«Хищник» — идеальный убийца авианосцев. Есть ли торпеда опаснее "шквала"? (фото, видео) Ракета шквал нового поколения

С 1942-го по 1945-й года, во время боев в Тихом океане, американские авианесущие группы все время подвергались воздушным налетам со стороны Японских императорских ВВС. Как показывает статистика: авианосцы зачастую были уничтожены благодаря бомбардировкам и камикадзе, нежели тяжелые крейсера, потопленные от торпедных атак и артиллерии японцев.

Учтя опыт Второй мировой войны, американские умы пришли к выводу: необходимо развивать средства ПВО и авиацию для защиты своих авианесущих группировок.

В назревающей холодной войне, советские инженеры тоже учли опыт, только не свой, а американский. Зачем лезть на противовоздушные вилы, когда можно ударить из под воды…Примерно с такими мыслями в недрах отечественных НИИ приступили к работе над перспективными вооружениями для подводных лодок, позднее, в том числе к работе над торпедой М-5 “Шквал”.

История создания

С конца 40-х и до 60-х велась разработка, исследования, испытания торпед и двигателей к ним, от Ладоги до Иссык-Куля различными институтами. Главные инициаторы идеи были кандидаты Л. И. Седов и Г. В. Логвинович, профессора различных областей знаний и специалисты ВМФ.

Идея была в следующем – создать скоростную торпеду, от которой невозможно будет уйти маневром крупному кораблю.

В октябре 60-го, после постановления Совета Министров СССР, началась работа по созданию торпеды, движущейся со скоростью 100м/с (примерно 360 км/ч или 195-200 морских узлов). Скорость обычных торпед составляет не более 20-25 м/с (60-70 км/ч или 40-50 морских узлов).

Разработку поручили НИИ-24 (ныне ГНПП – “Регион”) под руководством И. Л. Меркулова. Информация о работе над таким проектом в СССР дошла до западных “друзей”, но эффекта, кроме смеха над наивностью советских инженеров, она не произвела.

Разработка оружия такого уровня – это высокотехнологичная работа, опережающая свое время на десятилетия, как полагали в США.

Для создания такого оружия требовалось объединить усилия различных отраслей промышленности, исследования новых технологий, разработки новых аппаратов двигателей и топлива к ним, изучения принципиально новых физических явлений в подводной среде.

После колоссального объема работ, в с 1964-го по 72-й проходила испытания советская подводная ракета М-4. Конструктивные ошибки привели к необходимости модернизации этого образца. В 1977-м первая в мире реактивная торпеда М-5 проходит цикл государственных испытаний. Ракето-торпеда “Шквал” встает на вооружение ВМФ СССР под индексом ВА-111.

В это время ученые из США тоже достигают успехов в этой области – они доказывают, что большие скорости торпеды под водой (в частности до 100 м/с), теоретически возможны.

Западные подводные лодки уже строились с применением технологий “Стелс” и имели преимущество в незаметности перед отечественными аналогами. Советский подводный флот, в какой-то мере, уровнял шансы вооружением своих подлодок высокоскоростными торпедами.

Изюминка в 150 килотонн и конструкция торпеды

Скорость и двигатель

Общее описание внешней баллистики торпеды: высокая скорость обеспечена реактивным двигателем, а сопротивление воды (в 1000 раз больше сопротивления в воздушной среде) преодолено благодаря воздушному “кокону”, обволакивающему весь корпус (8,2 м в длину). Из этого следует – это обычная ракета, плывущая под водой.

Двигателя два: разгонный и маршевый.

Разгонный (стартовый) работает 4 секунды на жидком топливе, выводит ракету из торпедного аппарата, после чего отстыковывается.

В работу вступает маршевый – доходит до крейсерской скорости и доставляет груз в место назначения. Топливо твердое – металлы (литий, магний, алюминий), вступающие в реакцию с окислителем-катализатором – водой. Огромная шумность выпущенной торпеды – это один из главных недостатков, сразу демаскирующий подводную лодку.


Воздушный “кокон” (каверна) – это газовая оболочка, создаваемая специальным газовым генератором. Газ выпускается на корпус и распределяется кавитатором, расположенным спереди на “голове” торпеды.

Вижу цель – не вижу препятствий

В качестве системы навигации используется программа, которая задается непосредственно перед пуском торпеды.

Следуя заложенным координатам цели, оружие двигается следуя маршруту, и маневрируя четырьмя небольшими рулями.

По пути её нельзя отвлечь никакими помехами и устройства – плывет туда куда сказали и все. Отсутствие системы самонаведения является вторым из главных недостатков.

Сюрприз под борт

В качестве боевой части применяется 210 кг обычной взрывчатки или ядерной в 150 килотонн. Подрыв ядерной БЧ, даже вблизи судна противника (в радиусе 1000 м), несет тяжелые последствия.


А именно, разрушение внешних палубных устройств, легкого вооружения от ударной волны и вероятность повреждения от электромагнитного импульса. После такой атаки следует отправляться если не на дно, то на ремонт как минимум.

Целесообразность пуска

В стоимость пуска торпеды будет включено не только производство самой торпеды, но и подводной лодки и ценность всего экипажа. Дальность действия составляет 14 км – это первый главный недостаток.

В современном морском бою пуск с такого расстояния – это самоубийственное торпедирование для экипажа подводной лодки. Увернуться от “веера” запущенных снарядов конечно способен только эсминец или фрегат, но и скрыться с места атаки, в зоне действия эскорта авианосца и палубной авиации, маловероятно.

ТТХ оружия

  • Калибр под стандартный торпедный аппарат: 533 мм;
  • Длина: 8200 мм;
  • Масса: 2700 кг;
  • Масса БЧ: 210 кг;
  • Скорость: 200 узлов (100 м/с, или 360 км/ч);
  • Дальность действия разнится в источниках: от 11 до 14 км
  • Глубина пуска: 30 м;
  • Глубина погружения: 6 м.


Модификации

  • М-4 - неудачный образец, (1972 г);
  • М-5 - удачный вариант (1975 г);
  • ВА-111 «Шквал» - базовый вариант комплекса с торпедой М-5 (1977 г);
  • ВА-111Э «Шквал-Э» - экспортный вариант (1992 г);
  • «Шквал-М» - торпеда с системой самонаведения, с БЧ 350 кг, (засекречена, информации почти нет, 2010 г);
  • «Шквал-М2» (засекречена) -(2013 г).

Эпилог

Оружие было засекречено до шпионского скандала в 2000-м с попыткой выкрасть чертежи. По сей день многие подробности не разглашаются.

По открытым данным аналогов, стоящих на вооружении нет, но разработки ведутся с конца 80-х. Подводная ракета “Шквал”, на сегодняшний день, скорее всего, снята с боевого дежурства из-за своих недостатков, преодолеть которые не представляется возможным.

Видео

Вконтакте

Одноклассники

В этом статье мы расскажем о еще одной интересной и необычной странице отечественной оружейной истории: реактивной торпеде М-5 «Шквал» комплекса ВМ-111.

Немного истории

Проект первой торпеды был разработан российским конструктором Александровским в 1865 году. Однако, как это часто бывает с прогрессивными идеями, он не был оценен по достоинству, и в России воплощен не был.

Первую действующую торпеду создал англичанин Роберт Уайтхед в 1866 году, а в 1877 – это оружие было впервые использовано в боевых условиях. В следующие десятилетия торпедное оружие активно развивается, появляется даже особый класс кораблей – миноносцы, основным вооружением которых становятся торпеды.

Торпеды активно использовались в ходе Русско-японской войны 1905 года, большая часть российских кораблей в Цусимском сражении была потоплена японскими миноносцами.

Первые торпеды работали на сжатом воздухе или имели парогазовую силовую установку, что делало их использование менее эффективным. Такая торпеда оставляла за собой хорошо заметный след из пузырьков газа, что давало атакованному кораблю возможность заранее ее обнаружить и увернуться.

После Первой мировой войны начались разработки торпеды с электродвигателем, благодаря которому исчезал демаскирующий фактор в виде газовых пузырьков, но сделать ее оказалось весьма непросто. Воплотить эту идею в жизнь смогли только в Германии перед началом Второй Мировой войны. В целом, использование и парогазовых и электрических торпед сыграло свою немаленькую роль в той Войне.

Начало разработок

Быстрый рост в послевоенное время тактико-технических характеристик дизель-электрических (и позже-атомных) подводных лодок (скорости, глубины погружения, дальности гидроакустического указания цели и др.) привел к тому, что эффективность применявшегося ранее для уничтожения субмарин торпедного оружия и бомбометания стала недостаточной. Стало ясно, что для достижения новых выдающихся результатов требуются принципиально иные разработки. Это явилось толчком для конструирования новых видов боевых средств, обеспечивающих резкое уменьшение времени доставки заряда к цели и увеличение точности стрельбы. Соответствующую проблему сумели предвидеть еще в конце 1940-х годов сотрудники московского филиала ЦАГИ под руководством академика Леонида Седова (1907 — 1999), а также специалисты ВМФ, и прежде всего, академик АН УССР Георгий Логвинович. Для возникающих задач они предложили уникальные теоретические, экспериментальные и конструкторские решения гидродинамических схем подводных ракет с органами управления изменяемой геометрии, выполняющими функции образования каверны (газовой оболочки торпеды в результате явления суперкавитации), и управления движением заряда.

Справка: Кавитация (от лат. cavita - пустота) - процесс парообразования и последующей конденсации пузырьков пара в потоке жидкости, сопровождающийся шумом и гидравлическими ударами, образование в жидкости полостей (кавитационных пузырьков, или каверн), заполненных паром самой жидкости, в которой возникает полость.

В 60-х годах прошлого столетия в СССР началась разработка необычной торпеды «Шквал», которая кардинально отличалась от всех предыдущих типов торпед. Наличие готовых наработок привело к тому, что уже через год после открытия исследовательской темы начались испытания на озере Иссык-Куль, однако доработка изделия заняла более десяти долгих лет.

Основным уникальным отличием «Шквала» от других торпед является ее чудовищная скорость: она способна развивать под водой более 200 узлов (более 100 метров в секунду или порядка 370 километров в час, что быстрее гоночного болида Формула-1!). Достигнуть таких показателей в водной среде, которая имеет высокую плотность весьма непросто.

Если обычная торпеда движется вперед за счет вращения винтов, то изюминкой «Шквала» в качестве силовой установки стал особый двигатель.

Для достижения высоких технических характеристик торпед, имеющих скорости движения под водой свыше 100 м/с, необходимо применить высокоэффективный реактивный двигатель на энергоемком топливе. Наиболее полно всем требованиям в качестве энергосиловой установки отвечал прямоточный гидрореактивный двигатель (ПГРД): его удельный импульс был в 2,5 — 3 раза выше, чем у всех известных парогазовых или электрических торпед. Это достигалось за счет использования забортной воды в качестве рабочего тела и окислителя, и того, что в качестве топлива использовались гидрореагирующие металлы (магний, литий, алюминий). Вообще, «Шквал» имел два двигателя: стартовый ускоритель, который выбрасывал торпеду из торпедного аппарата и разгонял ее до скорости 80 метров в секунду, и маршевый двигатель, который доставлял торпеду до цели.

Однако для развития такой немыслимой скорости под водой недостаточно и реактивного движителя. Для достижения таких скоростных показателей «Шквал» использует эффект суперкавитации: во время движения вокруг торпеды возникает воздушный пузырь, который значительно уменьшает сопротивление внешней среды. Для этого на носу «Шквала» находится специальное устройство – кавитатор, через который происходит дополнительный наддув газов от специального газогенератора. Именно так образовывается кавитационная полость, которая обволакивает корпус торпеды целиком.

В 1977 году реактивную торпеду приняли на вооружение. Первоначально торпеда могла оснащаться только ядерной боевой частью мощностью 150 кт, но после спроектировали и боеголовку с обычным взрывчатым веществом. Следует отметить, что информации о «Шквале» довольно мало, многие сведения до сих пор являются секретными.

Современные мнения об эффективности применения этой торпеды весьма разнятся. В прессе обычно говорят о «Шквале», как о супер-оружии, но многие эксперты не поддерживают эту точку зрения, считая «Шквал» бесполезным в реальных боевых условиях. Дело в том, что «Шквал» не имеет головки самонаведения (ГСН), так как носовая часть занята системами газового кавитатора, также через нее осуществляется прием забортной воды для основного движителя. Поэтому координаты цели вводят в память торпеды непосредственно перед запуском. Повороты торпеды осуществляются по заранее введенной программе за счет рулей и отклонения головки кавитатора.

Основным преимуществом «Шквала» является ее потрясающая скорость, но она же и основная причина его недостатков. А они значительные:

  • Из-за огромной скорости (200 узлов) торпеда производит сильный шум и вибрации, что демаскирует подлодку.
    Малая дальность пуска (всего до 13 км) сильно демаскирует подлодку.
    Максимальная глубина хода (до 30 м) не позволяет поражать вражеские подлодки на больших глубинах.
    Импульс прямоточного гидрореактивного двигателя выше, чем у других двигателей, что может вызвать поломку сонара подлодки.
    Носовая часть торпеды не позволяет установить на неё головку самонаведения - через носовую часть поступает забортная вода.
    Низкая вероятность поражения цели с обычной БЧ, и без головки самонаведения

Как можно увидеть из вышеперечисленного, «Шквал» имеет большое количество ограничений, которые делают его эффективное использование затруднительным. Подойти к противнику на 7-13 км для подводной лодки крайне сложно. Запуск торпеды, которая издает «адский» шум, практически гарантировано выдаст месторасположение субмарины и поставит ее на грань уничтожения.

В настоящее время торпедное оружие ведущих морских держав развивается несколько по иному пути. Разрабатываются торпеды с дистанционным управлением (по кабелю) с всё большей дальностью и точностью стрельбы. Кроме того, конструкторы работают над снижением шумности торпедного оружия.

Зарубежные аналоги

При упоминании торпеды «Шквал» всегда подчеркивается, что такое оружие есть только у России. Долгое время так оно и было. Но в 2005 году представители немецкой компании Diehl BGT Defence заявили о создании новой суперкавитационной торпеды «Барракуды».

По словам разработчиков, ее скорость настолько высока, что обгоняет собственные звуковые волны, распространяющиеся в воде. Поэтому обнаружить ее очень сложно. Кроме того, «Барракуда» оснащена новейшей системой самонаведения, а движением торпеды можно управлять (в отличие от советской торпеды). Информация об этой торпеде в открытых источниках практически отсутствует.

ТТХ реактивной торпеды М-5 «Шквал»:
Калибр — 533.4 мм
Длина — 8200 мм
Масса — 2700 кг
Масса БЧ — 210 кг
Дальность хода — 7 км (эффективная) и 10-11 км (максимальная)
Скорость хода до 200 уз / 100 м/с
Глубина хода 6 м
Глубина пуска до 30 м
Угол допустимого разворота сектор 40 град

Сейчас появляется информация о создании в России новой, более совершенной модификации управляемой реактивной торпеды, которая имеет больший радиус действия и более мощную боевую часть, однако подробные сведения также отсутствуют.

Вконтакте

Несмотря на бурное развитие научно-технического прогресса, торпеды, как и сто лет назад, остаются одним из основных видов вооружения военно-морского флота. Более того, торпедное оружие – это основное средство защиты и нападения подводных лодок, также они остаются главным инструментом борьбы с подводной угрозой.

Первые образцы торпед появились во второй половине XIX столетия, именно благодаря этому оружию Первая мировая война стала «звездным часом» для подводных лодок.

Торпеды непрерывно совершенствовались, становились все быстрее, «умнее» и смертоноснее. Но принципиально в их конструкции мало что изменилось: большинство торпед – это самодвижущийся подводный аппарат цилиндрической формы, который движется за счет гребных винтов.

Несколько десятков лет торпеды были практически единственным оружием подводных лодок, ситуация изменилась только во второй половине XX века, когда субмарины превратились в плавучие стартовые площадки для баллистических и крылатых ракет.

В этом материале пойдет речь о весьма необычной ракето-торпеде «Шквал», которая стоит на вооружении ВМС России .

Немного истории

Согласно отечественной историографии, проект первой торпеды был разработан российским конструктором Александровским в 1865 году. Однако он был признан преждевременным и в России воплощен не был.

Первую действующую торпеду создал англичанин Роберт Уайтхед в 1866 году, а в 1877 – это оружие было впервые использовано в боевых условиях. В следующие десятилетия торпедное оружие активно развивается, появляется даже особый класс кораблей – миноносцы, основным вооружением которых становятся торпеды.

Торпеды активно использовались в ходе Русско-японской войны 1905 года, большая часть российских кораблей в Цусимском сражении была потоплена японскими миноносцами.

Первые торпеды работали на сжатом воздухе или имели парогазовую силовую установку, что делало их использование менее эффективным. Такая торпеда оставляла за собой хорошо заметный след из пузырьков газа, что давало атакованному кораблю возможность увернуться от нее.

После Первой мировой войны начались разработки торпеды с электродвигателем, но сделать ее оказалось весьма непросто. Воплотить эту идею в жизнь смогли только в Германии перед началом следующей мировой войны.

Современные торпеды представляют серьезную угрозу для любого надводного корабля и подводной лодки. Они развивают скорость до 60-70 узлов, могут поражать цели на расстоянии более ста километров, наводятся с помощью гидролокатора или используя физические характеристики судна. Также широко распространены торпеды, которые наводятся по специальному оптоволокну с надводного судна или подлодки.

В 60-х годах прошлого столетия в СССР началась разработка необычной торпеды «Шквал», которая кардинально отличалась от любых аналогов. Разработкой этого проекта занималась НИИ №24 (ГНПП «Регион»). Через год начались испытания на озере Иссык-Куль, доработка изделия заняла более десяти лет.

В 1977 году ракето-торпеду приняли на вооружение, сначала она имела ядерную боевую часть мощностью 150 кт, затем торпеда получила боеголовку с обычным взрывчатым веществом . Она и сегодня находится на вооружении российских ВМС.

В России был произведен экспортный вариант – «Шквал-Э». Ее стоимость 6 млн долларов.

Есть информация о создании новой, более совершенной модификации реактивной торпеды, которая имеет больший радиус действия и более мощную боевую часть. Следует отметить, что информации о «Шквале» довольно мало, многие сведения до сих пор являются секретными.

Еще нужно сказать, что мнения об этой торпеде (вернее, об эффективности ее применения) весьма разнятся. В прессе обычно говорят о «Шквале», как о супер-оружии, но многие эксперты не поддерживают эту точку зрения, считая «Шквал» бесполезным в реальных боевых условиях.

Впервые общественность узнала о существовании в России уникальной скоростной торпеды после шпионского скандала, связанного с гражданином США Эдмундом Поупом, который якобы хотел вывести из России чертежи этого оружия.

Основным уникальным отличием «Шквала» от других торпед является ее немыслимая скорость: она способна развивать под водой более 200 узлов. Достигнуть таких показателей в водной среде, которая имеет высокую плотность весьма непросто.

Изюминкой «Шквала» является его двигатель: если обычная торпеда движется вперед за счет вращения винтов, то «Шквал» в качестве силовой установки использует реактивный двигатель. Однако для развития такой немыслимой скорости под водой недостаточно и реактивного движителя. Для достижения таких скоростных показателей «Шквал» использует эффект суперкавитации, во время движения вокруг торпеды возникает воздушный пузырь, который значительно уменьшает сопротивление внешней среды.

Описание устройства и двигателя

«Шквал» имеет реактивный двигатель, он состоит из стартового ускорителя, который разгоняет торпеду, и маршевого двигателя, что доставляет ее до цели.

Маршевый двигатель торпеды - гидрореактивный прямоточный, для своей работы он использует металлы, реагирующие с водой (магний, литий, алюминий), а в качестве окислителя – забортную воду.

При достижении торпедой скорости 80 м/с около ее носовой части начинает образовываться воздушный кавитационный пузырь, что значительно снижает гидродинамическое сопротивление. Но одной скорости мало: на носу «Шквала» находится специальное устройство – кавитатор, через который происходит дополнительный наддув газов от специального газогенератора. Именно так образовывается кавитационная каверна, которая обволакивает корпус торпеды целиком.

«Шквал» не имеет головки самонаведения (ГСН), координаты цели вводят непосредственно перед запуском. Повороты торпеды осуществляются за счет рулей и отклонения головки кавитатора.

Преимущества и недостатки

Без сомнения, ракето-торпеда «Шквал» - это уникальное техническое изделие, над созданием которого работали специалисты различных областей знаний. Для ее создания понадобилось создавать новые материалы, конструировать двигатель, работающий на других принципах, изучать явление кавитации в применении к реактивному движению. Но является ли оружие со столько революционными характеристиками эффективным?

Основным преимуществом «Шквала» является ее потрясающая скорость, но она и основная причина его недостатков.

К ним можно отнести следующие:

  • высокий уровень шума;
  • кавитационный пузырь делает невозможным управление торпедой и ее самонаведение;
  • малая дальность торпеды: на старых модификациях до 7 км, на новых ее увеличили до 13 км;
  • недостаточная максимальная глубина погружения торпеды (не более 30 м), это делает ее неэффективной для уничтожения подлодок;
  • низкая точность.

Как можно увидеть из вышеперечисленного, «Шквал» имеет большое количество ограничений, которые делают его эффективное использование затруднительным. Подойти к противнику на 7-13 км для подводной лодки крайне сложно. Запуск торпеды, которая издает «адский» шум, практически гарантировано выдаст месторасположение субмарины и поставит ее на грань уничтожения.

В настоящее время торпедное оружие ведущих морских держав развивается несколько по иному пути. Разрабатываются торпеды с дистанционным управлением (по кабелю) с всё большей дальностью и точностью стрельбы. Кроме того, конструкторы работают над снижением шумности торпедного оружия.

Эту концепцию можно сравнить с использованием снайперской винтовкой на поле боя, когда один точный выстрел с большой дистанции решает все.

Зарубежные аналоги

При упоминании торпеды «Шквал» всегда подчеркивается, что такое оружие есть только у России. Долгое время так оно и было. Но в 2005 году представители немецкой компании Diehl BGT Defence заявили о создании новой суперкавитационной торпеды «Барракуды».

По словам разработчиков, ее скорость настолько высока, что обгоняет собственные звуковые волны, распространяющиеся в воде. Поэтому обнаружить ее очень сложно. Кроме того, «Барракуда» оснащена новейшей системой самонаведения, а движением торпеды можно управлять (в отличие от российской торпеды). Информации об этой торпеде в открытых источниках недостаточно.

Видео о торпеде «Шквал»

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

Технотриллеры Тома Клэнси и голливудские фильмы навязывают читателям и зрителям мнение, что тактика подводной войны напоминает неторопливую шахматную партию. Однако эти представления давно устарели

Тактико-технические характеристики ракеты-торпеды «ШКВАЛ»

Секретное оружие

Дело в том, что российский подводный флот уже с конца 1970-х годов располагает оружием, по сравнению с которым обычные торпеды и обычная тактика настолько же архаичны, как лук и стрелы по сравнению с автоматами и пулеметами.

Первые упоминания об этом российском оружии в прессе были связаны со шпионским скандалом вокруг Эдмунда Поупа: он якобы пытался приобрести чертежи секретной суперторпеды. До того момента широкой публике не было известно о ней практически ничего (впрочем, и сейчас информации совсем немного) – даже ее название («Шквал») мало что говорило непосвященным.

Между тем, «Шквал» – оружие не новое. Разработки скоростной торпеды начались в 1963 году, а через год состоялись первые пуски прототипов на озере Иссык-Куль. Потребовалось еще 13 лет, чтобы доработать конструкцию, и в 1977 году на вооружение ВМФ СССР поступила скоростная ракета-торпеда «Шквал» (ВА-111). Однако, несмотря на столь почтенный возраст, до сих пор оружие не имеет аналогов, а многие детали остаются секретными.

Подводные «болиды»

Уникальность суперторпеды – в скорости. Однако разница между «Шквалом» и обычными торпедами огромна – такая же, как между болидом «Формулы-1» и Ford T: их максимальная скорость отличается во много раз. Скорость обычных торпед составляет 60-70 узлов, в то время как «Шквал» может развивать под водой скорость 200 узлов (370 км/ч, или 100 м/с) – абсолютный рекорд для подводного объекта.

В воде развить такую скорость непросто: мешает сопротивление среды – под водой оно примерно в 1000 раз больше, чем в воздухе. Для разгона и поддержания столь большой скорости торпеде требуется огромная тяга, ее нельзя получить от обычных двигателей и реализовать с помощью гребных винтов. Поэтому в качестве движителей «Шквал» использует ракетные ускорители. Стартовый ускоритель – твердотопливный, с тягой в несколько десятков тонн, он разгоняет торпеду до крейсерской скорости за 4 секунды и затем отстреливается. Далее начинает работать маршевый двигатель. Он тоже реактивный, на гидрореагирующем топливе, содержащем алюминий, магний, литий, а в качестве окислителя использует забортную воду.

Однако даже реактивным двигателям не под силу постоянно преодолевать сопротивление водной среды на такой огромной скорости. Изюминка «Шквала» – в эффекте суперкавитации. На самом деле, «Шквал» – скорее ракета, чем торпеда (иногда его так и называют – «ракета-торпеда»), и она не плывет, а летит в газовом пузыре (каверне), который сама и создает.

Как работает суперкавитация

В носовой части ракеты-торпеды «Шквал» расположена специальная деталь – кавитатор. Это эллиптической формы плоская толстая пластина с заточенными краями. Кавитатор немного наклонен к оси торпеды (во фронтальном сечении он круглый) для создания подъемной силы на носу (на корме подъемная сила создается рулями). При достижении определенной скорости (около 80 м/с) вблизи края пластины кавитация достигает такой интенсивности, что образуется гигантский «пузырь», обволакивающий торпеду. При этом гидродинамическое сопротивление движению значительно уменьшается.

На самом деле, одного лишь кавитатора недостаточно, чтобы получить каверну нужного размера. Поэтому в «Шквале» используется дополнительный «наддув»: сразу за кавитатором в носовой части расположены отверстия - дюзы, через которые каверна «наддувается» от отдельного газогенератора. Это позволяет увеличить каверну и охватить весь корпус ракеты-торпеды – от носа до кормы.

Обратная сторона медали

Революционные принципы, положенные в основу конструкции «Шквала», имеют и свою обратную сторону. Одна из них – невозможность обратной связи, а стало быть, и отсутствие системы самонаведения: излучение гидролокаторов не может «пробить» стенки газового пузыря. Вместо этого торпеду программируют до запуска: в систему управления вводят координаты цели. При этом, разумеется, учитывают упреждение, то есть рассчитывают вероятное местонахождение цели в момент поражения торпедой.

«Шквал» не умеет и поворачивать. Торпеда движется строго по прямой к заранее рассчитанной точке встречи с целью. Система стабилизации постоянно отслеживает положение торпеды и ее курс и вносит коррективы с помощью выдвижных рулей, едва касающихся стенок «пузыря», а также за счет наклона кавитатора – малейшее отклонение грозит не только потерей курса, но и разрушением каверны.

Замаскировать запуск «Шквала» невозможно: торпеда издает сильнейший шум, а газовые пузыри всплывают на поверхность, образуя отлично видимый след. Один из разработчиков, присутствовавший при испытаниях на озере Иссык-Куль, сказал нам: «На что похож запуск «Шквала»? Представьте себе, как будто бог морей Посейдон взял в руки хлыст: свист и грохот, а затем очень быстро убегающий вдаль прямой, как стрела, след от хлыста на водной глади».

Убийца авианосцев

Американцы иногда называют «Шквал» (впрочем, наряду с другими видами вооружений – ракетами «Гранит», например) «убийцей авианосцев». Действительно, одна из возможных задач «Шквала» – выведение из строя авианосца или даже всей авианосной группы (боеголовка торпеды предполагалась ядерной). Ведь, несмотря на отсутствие скрытности и «прямолинейность», уйти или защититься от «Шквала» (а тем более – от залпа двух таких торпед) практически невозможно: за 100 секунд подводного «полета» к цели крупное судно или подводная лодка не успеют ни изменить курс (или хотя бы погасить набранную скорость), ни принять какие-либо контрмеры. В результате погрешность попадания «Шквала» не превышает 15-20 м, что при такой мощной боеголовке смертельно.
(Статья взята с сайта "Популярная механика")


Скоростная подводная российская ракета Шквал с индексом ВА-111 является прямой и одой из главных угроз для американского или иного зарубежного флота в случае конфликта с отечественными ВМФ. Благодаря уникальным скоростным характеристикам торпеда способна с высокой вероятностью поражать все морские цели (как надводные, так и подводные).

История создания сверхзвуковой торпеды «Шквал»

История создания гиперзвукового подводного оружия началась во времена СССР и была вызвана несколькими факторами.

Советский флот не мог эффективно количественно соперничать с ВМФ США, поэтому требовалось создать компактный комплекс вооружения, который можно установить на большинство имеющихся надводных и подводных судов. Этот комплекс должен гарантированно поражать корабли противника на большой дистанции и в то же время быть недорогим в производстве. История создания торпеды включает несколько вех.

60 годы 20 века - начало опытных конструкторских работ по созданию комплекса торпеды с высоким поражающим эффектом и нестандартно высокой скоростью. По требованию Министерства обороны СССР новая торпеда должна быть недосягаема для средств защиты противника и поражать объекты врага на безопасном расстоянии.

Главный конструктор торпеды В.Г. Логвинович

Такой эффект должен быть достигнут за счет применения гиперзвуковой скорости, чего в морской среде добиться нелегко. Разработкой новой торпеды занялся НИИ № 24 и конструктор Г. В. Логвинович.

Сложность заключалась в новизне конструкции, так как до этого никто в мировой практике не пытался создать торпеду способную развить под водой скорости в сотни километров в час, советские торпеды были преимущественно парогазовыми и не обладали столь внушительной скоростью.

1965 год - первое ходовое испытание торпеды на озере Иссык-Куль и соответственно доведение торпеды до своих боевых характеристик. В качестве массового оружия уничтожения флота противника торпеда выглядит эффективнее, чем крылатая ракета, так как действуя в условиях водной среды может нанести существенный урон плавательному средству. Также торпеда несет больший боевой заряд и по существу единственная кто может эффективно поражать подводные лодки противника.

Когда проектировалась реактивная торпеда Шквал, конструкторы столкнулись с двумя основными требованиями - огромная скорость, которая должна быть достигнута за счет применения гиперзвука и универсальность торпеды для размещения, как на кораблях, так и подводных лодках. Для решения этих задач требовалось длительное время, чтобы доработать устройство торпеды Шквал, принятие ее на вооружение затянулось более чем на 10 лет.

1977 год - окончательное принятие на вооружение торпеды нового типа, получившей индекс ВА-111 «Шквал» — оружие на новых физических принципах. Принятие на вооружение ВМФ и дальнейшие испытания были продолжены и после 1977 года, и после распада Советского Союза. Боевая часть торпеды имеет массу в 210 кг и в первоначальном варианте несла ядерный заряд мощностью в 150 КТ. Только через год после принятия на вооружение принято решение об установке обычного заряда в боевую часть.

масса боевой части топеды

1992 год - создание варианта торпеды под индексом «Shkval-Э» как экспортной модификации. У данного варианта исполнения максимальная скорость была уменьшена по сравнению с отечественной за счет использования менее мощного реактивного двигателя. При этом в версии для зарубежных стран отсутствует возможность установки ядерной боевой части и поражения подводных целей.

Многие называют эту торпеду сверхзвуковой, однако данная характеристика не вполне объективна, так как под водой ракета-торпеда Шквал не развивает достаточной скорости для преодоления скорости звука, однако в сравнении со своими конкурентами ее скорость на несколько порядков выше.


Устройство торпеды Шквал в разрезе

Тактико-технические характеристики

Сверхзвуковая торпеда Шквал обладает следующими тактико-техническими характеристиками:

Конструкция реактивной торпеды

Конструкция торпеды уникальна как для своего времени, так и для современности и имеет свои отличительные черты. До сих пор нет подтвержденных данных о создании действительно конкурентоспособной торпеды в иных государствах с подобным принципом действия.

Реактивный двигатель торпеды является главной отличительной особенностью данного изделия. Именно принцип действия на реактивной тяге позволяет развивать огромную скорость торпеды Шквал в 200 морских узлов, что делает торпеду неуязвимой для средств защиты противника, даже перспективных.

Устройство двигателя разделено на два - стартовый и маршевый.

Стартовый соответственно действует при старте и задает импульс по ускорению изделия в водной среде. Маршевый двигатель поддерживает заданную скорость в воде до достижения цели.

Также особенностью действия маршевого двигателя является использование забортной волы в качестве основного окислителя в сочетании с металлами - магнием, алюминием и литием. На обычных торпедах такой двигатель отсутствует и управление осуществляется посредством винтов в задней части торпеды;


Принцип кавитации при ускорении достигается за счет использования реактивного двигателя и резкого набора большой скорости. В результате этого вокруг корпуса образуется пузырь из воздушной оболочки, что уменьшает трение воды и позволяет поддерживать высокую скорость (до 80 м/с). При этом имеется и кавитатор, который поддерживает заданную скорость, который производит наддув газов посредством газогенератора. Эти факторы объясняют, как движется торпеда с такой огромной скоростью.


Захват цели происходит по предварительно введенным координатам. Так как корабль или подводная лодка имеет достаточно крупные размеры, фиксация цели по данным координатам достаточно надежна и за счет огромной скорости цель не успеет кардинально изменить свои координаты.

Торпеда Шквал, характеристики которой заявлены с учетом сверхзвуковых скоростей в водной среде, имеет оболочку из высокопрочной стали, способной выдержать огромное давление и нагрузку, при этом не разрушившись во время движения.

Изначально торпеда была как ядерный заряд в 150 Кт.

Такого заряда вполне хватит для уничтожения целой авианесущей группы противника вместе со всеми кораблями сопровождения. После выпуска достаточного количества экземпляров с ядерной частью торпеды стали оснащать обычной боевой тротиловой частью массой в210 кг.

Такого заряда хватит для поражения и практически гарантированного уничтожения любого корабля противника.

В отличие от ракеты торпеда поражает врага за счет действия в воде и наносит несравненно более высокий урон.

Модификации

Помимо основной модификации разработка и модернизация данного вида оружия является одной из приоритетных задач для российских ВМФ, поэтому работы по совершенствованию торпеды продолжались даже в небогатые 90-е года. Выпущено несколько вариантов данной торпеды.

Шквал-Э - является экспортной версией торпеды, предназначенной для продажи в другие государства. В отличие от стандартной модификации такая торпеда не способна нести ядерный боевой заряд и поражать подводные цели противника. Также данная модификация обладает меньшей дальностью поражения.

Использование данной торпеды возможно лишь с пусковыми установками унифицированными с российскими/советскими кораблями, хотя и ведутся работы по изготовлению усовершенствованных версий под конкретного заказчика и его систему запуска.


Новая версия ракето-торпеды Шквал-Мполучила улучшенные характеристики в части дальности и массу боезаряда. Так боевая часть увеличена до 350 кг в тротиловом эквиваленте, а дальность действия торпеды увеличена до 13 км. Кроме того и в настоящее время продолжаются работы по модификации данной торпеды в части увеличения дальности поражения.


Зарубежные аналоги «Шквала»

В качестве аналога отечественной торпеды можно привести лишь изделие от немецких производителей под именем «Барракуда».

«Барракуда» - немецкий аналог торпеды Шквал

Принцип действия торпеды аналогичен российскому, однако, по словам разработчиков скорость еще выше за счет усиленного эффекта суперкавитации. Про остальные технические данные и характеристики объекта известий нет, хотя первое заявление о наличии такой торпеды датировано 2005 годом.

Многие страны ведут разработки своих аналогов такой торпеды, однако на данный момент ходовой и принятой на вооружение торпеды с сопоставимой скоростью не стоит на вооружении ни одной страны мира.


Достоинства и недостатки

Как и у любого вида вооружения у данной торпеды есть ряд достоинств и недостатков. К положительным чертам относится:

  • огромная скорость перемещения позволяет практически гарантированно пройти через любую систему защиты противника и поразить цель;
  • большой заряд боевой части позволяет поражать и наносить тотальные повреждения даже крупным кораблям класса авианосец. Заряд с ядерной боевой частью может одним залпом уничтожить целую авианесущую группу;
  • универсальность платформы , которая позволяет устанавливать торпеду, как в надводные корабли, так и на подводные лодки.