Панорама Таллинская ратуша. Виртуальный тур Таллинская ратуша

Таллинская ратуша - здание городского управления средневекового Ревеля (c 1919 года Таллин), расположена на Ратушной площади в центре Старого города, наиболее сохранившееся здание средневековой ратуши в Северной Европе. В 2004 году таллинской ратуше исполнилось 600 лет.

Таллинская ратуша - единственная сохранившаяся в Северной Европе ратуша в готическом стиле. В письменных источниках Ревельская ратуша упомянута впервые в 1322 году. В то время это было одноэтажное строение из известняка. В конце XIV века, когда торговое значение Реваля в Ганзейском союзе возросло, ратушу стали расширять. XV стал временем наибольшего культурного и торгового расцвета Реваля. При перестройке ратуши в 1402-1404 годах её расширили на аркаду, на втором этаже построили торжественные залы, и здание приобрело представительную башню. В таком виде ратуша соответствовала требованиям богатого ганзейского города и через столетия донесла до нас умение тогдашних местных каменотёсов и тонкий вкус прибывших с чужбины мастеров. В 1530 году на башне ратуши установили флюгер, который горожане стали называть Старым Томасом. Городской страж Тоомас сторожит город уже почти 500 лет. Прекрасным образцом высокого уровня кованых изделий ревельских мастеров являются водосливы в виде голов драконов. Они выполнены в 1627 году местным медных дел мастером Дэниэлем Пёппелем.

Интерьеры

Подвальный зал и торговый зал

Подвальный зал ратуши использовался в качестве винного погреба (veinikelder). Магистрат желал, чтобы продажа вина проходила под его строгим контролем и, в первую очередь, в винном погребе. Акциз на вино давал большой доход городской казне. В Средние века вино считалось ценным напитком, употреблявшимся только во время больших праздников или для церковных нужд. В подвальном зале находятся самые старые окна ратуши - эти архаичные окна можно узнать по ступенчатым подоконникам. В одном конце помещения сохранилось старинное каминное устье. Помещение, находящееся над подвальным залом, торговый зал в старых учётных книгах также называли винным погребом, хотя его, очевидно, использовали и как место для складирования и представления более ценных товаров. Самые роскошные помещения находятся на главном этаже ратуши. Это бюргерский зал, или вестибюль, и самое важное помещение ратуши - зал магистрата.

Бюргерский зал

Бюргерский зал, или вестибюль (эст. vorhus), служил в Средние века помещением для торжественных приёмов и праздников горожан. Здесь выступали также прибывшие в город странствующие музыканты и актёры. Бюргерский зал характеризуется обилием света. Пилоны, несущие готический сводчатый зал, украшает богатый красками ёлочный узор. Оригинальная роспись пилонов видна на двух сторонах колонны со стороны главной лестницы. В зале внимание привлекают великолепные городские гербы и располагающаяся над дверью, ведущей в зал магистрата, надпись напоминанием: От лета господня 1651. Ратман, кто бы ты ни был, входя в сей дом для исполнения твоего долга, оставь за порогом все…

Таллинская городская ратуша – одно из самых старых и в то же время самых популярных достопримечательностей, которые находятся в Старом городе столицы Эстонии. Много сотен лет назад данное здание было главным административным центром. Попасть внутрь ратуши могли только избранные личности, связанные с политической деятельностью, которые были уполномоченными решать различные городские проблемы. На сегодняшний день, это сооружение также используется местными властями, но только одна его часть, вторую же часть выделили под музей. В 2014 году Таллинская городская ратуша праздновала свое 610-летие.

Все жители страны, а в частности столицы, очень гордятся этим сооружением, так как это единственное здание во всей северной части Европы, которое сохранилось с древних времен практически не измененным.

Первые документы, указывающие на существование ратуши, датированы 1322 годом, на тот момент это было весьма обычное одноэтажное строение, возведенное из известняка. Спустя несколько десятилетий Таллин (на тот момент город носил название Ревель) стал достаточно сильным торговым городом. Из-за нарастающей мощности городские власти почувствовали необходимость расширить здание.

Первая реконструкция ратуши была запланирована на 1402-1404 годы. Тогда же появились очень красивые и огромные залы, в которых проводились различные торжественные мероприятия и банкеты. Спустя еще 80 лет было принято решение о возведении достаточно высокой на то время башни высотой в 64 метра. В 1530 году на шпиль данной башни поставили флюгер в виде стражника, он и по сегодняшний день является наиболее узнаваемым символом столицы Эстонии. Через каждые несколько лет на сооружение устанавливали все новые украшения.

В 1627 году известный на то время ревельский кузнец по имени Дэниэль Пёппель соорудил красивые водосливы из металла в форме голов драконов. Стоит отметить, что такие элементы декора являлись достаточно типичными во времена средневековья.


Спустя несколько десятилетий местные власти выделили денежные средства на реконструкцию башни. Именно тогда, в конце XVII века, на башню ратуши установили новый шпиль, который был олицетворением позднего ренессанса. Тогда же и был изменен вход в здание, теперь он располагается на фронтальной стороне ровно по центру.

Когда была Вторая мировая война, часть башни была частично разрушена, когда проводилась бомбардировка фашистских захватчиков и освобождалась столица Эстонии. Однако в таком состоянии городская ратуша находилась не долгий период времени, практически сразу же после завершения военных действий, башню реконструировали.

Что посмотреть в Таллинской ратуше

Данное архитектурное сооружение имеет несколько огромных залов, что примечательно, все они находятся в свободном доступе для туристов. Они закрыты только в том случае, если здесь проходят различные официальные мероприятия. Узнать есть ли какой-либо официальный прием можно только на месте.

Как и много лет назад, самым красивым и главным зданием ратуши является Зал магистра. В средневековье именно здесь заседало все городское управление. В современном Таллине этот зал является своеобразной выставкой средневекового искусства. В большей мере здесь находятся произведения, которые, так или иначе, связываются с правосудием. Стоит отметить, что здесь находятся картины достаточно известного художника Иоганна Акена, который писал свои произведения в XVII столетии.


Если государственные чиновники средневековья принимали иностранных послов и хотели принять их со всем размахом, то такие мероприятия проводились в Бюргерском зале. Для иностранных гостей устраивали концерты и представления от различных странствующих музыкантов и актеров.


В средневековье Подвальный и Торговый зал использовались просто для хранения вина. В нынешнее время эти залы переделали в достаточно большой музей, который может посетить каждый желающий.


Также в этом сооружении было казначейство и личная кухня. Стоит отметить, что кухня осталась практически не тронутой и в ней сохранилось почти все так, как было более 300 лет назад. Казначейство со временем трансформировалось в кабинет мера Таллина.

Среди музейных ценностей в первую очередь стоит отметить детский портрет шведской королевы Кристины, данное произведение искусства является основной гордостью музея в городской ратуше.

При желании, каждый турист имеет право подняться на башню сооружения и полюбоваться достаточно красивым видом окрестностей. С данной башни человек может увидеть Ратушную площадь и близлежащие архитектурные сооружения. Стоит обратить особое внимание на столбы, которые окружают сооружение. Много лет назад столб, в который вмонтированы цепи, использовался в качестве «позорного». К нему приковывали людей, которые совершили различные преступления, чтобы они не могли двигаться. Преступников, таким образом, выставляли на всеобщее обозрение.

Адрес на карте

В самом центре города находится ратушная площадь, на которой сохранилось достаточно большое количество средневековых архитектурных памяток. В центре данной площади и находится таллинская городская ратуша. Данное здание находится по адресу:

  • Raekoja plats 1

Как добраться

Чтобы попасть в ратушу человеку сначала нужно найти Старый город. Стоит отметить, что по нему общественный транспорт не ходит, поэтому нужно выходить на ближайших остановках: Viru, Vabaduse väljak, Linnahall. Дальше нужно пройтись пешком до самого центра Старого города, там и можно увидеть таллинскую городскую ратушу.

Время работы

С 26 июня по 31 августа ратуша работает по будним дням и в субботу, в воскресенье закрыто. Посетить ее можно с 10 утра до 4 часов вечера.

С октября по январь открыто только по предварительному заказу.

Ратуша

  • Понедельник-Суббота: с 10:00 до 16:00
  • Воскресенье: закрыто

В остальное время года только по предварительной записи

Ратушная башня

  • Понедельник-Воскресенье: с 11:00 до 18:00

Зимой башня закрыта.

Стоимость билетов

Стоимость посещения ратуши составляет 5€ для взрослых и 2€ для студентов и школьников. Можно приобрести и семейный билет за 10€. Отдельно можно посетить башню ратуши. Стоимость билетов в ратушную башню для взрослых составит 3€, для детей до 16 лет — 1€, семейный билет — 6€. С Tallinn Card посетить городскую Ратушу и башню можно бесплатно.

Обратите внимание! К оплате в Таллинской Ратуше принимаются только наличные деньги!

Официальный сайт

Практически любой современный объект имеет свой сайт, то же касается и данного сооружения, каждый желающий может посетить сайт

  • raekoda.tallinn.ee

и узнать всю самую свежую и актуальную информацию о Таллинской ратуше.

1. Рыночная площадь.

Чем центр средневекового города отличался от современного города?

Центром средневекового города, как и современного, была площадь. Только в случае средневекового города на площади протекала вся жизнь города: там проводились торги, люди обменивались новостями, наказывали преступников, на площади проходили театральные выступления и представления.

В отличие от современного города в средневековом городе не было водопровода и канализации.

2. Ратуша.

1. Какие предметы и документы хранились в ратуше? Какое значение они имели для города?

В ратуше хранились городское знамя, ключи от городских ворот, городская печать. Там же, в прочных сундуках за многими замками, сберегали казну и архив. Архивные документы охранялись особенно тщательно, так как содержали грамоты, в которых были записаны права, вольности и привилегии города.

2. Какой из трёх перечисленных способов формирования городского правительства представляется вам более демократичным? Какие группы городского населения в любом случае не допускались к городскому управлению?

Наиболее демократичным способом формирования городского совета было избрание его членов на узком собрании «уважаемых» горожан.

В любом случае к городскому управлению не допускались бедняки и даже многие состоятельные ремесленники.

3. Городской собор.

Почему горожане тратили столько средств, сил и времени на возведение соборов?

Горожане тратили столько средств, сил и времени на возведение соборов для того, чтобы показать величие, красоту и богатство своего города, чтобы гордиться им. Кроме того, соборы строились в честь святых, которые должны были помогать городу и охранять им.

4. Романские и готические соборы.

1. Как вы думаете, почему романские храмы напоминали крепости? Почему они названы романскими? Чем они напоминают архитектурные памятники Древнего Рима?

Потому что период, когда строились соборы – 9 – 12 век – был периодом междоусобных войн и постоянных нападений соседних племен (норманнов, венгров и т.д.), поэтому они имели толстые стены, чтобы в случае нападения жители города могли укрыться за ними.

Романскими эти соборы называются, потому что зодчие, которые их строили, использовали приемы древнеримских строителей. Архитектуру Древнего Рима данные соборы напоминали использованием колонн, арок и сводов.

2. Какое настроение создавала у верующих архитектура готического собора?

Архитектура готического собора создавала впечатление легкости и невесомости, как-будто собор тянется ввысь.

Вопросы в конце параграфа.

1. Представьте себе, что вы путешественник, прибывший в средневековый город. Опишите, что вы увидели в городе. Что показалось вам необычным?

Внешний вид средневековых городов был отличен от современных. Город окружали высокими стенами с башнями и глубокими рвами, наполненными водой для защиты от нападений, городские ворота запирались на ночь. Стены, окружавшие город, ограничивали его территорию; по мере притока населения из деревень и увеличения числа жителей она не вмещала всех живущих, и ее приходилось расширять, сооружая новые стены. Так возникали предместья, в которых селились преимущественно ремесленники.

Из-за ограниченности городской территории улицы были очень узки. Дома строились в несколько этажей, причем каждый верхний этаж нависал над нижним, так что на улице всегда был полумрак. Архитектура домов была несложной и однообразной, основными строительными материалами служили дерево, камень и солома. Исключение составляли дома феодалов и богатых купцов. Резко выделялись два здания на городской площади - кафедральный собор и ратуша. Это был центр города и одновременно рыночная площадь. Улицы населялись ремесленниками одной специальности. Окна каждой мастерской обычно выходили на улицу: днем ставни открывались, верхняя превращалась в навес, а нижняя становилась прилавком. Кроме того, через открытое окно можно было видеть, как изготавливаются изделия. Уличного освещения долгое время не существовало. Тротуаров тоже не было, улицы были немощеными, поэтому летом в жару было очень пыльно, а весной и осенью - грязно. Отбросы выбрасывали прямо на улицы. Пройти и проехать по улице средневекового города можно было с трудом, лужи бывали столь глубокими, что через них нельзя было даже проехать на лошади. Скученность населения, антисанитарное состояние, отсутствие больниц превращало город в рассадник всех болезней и эпидемий, от которых иногда умирало от 1/2 до 1/3 населения городов, особенно во время чумы, которую называли черной смертью. Города с их деревянными постройками и крышами, крытыми соломой, часто подвергались опустошительным пожарам, поэтому существовало правило с наступлением темноты гасить огни в домах.

2. С помощью дополнительных материалов подготовьте сообщение об одном из знаменитых средневековых соборов.

Шартрский собор – католический кафедральный собор, расположенный в городе Шартр префектуры департамента Эр и Луар. Находится в 90 км к юго-западу от Парижа и является одним из шедевров готической архитектуры. В 1979 году собор был внесён в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.

На месте современного Шартрского собора издавна стояли церкви. С 876 года в Шартре хранится Святая плащаница Девы Марии. Вместо первого кафедрального собора, сгоревшего в 1020 году, был возведён романский собор с огромной криптой. Он пережил пожар 1134 года, разрушивший практически весь город, но сильно пострадал во время пожара 10 июня 1194 года. От этого пожара, занявшегося от удара молнии, уцелели только башни с западным фасадом и крипта. Чудесное спасение от огня священной плащаницы было сочтено знамением свыше и послужило поводом для строительства нового, ещё более грандиозного, здания.

Возведение нового собора началось в том же 1194 году на пожертвования, стекавшиеся в Шартр со всей Франции. Городские жители добровольно доставляли камень из окрестных каменоломен. За основу был взят проект предыдущего сооружения, в который были вписаны сохранившиеся части старого здания. Основные работы, включавшие в себя строительство главного нефа, были завершены в 1220 году, освящение собора состоялось 24 октября 1260 года в присутствии короля Людовика IX и членов королевской семьи.

Шартрский собор сохранился с конца XIII века до наших дней практически нетронутым. Он избежал разрушений и ограбления, не реставрировался и не перестраивался.

Трёхнефное здание в плане представляет собой латинский крест с коротким трёхнефным трансептом. Восточная часть храма имеет несколько полукруглых радиальных часовен. На момент постройки своды Шартрского собора были высочайшими во Франции, что достигалось за счёт использования опирающихся на контрфорсы аркбутанов. Дополнительные аркбутаны, поддерживающие апсиду, появились в XIV веке. Шартрский собор был первым, в конструкции которого использовался этот архитектурный элемент, что придало ему совершенно невиданные ранее внешние очертания, позволило увеличить размеры оконных проёмов и высоту нефа (36 метров).

Особенностью внешнего вида собора являются две его сильно различающиеся башни. 105-метровый шпиль южной башни постройки 1140 года выполнен в форме незамысловатой романской пирамиды. Северная башня высотой 113 метров имеет основание, оставшееся от романского собора, а шпиль башни появился в начале XVI века и выполнен в стиле пламенеющей готики.

Шартрский собор имеет девять порталов, три из которых сохранились от старого романского собора. Северный портал датируется 1230 годом и содержит скульптуры ветхозаветных персонажей. Южный портал, созданный между 1224 и 1250 годами, использует сюжеты Нового Завета с центральной композицией, посвящённой Страшному Суду. Западный портал Христа и Девы Марии, более известный как Королевский, датируется 1150 годом и известен изображением Христа во Славе, созданном в XII веке.

Входы в северный и южный трансепты украшены скульптурами XIII века. Всего убранство собора насчитывает около 10 000 скульптурных изображений из камня и стекла.

На южной стороне собора расположены астрономические часы XVI века. До поломки часового механизма в 1793 году они показывали не только время, но и день недели, месяц, время восхода и заката Солнца, фазы Луны и текущий знак Зодиака.

Не менее примечателен интерьер собора. Просторный неф, не имеющий себе равных во всей Франции, устремляется к великолепной апсиде, расположенной в восточной части собора. Между аркадами и верхними рядами окон центрального нефа располагается трифорий, массивные колонны собора окружены четырьмя мощными пилястрами. Собор славится цветными витражами, общая площадь которых составляет около 2000 м2. Шартрская коллекция средневековых витражей является абсолютно уникальной: более 150 окон, наиболее древние из которых были созданы в XII веке. Помимо больших витражных роз на западном фасаде, южном и северном трансептах, наиболее известными являются витражное окно 1150 года «Богородица из красивого стекла» и композиция «Древо Иесеево».

Отличительной особенностью витражей Шартрского собора является чрезвычайная насыщенность и чистота красок, секрет получения которых был утерян. Для изображений характерна необыкновенная широта тематики: сцены из Ветхого и Нового заветов, сюжеты из жизни пророков, королей, рыцарей, ремесленников и даже крестьян.

Пол собора украшен древним лабиринтом 1205 года. Он символизирует путь верующего к Богу и до сих пор используется пилигримами для медитаций. Через этот лабиринт собора есть только один путь. Размер лабиринта практически совпадает с размером оконной розы западного фасада (но не повторяет его в точности, как многие ошибочно считают), а расстояние от западного входа до лабиринта в точности равно высоте расположения окна. Лабиринт насчитывает одиннадцать концентрических кругов, общая длина пути по лабиринту – приблизительно 260 метров. В его центре цветок с шестью лепестками, контуры которого напоминают розы собора.

Согласно псевдодокументальному фильму «Далёкая синяя высь», рисунки на полу Шартрского собора помогли математикам открыть «гравитационные тоннели».

В Шартрском соборе хорошо сохранились средневековые витражи, в том числе и окно-роза. Общая площадь остекления в соборе - 2044 кв.м. В витражах этого периода преобладают глубокие синий и красные цвета, а светлые оттенки встречаются редко.

Вопросы к дополнительному материалы.

Какое значение имела деятельность менял в средневековом обществе?

Благодаря деятельности менял развивалась торговля, так как это давало возможность покупать/продавать товары другого государства, что способствовало развитию обороту товаров.

1. Как вы думаете, в каком архитектурном стиле возводилась башня?

Я думаю, что в готическом стиле, для него характерна стремление ввысь.

2. Чем объяснить, что мастера допустили при строительстве столь серьёзные ошибки и к тому же не обращали внимания на предупреждения?

Возможно, что мастера растеряли знания по архитектуре и зодчеству, которые были известны во время римской империи.

Что такое ратуша? На ум приходит здание с остановившимися часами из фильма «Приключения Электроника» или здание с карильонами, под звуки которых почтальон объяснился в любви в фильме «Добро поржаловать».

Что говорят словари

Ратуша - это, по определению толковых словарей, средневековый городской купеческий орган самоуправления. Развился в XII—XIV веках в торговых городах Германии. Распространившись по Европе, ратуша принимает различные формы. В некоторых городах она совмещает судебную власть и мэрию.

Второе значение слова «ратуша» - это здание, в котором располагается городской совет. Являющееся главным административным зданием города, оно обыкновенно очень интересное с точки зрения архитектуры сооружение. В XIX веке значение ратуш возрождается, и строятся красивые современные мэрии.

Во Франции здание ратуши называется Отель-де-Виль, что в переводе «городской особняк». После революции 1789 года переименовывается в мэрию. Бельгия и Канада во франкоговорящих районах сохраняют то же название.

В Англии ее называют Таун-холл или Сити-холл. В Португалии - Paços do concelho, что значит «дворец округа». А в Италии совсем неромантично - Palazzo comunale, то есть «коммунальное здание».

Средневековая ратуша - это лицо города

Возникнув в Германии, ратуши быстро распространились по другим странам. Здание ратуши было главным в городе, и по его внешнему виду составляли мнение о богатстве торговли.

Сложился архитектурный тип здания: двухэтажный дом с залом заседания на втором этаже. Изредка попадались и трехэтажные здания. Обязательным элементом стала многоярусная башня с часами или колоколом. Интересно, что некоторые здания украшались карильонами - колокольчиками, на которых можно было воспроизвести мелодию.

Сейчас эти здания являются исторической ценностью. Баварский город Бамберг известен тем, что его старая ратуша, фото которой можно увидеть ниже, расположена на искусственном острове в русле реки Регниц.

Ратуша имела балкон или эркер для обращения к народу, а под ним - площадку. Таким образом доводили до сведения горожан важные решения городской власти.

Российская ратуша

Ратуша - это довольно старое слово, которое пришло в русский язык по благословению Петра I, основавшего первый орган самоуправления. Название пережило польское преобразование немецкого ратгауза (Rathaus) - «дома советов». На польском это звучит как «ратуш» (ratusz). Случилось это в начале 1699 года, а уже осенью новая административная единица была переименована в ратушу.

Выборы двенадцати бургомистров проходили нелегко, народ воспринял эту должность как новую повинность. Надежда Петра на прекращение воровства поступающих средств не оправдалась, и последовали нововведения.

По аналогии с ратушами в Германии ей была дана власть собирать налоги и решать купеческие дела, производя суд и решая споры. Этот орган самоуправления просуществовал до 1870 года, после чего его заменили городская дума и городская управа.

Современные ратуши разных стран

Здания административного значения строят при расширении делопроизводства. Пристраивают новое крыло или возводят новый корпус. Также обстоит дело и с ратушами в разных городах.

Английский город Бирмингем знаменит зданием Таун-Холла. Его ратуша - это подобие римского храма, выстроенное в 1834 году. Задумано здание было как место для политических дебатов и концертный зал с органом для проведения трехлетнего фестиваля. Средства на него собирали всенародно. Все политики Великобритании выступали в его стенах. Сейчас здесь проводятся различные мероприятия: турниры, выпускные балы, свадьбы и концерты. Нередки званые ужины и показы мод.

В Праге в начале двадцатого века было построено здание новой ратуши для финансовой части. Проект делал О. Полевка, известный архитектор. В нишах внешних стен и на крыше установлены скульптуры, у стен закругленные углы. Это здание очень красиво. Сейчас его используют как губернаторскую канцелярию и конференц-зал, где проходят различные фестивали.

Здания ратуш постепенно меняют свою направленность. Наряду с политическими и экономическими службами эти достопримечательности служат людям в их часы досуга. Существует список древних ратуш, зданий в готическом стиле и самых крупных городских холлов.

Все они интересны для путешественников. Когда вы будете в Европе, поинтересуйтесь, где находится местная ратуша. Это добавит немного истории в вашу поездку.

– это единственное в Северной Европе готическое здание городского самоуправления, дожившее до наших дней. Здание, которому уже более 600 лет, сейчас можно облазить от подвала до башни, куда ведет винтовая лестница с 115 ступеньками.

В 1530 году приехавший из Риги башенных дел мастер Керстен Пелсер установил на шпиле башни флюгер, который местные жители стали называть Старый Тоомас («Vana Toomas» )– выглядит он как усатый воин с флагом в руке. Тот флюгер находился на своем посту до 1944 года, пока в башню таллинской Ратуши не попала бомба — с тех пор оригинальный флюгер можно увидеть в ратушном зале Граждан , а на самой башне красуется его копия.

Вид на шпиль таллинской Ратуши и флюгер со смотровой площадки Kohtuotsa в Верхнем городе:

По легенде, каждую весну в средневековом Таллине на площади возле Больших Морских ворот устраивались состязания лучших лучников города. Самому меткому стрелку, сумевшему поразить мишень в виде деревянного попугая, вручался серебряный кубок. И вот однажды, когда почтенные рыцари выстроились в ряд и натянули свои луки, мишень вдруг упала, пронзенная чьей-то стрелой. Неизвестным стрелком оказался обычный таллинский юноша-бедняк по имени Тоомас.

Проказника отругали и заставили вернуть попугая на место, однако на этом санкции к Тоомасу и ограничились, а затем ему предложили стать городским стражником, что в те времена было огромной честью для бедняка. В последствии Тоомас полностью оправдал оказанное ему доверие, не раз проявляя героизм в сражениях Ливонской войны, а к старости отпустил себе пышные усы и стал как две капли воды похож на бравого воина, возвышавшегося в виде флюгера на башне таллинской Ратуши. С тех пор и повелось называть тот флюгер Старый Тоомас .

Кованые медные водосливы в виде драконьих голов появились на здании таллинской ратуши примерно на век позже установки Старого Тоомаса .


Подвал Ратуши использовался в качестве винного погреба – городской магистрат желал сохранить монополию на продажу алкоголя, ибо это приносило городской казне немалый доход: в Средние века вино в Северной Европе было довольно дорого и считалось напитком для больших праздников и церковных нужд.

На втором этаже таллинской Ратуши находятся ее самые роскошные помещения – залы Купеческий, Бюргерский и Магистрата. В Купеческом зале уважаемые таллинские купцы заключали свои сделки (вдоль стен до сих пор стоят их сундуки, а на стене висит огромная карта ганзейских торговых путей), Бюргерский зал служил в Средние века «общественной приемной» – здесь во время праздников принимали уважаемых и богатых горожан, а также устраивались выступления странствующих актеров и музыкантов. Двери Бюргерского зала были изготовлены на местной фабрике роялей – вот почему они своей черной лаковой поверхностью так похожи на крышку рояля. Стены зала украшают копии гобеленов со сценами из историй о царе Соломоне.

Зал Магистрата являлся главным помещением таллинской Ратуши: здесь вершило свою власть городское собрание, говоря современным языком – горсовет. Здесь же обсуждались и выносились судебные решения, ибо в Таллине магистрату принадлежала и судебная власть, это его качество подтверждает роспись с судебной тематикой на стенах зала и их красный цвет.

Кстати, с судебной функцией зала Магистрата связана одна городская легенда, подтверждением которой может служить деревянная резная фигурка, изображающая мужчину на четвереньках и женщину с пучком прутьев, сидящую на нем верхом. Изображенный там мужчина некогда был городским судьей, а в годы, когда суд над горожанами чинила инквизиция, обвиняемый не должен был знать, какой вид наказания или казни ему уготован – это объявлялось только на лобном месте непосредственно перед действом. Однако по легенде, болтливый судья рассказал о способе казни одного из преступников своей жене, а та немедленно разнесла новость по всему городу. Незадачливый судья поплатился за это жизнью, причем казни предшествовало позорное наказание: он должен был трижды обойти на четвереньках площадь Большого рынка с сидящей у себя на спине женой, пока та стегала его прутьями, после чего разговорчивому судье отрубили голову.

Кроме упомянутых залов есть в здании таллинской Ратуши еще и кухня – там готовили блюда для больших праздников и карнавалов. Длинный желоб выводил использованную кухней воду прямо на брусчатку площади под стенами Ратуши, свежую же воду повара получали из расположенного на рыночной площади колодца, также в большие бочки собирали дождевую воду, благо дожди в Таллине не редкость. В здании Ратуши можно ознакомиться с устройством средневековой канализации, которая вполне сохранилась до сих пор – при входе в башню можно увидеть туалет башенного сторожа.

Башня таллинской Ратуши

Самое же интересное в таллинской Ратуше, с моей точки зрения, это ее высокая доминирующая над всем старым Таллином башня, а точнее – виды с ее колокольной площадки, расположенной на высоте 34 метров.

Взобраться на башню Ратуши можно за три евро, однако нужно упомянуть, что лезть придется высоко и по весьма крутым ступенькам, так что если у вас проблемы с ногами или вы уже устали бродить по городу, трезво оценивайте свои возможности. Хотя виды сверху открываются просто сказочные:



Правда, площадка там довольно маленькая и вид лишь через узкие окошки-бойницы, но они ничем не зарешечены и вполне можно без помех полюбоваться видом Старого города и сделать отличные фотки на память. Некогда городские стражники использовали эту смотровую площадку для наблюдения не приближаются ли к городу вражеские войска или не разгорается где пожар (для скученных старых европейских городов пожары были настоящим бедствием).

Если городу грозила опасность, они били в набатный колокол, который был изготовлен таллинским пушечных дел мастером Хинриком Хартманном в 1586 году. Нижний край колокола украшает надпись: «Высокая слава Господу, Anno Domini 1586. Да хранит каждый свой огонь и пламя, чтобы защитить город от беды «. До недавнего времени в колокол таллинской Ратуши звонили каждый час, натягивая для этого веревку, число ударов соответствовало количеству часов. Сейчас же колокол с помощью электронной системы управляется часами, установленными на фасаде ратуши.