Самые страшные катастрофы мира. Самые страшные катастрофы мира Взрыв нефтяной платформы в Мексиканском заливе

Поезда огромны, так что когда они сходят с рельсов или сталкиваются друг с другом, их невообразимая мощь становится болезненно очевидной. В ходе железнодорожной катастрофы поезд живёт своей жизнью - становится неуправляемым, и остановить его уже невозможно. Пассажиры не могут сделать ничего, чтобы предотвратить травмы, и зачастую болтаются в вагонах от стены к стене, получая переломы конечностей и травмы внутренних органов.

В ходе худших катастроф за нашу историю было унесено огромное количество человеческих жизней, но благодаря этому мы получили важную информацию о том, как мы можем улучшить железнодорожную инфраструктуру, а также обеспечить безопасность пассажиров.

10. Железнодорожная катастрофа в Аль-Аят (Al Ayyat) - Египет, 2002 год (383 жертвы)

В 2 часа утра 20 февраля 2002 года в пятом вагоне египетского поезда взорвался газовый цилиндр. Всепоглощающий огонь быстро распространился в другие вагоны, в то время как поезд продолжал мчаться по путям. Это продолжалось два часа, пока машинист, наконец, не остановился. В итоге семь вагонов полностью сгорело и почти 400 человек погибло. Однако количество жертв этой катастрофы многократно оспаривалось, так как полный список пассажиров отсутствовал. Также, из-за интенсивности пламени, многие трупы сгорели до состояния пепла, и их опознание было невозможным. Более того, поезд был перегружен и считается, что многие пассажиры погибли, выпрыгнув из горящего поезда. Хотя официальные данные гласят, что погибло 383 человека, многие считают, что более точной является оценка в 1000 жизней.

9. Железнодорожная катастрофа в Аваш (Awash) - Эфиопия, 1985 год (428 погибших)


Самая ужасная железнодорожная катастрофа за историю Африки произошла 14 января 1985 года, неподалёку от города Аваш. Город расположен на реке Аваш. Экспресс поезд сошёл с рельс на подходе к этому городку из-за того, что машинист не снизил скорость, проходя по изогнутому мосту, из-за чего несколько вагонов сорвалось в обрыв. Из 1000 пассажиров поезда 428 погибло, а почти все остальные пассажиры сильно пострадали. После ужасной катастрофы машинист был арестован, и ему предъявили обвинение в том, что он не снизил скорость при входе в поворот.

8. Железнодорожная катастрофа Торре-дель-Бьерсо (Torre del Bierzo) - Испания, 1944 год (200-500+ жертв)


3 января 1944 года неподалёку от деревни Торре-дель-Бьерсо в Испании, вышедший из под контроля почтовый поезд влетел в тоннель номер 20. Перед ним оказался маневровый локомотив с тремя вагонами, пытавшийся избежать столкновения. Два этих вагона были ещё в тоннеле, когда в них врезался почтовый поезд. С другой стороны приближался углевоз с 27 нагруженными вагонами-платформами. Машинист маневрового локомотива пытался предупредить углевоз, но тот всё же врезался в локомотив. Пламя катастрофы горело два дня. Так как многие люди путешествовали без билетов, а огонь полностью поглотил человеческие останки, точное количество пассажиров было сложно оценить, но выжившие утверждали, что поезд был переполнен, так как многие из них направлялись на рождественскую ярмарку.

7. Железнодорожная катастрофа Бальвано (Balvano) - Италия, 1944 год (521-600+ жертв)


Во время Второй Мировой войны острый дефицит привёл к развитию торговли на чёрном рынке. В 1944 году авантюристы и предприимчивые предприниматели тайком путешествовали на грузовых поездах для того, чтобы добраться до ферм поставщиков. В это же время ощущалась сильная нехватка высококачественного угля. Сжигание низкосортных заменителей выделяло большой объём непахнущего угарного газа. 2 марта 1944 года существенно перегруженный локомотив номер 8017 заглох внутри крутого туннеля. Обслуживающий персонал и пассажиры, включая несколько сотен «зайцев», погибли от удушья. Единственными выжившими были те, кто путешествовал в нескольких задних вагонах, оставшихся на открытом воздухе, когда поезд заглох.

6. Железнодорожная катастрофа под Уфой - Россия, 1989 год (575+ жертв)


Крупнейшая железнодорожная катастрофа за историю Советского Союза произошла 4 июня 1989 года. Щель в трубе продуктопровода позволила большому объему газа скопиться в низине между городами Уфа и Аша. Когда персонал заметил снижение давления, они просто увеличили давление до нормального уровня вместо того, чтобы найти возможную утечку. Около 1:15 два поезда, перевозящих более 1 200 пассажиров, многие из которых были детьми, проехали мимо друг друга. Искры, вызванные их проездом, подожгли легко воспламеняющееся облако, в результате чего произошёл взрыв, который был виден более чем за 100 километров. Вырвавшееся пламя выжгло деревья в радиусе 3,86 километров и разрушило оба поезда.

5. Железнодорожная катастрофа в Гвадалахаре (Guadalajara) - Мексика, 1915 год (600+ жертв)


В 1915 году мексиканская революция была в самом разгаре. Президент Венустиано Карранса (Venustiano Carranza) приказал перевезти семьи его армии в Гвадалахару, которую он недавно завоевал. 22 января 1915 года специально подготовленный поезд с двадцатью сильно перегруженными вагонами выехал из Колимы (Colima). Говорят, что вагоны были настолько забиты людьми, что пассажиры даже цеплялись к вагонам снизу и ехали на крышах. Во время крутого спуска машинист потерял управление составом. Поезд продолжал набирать скорость, спускаясь по рельсам, и в итоге вылетел в глубокий овраг. Менее катастрофу пережило трети людей из официального списка пассажиров.

4. Железнодорожная катастрофа в Бихаре (Bihar) - Индия, 1981 год (500-800 жертв)


6 июня 1981 года, во время сезона муссонов в Индии, поезд с девятью вагонами, перевозивший примерно тысячу пассажиров, упал в реку Багмати (Baghmati). Погодные условия в тот день были особо дождливыми и ветреными, и уровень воды в реке был выше обычного. В тот момент, когда поезд подъезжал к мосту, пересекающему реку, корова пересекла пути. Попытавшись избежать столкновения, машинист слишком сильно затормозил, из-за чего вагоны заскользили по влажным железнодорожным рельсам, и сошли с путей в реку. Помощь приехала только через несколько часов и большинство пассажиров, либо утонуло, либо их уже унесло водой к тому моменту, когда спасатели принялись за работу. Более 300 тел так и не было найдено.

3. Железнодорожная катастрофа в Чуря (Ciurea) - Румыния, 1917 год (600-1000 погибших)


Во время Первой Мировой войны у пассажирского поезда отказали тормоза во время спуска по крутому склону у станции Чуря. Поезд с 26 вагонами перевозил беженцев и раненных солдат, пытавшихся сбежать от наступающих немецких сил. Машинист попытался сделать всё возможное для замедления поезда, включив заднюю передачу и задействовав пескомёт для лучшего сцепления колёс, но поезд продолжал набирать скорость. Чтобы избежать столкновения со вторым поездом в конце спуска, убежавший поезд перенаправили в обгонный путь. Из-за высокой скорости поезд всё же, к сожалению, сошёл с путей и загорелся. В результате погибли сотни людей.

2. Крушение в Сен-Мишель-де-Морьен (Saint Michel-de-Maurienne), Франция, 1917 год (800-1000 жертв)


12 декабря 1917 года около 1 000 французских солдат возвращались домой на зимние праздники. По причине всеобщей нехватки, как локомотивов, так и недостаточной обеспеченности оборудованием, людей перевозило два соединённых воедино поезда, но под управлением одного локомотива. Из 19 вагонов поезда только у трёх первых были автоматические воздушные тормоза, в остальных были либо ручные тормоза, либо они отсутствовали вообще. Спускаясь в долину во французской части Альп, машинист приказал своим помощникам тормозить, но поезд продолжал набирать скорость. Тормоза перегрелись и под вагонами начало разгораться пламя. Спустя 6 километров первый вагон сошёл с путей, и остальные вагоны врезались в него, загоревшись за несколько минут. Из-за силы пламени были идентифицированы только 425 тела из примерно 1000 жертв.

1. Железнодорожная катастрофа и цунами в Шри-Ланке, 2004 год (1700+ жертв)


26 декабря 2004 года землетрясение в океане к северу от Суматры вызвало гигантское цунами, от которого погибло 280 тысяч человек. В тот ужасный день в «Королеве моря» ехало более 1 500 пассажиров. Поезд находился в 170 метрах от берега, когда обрушилась первая волна. Вода моментально остановила поезд. Местные жители и пассажиры, думая, что поезд будет спасением от воды, забрались на его крышу или спрятались за ним. Вторая волна была намного мощнее: она снесла поезд с железнодорожных путей и тащила за собой вагоны в джунгли. Те, кто не был раздавлен поездом, быстро тонули, так как оказались запертыми в ловушке вагонов. Только несколько пассажиров пережило эту трагедию.

На рубеже тысячелетий многие люди волей-неволей задумались о конце света, кинематографисты же не упустили возможность заработать на этих фобиях. Именно поэтому за последние несколько лет на экраны вышло огромное количество фильмов-катастроф с разнообразными разрушительными сценариями событий, а сам жанр стал одним из самых кассовых. АиФ.ru предлагает вспомнить 10 захватывающих кинолент, в которых жизнь на Земле оказалась под угрозой.

О чём фильм «Разлом Сан-Андреас»?

«Армагеддон», реж. Майкл Бэй, 1998 год

В 1998 году один из самых кассовых режиссёров планеты Майкл Бэй снял фильм «Армагеддон» с Брюсом Уиллисом , Беном Аффлеком и Лив Тайлер в главных ролях. Картина напугала зрителей возможным столкновением с нашей планетой гигантского астероида. По сюжету фильма, чтобы спасти человечество, специалисты NASA хотят пробурить астероид и взорвать его изнутри. «Армагеддон» заслуженно номинировали на «Оскар» сразу в четырёх номинациях, ведь он сделан по всем законам жанра: грандиозные спецэффекты, душещипательная любовная линия, динамичный сюжет и циничный сценарий.

Брюс Уиллис. Особые приметы.

«Земное ядро: Бросок в преисподнюю», реж. Джон Эмиел, 2003 год

В отличие от «Армагеддона», картина «Земное ядро: Бросок в преисподнюю» не нашла отклика в сердцах большей части зрителей и не может похвастаться кассовыми успехами. Однако она заслуживает того, чтобы оказаться в нашем списке хотя бы из-за необычного варианта угрозы планете. По версии режиссёра Джона Эмиела , человечеству грозит «подземный апокалипсис»: ядро Земли перестанет вращаться. Это значит, что скоро всё живое на поверхности нашей планеты погибнет. Единственный способ спасти мир — взорвать сильнейшую ядерную бомбу глубоко под землёй, раскрутив таким образом ядро. Дело по спасению человечества в фильме возлагается на интернациональную команду (Аарон Экхарт , Хилари Суонк , Стэнли Туччи ). Судьба героев довольно предсказуема, но наблюдать за ними всё равно увлекательно.

«Послезавтра», реж. Роланд Эммерих, 2004 год

Фильм Роланда Эммериха «Послезавтра» посвящён другой, не космической катастрофе. Массовое таяние ледников приводит к тому, что температура мирового океана резко снижается, а климат Земли меняется. Над территорией США начинаются проливные дожди, переходящие в непрерывный снегопад, а температура очень быстро опускается (для усиления эффекта катастрофы голливудский режиссёр намеренно ускорил развитие всех климатических изменений). Картина «Послезавтра» буквально насыщена стихийными бедствиями и массовой гибелью людей. В ней красочно показано затопление Нью-Йорка, а особенно впечатляющим у Роланда Эммериха получился эпизод разрушения Лос-Анджелеса, который даже получил награду MTV Movie Awards как лучшая экшн-сцена в 2005 году.

«Пекло», реж. Дэнни Бойл, 2007 год

«Грядут тёмные дни» — таким слоганом предостерегает зрителей режиссёр фильма «Пекло» Дэнни Бойл . Действие киноленты разворачивается в 2057 году, когда Солнце постепенно гаснет, а жизнь человечества оказывается под угрозой. Земляне видят единственный способ спасения: один за другим отправляют космические корабли к яркой звезде, чтобы с помощью ядерного заряда вновь её воспламенить. Режиссёр «Миллионера из трущоб», «Пляжа» и «На игле» и в этот раз хотел покорить зрителей: в «Пекле» есть над чем подумать, чего испугаться и чем полюбоваться. Сценарий и игра талантливых актёров (Киллиан Мёрфи , Крис Эванс , Роуз Бирн ) держит в напряжении на протяжении всего фильма.

«Явление», реж. М. Найт Шьямалан, 2008 год.

Эффектный экологический триллер М. Найта Шьямалана знакомит зрителей с ещё одной возможной опасностью для землян. В нескольких штатах на восточном побережье США начинается массовая эпидемия самоубийств: вирус, который власти склонны связать с террористами, а обыватели — с властями, передаётся воздушно-капельным путем. На самом деле это токсины, которые случайно попали в воздух. В 2008 году фильм имел невероятный кассовый успех, а в Бридженде из-за серии самоубийств, охвативших город, «Явление» даже запретили к показу.

«2012», реж. Роланд Эммерих, 2009 год

Многие впечатлительные люди с ужасом ожидали декабрь 2012 года, когда, согласно календарю племени Майя, мог наступить конец света. Сюжет кинокартины «2012» Роланда Эммериха построен именно на этих событиях. Огромные цунами и сильные землетрясения превращают жизнь людей в ад. Каждый думает только о том, как спастись от потопа, ведь только 40 000 человек могут поместиться в заранее построенные «ковчеги». Фильм «2012» на форумах, в социальных сетях и блогах имел большой резонанс, люди по всему миру обсуждали возможность предстоящей катастрофы. Учёным даже пришлось комментировать кинокартину и успокаивать взбудораженную публику. В результате общие сборы голливудского фильма составили аж $769 млн.

«Знамение», Алекс Пройас, 2009 год

Мистический блокбастер Алекса Пройаса с Николасом Кейджем в главной роли повествует о неком послании в будущее, которое предостерегает людей о конце света. В руки молодому профессору попадает загадочный лист, исписанный цифрами. Учёный устанавливает связь между этими датами и крупнейшими мировыми бедствиями, произошедшими на Земле за последние 50 лет. Теперь миру известно о возможных катастрофах, осталось только узнать, как их предотвратить и что будет, когда цепочка этих дат закончится. Зрители отмечают, что «Знамение» сохраняет элемент непредсказуемости до последнего кадра, а все сцены крушений самолётов, аварий в метро и горящего леса показаны эффектно и естественно.

«Меланхолия», реж. Ларс фон Триер, 2011 год

«Меланхолия» — самый романтичный и загадочный фильм-катастрофа в нашем списке. Идея картины возникла у Ларса фон Триера во время одного из сеансов терапии, которые он посещал, чтобы избавиться от депрессии. Доктор рассказал культовому режиссёру, что люди, страдающие депрессивными состояниями, спокойнее реагируют на стрессовые ситуации, потому что они изначально настроены на самое худшее. Через несколько лет эти слова воплотились в сценарии фильма «Меланхолия». Картина показывает историю жизни Жюстин (Кирстен Данст ) на фоне грядущей катастрофы: к Земле приближается астероид Меланхолия, способный уничтожить всё живое на нашей планете. Ларс фон Триер сделал акцент на психологии человека, обречённого на смерть. Его герои мечутся между отчаянием, паникой, апатией и истерикой. А замедленная съёмка последних секунд жизни на Земле способна впечатлить даже самого искушённого зрителя.

«Метро», реж. Антон Мегердичев, 2013 год.

Хоть в фильме «Метро» показан апокалипсис не планетарного масштаба, но он всё равно вошёл в наш список, потому что посвящён одной из самых распространённых человеческих фобий. В 2013 году российский режиссёр Антон Мегердичев снял киноленту о катастрофе в московской подземке, основанную на романе Дмитрия Сафонова . По сюжету фильма, широко развернувшееся в центре Москвы строительство новых зданий приводит к тому, что в одном из тоннелей метро возникает трещина. В результате нарушения герметичности перекрытия в тоннель попадает вода из Москва-реки. Бешеный поток грозит не только обрушением тоннелей метро, но и разрушением всего города. По мнению многих кинокритиков, картина «Метро» если не зародила, то, как минимум возродила жанр фильмов-катастроф в России.

«Разлом Сан-Андреас», реж. Бред Пейтон, 2015 год.

Фильм-катастрофа Бреда Пейтона «Разлом Сан-Андреас» по итогам прошедших выходных возглавил рейтинги российского проката. В центре сюжета картины землетрясение, которое всколыхнуло Калифорнию и привело к образованию огромной расщелины в земле в районе города Сан-Андреас. Главный герой блокбастера — пилот-спасатель Рэй Гейнс (Дуэйн Джонсон ) отправляется на поиски пропавшей дочери, возможно, уцелевшей во время страшной стихии. Многие зрители, посмотревшие «Разлом Сан-Андреас» в 3D-формате, в восторге от увиденного. Ещё бы, ведь количество разрушений и дорогостоящих спецэффектов на одну минуту просмотра зашкаливает. Но главное, что можно вынести из картины Бреда Пейтона, — человек ничто в сравнении с силами природы и никакая сталь или дома его не спасут.

Порой оценить масштабы той или иной мировой катастрофы достаточно сложно, ведь последствия некоторых из них могут проявляться спустя много лет после самого происшествия.

В данной статье мы представим 10 самых страшных катастроф мира, которые не были вызваны целенаправленными действиями. Среди них происшествия, которые происходили на воде, в воздухе, и на земле.

Авария на Фукусиме

Катастрофа, которая произошла 11 марта 2011-го года, одновременно объединяет в себе черты техногенных и природных катастроф. Сильнейшее землетрясение мощностью в девять баллов, и последующее за ним цунами вызвали отказ системы электроснабжения ядерной установки Daiichi, в результате чего был остановлен процесс охлаждения реакторов с ядерным топливом.

Помимо чудовищных разрушений, которые были вызваны землетрясением и цунами, это происшествие привело к серьезному радиоактивному заражению территории и акватории. Кроме того, властям Японии пришлось эвакуировать более двухсот тысяч человек из-за высокой вероятности появления тяжелых заболеваний из-за попадания под жесткое радиоактивное облучение. Сочетание всех этих последствий дает право аварии на Фукусиме называться одной из самых страшных катастроф мира в двадцать первом веке.

Общий ущерб от аварии оценивается в 100 миллиардов долларов. В эту сумму включены расходы на ликвидацию последствий и выплату компенсаций. Но при этом нельзя забывать о том, что работы по устранению последствий катастрофы продолжаются до сих пор, что соответственно увеличивает эту сумму.

В 2013-м году фукусимская АЭС была официально закрыта, а на её территории производятся только работы по ликвидации последствий аварии. Специалисты считают, что для приведения в порядок здания и зараженной территории понадобится как минимум сорок лет.

Последствиями аварии на Фукусиме являются, переоценка мер безопасности в атомной энергетике, падение стоимости на природный уран, и соответственно снижение цен акций уранодобывающих компаний.

Столкновение в аэропорту Лос-Родеос

Возможно самой большой катастрофой в мире, произошедшей в результате столкновения самолетов, произошла на Канарских островах (остров Тенерифе) в 1977 году. В аэропорту Лос-Родеос, на взлетной полосе столкнулись два авиалайнера Boeing 747, которые принадлежали компаниям KLM и Pan American. В результате погибло 583 из 644 человек, в числе которых как пассажиры, так и экипажи авиалайнеров.

Одной из главных причин возникновения подобной ситуации был теракт в аэропорту Лас-Пальмас, который устроили террористы из организации MPAIAC (Movimiento por la Autodeterminación e Independencia del Archipiélago Canario). Сам теракт не повлек за собой человеческих жертв, но администрация аэропорта закрыла аэропорт и прекратила принимать самолеты, опасаясь повторных инцидентов.

Из-за этого Лос-Родеос оказался перегружен, поскольку к нему направляли самолеты, которые следовали в Лас-Пальмас, в частности два Boeing 747 рейсов PA1736 и KL4805. При этом нельзя не отметить тот факт, что самолет, принадлежащий компании Pan

American, имел достаточный запас топлива для того, чтобы приземлиться в другом аэропорту, но пилоты подчинились приказу диспетчера.

Причиной самого столкновения являлись туман, который серьезно ограничивал видимость, а также сложности в переговорах между диспетчерами и пилотами, которые были вызваны сильным акцентом диспетчеров, и тем фактом, что пилоты постоянно перебивали друг друга.

Столкновение Донья Пас с танкером Вектор

20 декабря 1987 года зарегистрированный на Филлипинах пассажирский паром «Doña Paz» (Донья Пас) столкнулся с нефтяным танкером «Вектор», что привело к самой крупной катастрофе в мире, которая произошла в мирное время на воде.

Во время столкновения паром следовал по своему стандартному маршруту Манила-Катбалоган, который он проходил два раза в неделю. Двадцатого декабря 1987-го года, около 06:30 «Донья Пас» отплыл от Таклобана и направился в Манилу. Примерно в 22:30 паром проходил пролив Таблас возле Мариндуке, по сообщению выживших очевидцев погода была ясной, но с волнением на море.

Столкновение произошло уже после того как пассажиры уснули, паром столкнулся с танкером «Вектор», который перевозил бензин и нефтепродукты. Сразу же после столкновения, возник сильный пожар, связанный с тем, что нефтепродукты разлились по морю. Сильный удар и пожар практически моментально вызвали панику среди пассажиров, кроме того, по утверждению выживших на пароме не было нужного количества спасательных жилетов.

Выжило всего 26 человек, из которых 24 пассажира Доньи Пас и два человека с танкера «Вектор».

Массовое отравление в Ираке 1971 год

В конце 1971-го года, в Ирак была ввезена из Мексики партия зерна обработанного метилртутью. Разумеется, зерно не было предназначено для переработки в продукты питания, и должно было использоваться только для посадки. К сожалению, местное население не знало испанского языка, и соответственно все предупреждающие надписи, которые гласили «Не употреблять в пищу».

Также нельзя не отметить тот факт, что зерно было доставлено в Ирак с опозданием, поскольку сезон посадки уже прошел. Все это привело к тому, что в некоторых селениях обработанное метилртутью зерно начали принимать в пищу.

После употребления этого зерна в пищу наблюдались такие симптомы как онемение конечностей, потерю зрения, нарушение координации. В результате преступной халатности отравление ртутью получило около ста тысяч человек, из которых погибло около шести тысяч.

Этот случай привел к тому, что Всемирная Организаций здравоохранения стала тщательнее контролировать оборот зерна, и более серьезно начала относиться к маркировке потенциально опасных продуктов.

Массовое уничтожение воробьев в Китае

Несмотря на то, что мы не вносим в наш список катастрофы, вызванные целенаправленными действиями людей, данный случай является исключением, поскольку он вызван банальной глупостью и недостаточным знанием экологии. Тем не менее данный случай полностью заслуживает звание одной из самых ужасных катастроф мира.

В рамках экономической политики «Большого скачка», проводилась масштабная борьба с сельскохозяйственными вредителями, среди которых власти Китая выделили четырех самых страшных - комаров, крыс, мух и воробьев.

Сотрудники китайского научно-исследовательского института зоологии подсчитал, что из-за воробьев в течение года терялся объем зерна, с помощью которого можно было бы прокормить около тридцати пяти миллионов человек. Основываясь на этом, был разработан план уничтожения этих птиц, который был одобрен Мао Цзэдуном 18-го марта 1958-го года.

Все крестьяне активно начали охотиться на птиц. Наиболее действенным методом было не давать им опуститься на землю. Для этого взрослые и дети кричали, били в тазы, размахивали шестами, тряпками и т.п. Это позволяло пугать воробьев и не давать им приземляться на землю в течение пятнадцати минут. В результате птицы просто падали замертво.

Спустя год охоты на воробьев урожай действительно увеличился. Однако позднее начали активно плодиться гусеницы, саранча, и другие вредители, которые поедали побеги. Это привело к тому, что еще через год урожаи сильно упали, и наступил голод, который привел к гибели от 10 до 30 миллионов человек.

Катастрофа на нефтяной платформе Piper Alpha

Платформа Piper Alpha была построена в 1975-м году, а добыча нефти на ней стартовала в 1976-м. Со временем её переоборудовали для добычи газа. Однако 6-го июля 1988 года произошла утечка газа, которая привела к взрыву.

Из-за нерешительных и непродуманных действий персонала умерло 167 человек из 226 находившихся на платформе.

Разумеется, после этого события добыча нефти и газа на этой платформе была полностью прекращена. Застрахованные потери составили около 3,4 миллиардов долларов США. Это одна из самых известных катастроф мира, связанная с нефтедобывающей отраслью.

Гибель Аральского моря

Данное происшествие является самой большой экологической катастрофой на территории бывшего Советского Союза. Когда-то Аральское море было четвертым по размеру озером, после Каспийского моря, Верхнего озера в Северной Америке, озера Виктория в Африке. Сейчас на его месте располагается пустыня Аралкум.

Причиной исчезновения Аральского моря является создание новых каналов орошения для сельскохозяйственных предприятий на территории Туркмении, которые забирали воду из рек Сырдарья и Амударья. Из-за этого озеро сильно отступило от берега, что привело к обнажению дна покрытого морской солью, пестицидами и химикатами.

Из-за естественного испарения Аральское за промежуток с 1960-го по 2007-й год, море потеряло около тысячи кубических километров воды. В 1989-м году водоем распался на две части, а в 2003-м году объем воды составил около 10% от изначального.

Результатом этого происшествия стали серьезные изменения климата и ландшафта. Кроме того, из 178 видов позвоночных животных, которые обитали в акватории Аральского моря, осталось только 38.;

Взрыв нефтяной платформы Deepwater Horizon

Произошедший 20-го апреля 2010-го года взрыв на нефтяной платформе Deepwater Horizon считается одной из крупнейших техногенных катастроф по негативному влиянию на экологическую обстановку. Непосредственно от взрыва погибло 11 человек, и пострадало 17. При ликвидации последствий катастрофы погибло еще два человека.

Из-за того, что от взрыва были повреждены трубы на глубине 1500 метров, за 152 дня в море вылилось примерно пять миллионов баррелей нефти, что создало пятно площадью в 75 тысяч километров, кроме того, было загрязнено 1770 километров побережья.

Разлив нефти создал угрозу для 400 видов животных, и также привел к введению запрета на рыбную ловлю

Извержение вулкана Мон-Пеле

Восьмого мая 1902-го года произошло одно из наиболее разрушительных извержений вулкана в истории человечества. Это происшествие привело к появлению новой классификации вулканических извержений, и поменяли отношение многих ученых к вулканологии.

Вулкан пробудился еще в апреле 1902-го года, и в течение месяца внутри скапливались раскаленные пары и газы, а также лава. Спустя месяц у подножия вулкана вырвалось огромное облако сероватого цвета. Особенностью данного извержения является то, что лава выходила не из вершины, а из побочных кратеров, которые располагались на склонах. В результате мощного взрыва был полностью уничтожен один из главных портов острова Мартиника, город Сент-Пьер. Катастрофа унесла жизни тридцати тысяч человек.

Тропический циклон Наргис

Эта катастрофа развивалась следующим образом:

  • Циклон Наргис образовался 27-го апреля 2008-го года, в Бенгальском заливе, и изначально двигался к побережью Индии, в северо-западном направлении;
  • 28 апреля он перестает двигаться, однако скорость движения ветра в спиральных завихрениях начала значительно увеличиваться. Из-за этого циклон начали классифицировать как ураган;
  • 29 апреля, скорость ветра достигла 160-ти километров в час, а циклон возобновил движение, но уже в северо-восточном направлении;
  • 1 мая направление движения ветра изменилось на восточное, и при этом ветер постоянно усиливался;
  • 2 мая скорость ветра достигла 215 километров в час, а в полдень достигает побережья Мьянманской провинции Иравади.

По данным ООН в результате буйства стихии пострадало 1,5 миллиона человек, из которых 90 тысяч погибло, а 56 тысяч пропало без вести. Кроме того, серьезно пострадал крупный город Янгон, а многие населенные пункты были полностью уничтожены. Часть страны, осталась без телефонной связи, интернета и электричества. Улицы были завалены мусором, обломками строений и деревьев.

Для устранения последствий этой катастрофы понадобились объединенные силы многих стран мира и таких международных организаций как ООН, ЕС, ЮНЕСКО.

Что с фильмами-катастрофами сегодня все плохо. Но посмотреть-то на рушащиеся чудеса техники и выживающих героев хочется! Мы вспомнили 10 фильмов-катастроф, в основе которых лежат реальные события, а не слабая фантазия сценаристов. Поехали!

10. «И грянул шторм» (2016 год)

Режиссер: Крэйг Гиллеспи.

В ролях: Крис Пайн, Кейси Аффлек, Бен Фостер.

1952 год, США. У побережья терпит крушение нефтяной танкер «Пендлтон». На помощь членам экипажа успевает только местная береговая охрана. Проблема в том, что у нее в распоряжении лишь легкие суденышки, которые могут не выдержать разыгравшегося шторма.


Фильм неплохой, но авторы переборщили с пафосом и серьезностью. Порой даже не веришь, что все снято по реальной истории - настолько надуманными кажутся показанные в ленте герои. Впрочем, в том, что сценаристы решили «подкрутить» характеристики персонажей, выставив на максимум перк «героизм», нет ничего удивительного.

9. «Идеальный шторм» (2000 год)

Режиссер: Вольфганг Петерсен.

В ролях: Джордж Клуни, Марк Уолберг, Джон Си Райли.

В 1991 году атлантическое побережье США накрыл так называемый «идеальный» или Хэллоуинский шторм. Стихия погубила рыболовное судно Andrea Gail. Моряки вышли на промысел, стремясь компенсировать предыдущий неудачный улов. Из плавания никто так и не вернулся.

Согласно сообщениям капитана Andrea Gail, незадолго до того, как корабль перестал выходить на связь, высота волн превышала девять метров. Есть утверждения, что моряков погубила 30-метровая волна, хотя это считается маловероятным. Но для фильма - то что надо.

К картине есть только одна претензия. «Идеальный шторм» слишком многое додумывает, удачно эксплуатируя тот факт, что достоверных сведений о том, что происходило с Andrea Gail, нет.

8. «Глубоководный горизонт» (2016 год)

Режиссер: Питер Берг.

В ролях: Марк Уолберг, Курт Рассел, Дуглас М. Гриффин.

Кажется, что взрыв на нефтяной платформе в Мексиканском заливе произошел совсем недавно. Но нет - прошло уже семь лет. Отголоски события до сих пор звучат громко, а экологи не перестают бить тревогу. Уж очень много бед натворило гигантское нефтяное пятно.

Фильм, которому досталось название от нефтяной платформы, повествует о работниках станции, оказавшихся лицом к лицу с огнем. Отрезанные от мира водными просторами, бравые мужики решают проблемы как могут - по-своему, по-простому, но действенно.


В результате аварии погибли 13 человек. Единственным виновником огненного кошмара создатели фильма видят британского нефтегазового гиганта BP. От последствий скандала эта компания до сих пор не может оправиться.

7. «Землетрясение» (2010 год)

Режиссер: Фэн Сяоган.

В ролях: Сюй Фань, Чжан Цзинчу, Ян Лисинь.

Главное - не перепутать этот фильм с одноименной поделкой Сарика Андреасяна. Лучше всего ориентироваться на год выпуска: китайская лента вышла в 2010 году, а российская - в 2016-м.

В основу фильма легло Таншаньское землетрясение 1976 года. Длилось оно меньше секунды, но по количеству жертв и масштабам разрушений стало вторым в письменной истории человечества. В результате стихии погибли от 240 до 655 тысяч человек, разрушенными остались около 5 миллионов домов.


Фильм Фэна Сяогана не пытается объять необъятное и показать все ужасы, которые принесло землетрясение. Вместо этого он концентрируется на истории одной семьи, которая физически пережила страшную трагедию, но психологически не может с ней справиться даже спустя десятилетия.

6. «Невозможное» (2012 год)

Режиссер: Хуан Антонио Байона.

В ролях: Наоми Уоттс, Юэн МакГрегор, Том Холланд.

Еще один фильм о жизни семьи сквозь призму природного бедствия. Обрушившееся на Таиланд цунами застает врасплох приехавшего на отдых героя Юэна МакГрегора с домочадцами. Стихия всех разметает, но в конце концов семейство воссоединится.

Трагедия произошла в самом конце 2004 года. Из-за подводного землетрясения в Индийском океане поднялось гигантское цунами высотой более 15 метров. В результате погибло около 300 тысяч человек.


На этот раз реальным является не только фон в виде цунами, но и история семьи. В качестве прообраза для фильма взяли историю испанского семейства, которому посчастливилось пережить цунами.

5. «К-19» (2002 год)

Режиссер: Кэтрин Бигелоу.

В ролях: Харрисон Форд, Лиам Нисон, Питер Сарсгаард.

Говорят, советскую атомную подлодку К-19 моряки из-за частых аварий называли «Хиросимой». Об одной из таких аварий, которую вполне можно вписать в ряды техногенных катастроф, и рассказывает фильм Кэтрин Бигелоу.

Во время одного из походов подлодки в 1961 году была повреждена система охлаждения реактора, в результате чего начало резко расти гамма-излучение. Несмотря на усилия экипажа, в течение нескольких часов судно вместе с командой было полностью загрязнено радиацией. В скором времени из-за лучевой болезни скончались восемь членов экипажа.


Участники события в целом негативно отреагировали на выход «К-19». По словам выживших, слишком многое в фильме выдумано, начиная от технических моментов и заканчивая взаимоотношениями между подводниками. Не было ни бунта, ни желания сдаться американцам. Что ж, кино на то и кино, даже если основано на реальности - главное, что его интересно смотреть.

4. «Выжить» (1992 год)

Режиссер: Фрэнк Маршалл.

В ролях: Итан Хоук, Винсент Спано, Джош Хэмилтон.

13 октября 1972 года авиалайнер уругвайских ВВС выполнял чартерный рейс FAU 571 по маршруту Монтевидео - Мендоса - Сантьяго. На борту самолета находились 40 человек - команда по регби Old Cristians, родственники спортсменов и вспомогательный персонал. Недалеко от пункта назначения судно попало в циклон, врезалось в гору и рухнуло. 12 человек погибли сразу, а остальным пришлось сражаться за жизнь с холодом и голодом. Больше двух месяцев ребята ждали помощи. Выжить удалось благодаря поеданию трупов товарищей.

Благодаря сильной истории сильным получился и фильм. Но «Выжить» - как раз тот случай, когда на первом месте стоят не визуальные эффекты, а психология. Как бы ты поступил на месте этих несчастных? Осудить, простить или понять? Экшена тоже достаточно. Лента даже номинировалась на премию MTV за эпизод с крушением самолета.


Некоторые сцены фильма сегодня смотрятся чересчур наивно - сказывается приличный возраст ленты. И все же мы советуем посмотреть это кино, ведь оно наверняка побудит вас подробнее узнать о том, что же происходило с потерпевшими крушение в Андах осенью 1972 года.

3. «Чудо на Гудзоне» (2016 год)

Режиссер: Клинт Иствуд.

В ролях: Том Хэнкс, Аарон Экхарт.

Экранизация реальной истории, случившейся 15 января 2009 года с самолетом Airbus A320, совершавшим рейс из Нью-Йорка. Один из двух фильмов нашего рейтинга, в котором есть катастрофа, но нет смертей. Да, кино вышло пресноватым, но прекрасно смотрится как тщательная реконструкция событий.

Самолет только успел оторваться от взлетно-посадочной полосы аэропорта Нью-Йорка, как через полторы минуты столкнулся со стаей птиц. Экипажу пришлось принимать несколько судьбоносных для десятков пассажиров решений. В итоге огромная махина плюхнулась на реку Гудзон. После этого пилота Чесли Салленбергера затаскали по судам, но в итоге все обошлось.


Клинт Иствуд отстраненно фиксирует все произошедшее, особо не пытаясь вызвать эмоциональный отклик у зрителя. Зато как всегда постарался исполнитель главной роли Том Хэнкс.

Экологические катастрофы имеют свою специфику - во время них может не погибнуть ни одного человека, но при этом будет нанесён очень значительный урон окружающей среде. В наше время виновником экологических катастроф является в основном человек. Рост промышленного и сельскохозяйственного производства приносит не только материальные блага, но и медленно убивает нашу среду обитания. Поэтому в людской памяти надолго запечатлеваются самые большие экологические катастрофы в мире.

1. Утечка нефтепродуктов из танкера «Престиж»

Плававший под багамским флагом однокорпусный танкер «Престиж» был построен на японской верфи Hitachi для перевозки сырой нефти и спущен на воду в 1976 году. В ноябре 2002 года проходя через Бискайский залив, танкер попал возле берегов Галисии в сильный шторм, в результате чего получил трещину длиной 35 м, из которой стало вытекать около тысячи тонн мазута в сутки.
Испанские береговые службы отказали грязному судну заходить в ближайший порт, поэтому его попытались отбуксировать в Португалию, но и там был получен аналогичный отказ. В конце концов, неприкаянный танкер отбуксировали в Атлантику. 19 ноября он затонул окончательно, расколовшись на две части, которые погрузились на дно на глубину порядка 3700 м. Поскольку устранить поломку и откачать нефтепродукты было невозможно, то в океан попало свыше 70 000 кубометров нефти. На поверхности вдоль береговой линии образовалось пятно длиной более тысячи километров, это нанесло местной фауне и флоре колоссальный ущерб.
Для Европы это стал самый катастрофический разлив нефти за всю историю. Ущерб от него оценили в 4 млрд евро, над ликвидацией его последствий трудились 300 000 волонтёров.

2. Крушение танкера «Эксон Валдез»

23 марта 1989 года из терминала в аляскинском порту Валдиз отплыл полностью загруженный нефтью танкер «Эксон Валдез», который направлялся в калифорнийский порт Лонг-Бич. Выведя судно из Валдиза, лоцман передал управление танкером капитану Джозефу Джефри, а тот уже к тому времени был «навеселе». В море были айсберги, поэтому капитан вынужден был отклониться от курса, оповестив об этом береговую охрану. Получив разрешение от последней, он поменял курс, а в 23 часа покинул рубку, оставив управление судном на третьего помощника и матроса, которые перед этим уже отстояли свои вахты и нуждались в 6-часовом отдыхе. Фактически танкером управлял автопилот, руководствовавшийся навигационной системой.
Перед уходом капитан проинструктировал помощника, что через две минуты после прохождения траверза острова нужно изменить курс. Помощник передал этот приказ матросу, но либо он сам запоздал, либо запоздало его исполнение, но в половине первого ночи 24 марта танкер врезался в Блайт-риф. В океан в результате катастрофы вылилось 40 000 кубометров нефти, а экологи считают, что значительно больше. Загрязнению подверглись 2400 км береговой линии, что сделало эту аварию одной из самых значительных экологических катастроф в мире.


Под опасными природными явлениями подразумеваются экстремальные климатические либо метеорологические явления, происходящие естественным путём в той ил...

3. Чернобыльская катастрофа

Всем людям, родившимся в СССР, печально известна катастрофа на Чернобыльской АЭС. Её последствия действуют и ныне, и ещё много лет будут напоминать о себе. 26 апреля 1986 года на 4-м энергоблоке ЧАЭС произошёл взрыв, полностью разрушивший реактор, а в окружающую среду было выброшены тонны радиоактивных материалов. В момент самой трагедии погиб 31 человек, но это только верхушка айсберга - подсчитать количество жертв и пострадавших от этой аварии просто невозможно.
Официально считаются погибшими от аварии порядка 200 человек, непосредственно принимавших участие в её ликвидации, всех их унесла лучевая болезнь. Громадный урон понесла природа всей Восточной Европы. Десятки тонн радиоактивных урана, плутония, стронция и цезия были распылены в атмосфере и стали медленно оседать на землю, разносимые ветром. Свою долю в трагичность разворачивающихся событий вокруг ЧАЭС внесло стремление властей не предавать широкой огласке произошедшее, чтобы среди населения не началась паника. Поэтому многие тысячи жителей городов и деревень, не попавших в отчуждаемую 30-километровую зону, беспечно остались на своих местах.
В последующие годы среди них наблюдался всплеск онкологических заболеваний, матери рождали тысячи уродцев, и это наблюдается до сих пор. Всего из-за распространения радиоактивного загрязнения местности властям пришлось эвакуировать свыше 115 000 человек, проживавших внутри 30-километровой зоны вокруг АЭС. В ликвидации этой аварии и её затяжных последствий приняли участие более 600 000 человек, были потрачены колоссальные средства. Территория, непосредственно примыкающая к ЧАЭС, до сих пор является запретной зоной, поскольку непригодна для проживания.


На протяжении истории человечества сильнейшие землетрясения не раз наносили людям колоссальный урон и были причиной огромного числа жертв среди населе...

4. Авария на АЭС Фукусима-1

Но самая крупная экологическая катастрофа на памяти человека случилась 11 марта 2011 года. Началось всё с сильнейшего землетрясения и мощного цунами, они-то и вывели из строя резервные дизельные генераторы и систему электропитания атомной станции. Это привело к дисфункции системы охлаждения реакторов, расплавления активной зоны в трёх энергоблоках станции. В процессе аварии выделился водород, который взорвался, разрушив внешнюю оболочку реактора, но сам реактор при этом уцелел.
Из-за утечки радиоактивных веществ быстро начал расти уровень радиации, ведь разгерметизация оболочек тепловыделяющих элементов вызвала утечку радиоактивного цезия. В 30 километрах от станции в океане взяли 23 марта пробы воды, которые показали превышение норм по иоду-131 и цезию-137, но радиоактивность воды всё возрастала и к 31 марта превысила нормальный уровень почти в 4400 раз, ведь и после аварии заражённая радиацией вода продолжала просачиваться в океан. Понятно, что спустя некоторое время в местных водах стали попадаться животные с диковинными генетическими и физиологическими изменениями.
Распространению радиации поспособствовали и сами рыбы, и другие морские животные. Из зараженного радиацией района пришлось отселить много тысяч местных жителей. Год спустя на побережье близ АЭС радиация превышала норму в 100 раз, поэтому работы по дезактивации будут здесь вестись ещё долго.

5. Бхопальская катастрофа

Катастрофа в индийском Бхопале оказалась поистине страшной не только потому, что она нанесла огромный урон природе штата, но и потому, что унесла жизни 18 000 жителей. Дочерняя фирма от Union Carbide Corporation строила в Бхопале химический завод, который по первоначальному проекту должен был производить пестициды, использующиеся в сельском хозяйстве.
Но чтобы завод стал конкурентоспособным, технологию производства решено было изменить в сторону более опасной и сложной, для которой не требовалось бы более дорогое импортное сырьё. Но ряд неурожаев привёл к тому, что спрос на продукцию завода снизился, поэтому владельцы решили его продать летом 1984 года. Финансирование работающего предприятия было свёрнуто, оборудование постепенно изнашивалось и перестало соответствовать нормам безопасности. В конце концов, в одном из реакторов перегрелся жидкий метилизоцианат, произошёл резкий выброс его паров, которыми был разорван аварийный клапан. В атмосферу за считаные секунды попали 42 тонны ядовитых паров, которые образовали над заводом и окружающей местностью смертоносное облако диаметром 4 километра.
В зону поражения попали жилые районы и железнодорожный вокзал. Власти не успели вовремя проинформировать население об опасности, да и медперсонала критически не хватало, поэтому в первый же день, надышавшись ядовитым газом, умерло 5000 человек. Но ещё на протяжении ряда лет после этого отравленные люди продолжали умирать, а общее число жертв той аварии оценивается в 30 000 человек.


Смерчем (в Америке это явление называют торнадо) называется довольно устойчивый атмосферный вихрь, чаще всего возникающий в грозовых облаках. Он визуа...

6. Катастрофа на химическом предприятии Sandoz

Одна из самых страшных экологических катастроф, нанёсшая невероятный ущерб природе, произошла 1 ноября 1986 года в благополучной Швейцарии. Завод химического и фармацевтического гиганта Sandoz, построенный на берегу Рейна возле Базеля, производил разнообразные химикаты, применявшиеся в сельском хозяйстве. Когда на заводе вспыхнул сильный пожар, то в Рейн попали порядка 30 т пестицидов и соединений ртути. Вода в Рейне приобрела зловещий красный цвет.
Власти запретили жившим на его берегах жителям покидать свои жилища. Ниже по течению, в некоторых немецких городах пришлось перекрыть централизованную подачу воды, а жителям питьевую воду привозили в цистернах. В реке погибла практически вся рыба и другая живность, некоторые виды были безвозвратно утрачены. Позднее была принята программа до 2020 года, целью которой было сделать воды Рейна пригодными для купания.

7. Исчезновения Аральского моря

Ещё в середине прошлого века Арал был четвёртым по площади озером мира. Но активный забор воды из Сырдарьи и Амударьи на полив хлопка и других культур привёл к тому, что Аральское море начало быстро мелеть, разделилось на 2 части, одна из которых уже полностью пересохла, а вторая последует её примеру в ближайшие годы.
Учёные подсчитали, что с 1960 по 2007 год Аральское море лишилось 1000 кубических километров воды, что привело к его сокращению более чем в 10 раз. Раньше в Арале обитали 178 видов позвоночных, а теперь их насчитывается лишь 38.
Десятилетиями в Арал сбрасывались и оседали на дне отходы сельского хозяйства. Теперь они превратились в ядовитый песок, который ветер разносит на полсотни километров вокруг, загрязняя окрестности и уничтожая растительность. Остров Возрождения давно уже превратился в часть материка, а ведь когда-то на нём находился полигон испытания бактериологического оружия. Там есть захоронения с такими смертельно опасными болезнями, как тиф, чума, оспа, сибирская язва. Некоторые возбудители живы и сейчас, поэтому могут благодаря грызунам распространиться в обитаемые зоны.


Изредка в океане возникают волны цунами. Они очень коварны - в открытом океане совсем незаметны, но стоит им приблизиться к береговому шельфу, г...

8. Авария на химзаводе в Фликсборо

В британском городе Фликсборо находился завод «Нипро», который производил аммиачную селитру, а на его территории хранились 4000 т капролактама, 3000 т циклогексанона, 2500 т фенола, 2000 т циклогексана и ещё много других химпрепаратов. Но различные технологические ёмкости и шаровые резервуары имели недостаточную заполненность, из-за чего возрастала опасность взрыва. Кроме того, под высоким давлением и при высокой температуре в заводских реакторах находились различные легковоспламеняемые материалы.
Администрация стремилась повысить производительность завода, но это снижало эффективность средств пожаротушения. Инженеров компании часто заставляли закрывать глаза на отступления от технологического регламента, пренебрегать нормами безопасности - картина знакомая. Наконец, 1 июня 1974 года завод содрогнулся от мощного взрыва. Мгновенно производственные помещения были объяты пламенем, а ударная волна от взрыва пронеслась по окружающим населённым пунктам, разбивая вдребезги окна, срывая с домов крыши и калеча людей. Тогда погибло 55 человек. Мощность взрыва оценили в 45 т в тротиловом эквиваленте. Но хуже всего, что взрыв сопровождался возникновением большого облака токсичных паров, из-за чего властям пришлось срочно эвакуировать жителей некоторых соседних населённых пунктов.
Ущерб от этой техногенной катастрофы оценили в 36 млн фунтов - это было самое дорогое для британской промышленности чрезвычайное происшествие.

9. Пожар на нефтяной платформе Piper Alpha

В июле 1988 года на платформе Piper Alpha, использовавшейся для добычи нефти и газа, произошла большая катастрофа. Её последствия усугубили нерешительные и непродуманные действия персонала, из-за которых из 226 человек, работавших на платформе, погибли 167. Ещё некоторое время после аварии по трубам продолжали поступать нефтепродукты, поэтому пожар не затухал, а ещё больше разгорался. Эта катастрофа закончилась не только человеческими жертвами, но и большим ущербом окружающей среде.


За стоимостью товаров и услуг в самых разных населённых пунктах России пристально следят Росстат и различные рейтинговые агентства. Все они дружно под...

10. Взрыв нефтяной платформы в Мексиканском заливе

20 апреля 2010 года на нефтедобывающей платформе Deep Water Horizon, принадлежащей компании British Petroleum, и расположенной в акватории Мексиканского залива, произошёл взрыв, из-за чего продолжительное время из неконтролируемой скважины в море выбрасывались огромные количества нефти. Сама платформа погрузилась в воды Мексиканского залива.
Специалисты лишь примерно смогли оценить объём вылившейся нефти, но ясно одно - эта катастрофа стала одной из самых страшных для биосферы не только побережья Мексиканского залива, но и вод Атлантического океана. Нефть выливалась в воду на протяжении 152 дней, 75 000 кв. км вод залива были покрыты толстой нефтяной плёнкой. От загрязнения пострадали все штаты, чьё побережье выходит к Мексиканскому заливу (Луизиана, Флорида, Миссисипи), но больше всех досталось Алабаме.
Под угрозой исчезновения оказались около 400 видов редких животных, на залитых нефтью берегах гибли тысячи морских птиц и земноводных. Управление особо охраняемых ресурсов сообщило, что после разлива нефти имела место вспышка смертности среди китообразных в заливе.