Церковь св софии в салониках. Храм Святой Софии

Нажимая мышью на любое место на нашем сайте или нажимая «Принять», вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов и других технологий обработки персональных данных. Вы можете изменить свои настройки приватности. Cookie-файлы используются нами и нашими проверенными партнерами для анализа, улучшения и персонализации вашего пользовательского опыта на сайт. Кроме того, эти cookie-файлы используются для таргетированной рекламы, которую вы видите как на нашем сайте, так и на других платформах.

Одним из самых старых и прекрасных храмов в Салониках является храм Святой Софии. Этот храм, также как и базилика Дмитрия Салунского относится к древнехристианским постройкам. Попасть в нее сложно, она в основном всегда закрыта. Построен храм в честь Христа, также как и Софийский собор в Стамбуле, эти два храма имеют много общего.


Архитектура храма представляет собой почти квадрат, разделенный на три нефа. В центре квадрата четыре столба и арки поддерживают огромный купол, который окружен квадратным барабаном и образует крест.


Вокруг купола имеется ряд арочных окон, которые подсвечивают купол и красивое мозаичное панно Вознесение Христа. На нефы храм разделен античными и византийскими колоннами, которые отделяют центральную часть от боковых проходов, которые вместе с притвором формируют обходную галерею.


Алтарь, состоит из трёх частей, он присоединён на востоке к четырёхсторонней конструкции храма как независимое архитектурное строение.


Внутреннее убранство храма относится к трем разным периодам. Первый период относится ко времени иконоборчества. В это время вместо икон в храмах использовались только изображения креста, вместо старых росписей делались декоративные изображения растений и животных, изображались светские сцены. В настоящий момент от той эпохи в храме сохранился орнамент, состоящий из крестов и листьев, отмеченный мозаичными монограммами, принадлежащими императору Константину VI, а так же большой иконоборческий крест в конхе алтарной апсиды, от которого осталась лишь тень под образом Божьей матери, которая сидит на троне, с Младенцем Христом на руках. Эта мозаика относится к третьему периоду украшения храма XI или XII веков.


К этому же периоду относятся фрески, которые сохранились на оконных сводах, на фресках изображены образы святых монахов, а так же Святая Феодора из Салоник.



Ну а ко второму этапу относится прекрасная купольная композиция «Вознесение», конец IX века так называемого «Возрождения эпохи македонских императоров».



Храм имеет богатую историю, за время своего существования он был и кафедральным, и католическим храмом, и мечетью. Во время существования мечети внутреннее убранство храма не было уничтожено, так как сверху ценнейших мозаик был нанесен слой штукатурки. В 1890 храм очень сильно пострадал при пожаре, однако в 1907—1910 годах турки сделали ее ремонт. А в 1912 году Святая София была возвращена христианам. Храм включен в число объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.



Остальные фотографии монастыря можно посмотреть

Церковь Святой Софии — это крестокупольный трёхнефный храм в городе Салоники, освящённый именем Софии Премудрости Божией. Это редчайший образец церкви иконоборческого периода, в котором сочетаются черты трёхнефной базилики и крестово-купольного храма. В 1988 году христианский храм в составе раннехристианских и византийских памятников города был включён в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.

История храма

На месте существующего ныне храма в первой половине V столетия располагалась раннехристианская пятискатная базилика святого Марка. Наряду с другими постройками, это был комплекс религиозных сооружений, общая площадь которого составлял более 8 тысяч квадратных метров. Первая церковь на том месте была разрушена землетрясением в 618-620 годах. На ее месте появился вскоре нынешний храм, занимая только часть предыдущей территории комплекса.
Строительство храма продолжалось с 690 по 730 годы. Первое письменное упоминание его было обнаружено в письме Феодора Студита от 795 года. Окончание строительства церкви Святой Софии пришлось на период правления императора Льва III. Тогда в Византийской империи началось иконоборчество, объясняющее минимальное количество мозаичных украшений в интерьере.
В середине XI века храм перестроили, пристроив к его западной части просторный нартекс. Входные ворота снесли, а восточную стену нартекса украсила фресковая живопись.
В 1430 году Салоники завоевали турки, но храм до 1523 года использовался для христианских богослужений, но вскоре он был обращён в мечеть. Турки изменили внешний вид церкви Святой Софии — фасад украшает портик в османском стиле, колокольня была переделана в минарет, а также был возведен второй минарет в османском стиле. Внутри ничего не меняли, а всего покрыли штукатуркой, сохранившей мозаики собора.
В 1890 году вследствие пожара строение было полуразрушено. В 1910 году турки выполнили ремонт. В 1912 году Салоники вернулись к Греции, и церковь Святой Софии была возвращена христианам. Османский минарет разобрали, а колокольне вернули изначальную функцию. Ныне храм является действующим.

Архитектурные особенности

Размеры храма: 42 на 35 метров, диаметр купола —10 метров, высота рукавов креста —16 метров. В архитектуре храма сочетаются черты крестово-купольного храма и трёхнефной базилики. Купол лежит на парусах, опирающихся на столбы. Выделяются глубокие подкупольные арки, образующие крестообразно расходящиеся рукава. Пространство храма разделено на три нефа, но боковые нефы не соответствуют апсидам на стыке центрального и боковых нефов. Барабан имеет прямоугольную форму, а купол удерживается на полуцилиндрических балках.
В архитектуре церкви Святой Софии имеется ряд недостатков: основание купола выполнено не в форме круга.

Внутреннее убранство

Храм имеет характерную для поздневизантийских крестокупольных базилик квадратную форму. Чередующиеся античные и византийские колонны разделяют внутреннюю часть храма. Для колонн них использованы капители, увенчанные двумя рядами развивающихся листьев, позаимствованных из более древнего храма V столетия. Стены оштукатурены и выполнены под мрамор, на них нанесён растительный орнамент.
Здесь сохранились мозаики и фрески XI века, расположенные в ряд на восточной стене нартекса.

Для просмотра этой карты необходим Javascript

Крестокупольный трёхнефный христианский храм Святой Софии , расположенный в , наряду с , является главным религиозным сооружением города. В 1988 году он был включён в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО, как уникальный памятник раннехристианской и византийской эпох. Церковь освящена во имя Софии Премудрости Божией и служит постоянным местом паломничества многих верующих. Прежде, около полутора тысяч лет назад, здесь стояла пятискатная базилика Святого Марка, представлявшая собой целый комплекс зданий религиозной направленности, занимавший площадь порядка 8 тысяч кв. м. Вследствие сильного землетрясения в период 618-620 годов, он был разрушен и на его месте появился нынешний храм.

Окончание строительства церкви датируется временами правления византийского императора Льва III Исавра, известного как сторонника иконоборчества. За долгие столетия своего существования, церковь Святой Софии пережила немало славных и трагических событий. Так, в Х веке она стала кафедральным храмом Фессалоникийской митрополии, а во времена крестоносцев здесь размещалась кафедра католического епископа. Спустя несколько десятилетий после начала османского правления христианская обитель преобразовалась в мечеть. К тому же турки значительно изменили внешний облик сооружения, добавив минареты и украсив некоторые элементы в традиционном османском стиле. С возвращением православия, церковь снова приобрела христианский вид и подверглась глобальной реконструкции.

На сегодняшний день, длина храма составляет 42 метра, при ширине 35 и диаметре купола 10 метров. При этом подкупольные арки отличаются большой глубиной и образуют крестообразно расходящиеся от купола рукава. По своей структуре здание напоминает старинные постройки Константинополя времён Юстиниана и храм Святой Ирины в современном . Внутреннее убранство поражает уникальными древними фресками и мозаиками, а также обилием античных и византийских колонн, разделяющих помещения. Стены отделаны штукатуркой и выкрашены под мрамор. Среди многочисленных старинных фресок выделяются изображения преподобных Феодоры и Евфимия. Из мозаик обращают на себя внимание «Одигитрия» и «Вознесение». Примечательны также изображения Богородицы, Иоанна Богослова и Христоса, возносимого ангелами.

В наши дни, храм Святой Софии служит не только как православный центр паломничества, но и выступает в качестве уникального архитектурного памятника, привлекая множество туристов. Он прекрасно просматривается при въезде в город и хотя территория обнесена оградой, вход открыт для всех желающих. В специальной маленькой часовне тут даже лежат свечи для общего пользования. Атмосфера тишины и умиротворённости является одним из главных достоинств этой обители, а её исторический статус придаёт храму величия и немного загадочности.