Костел святого симеона и елены. Бывший главный иезуитский костел ныне работает для студентов

Один из самых красивых храмов Минска - католическая церковь святых Симеона и Елены. Находится этот памятник религиозного зодчества в центре столицы, украшая ее своей архитектурой. Условием благотворителя Эдварда Адама Войниловича, на чьи деньги был построен этот храм, было требование, чтобы костел возвели в строгом соответствии с проектом, утвержденным им и его супругой. Об этой церкви и пойдет речь ниже.

Инициатор и спонсор строительства

Костел святого Симеона и святой Елены обязан своим существованием человеку знатному и уважаемому в обществе своего времени - Эдварду Войниловичу. При жизни он был мировым судьей и председателем общества сельского хозяйства в Минске. Кстати, костел святого Симеона и святой Елены был не единственным культовым сооружением, построенным на его средства. Он также спонсировал возведение для верующих иудеев Клецка синагоги, а для православных христиан - церкви. Скончался этот человек в 1928 году в возрасте 81 года.

Начало строительства

Впервые идея о постройке костела забрезжила у горожан в 1897 году. Но осуществить ее оказалось не так-то просто, и строительство пришлось отложить. Лишь в 1905 году власти города выделили участок под застройку католического храма. четы Войниловичей позволила реализовать проект. Мотивом супругов служило не просто желание помочь католической общине обрести свое здание для проведения молитв и богослужений. Дело в том, что 1897 году у Эдварда и его жены скончался вследствие тяжелой болезни двенадцатилетний сын Симеон. А в 1903 по этой же причине умерла дочь, которая отошла в мир иной в канун своего девятнадцатилетия. В память о своих почивших детях супруги и решились подарить городу костел святого Симеона и святой Елены.

Строительство храма

Авторами проекта выступил архитектор из Варшавы Томаш Пояздерский. Известна интересная история о том, как создавался этот храм. Согласно ей, дочь Эдварда Елена незадолго до смерти видела сон, в котором фигурировал красивый храм. После пробуждения она сделала набросок этого здания. Этот-то рисунок и служил точкой отсчета и ориентиром при разработке проекта, в результате которого был построен костел святого Симеона и святой Елены. Минск до сих пор гордится этим зданием как настоящей жемчужиной городской архитектуры.

Две башни костела олицетворяют двух погибших детей семьи Войниловичей. С северо-восточной стороны располагалась большая башня высотой в пятьдесят метров. Она символизировала родительскую скорбь о потерянных чадах. Окна-розы впускали внутрь здания солнечный свет, пропуская его через витражи, созданные Франтишко Бруздовичем на основе традиционных белорусских орнаментов. Музыкальное сопровождение богослужений в церкви осуществлял большой орган и три колокола. Вместе с культовым сооружением была построена так называемая плебания - жилой дом и хозяйственные помещения для проживания священника. Весь комплекс был огорожен железной оградой с

Завершили строительство храма за пять лет. В ноябре 1910 года костел святого Симеона и святой Елены освятили в торжественной обстановке. Общественные же богослужения в нем начались незадолго до Рождества того же года.

Революция

После революции 1917 года костел, понятное дело, закрыли. Зато в его здании расположился Польский театр, которому наследовал Дом кино в комплексе с кафе. Место это в советские времена считалось престижным и попасть туда было не так-то просто.

Возвращение верующим

Возвращение здания в руки верующих пришлось на 1990 год. Спустя шесть лет на территории комплекса была установлена скульптура архангела Михаила, пронзающего копьем дракона, символизирующего зло. В 2000 рядом с этой скульптурой появился памятник «колокол Нагасаки», которой обогатился костел святого Симеона и святой Елены. Беларусь получила его в подарок от католиков Нагасаки. Сделан этот колокол в точном соответствии с образцом из Японии по имени «Ангел», чудом уцелевшим после атомной в 1945 году.

Костел сегодня

Красный костел - так сегодня за свой цвет, обязанный красному кирпичу, называют горожане костел святого Симеона и святой Елены. Минск и жители столицы считают его не только одним из своих религиозных центров, но и культурной достопримечательностью. Под основной базиликой храма в специальном зале периодически проходят различные выставки, концерты и спектакли. Знамениты также концерты органной музыки, проходящие в церкви.

К сожалению, ничего неизвестно о том, где сейчас покоятся останки детей семьи Войниловичей - передавая здание храма под нужды театра, советские власти распорядились снести фамильный склеп и перезахоронить останки. Уже после возвращения костела верующим подле храма был погребен его строитель - Эдвард Войнилович, останки которого перевезли из Польши, исполняя его завещание.

Костел святого Симеона и святой Елены: адрес

Данный храм - это одна из визитных карточек Минска. Для тех, кто желает посетить его, полезно будет узнать адрес: город Минск, улица Советская, 15.

Костелы Клементинума – костел Святого Сальватора и Святого Климента – вытянулись вдоль Карловой улицы и, сливаясь друг с другом, представляют практически одно строение.
"Salvator" в переводе с латинского означает "Спаситель", "Святой Сальватор" - имеется в виду Иисус Христос.
В 1578 году началось строительство костела Святого Сальватора на месте старого романского костела Святого Климента, кладка которого послужила основой стен пресвитерия и двух башен. Прототипом храма послужила церковь Иль-Джезу в Риме – соборная церковь ордена иезуитов, где покоится основатель ордена Игнатий Лойола.

Строительство костела проходило поэтапно. С 1578 по 1581 годы был возведен пресвитерий и поперечный неф, с 1600 по 1601 годы – неф, точнее три нефа: центральный – основной и два боковых, и ренессансные мраморные порталы входа в храм, а после небольшого перерыва с 1638 по 1640 годы над боковыми нефами были сделаны эмпоры (сооружения, похожие на галереи), а также произвели отделку лепниной.

В последующие 20 лет был возведен купол, фасад главного входа со стороны Кржижовницкой площади дополнен раннебарочным портиком в форме триумфальной арки, украшенным 13 скульптурами с изображением иезуитских святых, евангелистов, Девы Марии и Иисуса Христа и 5 декоративными вазами с иезуитским гербом.

Работу по созданию скульптур, а также отделку лепниной купола провел Ян Йиржи Бендл. На внутреннем поле фронтона фасада изображен рельефный иезуитский символ.
Последняя серьезная реконструкция прошла в 1714 году, когда башни храма увеличили в высоту и изменили внешне в барочном стиле согласно проекта Франтишека Максимильяна Каньки. В таком виде костел Святого Сальватора и дошел до наших дней.

Самой привлекательной деталью интерьера костела служит главный алтарь с копией картины Рафаэля «Преображение Господне», написанной в 1632 году художником Яном Йиржи Герингом. Мраморный алтарь украшен резными колоннами, пилястрами, золоченными резными декоративными элементами, скульптурами Святого Бартоломея и Святого Климента, небольшими картинами с изображением святых работы Игнаца Рааба, а также многочисленными скульптурами ангелов. По бокам от алтаря находятся скульптуры с изображением Святого Вацлава и Святого Войтеха.
Помимо главного алтаря в костеле установлено шесть боковых алтарей, посвященных Святому Франциску Ксаверскому, Святому Яну Непомуцкому, Святому Станислову, Деве Марии Болестной, Святому Алоису Гонзаги, Игнацу из Лойолы.
Нефы храма отделены от входа декоративными металлическими воротами-решетками в стиле позднего манеризма XVI века.

В склепе под храмом похоронены видные деятели иезуитского ордена, среди которых Багуслав Балбин – чешский писатель и историк. У главного алтаря имеется вход в Влашскую часовню Девы Марии.

Над входом в костел расположен орган, реставрация которого прошла в 2009-2011 годах под бдительным контролем со стороны созданной по этому случаю комиссии, в состав которой вошли представители Пражского архиепископства, Национального института наследия, академического прихода и норвежских партнеров, выделивших на это деньги.

Этот орган был установлен в 1780 году, однако изначально в храме находилось два органа. В конце XVII века было принято решение об их объединении. В течение времени его еще не раз реставрировали, но внешний вид больше не изменяли.

В 1990 году было восстановлено духовное управление для студентов, а в 2004 году образован первый академический приход. *
Помимо служб, в костеле проходят концерты органной музыки; также он является прекрасным местом для проведения свадебной церемонии.
(информация взята с сайта czland.net/praga/kostely-klem…)
* В основном он обслуживает студентов, преподавателей и сотрудников университетов Праги, но, как пишут на официальном сайте храма, "доступен для всех, кто ищет духовную родину".

А главным храмом иезуитов в Праге стал

Величественный католический храм Святой Людмилы (Kostel svaté Ludmily ) - это действующий костел, который относится к Римской католической церкви, был основан в 1888 году. В строительстве здания и в создании интерьера внутреннего убранства храма принимали участие практически все известные на то время архитекторы, скульпторы, художники Чехии.

История жизни святой Людмилы Чешской

Строительство католического костела в Праге было закончено и освящено в 1893 году в честь первой христианской святой Людмилы Чешской, которая погибла мученической смертью за свои убеждения. Она считается покровительницей родной чешской земли, заступницей матерей, бабушек, христианских воспитателей и учителей.

Блаженная Людмила родилась в княжеской семье рода Пшованов в IХ веке. После замужества вместе со своим супругом князем Борживою I уверовала во Христа и приняла Святое Крещение от святителя Мефодия. В последствие супруги стали строить храмы по всей территории княжества и вести просветительский образ жизни. Ряд исторических документов свидетельствуют о том, что молодая княгиня была довольно образованной, знала несколько иностранных языков, в том числе греческий и латынь.

После преждевременной кончины супруга блаженная Людмила раздала свое имущество нищим и с полной преданностью божьей воле сносила превратности судьбы. Двое своих сыновей и четыре дочери она воспитала в христианских традициях. Младший сын княгини Вратислав встал на престол после смерти отца, но фактически управляла государством Людмила. В памяти народа она была мудрой правительницей, вела праведную жизнь, заботилась о больных и обездоленных. Князь Вратислав находился на престоле еще тридцать три года и также скончался. Тогда в возрасте 18 лет к власти пришел внук и воспитанник княгини Людмилы Вацлав, сын Вратислава.

Согласно преданию родная мать Вацлава княгиня Драгомира не была истинной христианкой. Пользуясь неопытностью молодого правителя, она стала насаждать своему народу старые языческие традиции, нравы, возненавидела свекровь за христианское воспитание своего сына и приказала, во что бы то ни стало избавиться от блаженной Людмилы.

В результате заговора княгиня была задушена язычниками во время молитвы ее же собственной вуалью. Святой от роду тогда было 61 год. Великомученица Людмила Чешская была канонизирована в ХII веке.

Внешняя архитектура храма

Здание костела Святой Людмилы построено в неоготическом стиле по проекту архитектора Йозефа Моцкера. Представляет собой базилику из кирпича с двумя 60-метровыми башнями по краям, в каждой из которых помещены по два колокола. Это громадное фантастическое сооружение под крестовым готическим сводом воспринимается снаружи как устрашающее, величественное и темное. При этом стрельчатые вытянутые и заостренные к верху арки выражают идею устремления готического храма ввысь. Завершенные острыми шпилями башенки также активно взаимодействуют в создании величественного и возвышенного образа костела, подчеркивая его вертикаль.

Фасад здания украшен резными деталями и многоцветными витражными стрельчатыми окнами, которые подчеркивают культовую и религиозную тематику архитектурного сооружения. Главный вход в католический храм венчают тяжелые массивные двери, оформленные строгим орнаментом. Над порталом находится большое окно в виде розы. Украшением тимпана является рельефное изображение Христа, святых мучеников Людмилы и Вацлава работы скульптора Й. Мысльбека. А в боковых проходах и на фронтонах установлены сотворенные руками скульпторов Й. Мысльбеком и А. Прохазкой фигуры святых, которые покровительствовали Чехии в разные времена.

Интерьер костела

Внутреннее убранство костела контрастирует со строгим и темным фасадом здания. В храме очень торжественно и светло. Изящные цветочные рисунки нанесены на потолочные готические своды.

Удивительно красивые белые орнаментированные колонны с отделкой в виде крестов, изящные яркие в оранжевых, голубых и золотых тонах фрески на стенах и стрельчатых полуарках, геометрические и этнические узоры, разноцветные витражи на стрельчатых окнах – во всем чувствуется любовь и присущий чехам вкус.

Интерьер костела создавался знаменитыми живописцами Й. Чапеком и Ф. Женишеком, скульптором А. Прохазка. Художник А. Турек создал эскизы главного алтаря храма Святой Людмилы. Костел открыт для прихожан, посетителей и туристов во время ежедневных богослужений.

Одна из самых популярных достопримечательностей Минска — костел святых Симеона и Елены , помимо архитектурной и эстетической ценности, примечателен также своей историей.

Костел был воздвигнут в 19 веке на площади Независимости по требованию католиков, на тот момент это был второй по счету костел в городе. Необходимость в строительстве храма возникла вследствие роста католического вероисповедания среди населения. Горожане дважды с 1897 года обращались с просьбой дать разрешение на строительство, в 1905 году соответствующие документы были официально получены. Эдвард Войнилович выступил в качестве основного кредитора, по его инициативе, и инициативе его жены Олимпии, было решено посвятить храм своим погибшим детям и назвать его в честь святых Симеона и Елены, которым на момент смерти было 12 и 18 лет. Над проектом храма помимо архитектора Томаша Пояздерского работали также зодчие Г.Гай и В.Маркони.

Первый камень был заложен в сентябре 1906 года, на площадку доставлялись самые качественные по тем временам материалы: розовый песчаник, красный кирпич, а также мрамор для алтарей и колонн, каждый кирпич был завернут отдельно друг от друга. Через два года вся крыша уже была покрыта черепицей, во внутренней отделке храма принимали участие художник Бруздович и варшавский скульптор Отт.

Архитектура нового костела существенно отличалась от построек Минска того времени, центром композиции стала прямоугольная пашня, которая символизировала вечную скорбь родителей, потерявших детей. Две башни меньших размеров получили имена Симеона и Елены, вокруг храма была возведена каменная ограда, основные ворота выходили на Захарьевскую улицу. На фронтоне костела был установлен семейный герб Войнилович, сейчас на это месте расположен герб города.

Первое освещения храма состоялось в ноябре 1910 года, на первую службу пришло много людей, среди которых были и те, кто не исповедует католическую веру. В 1917 году костел, как и многие храмы на территории России, был разграблен, а спустя 10 лет его закрыли. Сначала в здании находился театр, затем он был переоборудован в киностудию, после ВОВ он на протяжении долгого времени был закрыт, после чего здание снова было передано киностудии. В 70-е годы здание получает статус памятника культуры. В 1990 году происходит возвращение здания храма в собственность Римско-католической церкви.


"Красный костел " был построен в стиле новороманском, где были воедино соединены мотивы готической и романской архитектуры. Благодаря использованному в строительстве красного "модернового" кирпича, из которого сложен костел, местное население называет его "красным костёлом".

Этот костел, прежде всего, памятник Симеону и Елене. Симеон и Елена - это дети Олимпии Узловской и Эдварда Войниловича.

Как добраться до красного костела:

"Красный костел" находится рядом с площадью Независимости(раньше пл.Ленина), около одноименной .

Род Войниловичей является одним из самых древнейших среди шляхетских родов Беларуси. Отец двоих детей, Эдвард Войнилович являлся известной и видной политической фигурой, был крупнейшим помещиком Случчины, а также был последним потомком знаменитого рода, чье наследство и богатство он в итоге унаследовал.

Однако, судьба преподнесла Эдварду и Олимпии Войниловичам ужасный удар: в двенадцать лет (по иным сведениям, в два года) умер их единственный сын Сымон. Ситуация еще усугублялась тем, что не осталось наследника рода. "Я стал звеном, вырванным из цепи", - так писал Войнилович Эдвард.

Единственным оставшимся для родителей утешением стала дочь Елена. "Бог сохранил нам дочь, разум и прекрасный характер которой -очевидный знак Божьего милосердия над моей головой; они не позволили мне впа¬дать в апатию и сомнение". Елена была набожной, умной девушкой, которая любила живопись. Продавая свои рисунки она кормила бездомных, покупая на вырученные деньги хлеб.

Но в 1903 году семью Войниловичей снова постигла беда - не дожив всего один день до своего девятнадцатилетия, ушла из жизни и их любимая дочь Елена! Страшное горе заставило Эдварда Войниловича написать следующие строки: "С некогда могучего древа моего рода опадал листок за листком, и я остался только как одна веточка, осужденный на умирание, как опаленное громом дерево, которое уже никакая весна не оживит".

Хранить свое богатство стало не для кого, тогда Эдвард и Олимпия Войниловичи пожертвовали все что у них было на возведение храма, причем с условием, что построен он будет по представленному ими проекту.

Легенда гласит, что дочь Елена, уже будучи тяжело больной, чувствуя приближение своей кончины однажды во сне увидела ангела, который показал ей храм невиданной красоты. Проснувшись утром, Елена по памяти нарисовала тот храм и попросила родителей после своей смерти в память о ней построить костел по её рисунку.

Поэтому, если верить этой легенде, то эскиз костела был передан свыше. Но, если верить документам, то проект костела был разработан в мастерской известного тогда архитектора Владислава Маркони. Однако, настоящим автором проекта является никто иной, как польский архитектор Томаш Пояздерский. Пояздерский, как гражданин другой страны, не имел права на какую-либо деятельность на территории Российской империи, как и на строительство любых сооружений, в том числе, костелов. Как раз поэтому его имя нигде не фигурировало в официальных источниках. Завершил строительство костела архитектор Гай, а интерьеры были оформлены художником Бруздовичем и скульптором Оттом.

Строительство храма было начато в мае 1905 года, 25го сентября 1906го краеугольный камень был освящен, а в 1909 году на костёльные башни были подняты три колокола "Михаил", "Эдвард" и "Симеон". В ноября 1910 года храм был окончательно построен и торжественно освящен.

Кардиналом Белоруссии, Казимиром Свентком 27го сентября 1996 года была освящена установленная перед костелом известная скульптура святого Михаила Архангела .

Архангел Михаил с древних времён считался святым покровителем Белоруссии. Появление его скульптуры на главной площади страны является еще одним свидетельством, что, как любил говорить В. Короткевич, - "на Беларусi Бог жыве". А также надежда, что силы света всегда будут одерживать победу над силами тьмы.

"Костёл святых Симеона и Елены в Минске". Автор текста - Иван Гаврилов.

С уважением,
компания