивал табличку вошедшему евнуху.

Наложницы во дворце. Художник Цзяо Бинчжэн (конец XVII - начало XVIII вв.)

По отобранному жетону дежуривший евнух находил нужную наложницу. Служанки уводили ее в спальню, раздевали донага и умащивали благовониями. Обнажали ее также с целью безопасности: в таком виде она не могла прихватить с собой кинжал или нож (так как в истории известен случай, когда одного императора пытались убить с помощью наложницы). Обнаженную наложницу пришедший евнух-посланец заворачивал в специальное покрывало из пуха цапли (почему из пуха цапли - неизвестно, возможно потому, что цапля символизирует в Китае защиту от всякого коварства). После таких приготовлений физически крепкий евнух сажал наложницу к себе на плечи и доставлял в опочивальню императора. Здесь евнух снимал с нее накидку. К решающему моменту император уже должен был лежать в постели, так что наложница проскальзывала к нему прямо под одеяло. Пока эта парочка предавалась наслаждению, главный управляющий палаты важных дел и евнух, принесший наложницу, должны были ждать в соседнем помещении. Если наложница задерживалась у императора слишком долго, главный управляющий кричал: «Время пришло!» (то, что на Западе любой счел бы неслыханным, в Поднебесной воспринималось как естественное, ибо там даже монарх был опутан церемониями, вменявшимися в обязанность). И так до трех раз, пока Сын Неба не откликался. Тогда евнухи входили, снова заворачивали наложницу в накидку и уносили. Но до этого главный управляющий становился перед императором на колени и почтительнейше спрашивал: «Оставить или нет?». Речь шла о драгоценном «драконовом семени». Если следовал ответ «Не оставлять!», тогда главный управляющий нажимал на живот женщины таким особым образом, что все «драконово семя» выходило наружу. А если Сын Неба говорил «Оставить», то евнух записывал ее в специальной регистрационной книге учета: «В такой-то месяц, такого-то числа, в такой-то час император осчастливил такую-то наложницу». Таким путем определялась законность рождения ребенка от императора. Эти правила крайне строго соблюдались в зимних дворцах Запретного города. Что же касается летних резиденций, то там богдыхан (священный государь) мог себе позволить нарушить строгие предписания, установленные на заре династии Цин.

Хризантемы - одни из любимых цветов китайских живописцев

Если наложниц приносили в спальню императора, то к своей жене он приходил сам и на время, которое не ограничивалось. Тем не менее, каждое такое посещение все равно должно было фиксироваться в особой книге учета. По выходе богдыхана из опочивальни коленопреклоненный евнух почтительно ждал ответа о том, состоялось соитие или нет. Если нет, то Сын Неба бросал небрежно: «Уходи!» - и соответствующая графа в книге оставалась пустой.

Итак, мы видим, что император сам оказывался пленником жесткого этикета, существовавшего во дворце. Всяческие условности определяли и сферу любовных развлечений Сына Неба.

По древним законам только женам высшего ранга позволялось оставаться с императором на всю ночь. Наложницы же обязаны были покидать спальню до наступления рассвета. В «Шицзине» сохранилось древнее стихотворение «Звезды», в котором оплакивается ущемление прав наложниц:

Сколько малых звезд на небосводе!

Ярких три иль пять на весь Восток.

К князю я спешу, лишь ночь приходит…

С князем я - рассвета близок срок…

Звездам дал иное счастье рок.

Много малых звезд на небосводе,

Светит Мао, Шэнь уже видна.

К князю я спешу, лишь ночь приходит, -

Одеяло принесет жена…

Звезд судьба и наша - не одна!

(Перевод А. А. Штукина)

На территории Запретного города

Сам термин «звездочки» позднее стал устойчивым для обозначения именно наложниц. У древних китайцев бытовали обычно такие сравнения: муж - небо, жена - земля, муж - Солнце, жена - Луна; второстепенные жены - звезды.

Сексуальные контакты гаремных женщин по закону ограничивались исключительно супружеской постелью, где муж был обязан одарять каждую из своих женщин вниманием. Здесь уместно сказать, что постель была значительно больше, чем необходимо для сна: это было весьма просторное ложе, в сущности, маленькая комната с четырьмя колоннами, соединенными решеткой, а изнутри закрытая занавесками.

Если мужчина в сексуальном отношении игнорировал какую-то из своих женщин, это считалось серьезным прегрешением: ни возраст, ни внешность не принимались в расчет и не позволяли мужу избегать строго предписанного древними протокола, предусматривающего очередность и частотность половых сношений с женами и наложницами.

«Даже если наложница состарится, но при этом еще не достигла пятидесятилетнего возраста, - говорилось в инструкции „Лицзи“, - муж обязан совокупляться с ней раз в пять дней. Со своей стороны, она обязана, когда ее приводят к ложу мужа, быть чисто умытой и опрятно одетой; она должна быть как следует причесана и напомажена, одета в длинное платье и обута в соответствующим образом подвязанные домашние туфли».

Существовал ряд второстепенных правил: в случае, если главная жена отсутствовала, то наложница не могла оставаться с мужем всю ночь, а должна была покидать спальные покои сразу же после завершения полового акта.

Только траур по родителям (в течение трех месяцев и более) мог быть для мужчины уважительной причиной воздержания от сексуального союза с женами и наложницами.

Хотя формально у всех женщин и наложниц гарема было право на удовлетворение их сексуальных потребностей, но фактически этого, разумеется, не происходило.

Императорская кровать из дерева с вырезанными на ней 55 драконами

Наложницы императорского дворца до их любовной связи с Сыном Неба все должны были являться девственницами. Регулярные специальные чиновники, как правило, из евнухов (или псевдоевнухов - хитрецов, каковых, как это подтверждает китайская история, было немало при дворе), объезжали страну с целью набрать новых «непорченых» красавиц для императора, но в дальнейшем этих отобранных евнухами красавиц император мог даже и не видеть. Не каждая удостаивалась чести разделить ложе с императором. Потерять же невинность иным способом - например, при помощи псевдоевнуха - многие опасались, во всяком случае, до тех пор, пока в душе еще надеялись на высшее благоволение. Ибо если уже совершившая грехопадение наложница потом все-таки попадала в опочивальню Сына Неба, то кончалось это великим позором для нее и ее ближайшей родни, избежать ужасных последствий которого можно было лишь наложив на себя руки.

Но если наложницу, побывавшую в опочивальне императора и проведшую с ним счастливые часы, он потом забывал на долгие годы, удовлетворять свои женские инстинкты ей уже приходилось с помощью мастурбации, лесбийской любви или при помощи тех же псевдоевнухов. Хотя о таких отношениях китайская история, как правило, умалчивает.

Из-за все более увеличивавшегося числа наложниц в гареме требовалось прилагать все больше усилий для ведения точного учета удачных и неудачных сексуальных союзов императора со своими девушками, отмечать их дату и час, дни менструаций у каждой из женщин и появление первых признаков беременности. Подобные меры были необходимы для определения будущего статуса рождающегося младенца. В «Записках из туалетной комнаты» («Чжун лоу цзи») автора Чжан Би (около 960 г.) говорится, что в начале эры Кайюань (713–741) каждой женщине, с которой имел сексуальную связь Сын Неба, ставили на руке специальную печать с таким текстом: «Ветер и луна (т. е. сексуальные забавы) вечно остаются новыми». Эту печать натирали благовонием из корицы, после чего удалить ее было невозможно. И ни одна из сотен дворцовых дам без предъявления этой особой печати не могла претендовать на то, что она удостоилась благосклонности императора.

Китайский евнух

Чтобы забеременеть от Сына Неба и стать матерью наследника престола, достигнуть наивысшего положения во дворце, обитательницы гарема пытались использовать все средства, какие возможно: интриги, клевету, насильственное прерывание беременности, сговор с евнухами, их подкуп, усыновление по политическим мотивам чужого ребенка и даже убийство соперниц.

Из древней истории Китая известно, что императрица Чжэнь, супруга императора Вэнь-ди, была оклеветана одной из фавориток императора. Это привело в ярость Вэнь-ди, и он «даровал» своей супруге право утопиться.

Младший брат императора, известный поэт Цао Чжи, полюбил Чжэнь еще до того, как она стала женой Сына Неба. После смерти возлюбленной он посвятил ей знаменитые поэтические строки:

Как вспуганный лебедь, парит,

С летящим драконом изяществом схожа.

Хризантемы осенней прекрасней она,

Сосна весенняя ей сродни.

Похожа на месяц - легкое облачко

Ее от очей скрывает.

Порхает-порхает, точно снежинки,

Влекомые вихрем, влекомые долгим ветром.

Издалека глядишь на нее -

Ярка, как солнце, встающее в утренней дымке;

Ближе она подойдет -

Вод прозрачных чистый и скромный

Житель - лотос…

(Перевод Л. Черкасского)

Цао Чжи - древнекитайский поэт, один из наиболее известных поэтов своего времени. Деталь свитка «Фея Реки Ло» художника Гу Кайчжи

Несколько иные порядки в отношении жен, наложниц и женщин при императорском дворе были заведены монгольскими императорами, когда они захватили Китай и основали свою династию Юань. Вот как это описано в «Книге Марко Поло» известным венецианским путешественником:

«Законных жен у него (имеется в виду Кублай-хан, Кубилай, Хубилай, 1260–1295 гг. - В. У. ) четыре. А старший сын от них станет по смерти великого хана царствовать в империи; называются они императрицами и каждая по-своему; у каждой свой двор, и у каждой по триста красивых, славных девок. Слуг у них много, евнухов и всяких других, и служанок; у каждой жены при дворе до десяти тысяч человек.

Всякий раз, когда великий хан (Хубилай. - В. У. ) пожелает спать с какою женою, призывает ее в свой покой. А иной раз сам идет к ней.

Есть у него и другие подруги, и скажу вам, что есть татарский род миграк (монгольское племя, жившее около Великой Китайской стены. - В. У. ), народ красивый; выбирают там самых красивых в роде сто девок и приводят их к великому хану; великий хан приказывает дворцовым женщинам смотреть за ними, а девкам спать с теми вместе на одних постелях, для того чтобы разведать, хорошо ли у девок дыхание, девственны ли они и совсем ли здоровы. После этого начинают они прислуживать великому хану вот каким образом: три дня и три ночи по шести девок прислуживают великому хану в покое и в постели; всякую службу исправляют, а великий хан все, что пожелает, то делает с ними. Через трое суток приходят другие шесть девок, и вот так во весь год, через каждые три дня и три ночи меняется шесть девок».

По данным Марко Поло, от этих жен у Хубилая было двадцать два сына и «еще двадцать пять сынов от подруг».

Видимо, китайские девушки высоко котировались у монгольских правителей. Известно, что Чингисхан еще до завоевания Пекина взял в жены царевну из чжурчжэньской империи Цзинь, находившейся на территории Северного Китая, которая пережила своего мужа более чем на 30 лет. Хотя, по преданиям, она была некрасива лицом и не подарила мужу детей, но, несмотря на это, всю свою жизнь, даже после того как ее родина была завоевана монголами, пользовалась особым почетом как «дочь великого императора». А в 1210 г. император тангутского государства Западное Ся, находившегося на северо-западе Китая, был принужден отдать свою дочь в жены Чингисхану.

Знаменитый путешественник Марко Поло. Миниатюра из книги «Путешествия Марко Поло»

Иногда между китайцами шла тайная война за понравившихся наложниц. Так, известный писатель У Вояо, специалист по историческим романам, в своей книге «История страданий» описывает сюжет, связанный с одним из героев романа - главным евнухом У Чжуном, когда последний помогает канцлеру южносунской династии Цзя Сыдао выкрасть понравившуюся ему императорскую наложницу из дворца Сына Неба. Чтобы кража была не столь заметна, он заменил наложницу «грубой служанкой», а затем, чтобы скрыть все следы подлога, умертвил и тайно похоронил эту служанку.

Наложницы должны были следить за своим туалетом, тратя на это занятие большое количество времени, чтобы в любой момент быть готовыми к интимной встрече с императором. Особое внимание обращалось на прическу и головные украшения. «Тучи волос», уложенные в тугие черные пучки, удерживались шпильками разнообразной формы с превосходной отделкой. Шпилька в Китае считалась символом женщины.

Однако очевидно, что Сыны Неба не всегда помнили всех своих жен и наложниц, особенно в то время, когда их было несколько тысяч. Этим пользовались в корыстных целях евнухи, которые требовали взятки за оказываемые услуги. И седая история Китая хранит факты такого рода.

Так украшали себя женщины в эпоху Пяти династий

Здесь уместно вспомнить одну из древних легенд, связанную с красавицей-наложницей Ван Чжаоцзюнь (она же Ван Цзян, Мин-фэй). Ханьский император Юань-ди (48–33 гг. до н. э.), выбирая себе очередную подругу на ночь по портретам обитательниц своего гарема (видимо, из-за их большого количества наложниц иногда он ни разу не видел некоторых их них воочию), никогда не звал в свою опочивальню эту девушку, так как придворный художник Мао Яньшоу, не получив от нее, как от других девиц, взятки, изобразил ее на картинке уродливой. Ее же, как самую некрасивую, император решил отдать в жены вождю племени сюнну (гуннам). О красоте Ван Чжаоцзюнь император узнал лишь на прощальной аудиенции, где с первого взгляда влюбился в нее. Но дело было сделано, договор заключен, и красавице-наложнице пришлось уехать на север к вождю племени сюнну. От вождя у нее родился сын.

В один прекрасный день вождь скончался, и его наследником стал старший сын от первой жены. Согласно обычаям сюн-ну, новому хану разрешалось брать в жены женщин отца, и он обратился к Ван Чжаоцзюнь, предложив свою руку. Она попросила время для раздумий. А сама написала письмо императору Юань-ди, изложив ситуацию и надеясь, что он позволит ей вернуться в Китай. Она с нетерпением ждала ответа. Письмо пришло, в нем император в интересах свой страны повелел ей выйти замуж за нового хана. Новому правителю она родила двух дочерей. Она так и умерла на чужбине, тоскуя по родине (ее могила сохранилась на территории Внутренней Монголии). Поэт Лянь Сянь написал об этом так:

Портрет не передал всей прелести лица,

Но красота дала ей только терний путь:

Оторвана, чтоб мир стране принесть, от отчего дворца…

(О, позабудь о милости суровой властелина, позабудь!)

Союз скреплен. Но слезы при луне я лью

У крепостных валов границы.

И пыль пустыни платья покрывает шелк…

И вспомнила Китай, и сердцем муку пью.

Ван Чжаоцзюнь считается одной из четырех великих красавиц Древнего Китая. Легенды о ней передавали из поколения в поколение

Надо заметить, что Юань-ди, пораженный красотой Ван Чжаоцзюнь, расследовал дело о ее портрете и казнил художника Мао Яньшоу, а вместе с ним и других придворных художников. Об этом писал известный реформатор Сунской династии Ван Аньши:

Напрасно властитель велел казнить

Художника Мао Яньшоу.

Ушла, и сердце ей говорит:

Вернуться назад нельзя.

(Перевод А. Сергеева)

Она была не только красавицей, но и хорошей поэтессой, оставившей потомкам несколько великолепных стихотворений, которые китайцы помнят до сегодняшнего дня. Вот одно из них: «Песнь одиночества и печали».

Осенний лес. Куда ни погляжу -

Увял и пожелтел зеленый лист.

Слетелись в горы птицы из долин,

На тутовых деревьях собрались.

Они себе разыскивают корм,

Сверкая опереньем меж ветвей…

Я милости судьбой не лишена -

Живу себе в обители моей.

Рассталась я с дворцом давным-давно,

В недугах коротаю жизнь мою,

А чувства - чувствам воли не даю.

Пусть быт и пища непривычны мне

И многое здесь чуждо для меня,

Но на чужбине я совсем одна,

Привычки давние должна менять.

С залетной ласточкой себя сравню:

Гнездо ее отсюда далеко -

В Сицзяне, где разливы бурных рек,

Где пики гор до самых облаков.

О, мать родная! О, родной отец!

Видать, на этом свете правды нет.

Как я тоскую, убиваюсь как!

Глазам бы не глядеть на белый свет!

(Перевод М. Басманова)

Туман в горах. Художник Чжао У Чао

Легенда о красавице долгое время хранилась в памяти народа и воспевалась в стихах известных поэтов.

Однако не все императоры наслаждались только красивыми наложницами, как это делало большинство.

Известно, что в период царствования императора Сюань-цзуна (712–756 гг.) был очень близкий к Сыну Неба некий «евнух-дракон» Ван Фэйшэн. Ван завоевал хорошее расположение императора в то время, когда Сюань-цзун, пресытившись обществом молодых и красивых наложниц, потребовал, чтобы для него раздобыли самых безобразных и уродливых девушек Поднебесной. Ван Фэйшэн послушно бросился исполнять приказ повелителя. Он построил дворец, названный «Дворцом желанных чудовищ», и разместил в нем безобразных и уродливых девушек, карлиц и великанш и даже, как гласит легенда, женщину с двумя головами. Когда Сын Неба занимался с последней любовью, обе головы одновременно отвечали на его страсть.

Ван Фэйшэн не только не любил, но, можно сказать, ненавидел императрицу, и когда первый министр двора Шан Гуаньи, который тоже ее не жаловал, предложил евнуху объединить усилия против императрицы, тот с удовольствием согласился. Однажды Шан сообщил евнуху, что императрица занимается колдовством, пристрастившись к даосскому культу черной магии. Из-за того, что император обходит ее своим вниманием, императрица пытается наслать на Сына Неба порчу с тем, чтобы лишить его мужской силы. Евнух немедленно рассказал эти новости императору, тот вызвал к себе своего первого министра за советом. Шан предложил изгнать императрицу, пока она еще не успела причинить Сыну Неба никакого вреда, однако Сюань-цзун, любивший свою жену, предложил скопцу вначале представить доказательства ее вины.

Евнух Ван стал действовать. Он повысил в ранге нескольких наложниц за их клятвенное обещание подтвердить, что они были свидетелями того, как императрица занимается черной магией. Затем «евнух-дракон» подкупил нескольких даосских монахов, разрешив им сделать несколько визитов в гарем и «побаловаться» там с наложницами, и потребовал, чтобы они засвидетельствовали то же самое про императрицу, что и подкупленные наложницы. На его беду, нашелся один неподкупный монах, который предупредил императрицу о готовящемся против нее заговоре. И прежде чем заговорщики успели собрать достаточно «свидетельств» и «улик» против нее, она убедила Сына Неба в своей невиновности. Будучи женщиной сильной воли и довольно напористой, она уговорила Сюань-цзуна разрешить ей самой покарать негодяев-заговорщиков. Сын Неба дал ей такое право. Соблюдая установленный законом порядок, она первоначально заставила Вана и Шана подписать признание: правда, как часто было в те давние годы, этому предшествовали жестокие пытки, продолжавшиеся двое суток. Затем они оба были обезглавлены, их имущество конфисковано, а семьи обращены в рабство.

Известны примеры, когда императрицы понижались в ранге до наложниц. Так произошло с императрицей Няоланалой (маньчжурское имя) императора Цяньлуна (1736–1795 гг.). Во время одного из путешествий императора на юг между ним и Няоланалой произошла серьезная размолвка, вызванная, как полагают, супружеской неверностью императрицы. Ей тогда было уже около 50 лет, у нее было трое детей, но это не помешало императору лишить ее почти всей прислуги и привилегий. Последние годы жизни она провела уединенно в Пекине. Известие о смерти Няоланалы застало императора на охоте в летней резиденции в Жэхэ. Оттуда он распорядился похоронить неверную супругу как простую наложницу, без изготовления таблички ее духа и без последующих церемоний ее поминовения.

Айсиньгёро Хунли - шестой маньчжурский император династии Цин. В течение 59 лет (1736–1795 гг.) правил под девизом «Цяньлун» (Непоколебимое и славное)

Совсем по другому Цяньлун относился к другой наложнице Сянфэй («Благоухающая наложница»). Она была любимицей императора. Сянфэй родилась в 1743 г. в Синцзяне в мусульманской семье, во дворце появилась лишь в 26 лет, а к 35 годам стала фавориткой правителя и пользовалась особыми правами: носила национальную одежду, продолжала исповедовать ислам, имела своего повара - мусульманина. Поскольку она сильно тосковала по родине, император создал для нее особые условия: у южной стены дворца Чжунаньхай в Пекине повелел выстроить двухэтажный павильон, куда и поселил Сянфэй. Против павильона, за стеной дворца, вскоре вырос целый городок домов мусульман с мечетью. Любимая наложница всегда могла с верхней галереи павильона наблюдать за повседневной жизнью своих единоверцев.

Если в средневековом Китае количество наложниц доходило до нескольких тысяч, то в более поздние времена, когда маньчжуры захватили Китай и установили свою династию, при дворе императора было решено сократить количество наложниц в несколько раз. Сын Неба счел, что ему достаточно примерно 70 наложниц, однако, судя по китайским хроникам, часто этого числа императору явно не хватало, и он увеличивал их количество. Как утверждают китайские знатоки придворной жизни в Запретном городе, перед настоящим браком для маньчжурских императоров устраивался так называемый пробный брак - чтобы они могли обрести необходимый практический опыт. «Пробных жен» часто отбирали из фрейлин, а затем немедленно отдаляли от молодого Сына Неба, иногда даже уничтожали, дабы он не мог привязаться к ним. Во время такого «пробного» брака возле «драконова ложа» стояла опытная женщина, которая подсказывала, что именно и как нужно делать. Активно использовались и наглядные пособия.

Сянфэй - легендарная уйгурская наложница китайского императора Цяньлуна

Порой жизнь в гареме превращалась в настоящую адову пытку. К примеру, князь Цзянь был садистским ублюдком, который развлекался со своими сестрами и ради забавы заставлять топить в озере при своем дворце мальчиков и девочек. Когда наложниц из гарема уличали в каких-то прегрешениях, он приказывал им весь день оставаться голыми во дворце и отбивать время на барабане, голыми сидеть на деревьях или же велел морить их голодом до смерти. Других же женщин он приказывал раздевать догола, заставляя их затем становиться на четвереньки, чтобы псы или бараны совокуплялись с ними.

Был известен своим жестоким обращением с многочисленными наложницами и сын императора Уцзуна Шицзун. По преданию, такое обращение привело в 1542 г. к тому, что доведенные до отчаяния дворцовые женщины предприняли попытку покушения на своего хозяина. Двенадцать наложниц тайно сговорились удавить в постели спящего Шицзуна шелковым шнурком. Им удалось тайком проникнуть в опочивальню Сына Неба, но шнур запутался у них в руках. Наложницы пытались, трепеща от страха, в спешке его расправить, однако им это никак не удавалось. Поднялся шум, император проснулся и позвал стражу. Несчастных женщин схватили, немедленно отсекли руки и ноги, а с наступлением утра предали смерти. Неудавшаяся попытка покушения произвела на Сына Неба такое глубокое впечатление, что напуганный Шицзун после этого много лет скрывался в старом дворце князя Яньвана на территории современного Чжунаньхая и отказывался от аудиенций высших сановников.

Вместе с Шицзуном после его смерти была захоронена императрица и одна наложница, и еще 21 его наложница была захоронена в другой гробнице.

Известен и более близкий по времени факт. Маньчжурский принц, живший в Пекине, как-то велел заживо закопать одну из своих наложниц, устроив предварительно церемониальный кортеж, в сопровождении которого несчастная была проведена по главным улицам столицы.

Птицы и бамбук. Художник Шен Вей

За мельчайшую провинность наложниц били. «Первая особа, которая подверглась наказанию в моем присуствии, была служанка, - вспоминала в своей книге „Два года в Запретном городе“ фрейлина императрицы Цыси. - Она подала неодинаковую пару носков, за что Ее Величество велела другой служанке ударить ее десять раз по щекам. Служанка, видимо, била ее не особенно сильно, поэтому Ее Величество сказала, что они, наверное, хорошие друзья и поэтому не повинуются ее приказам; и первой, подвергшейся наказанию, велела бить вторую за ослушание».

Случалось, что наложницам императорского гарема приходилось недоедать и даже умирать голодной смертью. Так было при слабохарактерном императоре Сицзуне (1621–1627 гг.). Тогда всеми государственными делами заправлял могущественный евнух Вэй Чжунсянь, мнивший себя вторым Конфуцием. Пока Сицзун занимался резьбой по дереву, раскраской лаковых изделий или забавлялся в своем огромном гареме, Вэй Чжун-сянь жестоко расправлялся со всеми способными и талантливыми людьми, которые проявляли хотя бы тень недовольства.

Владычество тупого и жестокого евнуха привело к плачевным результатам. Могущественные маньчжурские племена все глубже пробивались на китайские земли. Они взяли Шэньян (Мукден), губернатор которого был задолго до этого казнен евнухом. Голод в стране принял катастрофические размеры и даже проник за стены императорского двора, в результате чего умерло много наложниц Сына Неба.

Служанок для императорского двора тоже отбирали на специальных конкурсах, устраиваемых в определенное время. Но они могли быть менее высокого происхождения, чем наложницы. Девушек несколько месяцев (три и более) учили, как обслуживать Сына Неба и его домочадцев, проверяли их здоровье, и только после этого они получали право стать служанками. В первую очередь обращалось внимание на то, чтобы они не мочились ночью в постель. Даже у тех из претенденток на службу во дворце, у кого в обычной ситуации не происходило ничего подобного, в новых необычных условиях дворца и после тяжелой дневной работы иногда случалось такая неприятность. Если в течение одного месяца за ними трижды фиксировалась эта погрешность, то они выдворялись из дворца.

Золотые львы на территории Запретного города

Тем же служанкам при дворе, кто хорошо справлялся со своими обязанностями, платили ежемесячную зарплату - около 20 лянов. За провинности зарплату снижали, иногда в несколько раз, вплоть до 4 лянов. Служанки работали посменно - один раз в трое суток, некоторые один раз в пять суток по определенной очереди. У них тоже была возможность быть «осчастливленными» Сыном Неба до двадцатилетнего возраста. Если этого не происходило, то тех, кому было за двадцать, возвращали домой и, понятное дело, они уже больше не имели шансов выдвинуться при дворе.

Впрочем, далеко не всем служанкам выпадало счастье быть просто выставленными за ворота и отправленными домой. Многие умирали от тяжелой работы и плохих условий или были убиты. Потом их тела сжигали в общих так называемых «колодцах». Один из самых больших колодцев находился в 5 ли (2,5 км) за городскими воротами Фучэнмэнь г. Пекина. Это место, которое превратилось в «кладбище» дворцовых служанок, называли «Гунжэньсе» . Вот что рассказывалось о «Гунжэньсе» в китайских хрониках: «Все незнаменитые служанки дворца не погребались в отдельных могилах - их трупы сжигали внутри колодца… Там есть две ямы, стены которых выложены кирпичом; на небольшом домике - пагода. Колодцы сверху покрыты каменными плитами, на них имеются небольшие отверстия, через которые в колодец проникает воздух».

Только в конце правления Цзяцзин старшим служанкам дворца Сына Неба стали разрешать покупать землю для своей могилы. Если они не желали, чтобы их труп предавали огню, им предоставлялась возможность быть похороненными в земле.

Служанки танского двора. Настенная роспись гробницы танской принцессы Юнтай

С определенной точки зрения, обязанности наложниц можно было тоже считать работой, как и обязанности служанок. Наложницы не только должны были всячески ублажать императора, за ними во дворце закреплялись и обычные бытовые обязанности. Так, во время правления Сяньфэна они выращивали шелковичных червей, шили одежду, обувь и головные уборы для придворных, готовили духи и различную косметику для дворцовых дам. Они же вместе с евнухами отвечали за убранство императорских покоев, за подготовку банкетов и т. п.

Когда будущая императрица Цыси впервые появилась во дворце в звании наложницы, ей платили в год около ста пятидесяти лянов серебром, т. е. примерно четыреста американских долларов по курсу тех лет. А накануне смерти в качестве императрицы ее ежегодные доходы составляли почти десять миллионов долларов - то есть вдвое больше, чем у любого китайского императора.

Обычно наложницы находились во дворце Сына Неба до 20–22-летнего возраста, после чего, если они оказывались бездетными, их просто выгоняли. Они жили в специальных помещениях, за ними строго надзирали евнухи дворца. За нарушение установленных правил и распорядков наложниц в лучшем случае изгоняли из дворца Сына Неба, а в худшем - казнили.

Как уже упоминалось, гаремы были не только у императоров. Уже в Древнем Китае в среде высшей знати часто практиковался сорорат - когда вместе с невестой в дом мужа ехала ее младшая сестра или племянница в качестве своего рода заместителя жены, наложницы. Кроме того, достаточно типичными были гаремы из ряда жен и наложниц.

Вообще положение женщины в гареме влиятельного китайского аристократа не было столь приниженным, как, скажем, в гареме турецкого султана. А женщины из правящего дома имели немалое политическое влияние и порой активно вмешивались в дела государства или удела, не говоря уже об упоминавшихся интригах, которые чаще всего тоже имели политический характер.

НОВЫЕ ПОРЯДКИ Почему же семиты-авары смогли разгромить и покорить многочисленные и отнюдь не слабые степные народы? Причин много, о них я уже писал. Но добавлю еще одну словами той же С. А. Плетневой: «Авары принесли с востока два, связанных друг с другом нововведения:

Из книги История византийских войн автора Хэлдон Джон

НОВЫЕ ПОРЯДКИ Новая элита своим происхождением была обязана кризису VII в., повлекшему за собой реорганизацию государственного аппарата. Главным определяющим ее фактором была необходимость подбора государственных деятелей, компетентных как в военных, так и в

автора Олмстед Альберт

Гаремные интриги Прекрасное обещание Ксеркса, данное им в молодые годы, не было исполнено. Провал похода в Европу подстегнул гаремные интриги с их ужасными последствиями. Во время отступления с мыса Микале брат царя Масист возложил вину за поражение на адмирала Артаинта

Из книги История Персидской империи автора Олмстед Альберт

Гаремные интриги Тиссаферн объяснил отказ флота наступать в западном направлении его малочисленностью. Действительной причиной было то, что проблемы у Дария имелись гораздо ближе к дому.Сначала это было восстание мидийцев, хотя оно было быстро подавлено. Затем

Из книги Египет Рамсесов автора Монтэ Пьер

X. Гаремные интриги Фараон мог считаться богом, законным сыном Амона, но это не спасало его от врагов-святотатцев, которые замышляли его погибель, старались укоротить его царствование либо изменить естественный порядок наследования. К концу царствования Рамсеса III одна

автора Истомин Сергей Витальевич

Из книги Жизнь графа Дмитрия Милютина автора Петелин Виктор Васильевич

Глава 6 ЖЕСТКИЕ ДЕЙСТВИЯ ГЕНЕРАЛА МУРАВЬЕВА Муравьев, как только появился в Вильно, сразу понял, что и здесь, как в Петербурге, ничего хорошего для него нет, все шесть губерний охвачены пламенем восстания, правительственной власти нигде нет, войска лишь в городах, а леса и

Из книги Казаки против Наполеона. От Дона до Парижа автора Венков Андрей Вадимович

Боевые порядки (лава) Навыки кавалерийской службы казаки, видимо, получили в войске Московского государства. Практически все очевидцы-иностранцы находили, что конница московских царей очень сильно напоминает татарскую. Эти навыки были усовершенствованы в постоянных

Из книги У истоков исторической правды автора Верас Виктор

Порядки в ВКЛ и на Руси Еще одной очевидной неочевидностью является миф о том, что в Великом Княжестве Литовском была жесткая и даже жестокая власть, где людям жилось очень трудно. Но зато на Руси было прекрасно.А что же пишут по этому поводу ученые?«В землях ВКЛ право было

автора Армстронг Пит

СТЕРЛИНГ – БРИДЖ. БОЕВЫЕ ПОРЯДКИ 11 СЕНТЯБРЯ 1297 ГОДААНГЛИЙСКАЯ АРМИЯ:Главнокомандующий – Джон де Уоррен, граф СуррейАвангард под командованием Мытаря Шотландии сэра Хью де Крессингема:Кавалерия – 150 рыцарей и латников. Командир – сэр Мармадьюк де ТвенгПехота – 1000

Из книги Восстание Уильяма Уоллеса. [Стерлинг-Бриджское и Фолкиркское сражения] автора Армстронг Пит

ФОЛКИРК. БОЕВЫЕ ПОРЯДКИ 22 ИЮЛЯ 1298 ГОДААНГЛИЙСКАЯ АРМИЯ:Главнокомандующий – король Эдуард IКавалерия:Авангард под командованием графа Линкольна (3 графа, 18 баннеретов): 450 баннеретов, рыцарей и латников.Вторая бригада. Командир – Энтони Бек, епископ Дурхемский (1 князь –

Из книги Тактика броневыхъ войскъ автора Генералъ Таракановъ

Боевые порядки танковъ Приступая къ разсмотренію боевыхъ порядковъ, необходимо предварительно коснуться вопроса объ управленіи танками въ бою. Какъ уже упоминалось, однимъ изъ условій для достиженія успеха танковъ въ атаке считается примененіе ихъ въ большомъ числе

Из книги Я познаю мир. История русских царей автора Истомин Сергей Витальевич

Жесткие реформы В первые дни после смерти Екатерины II Павел I приказал совершить обряд перезахоронения останков своего отца - императора Петра III. Его прах погребли рядом с Екатериной II в Петропавловском соборе Петербурга. При проведении церемонии Павел I снял с себя

Из книги Родная старина автора Сиповский В. Д.

Новые порядки в Москве Иван Васильевич, этот великий собиратель Русской земли, почти довершил то дело, над которым раньше так упорно трудились московские князья. Московское государство выросло и окрепло уже настолько, что покончило с татарским владычеством, явилось

Из книги Родная старина автора Сиповский В. Д.

К рассказу «Новые порядки в Москве» …людям незнатным – дьякам. – Образованные чиновники выходили тогда в основном из сыновей священнослужителей.Дворецкий – придворный чин, заведовавший дворцовым хозяйством и слугами.Берсень – прозвище Ивана Никитича Беклемишева,

Мне для счастья надо совсем немного: власть над миром и что-нибудь покушать...

Статус наложницы в традиционном Китае
Статус наложницы в традиционном Китае

В традиционном китайском обществе женщины не только воспитывали детей и занимались хозяйством, но также жили во дворце, прислуживая императору, подчас играя важную роль в управлении государственными делами.

Наложницы во дворце императора

Для начала следует определить, что одним из главных признаков вла­сти и могущества Сына Неба в Поднебесной был большой гарем. Статус каждой обитательницы гарема определялся степе­нью активности ее энергии инь (阴 - отрицательное (женское) начало мироздания) энергии. Наивысшей степенью активности данной энергии наделялась императрица.

В семейной иерархии у каждой женщины было строго определенное место: служанки подчинялись наложницам, наложницы - женам, жены - главным женам, и все без исключения - первой госпоже, главной жене отца семейства, а в случае его смерти - главной жене старшего сына. В гареме Сына Неба императрица заведовала всеми второстепенными женами. Второстепенные жены, а также наложницы не имели права сидеть при первой или главной жене. Это выразилось даже в написании иероглифа妾(це - наложница), который со­стоит из двух частей: сверху иероглиф立(ли - стоять), а снизу 女(нюй - женщина, девица).

Наложницы должны были оставаться в гареме до двадцатипятилетнего возраста, а затем, если у них не появлялись дети (прежде всего сыновья), они удалялись из дворца. Наложницы-матери детей, родивших от Сына Неба, оставались во дворце и могли претендовать на роль жены императора и императрицы.

Женщины и девушки дворца составляли две категории: жены и наложницы императора и дворцовые служащие. Все женщины императорского дворца были разбиты на несколько разрядов. Ко времени правления императора Юаньди (с 49 до н. э. до 33 до н. э.), по данным известного российского историка Р. Вяткина, на­считывалось 14 категорий наложниц. В позднеханьский период, по данным С. В. Волкова, для наложниц было установлено только четыре ранга.

А вот какую градацию жен и наложниц приводит историк Ван Япин. Главной среди женщин во дворце была императ­рица, или главная жена Сына Неба, далее шли четыре (а не три, как считает В.В. Малявин) «дополнительные» жены, каждая из них имела особый титул: драго­ценной наложницы, добродетельной, нрав­ственной и талантливой наложницы. Об этом говорится в трактате«Ли-Цзи». Были также три дамы-фаворитки, занимавшие первую высшую ступень; девять старших наложниц, занимавших вторую ступень; 27 младших наложниц, которые в свою оче­редь делились на: девять фрейлин, девять красавиц и девять талантов, занимавших третью, четвертую и пятую ступени, и 81 «гаремная девушка». Они также делились на три категории: 27 девушек, 27 императорских женщин и 27 женщин-сборщиц, составлявшие шестую, седьмую и восьмую ступени». По вышеизложенным данным можно сделать вывод, что нет точной градации наложниц в императорском дворце, но одно можно сказать точно – наложниц было много и все они наделялись различной властью.

По некоторым материалам сунского времени, император должен был официально иметь двенадцать жен и налож­ниц, по числу месяцев в году (три жены и девять налож­ниц); князья должны были иметь девять женщин (одна жена и восемь наложниц); крупный сановник - одну жену и двух наложниц.

Помимо наложниц, во дворце Сына Неба еще имелись дворцовые девушки, которые стояли на последней ступени, и дворцовые служанки, которые были за пределами всех ступеней и являлись самыми низшими по статусу людьми во дворце. Использование дворцовых девушек и слу­жанок было строго ограничено узким кругом дворцовых учреждений. В эпоху Мин они были организованы в семь специализированных учреждений, которым подчинялись 24 подразделения. В XV веке многие женские функции взяли на себя евнухи, и осталось только одно женское по составу учреждение - служба одежды с четырьмя вспо­могательными бюро.

Все эти числа, как мы видим, имели космологическую семантику. Однако в гареме могло быть и больше женщин. Как утверждают китайские авторы Дянь Дэнго и Ван Япин, именно в период династий Тан (618-907) и Мин (1368-1643) было больше всего наложниц во дворцах императора. Известно, что император Сюаньцзун (712-756), отличавшийся крайним любвеобилием и подпавший уже в шестидесятилетнем воз­расте под чары молодой наложницы своего сына Ян Гуйфэй, держал в своих дворцах около 40 тысяч женщин.

На основе исторических материалов Ван Япин приводит такие данные по количеству женщин во дворцах Сына Неба в разные исторические эпохи. Во дворцах Цинь Шихуана (246-210 до н. э.) их насчитывалось 10 тысяч, Уди ханьского (140-87 до н. э.) - 20 тысяч, Уди цзиньского (265-290) - 15 тысяч, во дворцах Янди суйского (605-617) - несколько десятков тысяч и, как мы уже говорили, у Сюаньцзуна в танское время - около 40 тысяч женщин.

В период других династий в Китае, по данным Дянь Дэнго, количество наложниц было значительно меньшим. У импе­ратора Гуансюя последней династии Цин было всего две наложницы.

Жен и наложниц во дворце обслуживали евнухи и женщи­ны-служанки. Количество тех и других в разные династии варьировалось. Так, в последнюю половину правления дина­стии Цин, по данным Дянь Дэнго, у вдовствующей императ­рицы было 12 служанок, у императрицы - 10, у наложниц первой категории - 8, второй - 6, третьей - 4, у обычных наложниц - 3 служанки.

Наложницы, по мере поступления их в дом хозяина, получали порядковые номера: наложница № 1, 2, 3, 4 и т.д. Чем больше был порядковый номер наложницы, тем меньшую цену имела в глазах общества. JI. Васильев отмечает, что женщины в период Чуньцю, в отличие от более позднего времени, чувствовали себя довольно свободно и действовали порой весьма активно.

В танское время, да и позже, как считает известный рос­сийский историк А. А. Боюцанин, вплоть до XVI века число наложниц не лимитировалось. Брак с наложницей в те годы оформлялся официально. Наложниц или «брали в жены», или «покупали». Когда вступают в брак с налож­ницей, то также следует оформлять контракт, - говорилось в Танских уложениях. Если покупают наложницу и не знают ее фамилии, последнюю следует определять посредством гадания. Запрещалось брать в наложницы бывших наложниц родственников старших поколений, а также женщин одной с будущим мужем фамилии.

Хотелось бы прояснить ситуацию, которая складывалась после смерти императора. Еще в глубокой древности существовал ритуал, по которому при кончине императора осуществлялось и погребение его жен и наложниц. Это следовало из древнего китайского понятия, что душа усопшего и на том свете живет и ей требуется все, что у нее было на земле. Отсюда и пошел обычай заживо хоронить жен вместе с их умершими мужьями. Уже с первым императором централизованной империи Цинь Шихуаном были захоронены его жены (но только те, кто не имели от него детей!). Императоры династии Мин решили восстановить этот древний страшный ритуал - погребение наложниц вместе со смертью императора. В императорских гробницах погребали главную жену Сына Неба, иногда мать наследника и отдельных, чем-то прославивших себя наложниц. Однако, как правило, многим наложницам отводилось специальное место погребенья где-нибудь поблизости от гробницы императора. Любимым наложницам императоры сооружали отдельные гробницы. В этом отношении интересна усыпальница наложницы императора Сыцзуна Тянь Гуйфэй. Она представляет собой большой зал с девятью рядами колонн. В этой могиле были погребены покончивший самоубийством император и убитая им наложница Чжоу. Жестокий обычай, вновь введенный при Минах (1368-1644) - убийство наложниц далеко не ограничивался императорским двором. Постепенно его рамки расширялись, количество жертв увеличивалось. Высшие сановники, подражавшие во всем двору, вскоре тоже стали исполнять этот кровавый «ритуал», и нередко оказывалось, что по жестокости они превосходили Сына Неба.

Убийство наложниц совершалось довольно своеобразным способом - как бы по воле самих наложниц. Вся система общественного воспитания с раннего детства вырабатывала у будущей наложницы сознание невозможности существования без императора, убеждала ее, что она обязана быть как на этом, так и на том свете. Разумеется, это убеждение юных наложниц было взлелеяно старыми религиозными представлениями. С другой стороны, следует учитывать, что Сын Неба был «богом на земле», перед которым трепетали все, не исключая и наложниц. Все это служило причинами их массовых самоубийств в день погребения императоров и вельмож или в ближайшее время после их смерти. К этому следует добавить, что императорский дворец, как мы хорошо знаем, был ареной борьбы за власть и престол не только среди вельмож и чиновников, но и среди императорских наложниц. Многие из них должны были раньше времени уходить на тот свет в результате тайных интриг, зависти своих же дворцовых подруг.

Убеждение наложниц о необходимости самоубийства при кончине императоров или вельмож подкреплялось не только страхом, не только воспитанием с детства, не только общепринятыми, ставшими нормальными обычаями, из которых никто не осмеливался сделать исключения. Оно подкреплялось также системой возвеличивания пожертвовавших своей жизнью наложниц, - системой, которая в значительной степени возбуждала тщеславие наложниц, сознанием того, что, убив себя, она совершает благородный, благочестивый поступок. Часто дворцовые сановники из палаты ритуалов подбивали юных красавиц на самоубийство.

После самоубийства наложницам давались величественные имена с иероглифами, свидетельствующими о тех или иных достоинствах невинных жертв. Имена давались красивые, благозвучные и нравоучительные, говорившие о достоинствах покойной.

Но еще ужаснее была участь дворцовых служанок, которых не возвеличивали после вынужденной смерти, а сжигали в общих так называемых «колодцах». Один из крупнейших колодцев находился в 5 ли (2,5 км) за городскими столичными воротами Фучэнмэнь. Это место, которое превратилось в «кладбище» дворцовых служанок - называли «Гунжэньсе».

Вот что рассказывалось о «Гунжэньсе» в китайских хрониках: «Там есть две ямы, стены которых выложены кирпичом; на небольшом домике - пагода... Колодцы сверху покрыты каменными плитами, на них есть небольшие отверстия, через которые в колодец проникает воздух. Все незнаменитые служанки дворца не погребались в отдельных могилах... Их трупы сжигались внутри колодца».

Только в конце правления Цзяцзин старшим служанкам дворца Сына Неба стали разрешать покупать землю для своей могилы; если они не желали, чтобы их труп был предан огню, им давалась возможность быть похороненными в земле.
Наложницы в богатых домах и у простолюдинов

Что касается наличие наложниц у простых людей, то следует заметить, что во времена династии Мин существовал свод правил «Законы великой династии Мин», в котором было строго расписано – кому, в зависимости от ранга, сколько полагается наложниц. Наложниц для самых ближайших родственников императора, разрешалось выбрать один раз по подаче доклада самое большое 10 человек, их сыновьям разрешалось иметь 4 наложницы.

Постепенно наложниц стали брать не только родствен­ники императора и сановники. При династии Хань даже мужчины среднего достатка могли позволить себе содержать наложниц. Они нередко выкупали понравившихся им девушек из публичных домов, и этот обычай сохранялся на протяжении последующих династий.

Наложница называла жену своего мужа госпожой и носила по ней траур в случае ее смерти, а жена в ана­логичном случае траура по наложницам мужа не носила. Естественно, наложница должна была носить траур и по своему мужу, но муж по своей наложнице, не имевшей от него сына, и по наложницам своих сыновей и внуков траура не носил. За избиение наложницы без видимых ран, перело­мов или увечий муж никакой ответственности не нес. Но если муж убивал наложницу, то его наказывали на две ступени более слабо, чем за убийство простого человека. По законам Танской империи раб за изнасилование наложницы хозяина получал наказание на одну ступень меньшее, чем за изна­силование его жены. Вообще наказание за изнасилование наложницы или прелюбодеяние с ней всегда было мень­шим на одну ступень, чем за изнасилование жены или пре­любодеяние с ней. Жена, обругавшая мужа, получала год каторги, наложница - полтора. Наложница в случае нане­сения мужу раны или увечья подлежала в средневековье смертной казни.

Положение наложницы в семье резко менялось, если она рожала сына, и особенно если ее сын, при отсутствии прямых наследников у главы семьи, сам становился во главе этой семьи. Преимущественное право в данном отношении при­надлежало старшему сыну первой наложницы.

За изнасилование наложницы отца или деда, у которой от отца или деда был сын, виновному грозила смертная казнь путем удавливания. Если же у нее не было сына, наказание было менее суровым. За изнасилование жены налагался более суровый вид наказания - отсечение головы. В минское время наложница, поднявшая руку на жену, подлежала порке 60 тол­стыми батогами и годичной высылке; жена же, не причинившая наложнице переломов и более тяжелых увечий в результате рукоприкладства, вообще не привлекалась к ответственности. Наложница, обругавшая жену, получала 80 ударов толстыми батогами, тогда как за словесное оскорбление наложницы официальной супругой закон не предусматривал никакого наказания. Таким образом, мы видим, насколько разным было отношение в семье и обществе к главной жене и наложнице.

Помимо гаремов, у князей и высокопоставленных чиновников имелись собственные труппы, обученных танцам и музыке девушек, которые показывали перед гостями свое искусство во время официальных банке­тов, трапез и частных пирушек. Как свидетельствуют китайские хроники, они часто перехо­дили из рук в руки, их продавали и перепродавали или просто преподносили в виде подарка. Дарить красивых танцовщиц стало нормой дипломатического этикета при княжеских дворах. Известно, что в 515 году до н. э. один вовлеченный в тяжбу крупный чиновник в качестве взятки судье предло­жил труппу таких девушек. Наличие танцовщиц и певичек считалось определенным показателем социального статуса их хозяина. Однако со вре­менем только правящие семейства могли иметь частные труп­пы, хотя публичные дома предоставляли профессиональ­ных певиц и танцовщиц всем, кто был в состоянии за это заплатить.

Простолюдинам от сорока лет и старше, при отсутствии сыновей, разрешалось приобрести одну наложницу. Все бездетные мужья имели право на заключение брака с наложницей. При этом, мужчина брал себе наложниц, руководствуясь не только своим желанием, но и денежными возможностями. В небогатых семьях все наложницы жили в одном доме, сидели за одним столом, они исполняли всю домашнюю работу, вели хозяйство. Что касается наложниц, живущих у императора, то они ж или во дворцах. В пекинском комплексе Гугун к востоку и западу от Хоусаньгуна – трех «дальних дворцов», отведенных под резиденцию императора, было шесть дворцов, принадлежавших императрицам и наложницам.

Таким образом, проанализировав ситуацию с положением наложниц, можно сделать следующий вывод: положение девушек, получивших статус наложницы, было незавидным, особенно если они не рожали мальчиков. Императрицами и приближенными наложницами становились только самые красивые и достойные девушки. Попав во дворец или богатый дом, молоденькая девушка терпела все лишения и обиды от старших наложниц и жен. Если она не могла родить мальчика или рожала девочку, ее могли продать в публичный дом. Статус наложницы в традиционном Китае можно приравнять к статусу рабыни – она не имела права ни на что, кроме того, как исполнять желания своего господина. Но некоторым везло, при рождении сына и стечении удачных обстоятельств они становились главными наложницами и даже женами, впоследствии приходили к власти, и проводили в жизнь свою политику, как можно убедиться на примере с императрицей Цыси.

Во все века китайцы верили, что женщина передает мужчине жизненную силу "ци" - это фундаментальное понятие китайской картины мира. Поэтому не случайно император Сюаньцзун, подпавший в 60 лет под чары очаровательной юной наложницы своего сына Ян Гуйфэй, держал в своих дворцах около 40 тысяч женщин. И даже такой ортодоксальный коммунист, как председатель ЦК КПК Мао Цзэдун, свято верил в эту даосскую догму и имел гарем - при полном понимании народных масс.

Автор, известный ученый-китаист Виктор Николаевич Усов в этом оригинальном исследовании ведет рассказ о жизни жен и наложниц Поднебесной со времен древности и до начала ХХ века, когда правил последний император Пу И. В книге содержится масса интересных сведений об устройстве императорского гарема.

Виктор Усов
В ГАРЕМЕ СЫНА НЕБА
Жены и наложницы Поднебесной

Тайны китайских гаремов

Все китайские женщины, будь они императрицами или служанками, по сути являлись наложницами. С древних времен одним из главных признаков власти и могущества Сына Неба в Поднебесной был большой гарем. Он предназначался для демонстрации и реализации мужской потенции, обладание которой являлось обязательным качеством правителя с точки зрения культа "священного царя".

"Интимная жизнь императора тоже подчинялась строжайшим указаниям, проистекающим из натурфилософских эротологических теорий и сводящихся к поддержанию в организме партнера равновесия янной (мужской. - В. У. ) и иньной (женской. - В. У. ) энергий, - пишет М. Кравцова. - Считалось, что преобладание инь над ян приводит к истощению мужской половой потенции, преждевременному старению, болезням и летальному исходу. На уровне социокосмического универсума это вызывало различные природные коллизии, связанные с водой: проливные дожди, наводнения, преждевременные заморозки, а также военные конфликты".

Статус каждой обитательницы гарема определялся степенью активности ее энергии инь . Наивысшей степенью активности иньной энергии наделялась императрица. Однако эта ее энергия не была беспредельна. Поэтому Сын Неба мог вступать с ней в интимный контакт не чаще одного раза в месяц, тем самым, как считалось, обеспечивая возможность забеременеть и родить от императора умное и крепкое потомство. Другие женщины гарема имели право чаще вступать в интимные контакты с Сыном Неба, причем, как считает автор книги "Дворцовые женщины-евнухи" Ван Япин, чем ниже был ранг наложницы, тем чаще она могла это делать, и раньше, чем наложница более высокого разряда. В результате этого фактическими властительницами гарема становились, как правило, наложницы низших рангов, имеющие постоянный доступ в покои императора.

Непременным атрибутом гарема на Востоке служили евнухи. Однако в Китае использование скопцов являлось исключительным правом правящей династии, т. е. императора и князей из императорского рода. Богатым простолюдинам Китая, в отличие от Турции и других стран Востока, под страхом смерти запрещалось заводить евнухов в своих домах и усадьбах. Поэтому термин "гарем" в полной мере применим здесь лишь к императорским и княжеским дворовым покоям с женами и наложницами.

Мы знаем, что прямыми обязанностями евнухов являлось ограждение женщин гарема от контактов с чужими мужчинами. Однако из рассказов "Цзочжуань" ("Коментарий господина Цзо") вытекает, что в ранний период китайской истории с этими своими прямыми обязанностями евнухи явно не справлялись. По мнению российского историка Л. Васильева, "возможно, причиной было то, что строгие порядки гаремной жизни еще не установились, не были в достаточной мере институционализированы" по сравнению с будущим, а евнухи чаще использовались для выполнения поручений, не связанных с охраной гарема. Именно поэтому замужние женщины из числа знати и тем более вдовы обладали в те годы немалой свободой в поведении и нередко этим злоупотребляли.

Л. Васильев отмечает, что женщины гарема (особенно причастные к политике) в период Чуньцю, в отличие от более позднего времени, чувствовали себя довольно свободно и действовали порой весьма активно. Их активность проявлялась не только в плетении интриг и активной борьбе за реальную власть, чтобы передать престол своим сыновьям, но и в обладании любовниками. Это "касалось не только вдов, чьи связи с высокопоставленными царедворцами зафиксированы в источниках и порой играли решающую роль в политике, но и замужних дам. Причем именно адюльтеры служили поводом для конфликтов, особенно между линиями одного и того же клана и вообще в среде близких и хорошо знавших друг друга людей".

Императорский дворец эпохи династии Мин в Запретном Городе (Гугун)

Известно, что позднее неоднократно делались попытки ограничить деятельность жен и наложниц Сына Неба, особенно вмешательство в дела управления Поднебесной. Так, основатель династии Мин Чжу Юаньчжан в своих "Заветах родоначальника" писал: "…Никогда не допускать своевольной власти обитательницы главного двора (то есть императрицы. - В. У. ), кого-либо из второстепенных жен и наложниц… На каждое ночное посещение ими покоев государя установлена очередность. В случае, если появятся жены, ведущие необоснованные речи, то при выявлении зловредности сказанного следует делать им внушение. В императорском дворце не должно быть ревнивых женщин".

Сколько женщин положено иметь мужчине?

Известно, что любой состоятельный мужчина на Ближнем и Среднем Востоке мог иметь несколько жен - это было знаком его благосостояния. Для того чтобы позволить себе такую роскошь, он должен был только обеспечить каждой жене собственный дом, или хотя бы отдельный этаж, или, по меньшей мере, свой особый очаг.

Летний императорский дворец - летняя резиденция императоров Цинской династии на окраине Пекина

Гомер называл многоженство восточным обычаем. У греческих царей и героев было лишь по одной жене, но у Приама, царя малоазийской Трои, было множество жен, хотя его главная жена Гекуба не чувствовала себя при этом ущемленной:

Пятьдесят сыновей я имел при нашествии Рати ахейской,
Их девятнадцать от матери было единой;
Прочих родили другие любезные жены в чертогах.

(Перевод Н. Гнедича)

Царь Соломон (Х в. до н. э.) имел, по приданию, от трехсот до тысячи жен родом из разных стран, среди них была и египетская царевна, взятая, впрочем, лишь по политическим мотивам. Когда этот царь заключал союз с какой-либо соседней страной, он брал в жены дочь соответствующего царя. Каждая из жен-цариц имела собственный дом. Как следует из исторических материалов, такой дом существенно отличался от "классического" восточного гарема, тип которого сложился лишь позднее в Персии.

Ислам ограничил количество жен: их у мужчины могло быть не более четырех. "Ваши жены - нива для вас, ходите на вашу ниву, когда пожелаете, и уготовывайте для самих себя", - говорится в Коране. Хотя сам пророк Магомет этих ограничений не соблюдал - у него было девять жен. А как с этим обстояло дело в Поднебесной?

По преданиям, сын прародителя китайской цивилизации Желтого Владыки имел одну официальную супругу и трех наложниц. Наличие у правителя Древнего Китая четырех жен было (как и в странах исламского мира) нормой дворцовой жизни. Как отмечает российский китаист В. Малявин, четыре жены императора символизировали, по мысли придворных книжников, четыре стороны света и четыре времени года, а вместе с Сыном Неба они составляли священное число пять: пять стихий, пять цветов, пять вкусовых ощущений и т. д. "С этой точки зрения, - отмечает В. Малявин, - императорский гарем являл собой прообраз универсума. Согласно более позднему и более экстравагантному разъяснению, императорская семья должна напоминать чайный сервиз, где одному чайнику сопутствуют несколько чашек". Впрочем, по данным китайского историка Ван Япина, мудрый царь Шунь имел только трех жен, а трижды три образуют девятку - пик мужской силы ян.

Китай. Наложницы



Говоря о наложницах в Старом Китае, следует провести некоторый лексико-семантический анализ предмета. В русском языке понятие "наложница " подразумевает под собой нечто вроде любовницы-содержанки, римское же "конкубина" - приводит нас к понятию нынешнего гражданского брака, в котором незамужняя женщина низкого сословия проживает с холостым мужчиной, а дети, рождённые ею от такого союза, не имеют никаких прав на наследство отца. В свою очередь, конкубина могла в любое время уйти к другому и это не считалось актом супружеской измены.
В Китае дело обстояло так. Мужчина брал в жёны "ци", так называемую "главную жену". Определяющим фактором было то, что супругу обычно выбирал род, и это закреплялось строгим церемониалом. Любви, как водится, там особо не было, ибо зачастую невесту мужчина видел первый раз только уже на свадьбе. Разводы (за исключением измены жены) не практиковали, поэтому если старшая жена не могла родить наследника, либо по каким-то другим причинам не удовлетворяла своего муженька, он мог взять одну или несколько "младших" жён. Для них существовал термин "це" (в переводной литературе чаще всего встречается как "наложница"). Их жизнь напрямую зависела от расположения хозяина дома, так как по большей части о судьбе их никто не пёкся. Наложница-це не имела права принимать участие в семейных ритуалах, её родственники не были вхожи в дом мужа, даже родные дети звали её "тётя". Мать и госпожа - "диму" в доме была одна и её основная функция состояла в том, чтобы заботиться о процветании семьи, а посему она имела право помыкать нижестоящими домочадцами – наложницами и служанками "яхуань" (с которыми, кстати, хозяин тоже мог иметь связи разного характера). Однако, при разговоре с мужем, часто и она могла называть себя "це" - как бы занижая свой статус в глазах главы семейства.


При дворе императора дело обстояло похожим образом. Первой леди в стране была официальная жена императора – императрица "хуан-хоу" ("за императором"). Промежуточное положение между жёнами и наложницами занимали "фей-цзы". Авторитет их был ниже, чем у императрицы, но значительно выше, чем у всех остальных женщин во дворце. За ними следовали "пинь" - фрейлины, "би" - дворцовые служанки, "ну" - рабыни и "цзи" - проститутки, которые вышли из древнего класса "лэню" (певиц-танцовщиц-музыкантов). Наложниц-фей обычно было несколько, и они пользовались особым вниманием императора. Каждая из них получала дополнительное прозвище "драгоценная наложница", "прекрасная наложница", "добродетельная наложница" и так далее. "Фей-цзы" - также термин для обозначения жены принца. Фей-цзы зачастую были благородного происхождения и их сыновья имели право на трон наравне с сыновьями императрицы, если таковые имелись. Если у императрицы не было сыновей, фей-цзы, мать наследника престола могла в будущем получить высокий статус "хуан-тайхоу" - "мать императора" (но только после смерти императрицы хуан-хоу). Хотя некоторые императоры не имели супруг-императриц.


В течение истории Китая в брачное законодательство вносились некоторые изменения, но в основной своей массе незначительные. Такая структура семьи просуществовала вплоть до утверждения коммунистической партии, впрочем, и по сей день некоторые состоятельные китайцы заводят "младшую жену" в городе, где часто пребывают по службе, либо по бизнесу.

Вы наверняка думаете, что вы хороший человек. Возможно, вы успешный человек или считаете себя способным им стать. Быть одновременно хорошим и успешным непросто. Так же как непросто принимать качественные тактические и вместе с тем стратегичные решения.

Мы живем. И поле нашей жизни соткано из ситуаций и мгновений. Кто его ткал? Почему мы оказались в этих ситуациях? Как они разрешились и как могли бы разрешиться?

С точки зрения западной ментальности – это вопросы риторические. Так случилось – и все тут. А Восток? Восток полагает, что человек рождается и живет в паутине причинно-следственных связей. Поле его жизни соткано из трудностей, которые даже не он себе создал – они уже существовали до его рождения или начала активности. Линия жизни – это цепочка ситуаций, которые выстраиваются в зависимости от действий наших предков и потомков. Как ДНК: она у каждого своя, но соткана из конечного числа компонентов.

Мы строим бизнес и руководим людьми. Или нам кажется, что руководим. Или руководим до какого-то определенного момента, а потом чувствуем, что потеряли нить управления. И удивляемся: когда мы могли ее потерять? Найдем ли мы новые пути, или уже начались необратимые процессы?

Мы живем в мире конкуренции. И конкуренция год от года становится жестче – в карьере, бизнесе, политике, международных делах… Логика действий в обычной жизни и в острой конкуренции разная. Если в жизни вы вправе ожидать спокойствия, когда ни на кого не нападаете, то в жесткой конкуренции вы под постоянным прицельным огнем.

В китайской Книге Перемен линия жизни и все мировые процессы описываются набором из 64 гексаграмм. В нашей книге мы опираемся на те шесть из них, которые контролируют самые важные аспекты конкурентной борьбы. Почему из всего материала, собранного нами в Китае, мы публикуем истории Гарема? Потому что у современного бизнеса все больше женских лиц и потому что женщинам ближе тактика. Стратегиями занимаются единицы, а в реальных боях повседневности участвуют миллионы. При этом женщины в конкуренции намного опаснее мужчин, поскольку больше подвержены страхам. Именно поэтому примеры самой жесткой конкуренции мы взяли из тайных хроник китайского Императорского

Гарема, где речь идет не только о достижении власти и благополучия, но и о сохранении своего рода, своего потомства и своей жизни.

Читатель самостоятельно сможет дать оценку управленческим, политическим и этическим ходам, представленным в этих рассказах. Что-то покажется чересчур жестким, что-то – до боли знакомым. Однако нелишне будет заметить, что этот опыт, эти классические примеры лежат в основе ментальности современной азиатской деловой элиты. Нам важно этот пласт восточной культуры знать и использовать. Ведь для того чтобы представить, каким наш мир может быть, нам важно понять, каким он уже был.

Елена и Андрей Садыковы

Прага, 2007 г.

Интимная жизнь китайских императоров

История рассказывает, что из всех китайских императоров лишь двенадцать дожили до семидесяти лет, а треть из тех, кто был у власти, умерли в возрасте между 20 и 40 годами. И это несмотря на то, что, по китайским императорским соображениям, долгой жизни способствует секс. (Стоит сказать, что монахи-буддисты, дававшие обет безбрачия, практически все доживали до шестидесяти, не предаваясь сексуальным удовольствиям.) Поначалу императоры были скромнее в своих желаниях и держали лишь несколько женщин в гареме. Но начиная с 265 года гарем императорского дворца насчитывал уже тысячи красавиц. А в золотой век китайской истории – в династию Тан – в гареме было ровно сорок тысяч наложниц.

Из всех дам, живущих во дворце, приблизительно сто двадцать две имели статус жен, то есть гарантированный секс с императором. Согласно древней традиции, всем женам были присвоены разряды.

Императрица, главная жена – 1 (одна).

Вторая жена (фу жень) – 4 (четыре), имела статус, эквивалентный статусу премьер-министра.

Жена третьего разряда (цзинь бинь ), она же наложница, она же прислужница императрицы – 9 (девять) женщин.

Жена четвертого разряда (гу фу), или младшая гаремная девушка – 27 человек.

Жена пятого разряда (ню жу), или просто гаремная девушка – 81.

Сексуальный режим императора регулировался восходом и убыванием луны. Он спал со всеми женщинами в особые дни лунного календаря с последовательностью и частотой, согласно их разрядам. Луна росла, и император начинал с женщин нижестоящего ранга. Во время полнолуния он спал с императрицей. Император символизировал солнце, а императрица – луну, и они должны были соединиться во время полнолуния, когда гармония была совершенной между двумя космическими символами мужчины и женщины. В дни с первого по девятое число император спал с девятью из 81 жены пятого разряда, которые разделяли с ним ложе каждую ночь. С десятого по двенадцатый день он выбирал из жен четвертого разряда.

В тринадцатый день лунного календаря он брал жену из четвертого разряда, а в четырнадцатый – из второго разряда. Пятнадцатый и шестнадцатый – дни императрицы. И в обратном порядке. Нужно помнить, что в китайском календаре не было тридцать первого числа, так что все получалось симметрично и справедливо по отношению ко всем женам, мечтающим о связи с императором и зачатии наследника государства.

Канцелярия Имперских Дел Палаты Кровати контролировала все сексуальные отношения императора по правилам, разработанным еще в эпоху Жоу, то есть более трех тысяч лет назад. Чтобы контролировать все увеличивающееся число женщин императора, особая бухгалтерия вела строгий учет. Красными чернилами были записаны имя императорской партнерши, дата соития, признаки беременности после него и т. д. Когда специальная женщина вела женщину в императорские покои, она надевала серебряное кольцо ей на палец правой руки. После секса с императором кольцо перемещали на левую руку. Если женщина беременела, ей надевали золотое кольцо. Во времена династии Тан были предприняты дополнительные меры, чтобы избежать беспорядка и ложных требований женщин императора. Всем, кто имел секс с императором, на руку ставили несмываемую печать.

Однако строгий сексуальный протокол не всегда выполнялся. Например, император By династии Инь разместил несколько сотен красивых женщин в отдельные особняки. Он ездил по территории между домиками своих жен в колеснице, которую тянули козлы. Когда козлы останавливались возле какого-то домика, император заходил внутрь и проводил там ночь. Все женщины соперничали между собой за внимание козлов. Они выращивали самую свежую траву перед своими воротами и даже рассыпали соль на газоне, чтобы соблазнить животных.

Императоры династии Минь приняли другую систему выбора женщин. Деревянные таблички с именами преподносили императору на серебряном подносе. За обедом евнух, отвечающий за дела Палаты Кровати, представлял женщин императору. Если император хотел выбрать сам, он брал табличку с фамилией. Если он был неуверен в своем выборе, евнух рекомендовал ему какую-нибудь красавицу. Евнух описывал достоинства каждой женщины и ее способность удовлетворить императора ночью. Слова евнуха часто имели значительный вес. Выбранную женщину информировали, что она сегодня будет с императором. Обязанность принести женщине благую весть лежала на императрице. Она должна была спросить у женщины, согласна ли та обслужить императора.

Дальше шла подготовка счастливицы к встрече с императором. Она тщательно мылась и распускала волосы, чтобы показать императору, что она слишком молода, чтобы быть ему достойным партнером. Потом прибывали два евнуха, и она раздевалась догола в их присутствии, чтобы они проверили, не скрыто ли какое оружие в складках ее одежды. После осмотра ее закутывали в красный ковер (или в покрывало с перьями) и несли на плечах к спальне императора. Эти два евнуха также были обязаны раздеть себя перед входом в спальню императора по той же самой причине. Служанка помогала женщине надеть шелковое полупрозрачное платье для сна и оставляла ее в ожидании государя.