Государственное устройство саудовской аравии. Монархическая революция саудовской аравии Административное устройство саудовской аравии

Шиитские исламисты представляют религиозное меньшинство Восточной провинции и выступают за отмену всех ограничений для шиитов и свободу отправления их религиозных обрядов. Наиболее радикальными шиитскими группировками считаются «Саудовская Хезболлах» (известная также как «Хезболлах Хиджаза», до 1000 чел) и «Исламский джихад Хиджаза». Более умеренным является «Шиитское движение за реформы», возникшее в начале 1990-х на базе «Организации исламской революции». С 1991 оно издает «Аль-Джазира аль-Арабия» в Лондоне и «Арабиэн монитор» в Вашингтоне. Внешняя политика. Саудовская Аравия — член ООН и Лиги арабских государств (ЛАГ) с 1945, с 1957 — член МВФ и МБРР, с 1960 — член Организации стран — экспортеров нефти (ОПЕК). С 1948 находится в состоянии войны с Израилем.

Саудовская аравия

Ко времени начала правления второго халифа Умар ибн Хаттаба (634) все иудеи были изгнаны из Хиджаза. Тогда же возникло правило, согласно которому в Хиджазе, а сегодня в Медине и в Мекке, не имеют права проживать немусульмане.


В результате завоеваний к IX в. арабское государство раскинулось на территории всего Ближнего Востока, Ирана, Средней Азии, Закавказья, Северной Африки, а также Южной Европы (Пиренейский п-ов, острова Средиземного моря). Средние века К 1574 г. Османская империя во главе с султаном Селимом II окончательно завоевала Аравийский полуостров.
Арабы начали предпринимать первые попытки строительства собственной государственности. Самыми влиятельными на тот момент арабскими семьями в Хиджазе являлись Сауды и Рашиди.


Первое Саудовское государство Зарождение государства началось в 1744 г.

Государственное устройство и политическая система саудов­ской аравии

В соответствии с ним Израилю предлагалось вывести все свои силы с оккупированных после 1967 территорий, вернуть палестинских беженцев и признать независимое Палестинское государство со столицей в восточном Иерусалиме. В обмен Израилю гарантировалось признание его всеми арабскими странами и восстановление «нормальных отношений».

Внимание

Однако в результате позиции, занятой рядом арабских стран и Израилем, план провалился. Во время войны в Персидском заливе (1990-1991) Саудовская Аравия играла решающую роль в создании широкой международной коалиции.


Правительство Саудовской Аравии обеспечивало силы коалиции водой, продовольствием и топливом. В общей сложности затраты страны во время войны составили 55 млрд.
долл. Вместе с тем, война в Персидском заливе вызвала ухудшение дипломатических отношений с рядом арабских государств.

Geolike.ru

Важно

Мечеть пророка Мухаммада Королевство Саудовская Аравия граничит с Иорданией, Ираком, Кувейтом, Катаром, Объединёнными Арабскими Эмиратами, Оманом и Йеменом. Омывается на северо-востоке Персидским заливом, а на западе – Красным морем.

Это государство всеобщего благосостояния благодаря большим запасам нефти (второе место в мире по добыче и экспорту нефти после России). Государственная символика Флаг — утверждён 15 марта 1973 г.

Представляет собой прямоугольное зелёное полотнище, с шахадой (мусульманским символом веры): «Нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха и Мухаммада — посланника Его».Чтобы надпись читалась с обеих сторон, флаг сшивается из двух одинаковых полотнищ. Меч символизирует победы основателя страны – Абдель-Азиза Ибн-Сауда.
Герб – эмблема Саудовской Аравии. Представляет собой два меча и пальму. Пальма символизирует главное дерево Саудовской Аравии.

Государственное устройство саудовской аравии

На песках кое-где произрастают белый саксаул, верблюжья колючка, на хамадах –лишайники, на лавовых полях – полыни, астрагалы, по руслам вади – одиночные тополя, акации, а в более засоленных местах – тамариск; по побережьям и солончакам – галофитные кустарники. Цветок верблюжьей колючки Значительная часть песчаных и каменистых пустынь почти полностью лишены растительного покрова.

В горах Асира присутствуют участки саванн, где произрастают акации, дикие маслины, миндаль. В оазисах – рощи финиковых пальм, цитрусовых, бананов, зерновые и огородные культуры.
Миндальное дерево Фауна Животный мир Саудовской Аравии разнообразен: здесь обитают антилопа, газель, даман, волк, шакал, гиена, лисица-фенёк, каракал, дикий осёл онагр, заяц. Каракал – это не рысь. Но из семейства кошачьих Водится много грызунов: песчанки, суслики, тушканчики и др. Немало пресмыкающихся: змеи, ящерицы, черепахи.

Территориально-государственное устройство

В июле 2002 саудовское королевство перевело на счета палестинской автономии 46,2 млн. долл. Еще 15,4 млн. долл. правительство Саудовской Аравии выделило в качестве безвозмездной помощи Палестинской национальной администрации (ПНА) в октябре 2002.

Этот платеж был осуществлен в рамках решений саммита ЛАГ в Бейруте (27-28 марта 2002). Саудовская Аравия стала одной из трех стран, установившей в 1997 дипломатические отношения с афганским движением «Талибан», прерванные в 2001.

С начала 21 в., особенно после террористических атак 11 сентября 2001, появились признаки охлаждения отношений страны с рядом западных стран, вызванных обвинениями в содействии международному исламскому терроризму. Страна имеет дипломатические отношения с Российской Федерацией.

Впервые установлены с СССР в 1926.
По преданиям, после грехопадения, Ева, упав на Землю, оказалась в районе Джидды или Мекки, а Адам попал на Шри-Ланку и оставил на Адамовой вершине след, почитаемый буддистами как след Будды, а шиваитами как след Шивы.Место могилы было забетонировано религиозными властями Саудовской Аравии в 1975 г., т.к. паломники в нарушение исламских традиций молились на могиле после сезона хаджа. Могила Евы, фото 1894 г. В Джидде есть порт на восточном побережье Красного моря, который принимает основной поток паломников, направляющихся на хадж в Мекку и Медину.

Строится метро. В северной части города планируют построить самый высокий в мире небоскреб. Пустыня Руб-эль-Хали Занимает южную треть Аравийского полуострова, это одна из самых крупных пустынь мира.

Песок лежит поверх гравия или гипса, высота дюн достигает 250 м.

Саудовская аравия форма гос устройства

Эр-Рияд Официальный язык — арабский Валюта — саудовский риал Крупнейшие города – Эр-Рияд, Джидда, Мекка, Медина.Территория – 2 149 000 км².Население – 26 939 583 чел.Государственная религия – ислам.Административное деление – 13 провинций.Экономика – преимущество экономики составляют огромные запасы нефти и газа и сопутствующая перерабатывающая промышленность. Экспорт – нефть и нефтепродукты. Импорт – промышленное оборудование, продовольствие, химическая продукция, автомобили, текстиль.Вооружённые силы – сухопутные, ракетные войска, военно-морские силы, королевские военно-воздушные силы, силы противовоздушной обороны.
Военно-морские силы Саудовской Аравии Спорт – самая популярная игра – футбол, а также волейбол и баскетбол. Среди молодёжи очень популярен дрифтинг – техника вождения автомобиля в управляемом заносе.
В середине 1950-х из племенных ополчений, лояльных королевской семье, была создана также Национальная гвардия (около 77 тыс., в т. ч.20 тыс. составляют ополченцы племенных формирований), которая, по оценке западных специалистов, значительно превосходит регулярные силы по уровню подготовки и вооружению. В ее задачу входит обеспечение безопасности правящей династии, охрана нефтепромыслов, аэродромов, портов, а также подавление антиправительственных выступлений. Помимо регулярных вооруженных сил, имеется также Корпус пограничной охраны (10,5 тыс) и войска береговой охраны (4,5 тыс).
Только после войны были восстановлены на прежнем уровне отношения с Тунисом, Алжиром и Ливией, отказавшимися осудить иракское вторжение в Кувейт. Крайне напряженными в период войны и непосредственно после её окончания оставались отношения Саудовской Аравии со странами, которые выразили поддержку вторжению Ирака в Кувейт — Йеменом, Иорданией и Суданом.
Одним из проявлений этой политики стала высылка из Саудовской Аравии свыше миллиона йеменских рабочих, что еще больше обострило существующий пограничный конфликт. Проиракская позиция руководства Организации освобождения Палестины (ООП) также привела к ухудшению ее отношений с Саудовской Аравией и другими странами Персидского залива. Отношения Саудовской Аравии с Иорданией и палестинской автономией были нормализованы только в конце 1990-х, тогда же была возобновлена помощь саудовского правительства палестинским властям.

Саудовская аравия форма государственного устройства

Пустыни и редкие оазисы, леса покрывают 1% территории. Крупные запасы нефти и природного газа. Население: 26,4 (54,7) млн чел. Арабы (90%), выходцы из Южной Азии. Плотность: 11 чел./км2. Среднегодовой прирост: 37 на 1 000 жителей. Сальдо миграции: +1,23 чел. на 1 000 жителей. Безработица: 25%. Возрастной состав: 0-14 лет - 43%; 15-59 лет - 52%; 60 и более лет - 5%. Средний возраст: 18,8 лет, средняя ожидаемая продолжительность жизни: 72,2 года. Вероисповедание: ислам. Городское население: 88%, крупнейшие города: ЭрРияд, Джидда, Мекка, Медина. Государственный язык: арабский; используется и английский. Экономика. ВВП на душу населения: 8 561 (12 650) долл. США. Структура ВВП: в сельское хозяйство - 5,2%; в промышленность - 51,2%; в сфера услуг - 43,6%. Промышленность: горнодобывающая, нефтехимическая, металлургия, пищевая.

Саудовская аравия форма государственного устройства унитарное

В 570 году произошло событие, определившее дальнейшую судьбу Аравийского полуострова – в Мекке появился на свет Мухаммед, будущий пророк. Его учение в буквальном смысле перевернуло историю этих земель, впоследствии повлияло на особенности формы правления Саудовской Аравии и культуры страны.

Последователи пророка, известные как халифы (калифы), завоевали почти все территории Ближнего Востока, неся ислам. Однако с появлением халифата, столицей которого стал сначала Дамаск, позже – Багдад, значение родины пророка понемногу утрачивало важность.

В конце XIII века территория Саудовской Аравии практически целиком была под властью Египта, а ещё через два с половиной столетия эти земли отошли к Оттоманской Порте. Возникновение Саудовской Аравии В середине XVII века появилось государство Нажд, которому удалось добиться от Порты независимости. В середине XIX столетия столицей его стал Эр-Рияд.

Государство в Юго-Западной Азии.
Территория - около 2240 тыс. кв.км. Столица - г. Эр-Рияд.
Население - 21,5 млн. чел. (1999 г.), в основном арабы.
Официальный язык - арабский.
Государственная религия - ислам ваххабитского толка.
В VII в. на территории современной Саудовской Аравии возник ислам и образовался Арабский халифат. В XII в. Арабский халифат распался на ряд самостоятельных государств. В 1264 г. страна была завоевана Египтом, в 1517 г. вошла в состав Османской империи. В XVIII в. клан Саудитов в союзе с Мухаммадом ибн Абдель Ваххабом и его последователями начал движение за объединение Саудовской Аравии под единой властью, которое завершилось в 1902 г. установлением господства Саудитов над Эр-Риядом - нынешней столицей Саудовской Аравии. В 1932 г. процесс объединения страны был официально завершен провозглашением Королевства Саудовская Аравия. В 1952 г. было отменено рабство в стране.

Государственное устройство

Саудовская Аравия - унитарное государство. Административное деление13 административных округов (провинций).
Саудовская Аравия - абсолютная теократическая монархия. Король выступает олицетворением власти семейства Саудитов, которому исторически принадлежит лидирующая роль в политической жизни страны.
Особое положение семейства Саудитов закреплено Основным низамом о власти 1992 г. - актом конституционного характера. В соответствии с ним власть в стране принадлежит потомкам Короля - основателя Абдель Азиза Абдель Рахмана аль-Рейсала Аль Сауда по мужской линии.
Глава государства - Король, одновременно являющийся председателем Совета министров, верховным главнокомандующим вооруженными силами. Он вправе объявлять войну, чрезвычайное положение и всеобщую мобилизацию, назначать на все ответственные гражданские, военные и дипломатические должности.
Совет министров рассматривается в качестве органа исполнительной и регламентарной власти. Он формируется Королем, перед которым несет ответственность. Совет министров совместно с Королем фактически осуществляет законодательные функции: одобренные им низамы (регламенты) вводятся в действие королевскими декретами. Организация и деятельность Совета министров регулируется специальным низамом 1958 г.
Консультативный совет, организация которого регулируется специальным низамом 1992 г., является совещательным органом, высказывающим свое мнение по проектам низамов, подготовленным Советом министров. Он назначается Королем в составе председателя и 60 членов сроком на 4 года. Консультативный совет также высказывает свое мнение по проектам планов социально-экономического развития, обсуждает отчеты министров и международные договоры и соглашения.
Деятельность политических партий и профсоюзов официально запрещена.

Правовая система

Общая характеристика

Саудовская Аравия - родина ислама. Мусульманское право здесь никогда не уступало своей роли господствующего источника права и до сих пор остается стержнем правовой системы.
Мусульманское право - одна из основных правовых систем современности, основной чертой которой является тесная связь с религиозным сознанием, нравственными и бытовыми предписаниями ислама. Практическое действие мусульманского права характеризуется сочетанием персонального (по многим вопросам личного статуса) и территориального принципов применения.
Мусульманско-правовая наука исходит из того, что единственным законодателем в полном смысле слова выступает Аллах, воля которого прямо отражается в установленных им правилах поведения или должна быть выявлена правоведами. Исходя из такого понимания мусульманская юриспруденция выделяет четыре основных источника права: Коран - священное писание (которое по исламским представлениям представляет собой переданное через пророка Мухаммеда божественное откровение), сунна пророка (воплощена в хадисах - преданиях, передающих изречения пророка или рассказывающих о его поступках), иджма - единодушное мнение наиболее авторитетных правоведов по вопросам, прямо не урегулированным Кораном и сунной, а также - кияс, т.е. умозаключения, сделанные по аналогии.
В юридическом смысле ведущим формальным источником мусульманского права традиционно являлась доктрина (фикх) - произведения выдающихся мусульманских юристов, представляющих различные школы доктрины.
Мусульманское право иногда отождествляют с шариатом. Однако эти понятия полностью не совпадают, поскольку шариат наряду с правилами внешнего ("практического") поведения включает основы религиозной догматики и этические постулаты, обращенные к совести мусульман.
В течение многих столетий мусульманское право развивалось в рамках нескольких ведущих школ мусульманской доктрины. Начиная со второй половины XIX в. роль основного юридического источника все чаще играет законодательство, которое выступает своего рода кодификацией положений мусульманско-правовой доктрины. Действие иных нормативных актов теоретически допускается при его непротиворечии точно сформулированным предписаниям Корана и сунны.
С момента возникновения ислама в VII в. н.э. и вплоть до образования Королевства Саудовской Аравии в 1932 г. мусульманское право являлось основой правовой системы страны, хотя и взаимодействовало с местными традициями и обычаями. Распространение власти Османской империи на некоторые районы Саудовской Аравии сопровождалось введением части османского законодательства, которое сохранялось в течение ряда лет и после образования Королевства. Некоторые из принятых до 1932 г. актов действуют в Саудовской Аравии до сих пор (например, выполняющий роль торгового кодекса Закон о торговом суде 1930 г.).
В настоящее время правовая система страны продолжает полностью ориентироваться на мусульманское право, что закреплено Основным низамом о власти, в соответствии с которым высшим законом страны являются Коран и сунна, а власть черпает свои полномочия из этих источников, стоящих над всеми принимаемыми в стране правовыми актами. С учетом этого принципа можно выделить три основных элемента правовой системы Саудовской Аравии. Первый представлен собственно мусульманским правом, которое остается в целом некодифицированным и действует в традиционной форме доктрины. Причем если до образования Королевства саудовским судам было предписано применять ханбалитскую доктрину (отвергает аналогию как источник права), то в настоящее время они не связаны каким-либо определенным толком. Вторым элементом правовой системы является законодательство, прямо закрепляющее мусульманско-правовые нормы (например, о закяте, вакфах или ведомстве жалоб). Наконец, третий элемент - нормативно-правовые акты, посвященные вопросам, которые традиционное мусульманское право не регулировало. Такие акты рассматриваются в качестве формы решения процедурных и организационных вопросов, необходимых для действия мусульманского права. Принятая в стране официальная концепция правотворчества исходит из того, что единственным законодателем является Аллах, воля которого выражена в шариате (Коране и сунне), а государство осуществляет нормотворческие функции лишь в его рамках. Поэтому действующие в стране правовые акты именуются низамами, т.е. регламентами, а принимающие их органы рассматриваются в качестве регламентарной власти.
Действие всех низамов поставлено в зависимость от их непротиворечия мусульманскому праву. Этот же принцип прослеживается в подходе к правам и свободам человека. Так, согласно Основному низаму о власти государство защищает права и свободы человека в соответствии с исламским шариатом, а саудовское общество строится на основе строгого следования всех его членов воле Аллаха, на их взаимном сотрудничестве в творении добра и благочестии, их тесной солидарности и недопущения раскола между ними, что предписано Кораном. Среди гарантированных Основным низамом о власти отсутствуют такие фундаментальные права, как свобода вероисповедания, выражения, собраний, политического участия.
В Саудовской Аравии действует структура, призванная следить за строгим соблюдением норм мусульманского права как государственными органами, так и подданными. К ней, например, относится Совет крупнейших улемов, возглавляемый генеральным муфтием Саудовской Аравии, а также Комитет по контролю за соблюдением предписаний шариата. Совет крупнейших улемов состоит из 20 улемов - высших религиозных теоретиков, особо почитаемых знатоков Корана. Этот орган уполномочен официально толковать мусульманское право, фактически создавая новые правовые нормы.
Принципиальная зависимость правовой системы Саудовской Аравии от мусульманского права не препятствует заимствованию законодательства западного образца, прежде всего, в сфере делового оборота, финансов, банковского дела, изобретательского и авторского права. В ряде областей (например, интеллектуальная собственность, международный коммерческий арбитраж) Саудовская Аравия целиком восприняла нормы международных конвенций и законодательства западных стран.

Гражданское и смежные с ним
отрасли права

В области гражданского права центральная роль принадлежит мусульманскому праву и низамам, не противоречащим положениям шариата.
Мусульманское право весьма строго охраняет право частной собственности, устанавливает принцип святости заключенного договора. В то же время оно запрещает взимание процента по денежным ссудам. Этот запрет, однако, обходится на практике (например, представлением кредитору имущества, дающего доход). Возмещение вреда, причиненного личности, основано на общем принципе "выкупа за кровь".
По вопросам личного статуса продолжают применяться некодифицированные положения мусульманско-правовой доктрины, закрепляющие полигамию, главенствующую роль мужа в брачно-семейных отношениях.
В коммерческой сфере принят и действует ряд низамов, использующих зарубежный опыт с учетом основополагающих принципов мусульманского права. Так, действует низам о торговом суде 1930 г., по существу торговый кодекс, основу которого составляет османский Торговый кодекс 1850 г., в свою очередь базирующийся на французском торговом кодексе. Единственное существенное отличие саудовского низама от османского кодекса состоит в запрете взимания ссудного процента. Кроме того, в сфере торгового права действуют низамы о компаниях и о коммерческих бумагах. Вексельное законодательство основано на Женевском Единообразном вексельном законе. В 1996 г. был принят низам о банкротстве. Отношения интеллектуальной собственности регулируют низамы о патентах, об авторских правах, о торговых марках. В 1994 г. королевство присоединилось ко Всемирной конвенции об авторском праве.
Низам об иностранных инвестициях был принят в 1978 г. Иностранные и местные предприниматели имеют право свободно создавать частные предприятия и заниматься любой не запрещенной или не подлежащей специальному разрешению хозяйственной деятельностью. Национальный режим не распространяется на иностранных инвесторов в ряде сфер деятельности (общественное питание, производство электроэнергии, торговля, транспорт и предприятия, связанные с национальной безопасностью). Несаудовцы не имеют права приобретать недвижимость в Саудовской Аравии, исключая крайне редкие случаи. В целом саудовское правительство поощряет иностранные инвестиции, особенно создание совместных предприятий. Саудовский партнер должен иметь в таких предприятиях не менее 25% капитала.
По мере развития внешнеэкономических связей в Саудовской Аравии постепенно возникают современные формы хозяйственной жизни. В 1985 г. в королевстве появился собственный фондовый рынок. С 1997 г. на него стали допускаться иностранцы.
Саудовское трудовое право запрещает профсоюзы, забастовки и коллективные соглашения. Низам о труде и рабочих 1969 г. (фактически - трудовой кодекс) в ст.48 провозглашает право на труд только для мужчин. Однако в целом предусмотренные законом условия труда достаточно благоприятны для работников (запрещен принудительный труд, сверхурочный труд оплачивается по повышенному тарифу). Минимальный возраст для найма14 лет. Саудовская Аравия не присоединилась к конвенции МОТ об охране трудовых прав.
Так же как и другие отрасли права, трудовое право базируется на нормах шариата. Например, в случае причинения рабочему увечья на производстве суд устанавливает размер компенсации в виде соответствующей доли от суммы выкупа за кровь.
Государственное управление в области трудовых отношений осуществляет Министерство труда и социальных дел. Одним из основных направлений трудовой политики является приоритетное обеспечение занятости коренных саудовцев, на которых приходится лишь 1/4 часть всей рабочей силы в стране.

Уголовное право и процесс

Уголовное право в Саудовской Аравии остается в целом некодифицированным и применяется преимущественно в форме традиционной мусульманско-правовой доктрины. Наряду с ней действуют также принятые государственными органами нормативные акты.
Мусульманские правоведы разработали классификацию правонарушений, в основу которой положены два основных критерия: степень определенности наказания за тот или иной проступок и характер нарушенных интересов и прав. С учетом этого все правонарушения подразделяются на 3 группы. Первая включает преступления, которые представляют наибольшую общественную опасность, посягают на "права Аллаха" (т.е. интересы всей мусульманской общины) и наказываются точно определенной санкцией - хадд (мн. число худуд). Вторая объединяет преступления, которые также влекут фиксированное наказание (кисас), но нарушают права отдельных лиц. Наконец, третью группу составляют все иные правонарушения - тазир, которые наказываются не жестко установленной санкцией и затрагивают как "права Аллаха" (к ним относят нарушения всех религиозных обязанностей), так и частные интересы.
К категории хадд относятся такие преступления, как прелюбодеяние, употребление спиртных напитков, кража, разбой, недоказанное обвинение в прелюбодеянии, вероотступничество и бунт. Преступлениями категории кисас (возмездие) считаются убийство и телесные повреждения необратимого характера. Все остальные правонарушения относятся к категории тазир. Считается, что государство вправе по своему усмотрению установить санкции за эти правонарушения. Это открывает возможность принятия современного законодательства, не затрагивающего первые две категории преступлений.
Исходя из такого подхода в Саудовской Аравии принят ряд низамов, которые рассматриваются в качестве актов, фиксирующих наказание тазир за те преступления, в отношении которых шариат предусматривает точные неизменные меры ответственности. К таким низамам можно отнести акты об ответственности за гомосексуализм, подделку документов, фальшивомонетничество, коммерческие злоупотребления и мошенничество, взяточничество. В соответствии с принципами мусульманского права установлена особо строгая ответственность за выступление против главы государства. В 1961 г. в стране вступил в силу акт о наказании за покушение на жизнь Короля и членов его семьи смертной казнью или лишением свободы на срок до 25 лет. Эти низамы вместе с применяемыми положениями шариата за преступления категорий хадд и кисас реализуют нормы Основного низама о власти, в соответствии с которыми наказание носит личный характер, а преступление и наказание определяются только на основе исламского шариата и предписаний низамов.
Основанное на шариате уголовное право Саудовской Аравии распространяется и на немусульман, в том числе иностранцев (известно немало случаев наказания иностранцев за преступления категории хадд и кисас).
Система наказаний в уголовном праве Саудовской Аравии включает, в частности, смертную казнь и телесные наказания.
Смертная казнь в Саудовской Аравии применяется достаточно широко за ряд преступлений категории хадд (разбой, внебрачные половые отношения, вероотступничество, бунт), умышленное убийство (преступление категории кисас), а также за отдельные преступления категории тазир (например, хранение, распространение и изготовление наркотиков). Приговоры исполняются публично путем отсечения головы мечом или забрасывания камнями (за внебрачные половые отношения). Смертная казнь за умышленное убийство применяется по требованию родственников потерпевшего, которые могут заменить это наказание на "выкуп за кровь" (дийя). Право на такой выбор имеют только мужчины - наследники убитого. В 1934 г. размер полного "выкупа за кровь" в случае умышленного убийства был установлен в 1 тыс. риалов, а в настоящее время он составляет 45 тыс. риалов. За телесные повреждения различной тяжести предусмотрена выплата потерпевшему определенной части данной суммы. Этот принцип закреплен также трудовым и транспортным законодательством Саудовской Аравии.
Телесные наказания применяются за некоторые преступления категории хадд (например, за употребление алкоголя или наркотиков предусмотрено наказание в виде 80 палочных ударов), а также за ряд преступлений категории тазир в соответствии с положениями соответствующих низамов.
Помимо обычных (болезненных), применяются и членовредительские наказания. Так, кража, отвечающая всем установленным мусульманско-правовой доктриной критериям, наказывается отсечением руки. В 1960-1980 гг. такая мера применялась достаточно редко, однако в 1990-х гг. случаи отсечения руки участились.
Уголовный процесс в Саудовской Аравии в целом основан на нормах мусульманского права, закрепленных низамами. Вслед за шариатом эти акты не проводят четкого различия между уголовным и гражданским процессом. Именно на таком принципе построен низам о суде 1975 г., низам о шариатском процессе 1989 г. и некоторые другие акты, которые устанавливают ряд принципов, совпадающих с общепризнанными демократическими основами судопроизводства (формальное равенство всех перед законом и презумпция невиновности, возложение бремени доказывания на истца). Однако характерной чертой применяемых в Саудовской Аравии правил уголовного процесса является сохранение системы формальных доказательств и частно-искового обвинения по ряду тяжких преступлений (например, по убийству). В качестве доказательств приоритет отдается свидетельским показаниям и признанию обвиняемого.
Обвинение (исковое требование) должно быть подтверждено двумя свидетелями-мужчинами, предпочтительно мусульманами, или одним мужчиной и двумя женщинами. Особенно строгие требования шариат формулирует для доказательства внебрачных половых сношений - необходимы показания четырех свидетелей-мужчин. Виновность в таком преступлении может быть доказана и признанием обвиняемого.
По делам о доказанных преступлениях категории хадд помилование невозможно. Однако поскольку признания обвиняемого достаточно даже при отсутствии свидетелей и других доказательств, отказ от признания на любой стадии судебного процесса может привести и к отказу от наказания хадд.
Дела о преступлениях, за которые в качестве санкции допускается смертная казнь, забивание камнями либо отсечение руки или ноги, рассматриваются по первой инстанции общими судами. Приговоры по таким делам выносятся тремя судьями и могут быть обжалованы в апелляционный суд, который рассматривает жалобу в составе пяти судей. Апелляционный суд вправе утвердить приговор либо потребовать от общего суда его пересмотра. Окончательный смертный приговор передается на утверждение Высшего судебного совета и вступает в силу после издания соответствующего королевского декрета.

Судебная система. Органы контроля

В Саудовской Аравии до середины 1970-х гг. система мусульманских судов имела три уровня. Низшей инстанцией являлись суды суммарной юрисдикции, в каждом из которых один кади рассматривал мелкие имущественные споры, дела личного статуса и незначительные правонарушения. Действовали два апелляционных суда, юрисдикция которых включала рассмотрение жалоб на решения судов низшей инстанции, а также разбор споров о недвижимости и серьезных уголовных дел. Каждый из апелляционных судов назначался в составе трех членов, но большинство дел и здесь рассматривал один судья (суд в полном составе слушал лишь дела, связанные с убийством). Решения этих судов по наиболее серьезным делам утверждались Высшим судебным советом, игравшим роль верховной апелляционной инстанции.
В настоящее время в Саудовской Аравии действует несколько иная судебная система, введенная низамом о судах 1975 г. Она включает суды первой инстанции из одного кади, решающего брачно-семейные дела и незначительные гражданско-правовые споры; так называемые общие суды, рассматривающие в составе трех кади уголовные преступления; апелляционный суд, имеющий палаты по уголовным, брачно-семейным и иным вопросам, а также Высший судебный совет, осуществляющий контроль над всеми мусульманскими судами и выполняющий функции высшей апелляционной инстанции по наиболее серьезным уголовным делам. Высший судебный совет состоит из 11 членов, отобранных из ведущих улемов. Судьи назначаются Королем из числа лиц, имеющих высшее религиозно-правовое образование.
К судебным органам относится и Ведомство жалоб, которое выполняет роль административного суда, а также рассматривает любые споры, одной из сторон в которых выступает государство. В стране также действуют специализированные суды - торговые и по рассмотрению трудовых споров.
Всю систему органов юстиции возглавляют Министерство юстиции (создано в 1970 г.) и Высший судебный совет.

Литература

Amin S. H. Middle East Legal Systems. Glasgow, 1985. P. 305-327.
Ballantyne W. M. Legal Development in Arabia. L., 1980.
Lerrick A. and Mian J. Saudi Business and Labor Law. L., 1982.

Первые юридические документы, закрепляющие общие принципы государственного устройства и управления страной, были приняты в марте 1992. Согласно Основам системы власти, Саудовская Аравия является абсолютной теократической монархией, управляемой сыновьями и внуками короля-основателя Абдель Азиза ибн Абдель Рахмана аль-Фейсала Аль Сауда. Священный Коран служит конституцией страны, которая управляется на основе исламского законодательства (шариата).

Высшие органы власти включают главу государства и наследного принца; Совет министров; Консультативный совет; Высший совет правосудия. Однако реальная структура монархической власти в Саудовской Аравии несколько отличается от того, как ее представляют в теории. В значительной степени власть короля опирается на семейство Аль Сауд, состоящее из более чем 5 тыс. человек и составляющее основу монархического строя в стране. Король правит, опираясь на советы ведущих представителей семейства, в частности своих братьев. На такой же основе строятся его отношения с религиозными лидерами. Столь же важным для стабильности королевства является поддержка знатных семейств, таких, как ас-Судайри и Ибн Джилюви, а также религиозного семейства Аль аш-Шейх, являющегося побочной ветвью династии Саудидов. Эти семейства остаются верными клану Аль Сауд на протяжении почти двух столетий.

Центральная исполнительная власть.

Глава государства и религиозный лидер страны (имам) - Служитель двух Священных мечетей, Король (малик) Фахд бен Абдель Азиз Аль Сауд (с 13 июня 1982), одновременно являющийся премьер-министром, главнокомандующим вооруженными силами и верховным судьей. С 1932 страной правит династия Саудидов. Глава государства обладает всей полной исполнительной, законодательной и судебной власти. Его полномочия теоретически ограничены только нормами шариата и саудовскими традициями. Король призван поддерживать единство королевской семьи, религиозных лидеров (улемов) и прочих элементов саудовского общества.

Механизм престолонаследия официально закреплен только в 1992. Наследник престола назначается при жизни самим королем с последующим одобрением улемов. В соответствии с племенными традициями в Саудовской Аравии не существует четкой системы престолонаследия. Власть обычно переходит к старшему в роде, наиболее соответствующему для выполнения функций правителя. С 1995, в связи с болезнью монарха, фактическим главой государства является кронпринц и первый вице-премьер Абдалла бен Абдель Азиз Аль-Сауд (единокровный брат монарха, наследник трона с 13 июня 1982, регент с 1 января по 22 февраля 1996). Чтобы обеспечить бесконфликтную смену власти в стране, в начале июня 2000 решением короля Фахда и наследного принца Абдаллы был образован Королевский семейный совет, который включает 18 наиболее влиятельных прямых потомков основателя аравийской монархии Ибн Сауда.

По конституции, король возглавляет правительство (в нынешней форме существует с 1953) и определяет основные направления его деятельности. Совет министров сочетает в себе как исполнительные, так и законодательные функции. Все его решения, которые должны быть совместимы с нормами шариата, принимаются большинством голосов и подлежат окончательному утверждению королевским декретом. Кабинет состоит из премьер-министра, первого и второго вице-премьера, 20 министров (в т. ч. министра обороны, который является вторым вице-премьером), а также государственных министров и советников, назначаемых в качестве членов совета министров декретом короля. Во главе важнейших министерств обычно стоят представители королевской семьи. Министры помогают королю выполнять его полномочии в соответствии с конституцией и другими законами. Король имеет право в любое время распустить или реорганизовать Совет министров. С 1993 продолжительность работы каждого министра ограничивается четырехлетним сроком.2 августа 1995 королем Фахдом были произведены наиболее значительные за последние десятилетия кадровые изменения в кабинете министров, который покинули 16 из 20 министров действующего правительства.

Законодательная власть.

Законодательного органа нет - король управляет страной посредством указов. С декабря 1993 при монархе действует Консультативный совет (КС, Меджлис аль-Шура), состоящий из ученых, писателей, бизнесменов, видных членов королевской семьи и представляющий собой первый в истории Саудовской Аравии общественный форум. КС призван разрабатывать рекомендации правительству по вопросам социально-экономического развития страны, готовить заключения по различным правовым актам и международным соглашениям. Не менее 10 членов Совета имеют право законодательной инициативы. Они могут предложить новый законопроект или дополнения и изменения к действующему законодательству и представить их председателю Совета. Все решения, доклады и рекомендации Совета должны быть представлены непосредственно королю и председателю совета министров для рассмотрения. Если точки зрения двух советов совпадают, решение принимается с согласия короля; если точки зрения не совпадают, король имеет право решить, какой вариант будет принят.

Согласно указу 1993, Консультативный совет состоял из 60 членов и председателя, назначаемых королем сроком на 4 года. В июле 1997 численность КС возросла до 90 членов, а в мае 2001 - до 120. Председатель Совета - Мухаммед бен Джубейр (в 1997 сохранил за собой пост на второй срок). С расширением изменился и состав Совета, в 1997 в него впервые были включены три представителя от шиитского меньшинства; в 1999 на заседаниях КС было разрешено присутствовать женщинам. В последнее время значение Консультативного совета постепенно усиливается. Со стороны умеренной либеральной оппозиции звучат призывы провести всеобщие выборы в КС.

Судебная система.

В основе гражданского и судебного кодексов лежат положения шариата. Таким образом, все брачные, бракоразводные, имущественные, наследственные, уголовные и прочие дела регулируются исламскими предписаниями. В 1993 были приняты также несколько светских законов. Судебная система страны состоит из дисциплинарных и общих судов, которые рассматривают простые уголовные и гражданские дела; Шариатского или Кассационного Суда; и Верховного Суда, который проверяет и пересматривает все наиболее серьезные дела, а также контролирует деятельность других судов. В основе деятельности всех судов лежит исламское законодательство. Председательствуют в судах религиозные судьи, кади. Члены религиозных судов назначаются королем по рекомендации Высшего Совета Правосудия, состоящего из 12 старших юристов. Король является высшей апелляционной инстанцией и имеет право вынесения помилования.

Местные органы власти.

В соответствии с королевским указом 1993 Саудовская Аравия была разделена на 13 провинций (эмиратов). Указом 1994 провинции были, в свою очередь, поделены на 103 округа. Власть в провинциях принадлежит губернаторам (эмирам), назначаемым королем. Во главе наиболее важных городов, таких, как Эр-Рияд, Мекка и Медина, стоят губернаторы, принадлежащие к королевской семье. Местные дела находятся в ведении Советов провинций, члены которых назначаются королем из представителей наиболее знатных семейств.

В 1975 власти королевства издали закон о муниципальных выборах, однако выборные муниципалитеты так и не были сформированы. В 2003 было объявлено о намерении провести первые в истории королевства выборы в муниципальные органы власти. Выборной станет половина мест в 14 региональных советах, вторая половина будет назначаться саудовским правительством. Выборы в советы регионов рассматриваются как шаг к реформам, о которых в мае 2003 заявил король Фахд.

Права человека.

Саудовская Аравия является одной из немногих стран, которая отказалась признать некоторые статьи Международной Декларации Прав Человека, принятой ООН в 1948. По оценкам правозащитной организации Freedom House, Саудовская Аравия относится к числу девяти стран с наихудшим режимом в области политических и гражданских прав. К числу наиболее очевидных нарушений прав человека в Саудовской Аравии относятся: плохое обращение с заключенными; запреты и ограничения в области свободы слова, прессы, собраний и организаций, религии; систематическая дискриминация женщин, этнических и религиозных меньшинств, а также подавление рабочих прав. В стране сохраняется смертная казнь; начиная с войны в зоне Персидского залива в 1991, в Саудовской Аравии отмечается устойчивый рост числа казней. Кроме публичных казней, в королевстве широко практикуются аресты и заключения инакомыслящих.

Политические партии и движения.

Несмотря на запрет деятельности политических партий и профсоюзов, в стране существует ряд оппозиционных режиму политических, общественных и религиозных организаций различной ориентации.

Левая оппозиция включает в себя немногочисленные группы националистической и коммунистической ориентации, опирающихся главным образом на иностранных рабочих и национальные меньшинства, среди них: Голос авангарда, Коммунистическая партия Саудовской Аравии, Партия арабского социалистического возрождения, Партия зеленых, Социалистическая партия труда, Социалистический фронт Саудовской Аравии, Союз народов Аравийского полуострова, Фронт освобождения оккупированных зон Персидского залива. В последние годы их активность заметно снизилась, многие группы распались.

Либеральная оппозиция организационно не оформлена. Она представлена в основном бизнесменами, представителями интеллигенции, технократами и выступает за расширение участия различных представителей общества в управлении государством, ускоренную модернизацию страны, политические и судебные реформы, введение институтов западной демократии, уменьшение роли консервативных религиозных кругов и улучшение положения женщин. Число сторонников либеральной оппозиции невелико, но в последнее годы королевский режим, стремящийся сохранить хорошие отношения с Западом, вынужден все больше прислушиваться к её мнению.

Наиболее радикальной оппозиционной силой являются консервативные и религиозно-фундаменталистские исламские круги суннитского и шиитского толка. Исламистское движение возникло еще в 1950-е как конгломерат неформальных групп, но окончательно оформилось только к началу 1990-х. Среди суннитской оппозиции выделяются три течения: умеренное крыло традиционалистского ваххабизма, воинственное течение неоваххабизма и либерально ориентированное течение сторонников исламских реформ.

К числу традиционалистов относятся многие улемы, престарелые богословы, а также некогда могущественные шейхи племен. В 1990-е традиционалисты были представлены такими организациями, как "Группа подражания благочестивости предков", "Группа сохранения Корана", "Единобожники", "Призывающие" и др.

Неоваххабиты, по мнению многих экспертов, опираются на безработную молодежь, учителей и студентов-теологов, а также бывших моджахедов, сражавшихся в Афганистане, Алжире, Боснии и Чечне. Они резко критикуют правительство за его действия в период войны в Персидском заливе, иностранное военное присутствие в стране, модернизацию общества по западному образцу и выступают в защиту исламских ценностей. Спецслужбы предполагают, что наиболее воинственные круги неоваххабизма связаны с международными террористическими организациями ("Аль-Каида", "Братья-мусульмане") и могут стоять за рядом нападений, совершенных на иностранцев в 1990-е и начале 2000-х.

Умеренные исламисты представлены "Комитетом по защите законных прав" (образован в мае 1993) и "Движением за исламскую реформу в Аравии" (возникло в марте 1996 в результате раскола Комитета). Обе группы действуют преимущественно в Великобритании и в своих заявлениях сочетают радикальную исламистскую риторику с требованиями проведения реформ в политической, социальной и экономической сфере, расширения свободы слова и собраний, контактов со странами Запада, соблюдения прав человека.

Шиитские исламисты представляют религиозное меньшинство Восточной провинции и выступают за отмену всех ограничений для шиитов и свободу отправления их религиозных обрядов. Наиболее радикальными шиитскими группировками считаются "Саудовская Хезболлах" (известная также как "Хезболлах Хиджаза", до 1000 чел) и "Исламский джихад Хиджаза". Более умеренным является "Шиитское движение за реформы", возникшее в начале 1990-х на базе "Организации исламской революции". С 1991 оно издает "Аль-Джазира аль-Арабия" в Лондоне и "Арабиэн монитор" в Вашингтоне.

Внешняя политика.

Саудовская Аравия - член ООН и Лиги арабских государств (ЛАГ) с 1945, с 1957 - член МВФ и МБРР, с 1960 - член Организации стран - экспортеров нефти (ОПЕК). С 1948 находится в состоянии войны с Израилем. Играет значительную и конструктивную роль в Международном валютном фонде (МВФ), Всемирном банке, в арабских и исламских институтах финансовой помощи и развития. Один из крупнейших доноров в мире, она оказывает помощь ряду арабских, африканских и азиатских стран. С 1970 в Джидде расположена штаб-квартира секретариата Организации исламской конференции (ОИК) и ее вспомогательной организации - Исламского банка развития, созданного в 1969.

Членство в ОПЕК и в Организации арабских стран - экспортеров нефти - облегчает координацию саудовской нефтяной политики с другими правительствами, экспортирующими нефть. Как ведущий экспортер нефти, Саудовская Аравия имеет особый интерес в сохранении устойчивого и долгосрочного рынка для своих нефтяных ресурсов. Все ее действия направлены на стабилизацию мирового нефтяного рынка и уменьшение резких ценовых скачков.

Один из основных принципов внешней политики Саудовской Аравии является исламская солидарность. Саудовское правительство часто помогает в разрешении региональных кризисов и поддерживает израильско-палестинские мирные переговоры. Как член Лиги арабских государств, Саудовская Аравия выступает за вывод войск Израиля с территорий, оккупированных в июне 1967; поддерживает мирное решение арабо-израильского конфликта, но при этом осуждает Кэмп-Дэвидские соглашения, которые, по их мнению, не способны гарантировать право палестинцев на создание собственного государства и определить статус Иерусалима. Последний по времени план ближневосточного мирного урегулирования был предложен наследным принцем Абдаллой в марте 2002 на ежегодном саммите ЛАГ. В соответствии с ним Израилю предлагалось вывести все свои силы с оккупированных после 1967 территорий, вернуть палестинских беженцев и признать независимое Палестинское государство со столицей в восточном Иерусалиме. В обмен Израилю гарантировалось признание его всеми арабскими странами и восстановление "нормальных отношений". Однако в результате позиции, занятой рядом арабских стран и Израилем, план провалился.

Во время войны в Персидском заливе (1990-1991) Саудовская Аравия играла решающую роль в создании широкой международной коалиции. Правительство Саудовской Аравии обеспечивало силы коалиции водой, продовольствием и топливом. В общей сложности затраты страны во время войны составили 55 млрд. долл.

Вместе с тем, война в Персидском заливе вызвала ухудшение дипломатических отношений с рядом арабских государств. Только после войны были восстановлены на прежнем уровне отношения с Тунисом, Алжиром и Ливией, отказавшимися осудить иракское вторжение в Кувейт. Крайне напряженными в период войны и непосредственно после её окончания оставались отношения Саудовской Аравии со странами, которые выразили поддержку вторжению Ирака в Кувейт - Йеменом, Иорданией и Суданом. Одним из проявлений этой политики стала высылка из Саудовской Аравии свыше миллиона йеменских рабочих, что еще больше обострило существующий пограничный конфликт. Проиракская позиция руководства Организации освобождения Палестины (ООП) также привела к ухудшению ее отношений с Саудовской Аравией и другими странами Персидского залива. Отношения Саудовской Аравии с Иорданией и палестинской автономией были нормализованы только в конце 1990-х, тогда же была возобновлена помощь саудовского правительства палестинским властям. В июле 2002 саудовское королевство перевело на счета палестинской автономии 46,2 млн. долл. Еще 15,4 млн. долл. правительство Саудовской Аравии выделило в качестве безвозмездной помощи Палестинской национальной администрации (ПНА) в октябре 2002. Этот платеж был осуществлен в рамках решений саммита ЛАГ в Бейруте (27-28 марта 2002).

Саудовская Аравия стала одной из трех стран, установившей в 1997 дипломатические отношения с афганским движением "Талибан", прерванные в 2001. С начала 21 в., особенно после террористических атак 11 сентября 2001, появились признаки охлаждения отношений страны с рядом западных стран, вызванных обвинениями в содействии международному исламскому терроризму.

Страна имеет дипломатические отношения с Российской Федерацией. Впервые установлены с СССР в 1926. Советская миссия была отозвана в 1938; в сентябре 1990 была достигнута договоренность о полной нормализации дипломатических отношений между СССР и Саудовской Аравией; посольство в Эр-Рияде функционирует с мая 1991.

Территориальные конфликты.

В 1987 была завершена демаркация границы с Ираком в бывшей нейтральной зоне. В 1996 был проведен раздел нейтральной зоны на границе с Кувейтом. В начале июля 2000 Саудовская Аравия и Кувейт договорились о демаркации морской границы; объектом спора остаются кувейтские владения Карух и остров Умм-аль-Марадим.12 июня 2000 было заключено пограничное соглашение с Йеменом, которое установило часть границы между двумя странами. Однако большая часть границы с Йеменом по-прежнему не определена. Граница Саудовской Аравии с Катаром была окончательно установлена соглашениями, подписанными в июне 1999 и в марте 2001. Не уточнено положение и статус границы с Объединенными Арабскими Эмиратами; нынешняя граница де-факто отражает соглашение 1974. Точно также остается не демаркированной граница с Оманом.

Вооруженные силы.

С 1970-х Саудовская Аравия затратила огромные средства на расширение и модернизацию своих вооруженных сил. После войны в Персидском заливе в 1991 вооруженные силы страны были еще больше увеличены и оснащены новейшим вооружением, большая часть которого поступила из США. По данным Международного института стратегических исследований, военный бюджет Саудовской Аравии в 2002 составил 18,7 млрд. долл., или 11% ВВП. Вооруженные силы состоят из сухопутных войск, военно-воздушных и военно-морских сил, сил противовоздушной обороны, Национальной гвардии, Министерства внутренних сил. Верховный главнокомандующий - король, непосредственное руководство вооруженными силами осуществляют Министерство обороны и Генеральный штаб. Все командные должности занимают члены правящей семьи. Общая численность регулярных вооруженных сил составляет около 126,5 тыс. чел. (2001). Сухопутные войска (75 тыс. чел) имеют 9 бронетанковых, 5 механизированных, 1 воздушно-десантную бригады, 1 полк Королевской гвардии, 8 артиллерийских дивизионов.

На вооружении 1055 танков, 3105 БТР, св.1000 единиц артиллерии и ракетных установок. ВВС (20 тыс. чел) имеют на вооружении св.430 боевых самолетов и ок.100 вертолетов. Силы ПВО (16 тыс. чел) включают 33 ракетных дивизиона. ВМС (15,5 тыс. чел) состоят из двух флотилий, имеют на вооружении ок.100 боевых и вспомогательных кораблей. Основные военно-морские базы - Джидда и Эль-Джубайл. В середине 1950-х из племенных ополчений, лояльных королевской семье, была создана также Национальная гвардия (около 77 тыс., в т. ч.20 тыс. составляют ополченцы племенных формирований), которая, по оценке западных специалистов, значительно превосходит регулярные силы по уровню подготовки и вооружению. В ее задачу входит обеспечение безопасности правящей династии, охрана нефтепромыслов, аэродромов, портов, а также подавление антиправительственных выступлений. Помимо регулярных вооруженных сил, имеется также Корпус пограничной охраны (10,5 тыс) и войска береговой охраны (4,5 тыс). Комплектование вооруженных сил осуществляется по принципу добровольного найма.

Согласно ст. 44 Основного Низама правления, государственную власть Королевства образуют: судебная власть, исполнительная власть, законодательная власть. Высшей инстанцией всех видов власти является Король . Однако, несмотря на существование нормы о разделении государственной власти, на практике этот принцип не реализуется.

Король Саудовской Аравии занимает особое место в государстве. В соответствии с Основным Низамом правления, власть принадлежит сыновьям Короля – основателя государства Абдель Азиза Абдель Рахмана аль-Фейсала Аль Сауда и сыновьям их сыновей. Династия саудитов правит страной с 1932 г. Главой государства и религиозным лидером страны с 2005 г. стал (имам) – Служитель двух Священных мечетей, Король (малик) Абдалла ибн Абдель Азиз .

Абдалла ибн Абдель Азиз Аль Сауд (1924 пр.) – один из сыновей первого Короля Саудовской Аравии. Занимает трон с 2005 г., до этого был первым заместителем премьер-министра.

Состояние монарха оценивается в 63,2 млрд долл. США.

Король Абдалла был женат на тринадцати женах и является отцом по меньшей мере тридцати пяти детей.

Король увлекается гонками на верблюдах и соколиной охотой.

В феврале 2008 г. журнал Parade (приложение к The Washington Post) обнародовал список самых жестоких диктаторов современности, в котором Король Абдалла занял четвертое место .

В соответствии со ст. 55 Основного Низама правления, Король проводит национальную политику в соответствии с нормами ислама. Он контролирует применение исламского шариата и законодательных норм, реализацию общей политики государства, руководит обороной страны. Король также является председателем правительства и назначает на все высшие должности в государстве .

На практике Король наделен практически неограниченными полномочиями в сфере законодательной, исполнительной и судебной власти. Король является главой правительства, формирует Консультативный совет. Следствием этого является то, что органы власти в стране создаются как вспомогательные Королю и реализуют определенную монархом государственную политику. Также Король имеет право абсоютного вето. Особое место Короля в структуре государственного аппарата подчеркивает и его статус Верховного Главнокомандующего вооруженных сил Королевства. Монарх лично назначает на должности старших офицеров и отправляет их в отставку; объявляет чрезвычайное положение, всеобщую мобилизацию и состояние войны. В сфере внешней политики Король официально принимает глав зарубежных государств, назначает послов в другие государства, а также принимает верительные грамоты от зарубежных послов, аккредитованных при нем . Король наделен правом помилования.

Король выбирает наследного принца и смещает его своим указом. Наследный принц полностью посвящает себя деятельности наследника престола и выполняет обязанности, порученные ему монархом. В случае смерти Короля наследный принц берет на себя руководство государством и выполняет королевские обязанности до принесения присяги .

По традиции власть в Саудовской Аравии передается не от отца к сыну, а от брата к брату, которые являются сыновьями первого Короля Саудовской Аравии Абдель Азиз Ибн Сауда, умершего в 1953 г. Так, наследным принцем ныне действующего Короля Саудовской Аравии должен был стать его брат Султан бен Абдель Азиз аль-Сауд, однако в связи с его смертью Король объявил наследником престола своего брата Наеф бен Абд-эль-Азиза .

Однако в значительной степени власть короля опирается на семейство Аль Сауд, состоящее из более чем 5 тыс. человек и составляющее основу монархического строя в стране. Король правит, опираясь на советы ведущих представителей семейства, в частности своих братьев. На такой же основе строятся его отношения с религиозными лидерами .

Улемы, или исламские религиозные лидеры, играют уникальную роль, предоставляя религиозную поддержку власти саудитов. За исключением Ирана, где улемы принимали непосредственное участие в управлении государством, Саудовская Аравия – единственная мусульманская страна, в которой улемы стали такой влиятельной политической силой. С момента основания государства улемы в Саудовской Аравии считались знатоками теологии и права благодаря как личной набожности, так и специальной подготовке. Хотя богословом мог стать любой, естественно, что улемы были выходцами, как правило, из "благородных" племен или клана, которые считались потомками пророка – так, в Саудовской Аравии крупнейшим авторитетом пользовались члены семейства Аль аш-Шейха . В настоящее время в число улемов Королевства включены религиозные ученые, кади (судьи), юристы, учителя семинарии, имамы. Как группа, улемы и их семьи включает по разным оценкам от несколько тысяч человек. Но только 30–40 старейших ученых среди них имеют реальную политическую власть и влияние.

Свою власть улемы продемонстрировали, когда Ибн Сауд решил праздновать пятидесятилетие своего восшествия на престол. Богословы заявили, что такого праздника в исламе нет, и Король согласился с их мнением. Но далеко не всегда Король Саудовской Аравии соглашается с мнением улемов. Например, в июне 1930 г. богословы в Мекке протестовали против включения в программу вновь сформированного директората образования таких предметов, как география, иностранные языки и черчение. Они утверждали, что чертеж – это все равно, что рисунок, а языки – это способ узнать религиозную мысль неверных. География же возмущала их потому, что она утверждает, что земля круглая. Но Король просто игнорировал их протесты. Улемы стали решительными противниками изменений, когда пришло время хотя бы частично модернизировать феодальное госуда́рство, и остаются таковыми до наших дней .

Столь же важна для стабильности Королевства поддержка Короля знатными семьями, такими, как ас-Судайри и Ибн Джилюви, а также религиозного семейства Аль аш-Шейх, которое является побочной ветвью династии Саудидов. Эти семьи остаются верными клану Аль Сауд на протяжении почти двух веков .

  • См.: Основний Низам (Конституція) Саудівської Аравії від 29 лютого 1992 р. [Текст] // Конституції зарубіжних країн: навч. посіб. / за заг. ред. В. О. Серьогіна. – X. : Фіни, 2009.
  • См.: Восточный вектор внешней политики Кыргызстана: Азиатско-Тихоокеанский регион и Ближний Восток [Текст] / под общ. ред. А. Л. Салиева. – Бишкек: Изд- во КРСУ, 2011.
  • Абдалла ибн Абдель Азиз Аль Сауд [Электронный ресурс]. – Режим доступа: ru.wikipedia.org/wiki/Абдалла_ибн_Абдель_Азиз_Аль_Сауд.
  • См.: Основний Низам (Конституція) Саудівської Аравії від 29 лютого 1992 р. [Текст] // Конституції зарубіжних країн: навч, посіб. / за заг. ред. В. О. Серьогіна. – X.: Фіни, 2009.

В начале ноября власти Королевства Саудовская Аравия (КСА) произвели массовые аресты представителей элиты. О масштабе задержаний говорят должности и социальный статус арестантов – среди них 11 принцев, то есть братья и племянники короля, 4 действующих министра, миллиардеры с суммарным состоянием около триллиона долларов, десятки бывших министров и мэров городов, представители духовенства. По ряду данных, общее количество задержанных превысило тысячу человек. В основе данных событий лежат сразу несколько причин.

Принципы функционирования королевской семьи

Основная причина арестов – борьба за власть. Король Салман Бен Абдель Азиз Аль Сауд, возраст которого 81 год, а состояние здоровья оставляет желать лучшего, расчищает дорогу к трону для своего сына, молодого и амбициозного Наследного принца Мухаммеда Бин Салмана.

На протяжении десятилетий с момента смерти основателя современного саудовского Королевства Абдель Азиза Аль Сауда (1880-1953) власть передавалась по горизонтальной линии от одного его сына к другому. У короля-основателя было не менее 45 сыновей от 22 жен, представлявших разные племена. После его смерти ветви королевской семьи, с одной стороны, конкурировали между собой, а с другой – балансировали и договаривались о распределении государственных и муниципальных должностей и финансовых потоков. Этому способствовало представительство различных кланов в таких структурах, как Совет королевской семьи и Комитет принесения клятвы. Такая система позволяла монархии сохранять внутреннюю стабильность, развиваться, выдвигать на первые роли наиболее авторитетных и способных из «старших принцев».

Уже много лет назад аналитики стали гадать, каким образом и в каких условиях произойдет эволюция саудовской системы управления и состоится переход власти к следующему поколению, внукам основателя Королевства. Ведь самому младшему из сыновей, принцу Мукрину, сейчас 72 года, и очевидно, что в перспективе 10-15 лет такой переход должен был состояться по естественным причинам.

Изменения в саудовской властной структуре при короле Салмане

Нынешний король Салман дал ответ на этот вопрос. При этом изменения носят отнюдь не эволюционный, а скорее революционный характер. Взойдя на трон в 2015 году, Салман, сочетая гроссмейстерский опыт и традиции интриг восточного двора, за несколько последовательных ходов, трижды поменяв линию престолонаследия и перетасовав наследных принцев, вывел на первую роль своего сына, принца Мухаммеда, внука основателя Саудовской Аравии.

Сейчас в руках молодого наследного принца сосредоточены широчайшие полномочия. Он контролирует все силовые структуры, возглавляет через совет директоров крупнейшую компанию Сауди Арамко, руководит экономическими ведомствами и осуществляет реформы, а после начавшихся чисток получил и контроль над СМИ.

Необходимо оговориться, что, по сути, «революция сверху» была осуществлена не 4 ноября, когда произошли аресты, а значительно раньше. Придя к власти в 2015 году, Салман сначала не стал вносить существенных изменений в линию престолонаследия, оставив на позиции наследного принца младшего из сыновей короля-основателя – упоминавшегося выше Мукрина. При этом на позицию заместителя наследного принца был впервые поставлен внук основателя – родной племянник Салмана Мухаммед Бин Найеф.

Но спустя три месяца после прихода к власти король начал изменения в политической системе. Он сместил своего сводного брата Мукрина с должности наследного принца, подняв на неё Мухаммеда Бен Найефа. Заместителем же наследного принца был назначен сын короля Мухаммед Бен Салман, который к тому времени уже начал набирать влияние, в частности, возглавлял министерство обороны.

Такие изменения можно считать первым актом революции во властной системе, поскольку, во-первых, оба наследных принца являлись уже внуками короля, а во-вторых, представляли только один клан королевской семьи – судейри. При этом утверждать о наличии предвзятости и несогласованности действий монарха с интересами всего рода Саудов в тот момент было нельзя, потому что на первом месте в линии престолонаследия за королем находился все же не его сын, а племянник. Однако, как показало дальнейшее развитие событий, это было только подготовкой или маскировкой для решающего хода. В июне 2017 года король поместил Мухаммеда Бин Найефа под домашний арест и выдвинул на роль наследного принца своего сына Мухаммеда Бин Салмана. К нему же перешел контроль над министерством внутренних дел.

Были ли эти шаги неконституционными? Отнюдь нет. В Основном низаме правления Саудовской Аравии, который некоторые исследователи называют аналогом конституции, говорится, что «власть принадлежит сыновьям короля-основателя и сыновьям их сыновей», таким образом, возможный приход к власти внуков легитимен. Кроме того, Комитет принесения клятвы, согласовывающий кандидатуру наследного принца, большинством голосов утвердил фигуру Мухаммеда. Однако при де-юре легитимности данных шагов, де-факто они полностью сломали традиции взаимодействия в правящем клане, формировавшиеся с момента смерти короля-основателя в 1953 году.

Разумеется, выдвижение на лидирующие роли одного человека вызвало нескрываемое недовольство среди остальных ветвей королевской семьи. Было очевидно, что, в случае восшествия нынешнего молодого наследного принца Мухаммеда Бин Салмана на престол, против него рано или поздно должны были бы объединиться и выступить многие влиятельнейшие фигуры.

В августе 2017 года в Джидде на Мухаммеда было совершено покушение. В качестве реакции на это власти создали аналитическую спецслужбу Президиум государственной безопасности, которая собрала досье на ключевых оппонентов принца. Кроме того, были осуществлены кадровые изменения в силовых структурах. При этом властями было принято решение не акцентировать внимание общественности на борьбе с фрондой, чтобы не привлекать повышенное внимание к борьбе за власть, а использовать менее политизированный тезис о борьбе с коррупцией.

Четвертого ноября 2017 года было арестовано большинство членов королевской семьи, способных оспорить власть Мухаммеда, что можно расценивать как опережающие действия короля и наследного принца в борьбе внутри клана Саудов. Этот шаг, хотя и является совершенно беспрецедентным для Королевства Саудовская Аравия, вытекал из логики развития событий.

В дополнение к арестам был принят закон, содержащий статьи о вынесении наказания в виде тюремного заключения на срок от 5 до 10 лет за публичное оскорбление короля или наследного принца, – это также ограничивает права членов королевской семьи, поскольку в период до короля Салмана они могли влиять на принятие решений, а теперь оказались лишёнными возможности даже критиковать действия своих родственников.

Среди арестованных персоналий наиболее значимой политической фигурой является принц Мутаиб – сын бывшего короля Абдаллы (годы правления 2005-2015). Он контролировал важную силовую структуру – Национальную гвардию – и являлся непримиримым политическим противником наследного принца Мухаммеда. Именно Мутаиб в годы правления Абдаллы рассматривался в качестве потенциального первого внука-короля.

Важность контроля за Национальной гвардией в саудовской политике сложно переоценить. В 1960-е годы эта структура создавалась как механизм противовеса влиянию могущественного клана судейри со стороны других ветвей, а с 1970-х годов и до последних событий контролировалась Абдаллой и затем его сыном. В 1995 году у тогдашнего короля Фахда случился инсульт, и Абдалла, бывший наследным принцем, инициировал учения Нацгвардии, оказавшейся более подготовленной, чем саудовская армия. Это привело к тому, что религиозный орган, Совет улемов, поддержал Абдаллу, и король Фахд назначил брата премьер-министром, фактически передав власть.

В последние годы было очевидно, что подчинение одного из ключевых силовых ведомств клану Абдаллы является угрозой для нынешних властей, и рано или поздно контроль над этой структурой должен был быть перехвачен. В 2015 году принц Мухаммед направил Нацгвардию на войну в Йемен, что привело к ослаблению этой структуры. Наконец, перехват управления Нацгвардией 4 ноября 2017 года стал важной политической победой наследного принца.

Простое прочтение списка других задержанных позволяет понять уровень развернувшейся в Саудовской Аравии борьбы за власть. Арестованы многие внуки основателя саудовского Королевства, то есть потенциальная будущая элита, поколение, готовившееся к выходу на лидирующие роли. Приставка «Бин», используемая в имени, означает «сын», и среди попавших под чистки – Бин Фахд, Бин Найеф, Бин Мукрин, Бин Талал, Бин Султан. Фахд был королем на протяжении более двадцати лет, Найеф, Мукрин и Султан были наследными принцами в 2000-е годы, Талал претендовал на трон ещё несколько десятилетий назад. Оказался среди задержанных и один из бывших руководителей саудовских спецслужб, известный деятель Бандар Бин Султан. То есть, задержаны наследники наиболее влиятельных сыновей короля-основателя.

Ряд имен задержанных засекречен, что может свидетельствовать о высоком уровне арестантов. Постоянно увеличивается и оценка количества задержанных. Если вначале называлась цифра 50 человек, то сейчас в зарубежных СМИ называется показатель от 1300 до 2400 арестантов. В течение нескольких часов были купированы практически все ключевые кланы королевской семьи.

Консолидация финансовых авуаров

Кроме борьбы за власть у арестов есть и несколько других причин. Большое значение имеет контроль над финансовыми активами. Формальным мотивом чистки 4 ноября стала борьба с коррупцией. Очевидно, что это жонглирование понятиями. В саудовском Королевстве в условиях монархической формы правления и отсутствия по историческим причинам национальной буржуазии решения о распределении нефтяных денег всегда принимались внутри правящего клана. В государственном бюджете существуют засекреченные статьи расходов, через которые субсидируется королевская семья, размер данных средств составляет не менее 10% бюджета. Общее количество членов королевской семьи оценивается в 15 тыс. человек, и каждый из них получает дотации от государства, размер которых варьируется от 800 долларов в месяц для дальних родственников до 270 тыс. долларов для сыновей короля-основателя. Кроме того, часть нефтедолларов, согласно традициям аравийской пустыни, направляется племенным шейхам.

В результате потока нефтедолларов, поступающего в Саудовскую Аравию с 1970-х годов, некоторые члены королевской семьи, инвестировавшие государственные средства, и близкие к ним бизнесмены-представители племенной знати сколотили многомиллиардные состояния. Общие активы задержанных бизнесменов оцениваются суммой от 550 до 1,1 трлн. долл., что соответствует 3-6 годовым бюджетам Королевства. Колоссальная сумма.

В СМИ в основном обсуждалась фигура принца Валида Бин Талала, что неудивительно, учитывая контролируемые им активы ˗ он самый крупный индивидуальный инвестор американской Ситигруп, второй по количеству акций собственник голливудской киностудии XX век Фокс, крупный инвестор в Эппл, Твиттер, Евродиснейленд. Однако под арест попали и другие, менее заметные в международном публичном пространстве, но весьма крупные саудовские бизнесмены.

Например, среди них Сауд ад-Дувейш, экс-глава Сауди Телеком, крупнейшего мобильного оператора Королевства и зять бывшего короля Фахда; Валид Бен Ибрагим аль-Ибрагим, владелец Миддл Ист Броадкастинг Компани – одного из ведущих общеарабских СМИ наряду с Аль-Джазирой. Были заморожены и банковские счета ряда шейхов, а некоторым из них, особенно из племен мутейр, утейба, которые традиционно поддерживали клан короля Абдаллы, запрещено покидать страну. Несколько месяцев назад за отказ племени бану тамим признать нового наследного принца был закрыт телеканал «Бидая ТВ».

В результате, наряду с получением контроля над силовыми структурами, наследный принц Мухаммед консолидировал в своих руках и СМИ, и телекоммуникации, и финансовые потоки. Согласно официальной позиции, полученные денежные средства предполагается направить на социально-экономические программы, в том числе и на долгосрочную программу развития «Видение 2030», инициированную Мухаммедом.

Наступление на интересы глубинного государства в Саудовской Аравии

Среди задержанных есть, возможно, не менее интересные фигуры, чем те, которые попали на страницы СМИ, что демонстрирует наличие еще одной смысловой составляющей у событий 4 ноября. Некоторые из арестантов играли важную роль в так называемом глубинном государстве и выступали проводниками его влияния. Принц Валид Бин Талал предоставлял финансовую помощь для предвыборной кампании Хиллари Клинтон. Считается, что фигура экс-кронпринца Мухаммеда Бин Найефа представлялась приоритетной в качестве будущего короля для администрации США в период Барака Обамы. На региональной сцене этот саудовский государственный деятель активно взаимодействовал с Катаром и Турцией, тогда как нынешние власти КСА склоняются к взаимодействию с ОАЭ.

Был задержан и богатейший представитель всемирно известной саудовской семьи Бакр Бен Ладен. Его состояние оценивается в 8,1 млрд долл, а основным видом деятельности является строительство.

Еще один арестованный – саудовский миллиардер эфиопского происхождения Махмуд Аль-Амуди. Контролируемые им компании занимают лидирующие позиции в строительном и ряде других секторов экономики Эфиопии. С начала XXI века Саудовская Аравия реализовывала стратегию экспансии ваххабизма в преимущественно христианскую Эфиопию, являющуюся региональным лидером Восточной Африки, именно через структуры М.Аль-Амуди.

Еще более высокий авторитет в глубинном государстве имеет Салех Камель – один из ключевых акционеров мировой сети исламских банков, его компании действуют под брендом «Аль-Барака». Структуры данного холдинга в Турции, Судане и других странах тесно взаимодействовали с организацией «Братья-мусульмане» (запрещена в России).

Поэтому аресты 4 ноября влияют и на интересы глубинного государства, и на экспансию ваххабизма из Саудовской Аравии, и на религиозные течения в самом Королевстве.

При этом в смысловом плане наследный принц Мухаммед позиционируется, напротив, как сторонник развития инновационного национального государства. В этом плане важным «конкурентным преимуществом» кронпринца перед другими наследниками королевской семьи является наличие у него только саудовского образования.

Внешний фактор в саудовской перестройке

Очевидно, что осуществить такую масштабную чистку король и наследный принц не могли бы без существенной поддержки. И она была получена.

Нынешние саудовские власти гораздо более предпочтительны для США по сравнению с кланом Абдаллы. Именно при Абдалле в 2003 году Эр-Рияд отказал Вашингтону в размещении на территории КСА американских войск, которые должны были вести войну в Ираке. В ноябре 2014 года упоминавшийся выше принц Мутаиб Бин Абдалла, на тот момент глава Национальной гвардии, совершил визит в Вашингтон и встречался с Бараком Обамой, однако их позиции не только по ядерной сделке Вашингтона с Тегераном, но и по другим региональным проблемам полностью разошлись, и «смотрины» оказались совершенно провальными. Кроме того, Мукрин и Мутаиб считаются англофилами.

Дональд Трамп и король Салман смогли резко активизировать американо-саудовские отношения, охладевшие в период президентства Обамы. В феврале 2017 года, вскоре после победы Трампа на выборах, принц Мухаммед Бин Салман был направлен в Белый дом и смог согласовать интересы сторон. В мае 2017 года своё первое зарубежное турне Трамп начал с Саудовской Аравии. Немаловажную роль в этом сыграло то, что саудовские власти согласились выделить колоссальные средства на закупку американских вооружений и инвестиции в экономику США. Для общественности было объявлено, что только оружия будет приобретено на 110 млрд. долл., а общий объем сделок составит 380 млрд. долл. Хотя реальный объём юридически обязывающих контрактов в разы меньше, тем не менее, речь идет о десятках миллиардов долларов, которые получат американские компании.

Кроме того, незадолго до начала ноябрьских арестов Трампу также удалось договориться с КСА о том, что широко обсуждаемое в финансовом мире IPO Сауди Арамко, которое сделает её самой дорогостоящей публичной компанией мира, произойдёт не в Лондоне, как на этом настаивали Валид Бин Талал и некоторые саудовские министры, а на бирже Нью-Йорка. К этому следует добавить, что, по информации ряда зарубежных СМИ, большинство арестов было совершено не саудовскими спецслужбами, а наемниками, связанными с бывшей ЧВК Блэкуотэр.

Известно также, что всего за три дня до арестов в Эр-Рияде побывал – уже в третий раз за текущий год – зять президента США Джаред Кушнер.

В то время как США продолжают оставаться стратегическим партнёром Саудовской Аравии, в течение текущего года власти Королевства укрепили и отношения страны с двумя другими крупными державами: Россией и Китаем. В Китай король нанес визит в 2017 году с целью, в том числе, укрепить позиции Саудовской Аравии на важном для экспорта нефти рынке.

В Россию в мае 2017 года приезжал Мухаммед Бин Салман, а в октябре, буквально за месяц до начала кампании по борьбе с коррупцией, впервые в истории нашу страну посетил король Саудовской Аравии. Было подписано полтора десятка важных документов, в том числе по нефтяному рынку, поставкам вооружений, включая комплексы С-400, сотрудничеству в сфере энергетики. Очевидно, что в условиях, когда Россия начала играть одну из ведущих ролей на Ближнем Востоке, развитие отношений с нашей страной способствует усилению позиций монархии и на международной арене, и внутри КСА.

Однако если на внутренней арене и в отношениях с крупными странами наследный принц Мухаммед постоянно укрепляет свои позиции, то его политику в отношении арабских стран сопровождают многочисленные ошибки. Он считается основным инициатором войны в Йемене, продолжающейся с марта 2015 года без решающего перевеса какой-либо из сторон. В Сирии саудовские власти оказывали содействие соперникам Башара Асада, но проиграли. Не достигла целей политика Саудовской Аравии в Иракском Курдистане и в Ливии. Наконец, в мае 2017 года была начата блокада Катара, но он смог перенаправить торговые потоки и не поддаться давлению.

В настоящее время развивается ситуация вокруг Ливана. За несколько часов до арестов саудовской элиты «под раздачу» попал премьер-министр этой страны Саад Харири. 4 ноября он был неожиданно вызван в Эр-Рияд и оттуда, в присутствии Мухаммеда Бин Салмана, зачитал текст о своей отставке, в котором содержался пассаж о наличии угрозы жизни Харири со стороны Ирана. Ряд аналитиков видят за этим попытку некоторых ближневосточных региональных держав дестабилизировать ситуацию в Ливане, что косвенно отразится на позициях Тегерана на Ближнем Востоке. 12 ноября Саудовская Аравия обратилась в Лигу арабских государств с запросом о проведении экстренного совещания для обсуждения политики Ирана. Предположительно, нагнетание обстановки вокруг Ливана будет нарастать, что может негативно сказаться на стабильности на Ближнем Востоке.

Заключение

Как могут развиваться события в Саудовской Аравии дальше? Очевидно, что Рубикон перейдён. Во время чисток уже появились первые жертвы. 5 ноября потерпел аварию вертолёт, в котором находился вице-президент провинции Асир Мансур Бин Мукрин – сын экс-наследного принца Мукрина. По официальной версии, чиновник совершал облёт территории и разбился в результате несчастного случая. Отсутствует достоверная информация о местонахождении еще одного принца, Абдель Азиза бен Фахда, сына бывшего короля Фахда – при попытке его ареста произошла перестрелка. Таким образом, ставки в нынешнем саудовском внутреннем конфликте подняты максимально высоко.

Кроме противостояния внутри королевского рода наследный принц Мухаммад уже оказался в прямой конфронтации с некоторыми шейхами крупных саудовских племен, а также с салафитскими духовными деятелями, которых очень насторожили его недавние призывы к «умеренному исламу». Интегрированный в систему госуправления религиозный Совет улемов поддержал действия властей по борьбе с коррупцией, однако значительное количество богословов, не входящих в него, нелояльны наследному принцу. Косвенно об этом свидетельствует то, что начиная с сентября задержано уже более сотни представителей духовенства.

При этом Саудовской Аравии по объективным причинам в условиях роста населения и сокращения нефтяных доходов предстоит провести структурные реформы, направленные на превращение Королевства в динамичную державу XXI века. Для этого необходима стабильность в стране и поддержка властей со стороны общества – а кампания по борьбе с коррупцией может привести к двум совершенно противоположным результатам: либо консолидации власти и сплочению подданных вокруг правящей ветви, либо резкой дестабилизации ситуации в стране в результате ответных действий структур, интересы которых были ущемлены.

Четвертого ноября в Саудовской Аравии были не просто нарушены вся политическая система и баланс между ветвями королевской семьи – в течение одного дня позиции ведущих кланов Королевства были обнулены, а активы – конфискованы. Фактически, королем Салманом и наследным принцем Мухаммедом сделан большой шаг к превращению Саудовской Аравии в подлинную абсолютную монархию, при которой привилегированное положение будут занимать не все наследники короля-основателя Абдель Азиза Аль Сауда, а только новый король и близкий лично к нему круг лиц.

Система, существовавшая на протяжении десятилетий и позволявшая обеспечивать устойчивость монархии и стабильное развитие Королевства, в одночасье была выведена из равновесия и перешла в состояние турбулентности. Как и в каком положении будет достигнут новый статус кво – пока неочевидно. Возможны различные сценарии, но понятно, что за событиями 4 ноября последуют следующие важные новости, связанные с Саудовской Аравией.

Можно ожидать перехода власти к Мухаммеду вопреки существовавшей ранее традиции, ещё при жизни короля Салмана. При этом начавшаяся непримиримая борьба внутри саудовской элиты будет продолжаться. Развитие событий в мире и позиции зарубежных держав также будут иметь влияние на политический процесс в Саудовской Аравии.