История собора. Благовещенский собор Московского Кремля: часы работы, адрес, история создания и фото Благовещенский собор кто построил зодчие

Соборы Кремля - Благовещенский собор и Успенский - давно уже входят в «обязательный турпакет» экскурсий по Москве. Они интересны тем, что наряду с сакральной функцией служат музеями. По сути, Благовещенский собор - это целый комплекс зданий, ведь по крытым переходам и галереям от него можно пройти в думные палаты государя. Вместе с тем этот храм являлся «частным», предназначенным только для членов царской семьи. Этим и объясняются его небольшие размеры и роскошное убранство. Этот храм можно сравнить с Сен-Шапель в Париже или королевской часовней в краковском замке Вавель. Что же можно увидеть в этом наиболее посещаемом музее-храме Московского Кремля? Об этом читайте в данной статье.

Что такое кремль?

Прежде чем мы рассмотрим внешнее и внутреннее убранство Благовещенского собора, давайте уясним, что являет собой кремль? Это деталь градостроительства, свойственная так называемому германскому типу. Некогда древние славяне полностью ограждали свои поселения. И это называлось «городище», «кремль». В украинском языке, как более архаическом, сохранилось слово «відокремлювати». Оно означает «отделять», «ограждать».

Нормандские князья привнесли свой обычай в градостроительство древних русичей. Дом правителей стоял особняком от прочих жилищ и ограждался от «посада» стеной. Вот эта крепость в городе по-прежнему носила название кремля. Жители были вытеснены за ограду и селились без оборонных стен. По германскому праву, сеньор замка должен был предоставить укрытие своим вассалам в случае нападения врага. Но это не случай московских князей. Они расценивали свою крепость как частную резиденцию. И украшали ее соответствующим образом.

Так появились соборы Кремля. Благовещенский собор служил домовой церковью, а Архангельский - усыпальницей членов царской семьи. Обычные москвичи слушали богослужения в приходских храмах посадов. А вся роскошь внутреннего убранства кремлевских церквей доставалась лишь избранным, приближенным к трону.

Благовещенский собор Московского Кремля: история

Этот памятник зодчества не такой древний, как сама крепость. В четырнадцатом веке, согласно приказу московского князя Ивана Калиты, внутри Кремля (на то время огражденного дубовыми стенами), были построены три каменных храма: Успенский (1327), Архангельский (1333) соборы и церковь Иоанна Лествичника (1329) с колокольней. Дмитрий Донской оградил свою крепость новыми стенами. Именно из-за них Москва стала называться «белокаменной».

В годы правления этого князя митрополит Алексий основал у Спасских ворот Кремля Чудов монастырь (1365). Вдова Дмитрия Донского, приняв монашеский постриг, основала церковь Рождества Богородицы и Вознесенский женский монастырь (1407). Иван III затеял грандиозную перестройку Кремля, как того требовало европейское фортификационное строительство. Тогда соборы Кремля и приобретают современный облик. В семидесятых годах пятнадцатого столетия приглашенный итальянский зодчий Аристотель Фьораванти полностью реконструирует Успенский храм. А в восьмидесятых годах этого же века появляются еще два сакральных сооружения: Благовещенский собор Московского Кремля и церковь Ризоположения. В 1505-1508 годах строятся Архангельский храм-усыпальница и колокольня Ивана Великого.

Строительство

Предание гласит, что еще в 1291 году князь Андрей, сын Александра Невского, построил в Кремле деревянную церковь Благовещения. Однако самые ранние письменные источники, сообщающие о дворцовом храме, относятся лишь к 1397 году. Тогда из Византии была привезена икона «Спас в ризе белой», помещенная в княжий двор. Возможно, Благовещенский собор Московского Кремля ранее назывался храмом Рождества Богоматери и был тем сакральным сооружением, который возвели в 1395 году по приказу Евдокии, вдовы Дмитрия Донского?

Ясно одно: церковь неоднократно перестраивали и украшали. Летопись от 1405 года сообщает: «Мастера Феофан, Гречин, Прохор с Городца да Андрей Рублев начали расписывать каменную церковь Святого Благовещения». А документ от 1416 года гласит, что 18 июля была закончена «церковь каменная на дворе великого князя - Благовещенья». Но и эта реконструкция была не последней. В 1482 году вместе с перестройкой всего Кремля стали «рушити церковь Благовещение». Первый камень нового собора был заложен 6 мая 1484 года при царствовании Ивана III. А девятого августа 1489, пять лет спустя, храм был освящен митрополитом Геронтием.

Архитекторы

Царь Иван Васильевич сам выбирал строителей. На это повлияла неудачная попытка зодчих Мышкина и Кривцова возвести Успенский собор. Когда стены храма обрушились, царь решил обратиться к опыту псковской школы. Об этом мы знаем из летописи 1474 года. Она гласит: «Послал великий князь во Псков, дабы привести церковных мастеров. Они же похвалили дела (зодчих Успенского собора), но похулили кражу извести, ибо не клеила. Тогда князь великий поручил делать им Благовещенье на своем дворе и Ризоположенья на митрополичьем».

Место возведения нового храма, как видим, старое - цоколь древней церкви, существовавшей еще при вдове Дмитрия Донского, а возможно, и ранее, при Иване Калите. Из летописи со всей очевидностью можно судить, что построили Благовещенский собор Московского Кремля зодчие псковской школы. Цокольный ярус, послуживший фундаментом для позднего храма, археологи относят к концу четырнадцатого или началу пятнадцатого столетия. Но продолжающиеся раскопки выявляют следы еще более ранних построек. Известно, что первоначально это была небольшая четырехстолпная и трехглавая крестово-купольная церковка. Со всех сторон храм опоясывали крытые паперти-галереи. Кто возводил этот несохранившийся белокаменный Благовещенский собор Московского Кремля? Архитектор остался неизвестным.

Важная роль собора

Этот храм имеет свое отличие даже от прочих церквей Кремля. Он фактически является частью всего дворцового комплекса. Из церкви можно было, не выходя на улицу, добраться до государевых покоев. Крытая галерея Благовещенского собора Московского Кремля иногда даже служила входом во дворец для иностранных делегаций. Сразу же за храмом находились думные палаты бояр. Именно Благовещенский собор из всех церквей Кремля был первым по важности, поскольку он являлся «домовым храмом» русских царей. О нем говорили, что он размещается «в сенях у великого князя». Протопоп Благовещенского собора автоматически становился духовником царя. Он не только принимал исповедь московского правителя, но крестил, венчал и отпевал членов его семьи. Он учил его детей грамоте и помогал составлять завещание. Причем придворный статус протопресвитера храма сохранился и тогда, когда столицу перенесли в Санкт-Петербург.

В соборе Благовещения находилась и ризница царя, в которой хранились особо почитаемые иконы и реликвии. Среди последних наиболее ценными считались мощи небесной сотни - святых Русской и Греческой Церквей. Один раз в год, на Великий пост, проходило омовение этих реликвий. Серебряные раки с мощами переносили из Благовещенского в Успенский собор и окропляли святой водой. Важная роль храма и стала причиной того, что для его украшения привлекали лучших мастеров того времени.

Благовещенский собор Московского Кремля: описание

Храм был возведен псковскими зодчими, которые традиционно работали с белым камнем. Однако этот собор они выстроили из кирпича. Позже церковь Благовещения была неоднократно перестроена. Так, в 1547 году храм, который не простоял еще и ста лет, очень сильно пострадал при пожаре. Полностью восстановлен он был только через четырнадцать лет, в 1564 году, причем с западной стороны к нему надстроили еще две главы.

Когда Ивана Грозного после четвертого брака отлучили от церкви, царь приказал возвести с южной стороны храма крытое крыльцо. Оттуда он и слушал божественные литургии. Впоследствии это крыльцо стало называться Грозненским. Нынешний облик Благовещенский собор Московского Кремля обрел в шестидесятые годы шестнадцатого века. Тогда на концах паперти были установлены приделы, венчающиеся золочеными главами. Потом храм приобрел еще два купола. Собор стал девятиглавым с красивым пирамидальным силуэтом. В плане строение выполнено в традициях псковских мастеров. Главный купол покоится на повышенных подпружных арках. Но встречаются и элементы московской архитектуры: килевидные порталы, узорчатые пояса, которые украшают стены, кокошники главного барабана. Со всех сторон храм опоясывали крытые галереи. Они вели к Казенной палате (разобранной в восемнадцатом столетии). Во второй половине шестнадцатого века все купола покрыли позолоченной медью. Так Благовещенский собор получил и второе название: девятиглавый златоверхий.

Интерьер храма

Поскольку здание возводилось как семейная капелла, его первоначальные размеры были небольшими. Позже пространство чуть расширилось за счет боковых приделов. Но, несмотря на это, Благовещенский собор Московского Кремля кажется несколько тесным. Это впечатление создают массивные хоры, расположенные в западной части. Но зодчие умело использовали небольшое пространство, чтобы придать ему облик воздушности. Вертикальные пропорции центрального нефа - ступенчатые арки, центральный барабан, коробовые своды - создают иллюзию устремления ввысь. Это еще более усиливается светом: затемненная нижняя часть и ярко озаряемая из многочисленных окошек верхняя.

Некоторым диссонансом выглядят широкие хоры, которые опираются на низкие своды. Чем объясняется такая архаическая для шестнадцатого века архитектура? Благовещенский собор Московского Кремля, как считают искусствоведы, в какой-то мере повторял планировку предыдущего здания. Существуют также предположения, что хоры исполняли роль бабинца - то есть на них слушали литургию женщины царской семьи. На них ведут две лестницы: одна скрыта в толще стены в юго-западном углу собора. А вторая выходит непосредственно из царских палат. Нельзя не обратить внимание на пол из яшмы цвета мёда. Предание утверждает, что его привез в Кремль из Ростова Великого Иван Грозный.

Росписи собора

Только летописи упоминают о том, каким красивым был прежний, белокаменный храм. Согласно сохранившейся смете начала XVI столетия, росписи Благовещенского собора Московского Кремля были произведены мастером Дионисием «со братией». Однако все это великолепие погибло в большом пожаре 1547 года. Только частично сохранилась одна фреска, выполненная сыном Дионисия, Феодосием.

После пожара собор был расписан наново художниками времен Ивана Грозного. Все фрески довольно каноничны, а их сюжеты предсказуемы. На куполах мы видим Бога-Отца, Христа Вседержителя и Богоматерь «Знамение». Стены храма покрывают сцены из Евангелий. Как того и требует традиция, западная часть отведена для иллюстрации ужасов Страшного суда. Однако следует учитывать, что церковь исполняла роль дворцовой капеллы. Поэтому фрески Благовещенского собора Московского Кремля демонстрируют также преемственность царской семьи от древних князей. На столбах, поддерживающих своды, мы можем видеть изображения Ивана Калиты и Дмитрия Донского. Особенно оригинальными выглядят росписи паперти. На ее своде изображено «Древо Иессеево». Богоматерь с Младенцем Христом венчает его крону. Однако интересным моментом является то, что среди ветвей мы можем видеть «портреты» языческих мудрецов - Гомера, Вергилия, Сократа, Платона, Аристотеля, Плутарха, Менандра, Анаксагора и Птолемея. В византийской традиции греческие философы почитались как предтечи Нового Завета, о чем свидетельствуют свитки с их цитатами.

Иконостас

Первоначальные врата были лишь немногим ниже настоящих. Иконостас Благовещенского собора Московского Кремля был пятиярусным. Он является наиболее загадочным произведением искусства средневековой Руси. До недавнего времени авторство икон приписывалось таким мастерам, как Андрей Рублёв, Феофан Грек и Прохор из Городца. Однако исследователи обнаружили доказательства, что первоначальные престольные врата были уничтожены все тем же пресловутым пожаром 1547 года. Скорее всего, сам иконостас был создан позже, в шестидесятых годах шестнадцатого века. Однако в него были вставлены находившиеся до того в других храмах иконы прославленных мастеров. Поскольку высокое качество росписей и стиль изображения, который был типичен на переломе XIV-XV столетий, не оставляют сомнений: иконы Благовещенского собора Московского Кремля принадлежат перу Феофана Грека и Андрея Рублева. Ими был выполнен праздничный и деисусный ряд. А вот два верхних пояса - праотеческий и пророческий - были написаны уже в конце шестнадцатого столетия. Все детали конструкции иконостаса были выполнены из бронзы в 1896 году по эскизу реставратора Султанова, поскольку прежние врата пришли в полное обветшание.

Декор

Исполнение канонических росписей и икон нельзя было доверить иноверцам. Зато оформление внутреннего убранства можно было поручить модным на то время итальянским мастерам. Резчики из Ломбардии и Тосканы украсили белокаменные порталы дельфинами, цветами, плодами и светильниками. Этот декор - типичный для искусства Высокого Ренессанса.

В начале шестнадцатого века порталы Благовещенского собора украсились двустворчатыми медными вратами. Их створки покрыты изображениями пророчиц Сибилл, мудрецов и пророков. Интересна сама техника исполнения. Это золотая наводка с использованием амальгамы.

Следует также упомянуть, что именно с дворцовой церкви Благовещения москвичи впервые стали узнавать время. Монах из Афон Лазарь Сербин установил массы с деревянной человеческой фигурой. Она и отбивала круглые сутки время ударом в колокол. Это было еще в четырнадцатом веке. А в 1624 году английский мастер Христофор Галовей установили главные куранты России на Спасской башне Кремля. Музей, который ныне действует в храме, хранит фрески Андрея Рублёва. Также следует обратить внимание на картину «О тебе радуется» шестнадцатого века.

Благовещенский собор. Продолжаем цикл статей о внешнем архитектурном убранстве храмов Московского Кремля и приступаем к подробному рассказу об особенностях Благовещенского собора. (В первой публикации,, мы подробно и наглядно объяснили некоторые архитектурные термины. В статье о расширили тему распространённых архитектурных приёмов, которые русские зодчие применяли при строительстве культовых сооружений. В обзоре внешнего убранства рассказали о темах живописи наружных стен храма.)

Существующий Благовещенский собор – постройка разновременная, своеобразный “слоёный пирог”, состоящий из фрагментов от XIV до XVI веков.

Собор построили псковские мастера в конце XV века (1485-1489 годы). (Некоторые источники называют имена Кривцова и Мышкина, но в изданиях Московского Кремля упоминаний об этом не найдено). Так же, как и на , на Благовещенском соборе зодчие оставили свой авторский знак – ряды “бегунца” (его часто называют или “бегунком”), “поребрика” и арочные ниши над ними.

Фрагмент барабана центрального купола Благовещенского собора
Фрагмент барабана купола церкви Ризоположения

Декоративные пояса обоих церквей различаются лишь структурой верхнего пояса арочных ниш – на Благовещенском соборе они более глубокие, трёхступенчатые. На мельче, состоят из двух неглубоких ступеней.

Невысокий центральный барабан украшен чередующимися арками. Арки разделены полуколоннами с капителями в виде перевязанных снопов. В узкие арки врезаны окна, широкие арки – глухие.


Убранство четырёх боковых барабанов несколько отличается от срединного. Окна заметно уже, межоконное пространство между ними значительно шире, обрамлено двойными арками. На полуколонках заметны такие же капители и такие же бусины, как и на центральном барабане.

Стены храма традиционно разделены лопатками.

Фрагмент южной стены Благовещенского собора, разделённой лопатками

Деление стен на Благовещенском соборе рассмотреть непросто из-за галереи-гульбища, которой обстроен храм. Стены традиционно завершаются закомарами.


Восточная стена собора. Над апсидами хорошо просматриваются три килевидные закомары

Такие же килевидные закомары мы видели на .


Церковь Ризоположения. Килевидные закомары восточной стены.
Килевидные закомары Благовещенского собора над восточными апсидами собора

На верхнем снимке хорошо просматривается ряд кокошников в основании центральной главы. Килевидные кокошники повторяют форму закомар.

В архитектуре коко́шником называют полукруглый или килевидный наружный декоративный элемент. По форме он очень похож на закомары. Но если закомара – внешняя часть свода, то кокошник – чисто декоративная деталь, её цель – украшать. Название архитектурного элемента “кокошник” связано с названием традиционного русского женского головного убора.
Кокошники могут располагаться на стенах, у оснований шатров и барабанов глав, венчать оконные наличники, часто покрывают своды. Яркими примерами богатого украшения кокошниками в Москве являются храмы и Рождества Богородицы в Путинках.

Восточную стену Благовещенского собора украшает декоративный аркатурно-колончатый пояс. Он помещён в верхней части алтарных апсид, потому что ранее восточную стену закрывала галерея.

Пояс состоит из витых полуколонн, перехваченных бусинами с перекинутыми между ними арками. По верху проходит ряд небольших ступенчатых ниш, разделённых балясинами. (Балясины – невысокие фигурные столбики в виде колонн (иногда с резным декором ).

Источники утверждают, что первоначально храм был трёхглавым. Одна глава была центральной, две располагались над алтарём. В 1560-м году добавили ещё две глухие главки. Одновременно к Благовещенскому собору пристроили приделы или, как их называли ранее – церквицы. Таким образом храм стал девятиглавым.


Все девять глав собора можно увидеть с колокольни Ивана Великого.

Северо-восточный придел был освящён в память Собора Архангела Михаила, позже преосвященный в память Архангела Гавриила.


Северо-восточный придел архангела Гавриила находится над входом в Благовещенский собор. Восточная стена (со стороны Архангельского собора).
Северо-восточный и северо-западный приделы архангела Гавриила и Собора Богоматери. Северная стена (от Грановитой палаты)

Северо-западный придел освятили в честь Собора Богоматери. Юго-западный придел – во имя Входа Господня в Иерусалим.


Юго-западный придел Входа Господня в Иерусалим.

Юго-восточный придел – святого Георгия, в XIX веке его перестроили и переосвятили в память Александра Невского.


Юго-восточный придел Александра Невского расположен над юго-восточным Грозненским крыльцом. Восточная стена.
Юго-восточный придел Александра Невского. Южная стена

Все приделы украшены ширинками, завершаются небольшими кокошниками, которые удачно повторяют форму закомар и кокошников центральной главы.


Ширинки (квадратные и прямоугольные углубления) восточной стены юго-восточного придела св.Александра Невского.
Кокошники юго-восточного придела Александра Невского.

Барабаны главок приделов украшены валиками, стены прорезаны узкими окнами.

Благовещенский собор Московского Кремля – один из немногих православных храмом, вход в который устроен не с запада, как полагается по канону, а с востока.

Правда, вход этот ведёт не в сам храм, а на галерею-гульбище, которое с трёх сторон окружает Благовещенский собор. Непосредственный вход с гульбища в церковь устроен, как и положено, с запада.

Неканоническое расположение входа объясняют назначением храма. Благовещенский собор служил домовой церковью московских государей. С запада, со стороны государева двора, в него входил сам великий князь или царь, а для прочих был сделан отдельный вход с восточной стороны. Вход в собор устроен в северо-восточном углу гульбища.


Вход в Благовещенский собор

Однако на юго-восточном углу есть ещё одно крыльцо, именуемое “грозненским”.

Благовещенский собор. Крыльцо Ивана Грозного

Согласно преданию митрополит Московский наложил на Иоанна IV епитимью, запретив ему присутствовать на богослужениях из-за четвёртого брака государя с Анной Колтовской. Согласно одному из отцов Церкви Василию Великому даже “на троебрачие нет Закона и третий брак не составляется по Закону. На сие взираем как на нечистоты в церкви, но прямому осуждению не подвергаем, ибо сие лучше, чем прямое блудодеяние.”

Иоанн Васильевич сочетался третьим браком с Марфой Собакиной, умершей через две недели после свадьбы. Считается, что её отравил Михаил Темрюкович, брат предыдущей, второй супруги государя, Марьи Темрюковны.
Согласно преданию, после запрета на посещение храма для государя пристроили юго-восточное крыльцо, чтобы он мог слушать богослужения.

Но на самом деле крыльцо это возвели раньше, хотя Ивану Грозному действительно запретили присутствовать на богослужениях. Его епитимья должна была длиться вплоть до следующей Пасхи, то есть почти год. Однако епитимья отменялась, если царь будет защищать веру православную против неверных.

Согласно ещё одной легенде, именно с южного крыльца Благовещенского собора Иван Грозный наблюдал комету, возвестившую его скорую смерть. На самом же деле царь видел комету с Красного крыльца Грановитой палаты. По Н.М.Карамзину:

“Явилась Комета с крестообразным небесным знамением между церковию Иоанна Великаго и Благовещения; любопытный Царь вышел на Красное крыльцо, смотрел долго, изменился в лице и сказал окружающим: вот знамение моей смерти!”

2006-2010 годах в Благовещенском соборе проводилась научная реставрация. Реставраторы подробно изучили историю крыльца Ивана Грозного. Сейчас мы можем увидеть воссозданные фрагменты интерьера грозненского времени. В экспозицию вошли возвращенные на свои исторические места белокаменные резные портал

и окно середины XVI века,

фрагменты первоначальной кладки стен с белокаменными резными деталями,

а также установленные на постаменты белокаменные блоки с резьбой середины XVI века. Теперь мы воочию можем увидеть, как выглядела южная паперть в середине XVI века.

Благовещенский собор. Росписи внешних стена

Над северным крыльцом (главным входом в собор) видна роспись “Собор Богоматери”.

На северной стене храма, обращённой в сторону Успенского собора сохранилась фреска “Собор Архангелов”.


Фреска на северной стене “Собор Архангелов”.

Первоначально фрески написаны в середине XVI века, их многократно поновляли.
В заключение представим вид Благовещенского собора в XIX веке. На репродукции видно, как изменились паперти храма.


Бодри Карл Петрович (Карл-Фридрих) “Крестный ход у Благовещенского собора в Московском Кремле”, 1860 г.

Многовековая история государства Российского отражается в памятниках искусства, архитектуры, литературы. Столица огромной страны - Москва, ее центр - Кремль, который на сегодняшний день является не только резиденцией правительства и президента, но и музеем, отражающим все вехи становления великой державы. Уникальный по своей архитектуре и истории комплекс может рассказать посетителю много интересного. Каждое его здание несет часть нашего прошлого: башни, площади, сады, храмы московского Кремля. Благовещенский собор относится к наиболее древним постройкам, святыни, хранящиеся в нем, датируют периодом становления христианства на Руси.

Расположение

Архитектурным центром Московского Кремля является Соборная площадь. Два великолепных расположены по ее периметру. Юго-западную часть площади занимает Благовещенский собор, который часто называют Златоверхим, он был освящен во имя Благовещения Богородицы. Храм является уникальным представителем древнерусской архитектуры, жемчужиной Кремля. За многовековую историю своего существования он многократно перестраивался, украшался каждым следующим представителем царской династии, но при этом не потерял основного назначения и первоначально заложенной формы. Для того, что бы определить, кто построил Благовещенский собор Московского Кремля, необходимо обратиться к истории его создания. Достоверно известно из летописных источников, что в конце XIV собор он уже существовал.

История

Деревянная церковь Благовещения по неуточненным данным была возведена в 1290 году. По преданию распоряжение о постройке было дано князем Андреем, который был сыном Александра Невского. Московского Кремля в первоначальном деревянном исполнении неизвестно, но к концу XIV века он существовал именно в таком виде. Необходимость в укреплении и реставрации церкви возникла после того, как в нее была доставлена византийская икона «Спас в ризнице белой». Именно с этим событием связано первое летописное упоминание о будущем соборе. До наших дней от первоначального варианта постройки не дошло никаких сведений. Размер, автор постройки, внутренняя и внешняя отделка церкви остаются тайной, которую невозможно разгадать. С начала начинается возведение каменной церкви, которая в дальнейшем станет известна как Благовещенский собор Московского Кремля. История дальнейшего преобразования храма неразрывно связана с княжескими, а затем царскими семьями, правящими на Руси.

XV век

Своим воплощением в камне храм был обязан Василию I (сыну Дмитрия Донского), именно он повелел заложить домовую церковь для княжеской семьи. Основным условием постройки являлась ее близость к жилым помещениям палат, поэтому собор в Московском Кремле Благовещенский горожане называли храмом «на сенях». В 1405 году роспись внутреннего убранства была произведена знаменитыми русскими иконописцами (Ф. Грек, А. Рублев). Архитектурные особенности созданного строения, его оформление отражали влияние которое было сильно в силу становления христианства на Руси того времени. Более 70 лет храм прослужил в неизменном виде и в 1483 году был разрушен по приказу Ивана III.

Возведение собора

Полное обновление кремлевских построек начинается с 1480 года. Московский князь Иван III пригласил для работы итальянских мастеров, но с условием перестройки всего комплекса зданий в древнерусском стиле. Кто построил Благовещенский собор Московского Кремля? Из летописей того времени достоверно известен факт, говорящий о том, что храм возводился русскими архитекторами. Для этих работ были привлечены псковские зодчие, которые при содействии московских мастеров начали возведение храма в 1984 году. Фундаментом для него служил старый подклет, т. е. собор строился такой же формы, как и старый.

Перед русскими мастерами стояла сложная задача, она заключалась в том, чтобы гармонично вписать храм в комплекс зданий Кремля. Из летописей конца XIV века можно даже узнать фамилии тех, кто построил Благовещенский собор в Москве, это архитекторы из Пскова Мышкин и Кривцов. Следует отметить талант этих людей, благодаря их стараниям Кремль приобрел еще одно уникальное строение, пропитанное историей государства за века своей службы.

Архитектура

В 1489 году возведение собора было закончено, его осветил митрополит Геронтий. Типичные черты архитектурных традиций московских и псковских мастеров прослеживаются в этом здании. Как и ранее существовавший храм, он имел форму квадрата и венчался тремя главами. В центральной части располагался столп, от которого расходились к каждой стене низкие арки. Крестово-купольная постройка была окружена крытыми галереями. Система переходов связывала храм с жилыми сооружениями кремлевского комплекса. Апсид (закрытое небольшое алтарное углубление) располагался с восточной стороны. Основное (религиозное) назначение не исключало практического использования, которое нес Благовещенский собор Кремля. Описание алтаря дает возможность предположить, что в подклете могла храниться государственная казна.

Назначение

Великие князья, а затем все русские цари использовали Благовещенский собор Кремля как придомовую церковь. В нем свершались все семейные таинства (крещение, венчание). Настоятель собора становился духовником правителя Руси, он его исповедовал, помогал составлять и заверял завещание, в долгих беседах мог давать царю советы. В Благовещенском храме хранились ценности княжеской (царской) семьи (реликвии, иконы, мощи святых). Первые московские князья хранили в нем казну. Каждый следующий представитель династии, взойдя на трон, старался улучшить убранство собора, внести в его облик что-то свое, оставить напоминание о себе потомкам.

XVI век

Кто построил Благовещенский собор Московского Кремля, который мы видим сегодня? Вопрос не простой, здание обновлялось часто в связи с пожарами в Москве и в результате войн и революций. Наиболее весомые изменения облика храма происходили в течение XVI века. Василий III в период своего правления повелел расписать храм «богато». К этой работе привлекли лучших на Руси иконописцев (Феодосий, Федор Едикеев). Основные мотивы фресок были сохранены, но в убранстве собора появляются отделочные и драгоценные камни. Количество куполов увеличивается до 9 (символ Пресвятой Богородицы в древнерусском христианстве), каждый из которых покрывается золотом, поэтому собор становится Златоверхим. Южный вход по его указу предназначается только для посещения царской (княжеской) семьей, там же они раздавали милостыню и отдыхали после богослужения.

Иван Грозный

В 1547 году Москва и кремлевские постройки значительно пострадали от большого пожара. Благовещенский собор не стал исключением, поэтому Иван Грозный велел его полностью восстановить (фактически построить). В 1564 году храм был возведен, расписан, украшен более богато, чем при его отце (Василии III), и освещен. Паперти украсили резные порталы из белого камня, которые выполнили итальянские мастера. Уникальными для того времени стали медные двери, украшенные золотом. Был частично воссоздан иконостас и роспись свода, стен и колон храма. По заказу Ивана Грозного к Благовещенскому собору пристраивается крыльцо (грозненское), по приданию именно оно было местом, где царь увидел предвестие своей смерти.

Современная история

Российский престол заняла династия Романовых, которые так же хранили и украшали Благовещенский собор. Его дальнейшая история является примером бережного отношения к древнерусским святыням. Наиболее значительные повреждения храм получил в 1917 году, попаданием снаряда было уничтожено грозненское крыльцо, которое не было восстановлено. Большевики перенесли столицу в Москву и разместили в Кремле руководство страны. Уникальные исторические, религиозные, архитектурные объекты стали недоступны для посещения простых людей. Новая власть после длительного периода открыла вход в исторический центр города, создав музеи Московского Кремля. Благовещенский собор функционировал в этом качестве до 1993 года. На сегодняшний день он является одной из наиболее древних действующих святынь православия на территории нашего государства.

Современная архитектура

Благовещенский собор строился на протяжении нескольких веков. Он фактически состоит из нескольких построек разного времени, которые достаточно гармонично сочетаются и образуют знакомый современному человеку по облику храм. В XVI веке к собору пристраиваются четыре придела, каждый из которых венчается головой, при этом три главы из девяти являются декоративными. Внутреннее пространство отличается небольшим размером, т. к. собор предназначался только для великокняжеской (царской) семьи. Архитектурный стиль постройки можно охарактеризовать как древнерусский, с византийскими традициями. Купольная конструкция за счет освещения создает эффект вертикального движения, в манере убранства прослеживается псковская архитектурная школа (квадратные столпы, подпруженные арки). Московские мастера внесли в облик собора узорчатые пояса стен и форму порталов. Благовещенский собор неповторим по своей архитектуре и истории строительства.

Иконостас

Уникальная по составу и возрасту коллекция, располагается в несколько ярусов (рядов). Иконы XIV, XV, XVI веков, уникальные реликвии древнерусского христианства представлены в храме. Среди них работы Андрея Рублева и которые сохранились до наших дней. Иконы, отображающие события жизни Христа, созданы в XVI веке, их оклады выполнены по специальному заказу в 1896 году. Удивительным иконостас Благовещенского собора является потому, что в нем оставлено место для изображения царя, который правит в определенный временной промежуток. После смерти монарха икону с его изображением переносили в Архангельский собор и размещали на надгробье.

Роспись

Наиболее древние подлинные образцы фресок утеряны при пожарах и перестройках собора. Современная роспись является их копиями, она выполнена художниками XVI века, которые постарались передать цветовые решения, формы и значение сюжетов. Удивительным является тот факт, что наряду с традиционными библейскими мотивами на стенах, сводах, колоннах изображены лики русских князей и античных философов, это придает уникальность такому памятнику, как Благовещенский собор Кремля. Москва, Россия не имеет более древних образцов В этом музее хранятся произведения религиозного искусства, аналогов которым нет. Образ Благовещения относится к наиболее древнему и редкому типу иконографии.

Благовещение Пресвятой Богородицы – один из самых торжественных и почитаемых праздников у христиан. В честь евангельского события, произошедшего с Девой Марией , освящено множество церквей по всему миру.

На Соборной площади Московского Кремля возвышается один из самых известных и богатых храмов Благовещения. Появившийся как домовая церковь великокняжеской семьи, Благовещенский собор превратился в один из самых значительных русских храмов, где венчали и крестили многих великих князей и российских императоров.

История строительства Благовещенского собора

Свою историю храм ведет с XIII столетия , когда на месте сегодняшнего Благовещенского собора появилась деревянная церковь. Ее возвели по приказу владимирского князя Андрея Городецкого , сына Александра Невского и участника военных компаний против золотоордынских ханов. Век спустя на месте деревянного был построен первый храм из камня. Он представлял собой домовую церковь с одной главой, сложенную из каменных блоков. Подклет первого белокаменного храма сохранился и позже был использован при строительстве собора. Ранний каменный храм был украшен настенными росписями, которые в 1405 году выполнили известные русские мастера Андрей Рублев, Феофан Грек и Прохор с Городца . Фрески украшали и алтарную преграду. На ней содержались изображения преподобных. Первый каменный собор называли «Благовещением на царских сенях».

В 1416 году храм Благовещения на великокняжеском Государевом дворе разобрали и решили строить новый. Прежняя постройка не удовлетворяла современным требованиям и была слишком тесной и невзрачной для царского размаха. В результате храм получил большой центральный и два малых купола, а в качестве украшения – резьбу на барабане и апсиде. Так он стал похожим на частично сохранившуюся до наших дней церковь Рождества Богородицы на Сенях .

Первый московский царь Иван III в 1484 году решает вновь перестроить домовую церковь. Для выполнения работ из Пскова выписывают известных мастеровых Кривцова и Мышкина , и уже через пять лет зодчие рапортуют об окончании работ. Новый храм окружали паперти, в подклете, сохранившемся с прежних пор, хранили царскую казну, а в декоре фасадов можно было угадать черты самых разных школ древнерусского зодчества: и суздальской, и владимирской, и московской, и костромской. Белокаменные столпы, поддерживающие крытые галереи, были украшены розетками в виде цветков, а сами паперти соединяли храм с Казенной палатой и царским дворцом . В начале XVI века новую церковь расписали, и на стенах ее появились фрески с изображениями Аристотеля и Сократа, Платона и Птолемея. Иконы в храме получили драгоценные оклады.

К несчастью, пожары были в ту эпоху одним из главных бедствий, которым человек почти не мог противостоять. Не уберегли от огня и Благовещенский храм. Он сильно пострадал в 1547 году , когда огненная стихия уничтожила не только иконы и книги, но и фрески, каменную резьбу и часть открытых галерей.

От Ивана Грозного до наших дней

Значительная перестройка случилась в Благовещенском соборе в эпоху правления Иоанна Грозного . В 1560 году началось строительство церквей-приделов, освященных в честь Пресвятой Богородицы, Михаила Архангела, Входа Господнего в Иерусалим и Святого Георгия. Облик основной части собора был изменен за счет надстройки западных глав и покрытия их и кровли золоченой листовой медью. В результате храм стал девятиглавым и златоверхим . Стены снаружи декорировали филенками . Храму были пожалованы икона Благовещения из Юрьева монастыря в Новгороде и золотой крест, установленный на центральной главе.

Глобальная реконструкция проходила в Благовещенском соборе Московского Кремля и в XIX столетии . В 1800 году поменяли полы : они стали белокаменными, украшенными черным резным орнаментом. Придел Святого Георгия был переосвящен в честь Александра Невского и получил новый ампирный иконостас. Чуть позже к юго-западной части храма была пристроена ризница, а южную паперть украсила аркада. В честь императора Николая I в 1836 году в соборе появился придел Святого Николая Чудотворца , а затем храм соединили с Большим Кремлевским дворцом, построенным для государя.

В октябре 1917-го во время артиллерийского обстрела в собор попал снаряд , вызвавший незначительные разрушения. Художник Игорь Грабарь , создавший комитет по сохранению памятников древней живописи, убедил правительство в необходимости работы реставрационной группы. В соборе было расчищено несколько древних икон и фресок, которые, по мнению исследователей, написали Феофан Грек и Андрей Рублев . Реставраторам удалось восстановить южный портал собора.

В 1955 году в Благовещенском соборе Московского Кремля был открыт музей , но реставрационные работы продолжались до 2010 года. Когда в середине прошлого века стены удалось очистить, под слоями поздних записей были обнаружены фрески XVI столетия . В 1989 году в Благовещенском соборе открыли экспозицию, в которой собрали иконы, принадлежавшие храму на всем протяжении его существования.

Что посмотреть в Благовещенском соборе

Архитектурный облик храма окончательно сложился в 60-х годах ХVI века:

Над порталами северного и западного фасада трудились итальянские мастера резьбы по камню. Обе пары дверей обрамлены колоннами коринфского ордера, а на северных можно увидеть евангельские сцены пророчеств о Спасителе и Богоматери, изображенные в редкой технике огневого золочения по листам меди.

- Южный портал создан в лучших традициях зодчих раннего московского периода. Двери декорированы полуколонками, бусинами и капителями в виде снопов, а филенки украшены резными композициями, изображающими растительные орнаменты и вазы.

- Иконографический сюжет «Древо Иесеево» можно увидеть на арках западной и северной галерей собора. Оно представляет собой аллегорическое изображение родословия Спасителя и состоит из более чем двухсот фигур. У входа первым изображен царь Давид, а на западном портале можно увидеть Богородицу с младенцем Иисусом на руках, завершающую древо.

- Столпы храма украшают изображения великих московских и русских князей – Владимира Мономаха, Владимира Красное Солнышко, Ивана Калиты, Дмитрия Донского и Александра Невского.

- Южная галерея храма служит местом, где собрана коллекция икон, находившихся в храме с XIV века. Одна из самых ценных и древних, по преданию, написана евангелистом Лукой. Смоленская икона Божией Матери, называемая Одигитрия , особо почитается в православии. Ее празднование проходит 10 августа и считается, что образ оберегает западные границы России.

В XV столетии из Греции были присланы в дар мощи многих святых , которые помещены в серебряную раку и хранятся в южной галерее Благовещенского собора.

Иконостас храма

Алтарная перегородка, отделяющая алтарную от остальных частей православного храма и расположенная между южной и северной его стенами, называется иконостасом. В Благовещенском соборе Московского Кремля иконостас высокий и это древнейший среди подобных иконостасов в России.

Остов иконостаса выполнен из бронзы методом чеканки . Проект был нарисован Николаем Султановым , русским архитектором и искусствоведом. Султанов исследовал византийский стиль, и самым известным его архитектурным проектом стал собор Петра и Павла в Петергофе. Николай Султанов реставрировал многие имения и храмы по всей стране и, в частности, руководил восстановлением палат Волковых-Юсуповых в Харитоньевском переулке столицы.

Иконостас Благовещенского собора состоит из пяти рядов , называемых чинами. Праздничный и деисусный ряды были написаны в XIV-XV веках. Часть исследователей полагает, что сделано это было Рублевым и Греком, но другие искусствоведы и историки ставят такую гипотезу под сомнение. Деисусный чин высокого иконостаса в соборе Кремля состоит из одиннадцати икон, высота каждой из которых – 210 см. Праздничный ряд содержит в себе четырнадцать алтарных образов.

Древнейшая икона алтарной перегородки Благовещенского собора – Всемилостивый Спас . Ее можно увидеть справа от Царских врат. Два других чина содержат в себе образа, написанные позже – в XVI столетии. Тридцать таблеток иконостаса изображают минеи каждого месяца года, праздники и некоторых святых, а также важные библейские сюжеты, включая Сретение Господне, Поклонение волхвов, Крещение и Преображение Господне.

Экспозиция «Клады Московского Кремля»

Немало интересных исторических реликвий хранится в подклете храма, где работает выставка «Клады Московского Кремля» . В коллекции – ювелирные изделия, церковная утварь, слитки драгоценных металлов, монеты и оружие. Всего в музее насчитывается более полутора тысяч экспонатов и все они датированы историческим периодом с XII по XVII столетие.

Более двухсот раритетов из раздела, посвященного древнему ювелирному искусству, были найдены в московских кладах в конце прошлого века. Они были зарыты в первой половине XIII столетия, когда Москве грозило разорение от полчищ хана Батыя. В коллекции можно увидеть украшения для головы и рук, части парадного костюма, выполненные в технике скани бусины-аграфы, браслеты-наручи, золоченые медальоны и подвески к головным уборам .

Серебряные слитки , выставленные в музее Благовещенского собора, служили как платежным средством, так и инвестиционным. Каждый слиток из найденных кладов весит около 200 грамм. В XIV столетии на него можно было купить двух хороших коней.

Шлемы-шишаки , которые ковали из единой железной пластины, служили русским всадникам. В музее можно в деталях рассмотреть подлинные шлемы XV столетия, а также оружие – боевой топор, железные наконечники для стрел, кольчуги и латы .

На заметку:

  • Ближайшие станции метро: "Боровицкая", "Александровский сад", "Библиотека им. Ленина", "Арбатская".
  • Официальный сайт: www.kreml.ru
  • Часы работы: С 15 мая по 30 сентября - каждый день, кроме четверга, с 9:30 до 18:00. Кассы открыты с 9:00 до 17:00. c 1 октября по 14 мая - каждый день, кроме четверга, с 10:00 до 17:00. Кассы открыты с 9:30 до 16:30. Оружейная палата и смотровая площадка Колокольни Ивана Великого работают по отдельному расписанию.
  • Билеты: продаются возле Кутафьей башни в Александровском саду. Стоимость билета на Соборную площадь, в соборы Кремля: для взрослых посетителей – 500 рублей. Для российских студентов и пенсионеров при предъявлении соответствующих документов – 250 рублей. Дети до 16 лет - бесплатно. Билеты в Оружейную палату и Колокольню Ивана Великого приобретаются отдельно от общего билета.

Замечательный памятник истории и культуры XV в., Благовещенский собор Московского Кремля на протяжении нескольких веков был домовым храмом великих князей и царей русского государства.

История собора

Белоснежный и «златоверхий» собор Благовещения «на царских сенях» хранят память о многих значительных событиях в жизни великих князей и царей Руси. В течение столетий он был домовой церковью правителей страны. Здесь они совершали венчания, получали благословение на царствование, крестили детей, отмечали церковные праздники и прощались с близкими. Только здесь «сильные мира сего» в доверительных, уединённых беседах с личным духовником могли «излить свою душу». Вместе со страной храм пережил многочисленные московские пожары, войны, Смутное время, гибель старой династии и воцарение новой, революции ХХ века…

Среди историков нет единого мнения о времени возведения в первого храма, освящённого в честь светлого праздника Благовещения. Некоторые из них полагают, что деревянный собор был построен по повелению князя Андрея Александровича ещё в конце XIII в. На смену ему пришел храм 1367 года, возведенный по указу . Но большинство исследователей придерживаются точки зрения, что основателем домового храма стал . В 1397 г. был построен каменный собор, который простоял до 1484 г. Согласно свидетельству «Троицкой летописи» над его убранством в 1405 г. работали великие мастера древнерусской иконописи: , Прохор с Городца. В конце XV в. этот храм уже не соответствовал ни архитектурному облику обновлённого Кремля и , ни желаниям амбициозного князя . Собор был разобран до подклета и за пять лет возведён заново. За его перестройкой постоянно наблюдал духовник царя, для которого Иван III около стройки распорядился установить палатку. По повелению царя купола собора заблистали золотом. Новое здание домового собора было освящено митрополитом Геронтием в 1489 г.

При пожаре 1547 г. храм серьёзно пострадал. Восстановление его с существенным изменением архитектурного облика завершилось к 1566 г. Тогда он и обрёл узнаваемый пирамидальный вид. Первоначально здание имело три купола: центральный и ещё два на восточной стороне. В царствование на сводах опоясывающих храм галерей было устроено четыре придела: во имя Св. Николая Чудотворца, Св. блгв. князя , Входа Господня в Иерусалим, Архангела Михаила (переосвещён в 1584 г. в Собор Архангела Гавриила). Над каждым из них была сооружена своя глава. Ещё две было добавлено на основной объём и, таким образом, собор стал девятиглавым. Девятиглавье храма в русской культовой архитектуре символизирует образ пресвятой богородицы как царицы небесной церкви, состоящей из девяти чинов ангелов и девяти чинов праведников.

В 1572 г. частью храма стало легендарное грозненское крыльцо, с которого Иван IV увидел в 1584 г. в небе комету, примету своей скорой смерти. После строительства Верхоспасского собора при теремном дворце в 1665 г. Благовещенский храм утратил своё значение как домовый храм русских царей. Однако вплоть до низложения последнего императора в 1917 г. его протопресвитер оставался духовником для многих членов императорской семьи. Каждое посещение императором подразумевало и обязательное посещение древнего храма. И после переезда двора в государи не забывали о домовом храме своих предков. В 1820 в нём был освещён придел Александра Невского, а в 1836 г.ещё один в честь свт. Николая, архиеп. Мирликийского.

Осенью 1917 г. храм сильно пострадал при обстреле Кремля. Артиллерийским снарядом было разрушено знаменитое грозненское крыльцо. В марте же месяце 1918 г., как и другие кремлёвские храмы, Благовещенский собор был закрыт. С того времени это один из музеев столицы. Только один раз в году, в день престольного праздника, в его стенах снова проходит патриаршее богослужение.

Архитектурное своеобразие

В облике храма заметно взаимопроникновение псковской архитектурной традиции и только формирующейся московской школы. Для псковских зодчих характерно применение квадратных столбов во внутреннем пространстве, высокие арки. В то же время присутствуют архитектурные детали, свойственные московскому стилю культовой архитектуры: килевидные формы порталов дверных проёмов, узорчатые пояса.

Строительство собора было доверено псковским зодчим Кривцову и Мышкину, и это одна из загадок храма. Дело в том, что в 1472 г. произошла ужасная катастрофа - , возводимый псковичами, неожиданно рухнул. Но зодчие были не только прощены, но и получили новый важный заказ. По мнению историков, есть несколько причин для такого неожиданного решения великого князя. Первая возможная причина этого состояла в нехватке умелых архитекторов, поэтому их не отстранили от дел. По другой версии, псковичам была предложена эта работа, чтобы не раздражать ревнителей русской традиции. Ведь главный храм страны, Успенский собор, построил не просто чужеземец, но ещё и католик - . В противовес этому строительство домового храма было поручено русским мастерам.

По базовым признакам Благовещенский собор - это классический четырёхстолпный крестово-купольный храм с тремя апсидами. Своими размерами, вероятно, он соответствует пропорциям более раннего разобранного собора.

Отличительной чертой собора стало устройство по его периметру галерей-папертей, одна из которых соединялась переходом с великокняжеским дворцом. Возможно, первоначально они были открытыми, так как строились приглашёнными мастерами из Италии в XVI в. Но уже на рисунках середины XVI в. видно, что они остеклены, вероятно, слюдой. Часть из них с восточной стороны позднее была разобрана в XIX в., вместе со сносом Казённой палаты.

На сохранившуюся южную паперть ведёт украшенное искусной резьбой крыльцо. По преданиям, именно здесь Иван Грозный слушал проповеди после того, как ему было временно запрещено посещать богослужения после четвёртого брака. В 1654 г. над парадным входом был сооружен придел архангела Михаила. Для усиления конструкции были подведены мощные столбы, а более лёгкие и изящные первоначальные колонны с резными капителями оказались утрачены.

Входы в храм выполнены в виде резных порталов. Северный вход предназначался для торжественных официальных церемоний: праздничных шествий, встреч послов других государств и т.п. Южные двери собора служили парадным выходом государя к народу. Повседневным был западный вход со стороны дворца. Совершенно необычен для православного храма вход с востока. Через него входили в храм участники торжеств на Соборной площади. В наши дни он является основным.

Над декором западного и северного входа работали итальянские мастера. Двери обрамлены отдельно стоящими колоннами в коринфском стиле с развитым антаблементом. Венчает конструкцию портала пышно украшенный резным декором архивольт. Поверхность камня плотно заполнена искусной резьбой в высоком рельефе. Резные изображения дельфинов, светильников, сфинксов и ваз были в числе любимых сюжетов итальянских мастеров эпохи Ренессанса. Настоящим произведением искусства являются двустворчатые двери. Обитые медными листами, они украшены живописными библейскими сюжетами. Их, несколько неожиданно, дополняют изображения Диогена, Менандра, Гомера, Еврипида и других античных философов и поэтов.

Южный портал существенно отличается по стилю. Он был восстановлен только в 1846 г. Вход в храм оформлен по канонам раннемосковского зодчества. Его обрамляют лёгкие полуколонки с бусинками посредине и снопообразной капителью, чередующиеся с прямоугольными выступами. Килевидное завершение портала гармонично сочетается с аналогичным оформлением верхней части стен.

Интерьер храма

Конструктивное решение центрального пространства храма подчёркивает его устремлённость ввысь. Ступенчатые арки, коробовые своды рукавов креста, высокий барабан - все эти архитектурные конструкции придают помещению вертикальную динамику. Эффект движения усилен организацией освещения зала: его нижний уровень затемнён, а дневной свет проникает только сверху, через окошки барабана.

В западной части помещения расположены массивные и архаичные по конструкции хоры. Подняться на них было можно либо по винтовой лестнице в толще стены или непосредственно по галерее из княжеского дворца. Вероятно, ранее на хорах размещались дополнительные приделы, так как от основного объёма храма их отделяла двухметровая по высоте стена толщиной в два кирпича. Отличается оригинальностью устройство пола собора. Он выложен из небольших кремниевых плиток с вкраплениями агата и яшмы. По преданию этот пол был перевезён по указу Ивана IV из одного из храмов , куда некогда его привезли из Византии.

Самое древнее сохранившееся помещение - это квадратный подклет старого собора постройки начала XV в. Он сложен из блоков белого камня, тогда как новый собор возводился из кирпича. Центральный массивный столб поддерживает низкие арки, несущие коробовые своды помещения. В конце XV в. при перестройке собора его стены были дополнительно обложены белым камнем и кирпичом. Подклет вероятно изначально предназначался для сбережения царской казны.

Фресковая живопись в интерьере собора

Первоначальная роспись была выполнена Феодосием, сыном известного иконописца Дионисия, в 1508 г. Она сильно обгорела при пожаре в 1547 г., но была восстановлена по первоначальным образцам.

Роспись основной части собора выполнена в традиционной манере. В центральном куполе написан образ Христоса Вседержителя, обновлённый при реставрации в XIX в. В двух других куполах находятся изображения Богоматери Знамение и Саваофа. Чуть ниже изображены ангелы, праотцы и пророки. В парусах свода - святые евангелисты.

В качестве сюжетов для фресок сводов и стен использованы евангельские притчи, различные сцены из Нового Завета, изображения чудес Христа. Некоторые исследователи находят объяснение обилию сцен с чудесами широким распространением различных ересей в XV-XVI вв. Чудеса призваны доказать истину евангельских учений, оспаривавшихся еретиками.

Чрезвычайно редкий по иконографии образ Благовещения изображён на стене собора. Пресвятая дева изображена с кувшином воды в руках у источника в тот момент, когда к ней явился с благой вестью архангел Гавриил. Очень подробно иллюстрируется сюжет Апокалипсиса в центральной части южной, северной и западной стенах. Этот интерес объясняется тем, что 1492 г. от рождества Христова соответствовал роковому 7000 г. от сотворения мира по византийскому летоисчислению, и ожидался конец света.

Роспись на папертях-галереях

Над входом с Соборной площади, на стене восточной паперти, посетителей встречает образ Спаса Нерукотворного, выполненный рукой Симона Ушакова в 1661 г. Основной сюжет росписи стен и свода северной и части западной галерей - генеалогия Иисуса Христа. В монументальной фреске Древо Иесеево иконописец Фёдор Едикеев запечатлел около 200 персонажей. Первый образ, царя Давида, нанесён на стену при входе в северную галерею. Заканчивается фреска изображением Богоматери с младенцем напротив западного входа в собор. Все образы этого произведения объединяют переплетения виноградной лозы. Среди них привлекают внимание изображения Сократа, Аристотеля, Птолемея, Фукидида, Зенона, Платона и пророчиц Сивилл. Некоторые из них в руках держат свитки с цитатами из своих сочинений, согласующихся по смыслу с основными постулатами христианства. На рукописи у Сократа можно разобрать: «Доброго мужа никакое зло не постигнет. Душа наша бессмертна. По смерти будет добрым награда, а злым - наказание» , у Платона - «Должно надеяться, что сам Бог ниспошлет небесного Учителя и Наставника людям». По предположению многих искусствоведов, средствами живописи до сознания прихожан так доводилась мысль, что лучшие умы Античности уже придерживались протохристианских взглядов и веры. Но существуют и другие версии объяснения изображению язычников в христианском храме. По одной из них, это знак уважения к древней культуре родины первых русских митрополитов, многие из которых были греками.

Весьма оригинально для православия написаны образы древних поэтов: Гомера венчает лавровый венок, а Вергилий одет в мантию и широкополую красную шляпу. Фреска воспринимается как древо христианства. Она символизирует мировое родство всех людей во Христе, поэтому здесь уместны изображения русских князей Даниила Московского, Дмитрия Донского, Василия I и других правителей.

На южной стене северной галереи выполнена фреска «Чудо пророка Ионны». Этот ветхозаветный эпизод воспринимается христианами как пророчество о гибели и воскрешении Христа. Композиция была восстановлена Н. М. Сафоновым в конце XIX в. по старым контурам - графье. Стены западной галереи представляют собой своеобразную иллюстрацию подвига покаяния. Они покрыты изображениями маленьких фигурок в монашеских одеяниях, истязающих себя ради блаженства в раю. На внешней западной стене собора образ Троицы иллюстрирует Книгу Бытия. Изображённые здесь три ангела-путника принимают угощение в доме Авраама и Сарры.

Иконостас

Иконостас собора считается одним из древнейших. Расположенные на нём иконы написаны в самое разное время. Считается, что многие иконы, образующие основу иконостаса, написаны Андреем Рублёвым, Феофаном Греком и Прохором с Городца в 1405 г. Долгое время было общепризнано, что они были утрачены в огне пожара 1547 г. Однако последние скрупулёзные исследования показали, что всё-таки эти образы были созданы именно в начале XV в. тремя различными иконописцами, причём один из них в совершенстве владел греческой манерой письма.

Первоначальный иконостас пришёл в негодность в 1812 г., когда наполеоновские солдаты устроили в соборе казарму. После изгнания французов, его заменил иконостас, обложенный бронзовыми чеканными пластинами. Царские врата были покрыты двухпудовым серебряным окладом с изображением евангелистов и Благовещения. В конце XIX в. иконостас снова был заменён. Обитый позолоченной латунью иконостас с эмалью «в древнем вкусе» был изготовлен по рисункам Н. В. Султанова. В качестве образца для него был выбран иконостас Успенского собора. Современное состояние иконостаса соответствует его виду в 1812 г. Тяжёлые серебряные оклады почти везде сняты, за исключением иконы Богоматери слева от царских врат. Живопись икон сильно пострадала. Перед каждым обновлением накануне коронации их поверхность обрабатывали пемзой, чтобы свежая краска на них лучше держалась.

Верхний ряд поясных икон образует праотеческий чин. В его центре изображён Бог-Отец. Ниже его расположен пророческий чин с иконами, изображающими пророков в полный рост в полупоклоне, обращённых к находящемуся в центре образу Богоматери с младенцем на руках. Это самый старинный чин подобного типа, дошедший до наших дней. Два верхних чина из 15 икон были написаны в середине XVI в., в царствование Ивана IV. Иконы праздничного чина по времени создания относятся к началу XV в. Ряд исследователей считают, что семь икон на левой стороне принадлежат кисти Андрея Рублёва, а семь образов справа написаны Прохором с Городца.

Крайне необычным считается деисусный чин иконостаса собора. Здесь традиционно представлены образы святых, молящиеся Господу о спасении земного мира. Во времена создания иконостаса каноническим числом икон в этом ряду равнялось семи, но в Благовещенском соборе их девять. Датируются они концом XIV в. и считается, что три центральные иконы с образом Спасителя, Богоматери и Иоанна Предтечи написал Феофан Грек. Далее следуют образы архангелов Гавриила и Михаила, апостолы Пётр и Павел, отцы церкви Василий Великий и Иоанн Златоуст. «В заворот» на стенах собора располагаются образы Св. Георгия и Св. Дмитрия, принадлежащие к деисусному ряду. Необычность деисусного ряда в том, что его дополняют образы святых покровителей московских князей.

Царские врата украшают утончённые изображения архангелов. На правой створке образ архангела Рафаила, почитающегося целителем. На левой створке изображен архангел Уриил, символизирующий беззаветную любовь к Богу.

Местный чин иконостаса

Самые ценные и почитаемые иконы по традиции расположены в нижнем, местном ряду. Правее царских врат находится чудотворная икона «Спас на престоле» (1337). Образ был написан во время правления Ивана Калиты. Первоначально она была передана в Новгород, но была возвращена в Москву после присоединения Новгородской республики к Московскому государству. С ней соседствует с правой стороны храмовая икона Благовещения Устюжского типа, поставленная здесь после событий 1612 г. На раме иконы размещены 24 клейма, иллюстрирующих Акафист Богоматери. Следующий образ в этом ряду один из самых интересных. Это патрональная икона «Апостол Пётр, Иоанн Предтеча и Алексей, человек божий». На ней изображены небесные покровители , его брата и соправителя и их отца, царя . До XVIII в. существовала традиция: при венчании на царствование нового государя писалась икона его небесного покровителя и размещалась третьей справа от царских врат. После смерти правителя она переносилась в Кремля. Напротив неё находилось постоянное молельное место великого князя и царя. После переноса столицы в Санкт-Петербург традиция оказалась нарушена и последняя патрональная икона так и осталась на своём месте. Затем следует икона Спасителя с преклонёнными перед ним и Варлаамом Хутынским. В клеймах иконы представлены евангельские притчи.

На южной стене собора находится ещё одна необычная икона, размещённая «в заворот». Из-за ограниченного пространства ей не хватило места в иконостасе. Эта четырёхчастная икона, выполненная в несвойственном для православной традиции стиле. На одном поле в различных его частях здесь есть изображения Иисуса Христа в латах, сидящего верхом на кресте, чудовищных птиц, терзающих тела грешников, смерти с косой в руках, обнажённого Христа, прикрытого крыльями ангелов. В левом нижнем поле иконы изображен царь Иван Грозный в виде коленопреклонённого юноши в княжеском головном уборе. Рядом с ним можно рассмотреть изображение молодой женщины с ребёнком. Это портрет царицы с сыном. Причиной столь редкого изображения живых людей на иконах может быть стремление Ивана IV любыми средствами подтвердить свой статус божьего избранника. Известно, что он в своё время задал церковному Собору вопрос о возможности изображения живущих людей на иконах и получил утвердительный ответ. Изображение Ивана Грозного повторяется в Тихвинской иконе Богоматери как образ богато одетого молодого человека с молитвенно сложенными руками.

В левой части местного чина иконостаса также находится немало интересных икон. На наиболее почётном месте слева от царских врат, там, где со времён Ивана Грозного до начала XX в. находилась Донская икона богоматери, расположен образ Богоматери Шуйской-Смоленской. Её история начинается в середине XVI в. В то время в свирепствовала эпидемия моровой язвы. По совету набожного горожанина был сделан список со Смоленской иконы Божией Матери. Когда её внесли в главный храм города, болезнь стала отступать. В Благовещенском соборе икона вставлена в огромную раму, в клеймах которой изображены женские персонажи библейской истории: Сара, Ревекка, Юдифь, Эсфирь и другие. Заказала эту раму первоначально для Донской иконы царевна , желая подчеркнуть роль и способности женщины в истории, проявляющуюся под покровительством Богоматери. Внизу в центральной части рамы помещено изображение Сусанны, ставшей жертвой клеветы. Именно это имя избрала себе Софья, отрицавшая свою роль в стрелецком бунте, после пострижения в монахини . Продолжают местный чин образы Св. Николая чудотворца с житием и Предста царица.

Святыни Благовещенского собора

За свою долгую и сложную историю собор собрал в своих стенах множество значимых для православных христиан святынь и реликвий.

Одной из первых стала икона Божией матери Мироточащей, ранее находившаяся в алтарной части собора. В XIV в., во время правления князя Дмитрия Донского, она была привезена из Византии митрополитом Пименом. Икона особенно почиталась благодаря исцелению страждущих прихожан истекающим из неё миром. Особенно почитавшаяся москвичами Донская икона Божией Матери находилась в местном ряду иконостаса слева от Царских врат. По преданию этим образом благословил Сергий Радонежский князя Дмитрия Донского перед Куликовской битвой. По другой легенде этот образ принесли на поле боя донские казаки. Иван Грозный брал её в свой поход против Казанского ханства в 1551 г., а после победы поместил в домовом соборе. Созданная кистью Феофана Грека, эта икона помогла защитить столицу от войск крымского хана Казы-Гирея в 1591 г. В ознаменование этого события в городе был основан . Как и икона Божией матери Мироточащей, это святыня ныне хранится в собрании Третьяковской галереи.

За алтарём хранится одна из главных святынь - большая серебряная рака. Она была создана на средства старосты придворных соборов и промышленника П. А. Смирнова в XIX в. В раке хранится около 50 православных святынь: частицы мощей Иоанна Крестителя, Николая Златоуста, Василия Великого, апостола Андрея Первозванного, вкм. и целителя Пантелеймона. С XV в. эти святыни присылались в дар московским правителям из Византии. К концу XVII в. в храме скопилось 138 реликвий. Некоторые хранились столь небрежно, что патриарх благословил передать часть из них в другие приходы. В советское время значительная часть реликвий также была передана различным московским церквям.

Ещё одной драгоценной реликвией собора был ковчег Святых Страстей Христовых, доставленный из Константинополя архиепископом Дионисием Суздальским в XIV в. В нём тщательно сберегались кусочки Креста, на котором был распят Христос, его терновый венец, Власы Христовы, камни от гроба Господня, части Ризы Пресвятой Богородицы и Ризы Господней.

Музейное собрание в стенах собора

В бывшем южном приделе во имя Св. Николая Чудотворца сейчас располагается музейная экспозиция, посвящённая древнерусским иконам XIV-XVI вв. В их числе список легендарной Смоленской иконы Богоматери, якобы написанный евангелистом Лукой. По преданию она защитила город от нашествия татар. Кроме икон, в этой части экспозиции, также представлена коллекция запрестольных крестов, которые выносили из кремлёвских храмов во время Крестных ходов.

В подклете собора сегодня размещается экспозиция «Клады и древности Московского Кремля». Её основу составляют предметы, найденные во время археологических исследований территории Кремля или связанные с историей сокровищниц русской аристократии и монастырей. Экспонаты датируются временным промежутком от XII в. до окончания XVII в. За этот период Москва прошла развитие от удельного центра до столицы крупного централизованного государства. Символическим является и само место размещения экспозиции - подклет некогда служил местом хранения государственной казны. До открытия экспозиции для посещений в течение 2005-2011 гг. сотрудниками института реставрации (ГосНИИР) проведены тщательные исследования и реконструкция помещения. Во время неё был воссоздан пол и ступени, расчищены от поздних наслоений стены подклета. В специальной витрине можно рассмотреть в деталях раскрытую старинную кладку стен. Особый интерес представляют процарапанные рисунки архитектурных деталей, сделанные зодчими, возводившими собор.

В марте 2012 г. в подклете состоялась презентация обновлённой археологической экспозиции. Более 1500 экспонатов всестороннее отображают состав скрытых в земле сокровищ.

Оружие и воинское снаряжение размещено в первой части выставки. Собранные здесь экспонаты раскрывают трагические страницы истории Московского Кремля. Среди них шлемы-шишаки, боевой топор, наконечники стрел, западноевропейский меч.

Самые ценные экспонаты находятся в ювелирном разделе. Произведения византийского, скандинавского и русского домонгольского декоративно-прикладного искусства помогают понять истоки формирования национальной культуры. Ядро экспозиции составляют серебряные украшения из кладов XII-XIII вв.

Обширный раздел посвящён нумизматике. В витринах представлены редкие денежные слитки-гривны, золотые и серебряные российские и западноевропейские монеты XIV-XVIII вв. Особое место среди них занимают голландский дукат 1598 г., квадратная монета из Швеции 1607 г., серебряные тайлеры и другие. Экспонаты музея дают чёткое представление об облике денег в разные века, их особом значении и торговых связях русского государства.

Посещение Благовещенского собора Кремля - это не только прекрасная возможность познакомится с особенностями русской культовой архитектуры, но и шанс ощутить ритм жизни прошлого, проникнуться богатой духовной атмосферой давно минувших веков, запечатлённой в сюжетах удивительных росписей стен храма.