Катакомбы Парижа – подземный город мертвых. Катакомбы Парижа: история, билеты, отзывы Катакомбы парижа вход

— это сеть рукотворных тоннелей под Парижем, заполненная костями миллионов людей. Вы узнаете как увидеть самую противоречивую достопримечательность Парижа.

Катакомбы образовались в результате добычи известняка, а кости сюда принесли с городских кладбищ, когда те стали переполняться. Здесь лежат останки Максимилиана Робеспьера — французского революционера. Парижские катакомбы, это одна из самых необычных мировых достопримечательностей.

При первой попытке посетить катакомбы Парижа оказалось, что вход в них открыт только до 16:00 и мы уже опоздали.

Второй раз мы решили не стоять в очереди, которая почти замкнулась в кольцо вокруг сквера Клода-Николя Леду.

На третий раз мы пришли пораньше, думали, что народу не будет, но фокус не удался. Очередь была на прежнем месте. Пришлось стоять. Место необычное и попасть туда очень хотелось. В итоге под землю мы спустились через два с половиной часа.

Статья отредактирована 04.07.2019

Как попасть в катакомбы

Вход в Парижские катакомбы находится в 14-м округе Парижа на площади Denfert-Rochereau со стороны проспекта Женераль Леклерк. Касса там же у входа. Если не ориентируетесь в парижских районах — читайте нашу статью . Узнаете, где там лучше поселиться, чтобы удобней было осматривать город.

На метро к катакомбам (линии 4 и 6) или RER (линия В) ехать до станции Denfert-Rochereau.

На автобусах по маршрутам 38 и 68.

Вход в катакомбы


Вход в Катакомбы Парижа

Вход в катакомбы на карте

Экскурсия по катакомбам с гидом (по-русски)

Часы работы

Катакомбы открыты ежедневно с 10:00 до 17:00 , кроме понедельника и праздничных дней.

Купить билеты можно до 16:00.

Цена билета с аудиогидом €29

Сайт парижских подземелий (есть русский язык): www.catacombes.paris.fr

Условия в Катакомбах

Персонал, обслуживающий Катакомбы следит за тем, чтобы в подземельях находилось не более 200 человек одновременно.

Протяженность тоннеля 2 км , прохождение которых занимает примерно 45 минут времени.

В тоннелях нет туалетов, гардеробов, лифтов и прочих удобств, включая сотовую связь.

Чтобы спуститься в Катакомбы нужно пройти по узкой винтовой лестнице 130 ступеней и еще 83 ступени, чтобы подняться обратно на поверхность.

В тоннелях постоянная температура 14°C и высокая влажность – не забудьте одеться потеплее.

Катакомбы не стоит посещать людям с проблемами с дыханием или сердцем, а также детям и впечатлительным личностям.

В катакомбы не допускаются люди с ограниченной подвижностью и дети младше 14 лет без сопровождения взрослых.

Фото и видеосъемка

В Катакомбах Парижа можно фотографировать для личных целей, без использования вспышки и штатива. Но все снимают как хотят.

Самостоятельная экскурсия по катакомбам

Возвращаемся в наши дни.

От кассы в сторону уходит коридор из которого винтовая лестница ведет на 20 метров под землю. Спускаясь вниз заметно холодает. Круглый год в подземельях сохраняется постоянная температура +14 градусов . Воздух очень влажный.

Куртки пришлось надевать сразу как спустились, хорошо хоть взять их догадались.

Дальше идем по длинному узкому коридору, который периодически куда-то поворачивает, соединяется с другими коридорами. На стенах написаны названия улиц под которыми проходит тоннель. Сейчас в катакомбах Парижа заблудиться не возможно, все лишние проходы перегорожены, но до того как из них сделали музей такие случаи бывали. Пройдя несколько небольших залов, коридор выводит ко входу в склеп, где начинаются длинные галереи заполненные останками жителей Парижа.

Вход в склеп обрамлен двумя колоннами черного цвета с белым орнаментом в виде ромба. Балка поддерживающая потолок между колоннами содержит надпись:

Arrête, c’est ici l’empire de la mort.

Остановись! Здесь царство Смерти.

В склепе установлено множество табличек с надписями, отражающими хрупкость человеческой жизни.

Ряд костей, который обращен к проходу, аккуратно уложен и образует стену общей протяженностью 780 метров и высотой почти до потолка подземелий. Поначалу, кости просто бросали в кучу. В 1810 году Генеральная инспекция Катакомб оформила останки в виде стены из аккуратно уложенных берцовых костей. Эта стена обращена к туристам. Местами её даже украсили узорами из черепов. Остальные кости по-прежнему свалены в кучу позади.

На поверхности земли, мы не замечаем того, насколько всему живому необходим свет. Но здесь, единственные источники света это небольшие прожекторы. В их лучах появляется жизнь. Мох на стенах тоннелей растёт точно в форме луча света от прожектора.

На выходе из катакомб досматривают сумки, что бы ни кто не прихватил с собой «сувенир» на память. Когда выходишь на свет, появляется мысль: «Где я?». Перед глазами стена какого-то здания, солнце слепит глаза и непонятно в какую сторону идти. Там рядом есть магазин с сувенирами, но он бестолковый, можно купить мультяшный пластмассовый череп.

Во время Второй Мировой Войны в катакомбах, в паре километров друг от друга, одновременно находились секретный бункер фашистов и штаб французского сопротивления.

История парижских Катакомб

Как появились сами тоннели

Первые подземные разработки начались в 12-13 веках , на территории современного Люксембургского сада.

Париж рос, дворцы и новые соборы требовали большое количество известняка. Его как раз и добывали в этих подземельях. В частности, из этого камня построен Собор Парижской Богоматери. С увеличением Парижа росли и катакомбы. К 17 веку подземелья оказались в черте города, и некоторые дома буквально висели над тоннелями. Кое-где случались обвалы.

В 1777 году, по приказу Короля Франции Людовика XVI, была создана Генеральная инспекция каменоломен, которая, кстати, существует и по сей день . Она следит за состоянием подземелий уже более двухсот лет.

С появлением инспекции начались масштабные работы по укреплению каменоломен.

Для предотвращения обвалов опасные тоннели заполняют бетоном. Этот способ прост и надежен. Благодаря бетонированию городские улицы перестали проваливаться, но с другой стороны часть катакомб исчезла. В частности, полностью утрачены гипсовые разработки на севере Парижа.

Склеп

Откуда в катакомбах кости

Одновременно с обширной сетью подземелий, в Париже назревала другая проблема — переполнение городских кладбищ. По христианской традиции умерших следовало хоронить на землях, принадлежавших церкви. Эту традицию всячески поддерживали представители духовенства, получая прибыль за ритуальные услуги.

Самое известное парижское кладбище «Невинных» принимало в свои земли усопших почти со всего города. Туда же хоронили жертв эпидемии бубонной чумы и Варфоломеевской ночи.

A la mort on laisse tout — Смерть забирает всё

Книга Экклезиаста

В результате, к 1763 году , когда вышел запрет на захоронения в черте города, на кладбище было захоронено около двух миллионов человек. И это на площади в 7000 кв. м. — всего лишь квадрат 84Х84 метра . Тела в могилы складывали в несколько уровней друг над другом. Так как площадь была ограничена, а расти кладбищу куда-то надо было, оно росло вверх. Уровень земли на кладбище поднялся на два метра над городскими улицами, а слой трупов в некоторых местах доходил до десяти метров. Понятно, что это способствовало ухудшению санитарной обстановки в городе. А каково было жителям ближайших домов.

Точки кипения ситуация достигла в 1780 году, когда гниющая масса тел из склепа в стене кладбища вывалилась. Жители этого не стерпели — по их требованию кладбище закрыли. В настоящее время от него ничего не осталось. В современном Париже, на месте кладбища «Невинных» устроен небольшой сквер с фонтаном.

В 1785 году начались работы по переносу останков с кладбища «Невинных» в бывшие каменоломни, которые продолжались 15 месяцев. Кости чистили, дезинфицировали и спускали под землю. Часто просто сбрасывая их в шахту. После очистки кладбища Невинных кости собирали и с других мест.

Сейчас в том месте, где лежат останки с кладбища Невинных установлена табличка с соответствующей надписью.

В результате, в настоящее время в парижских подземельях находятся останки шести миллионов человек. При этом в современном Париже проживает примерно 2,2 миллиона жителей. Некоторым костям в склепе уже более тысячи лет.

На старых фотографиях работы по обустройству парижских катакомб:

Работы в Катакомбах парижа

Рабочий везет телегу с костями

Легенды парижских катакомб

Теперь поговорим о легендах. Специально сделал эту тему в самом низу, чтобы не отпугнуть впечатлительных читателей. Такое место как не может не обрастать легендами. Оно привлекает толпы поклонников черной магии, сатанизма и прочей нечисти. Кроме них есть диггеры и катафилы — любители парижских катакомб. Все они находят собственные пути под землю и изучают тоннели, не предназначенные для туристов. Для массового посещения открыта только малая часть целого подземного мира — тёмного, запутанного и опасного. Тоннели ветвятся, света нет, сыро, холодно, кругом человеческие кости — представили обстановочку? И входы в этот мир есть не только через кассы и обустроенную экспозицию, а через канализационные коллекторы и тоннели метро.

Истории пропавших

Рассказов о пропавших в катакомбах людях накопилось множество за годы их существования. Многие из них пересказаны уже столько раз, что понять, что правда а что нет уже не возможно, да и звучат они уже больше как сказки. Поэтому мы нашли легенду, в которой есть ядро здравомыслия.

Однажды в одном из тоннелей нашли видеокамеру. На записи было видно, как человек осматривает катакомбы. В какой-то момент он начинает идти быстрее, потом ещё быстрее. Слышно тяжелое дыхание. Потом он побежал и уронил камеру. В кадре видно его ноги — он убегает дальше по тоннелю. Что случилось — никто не знает. Его так и не нашли. Может он просто выбрался и пошел домой, а может и нет — потерялся в бесконечной сети тоннелей, как многие до него.

Видео с этой камеры попало в руки группы энтузиастов, которые попробовали пройти по следам того человека. Они сделали свой фильм. К сожалению, только на английском, но речь разборчивая — понять можно.

Кино конечно сделано так, что нагоняет жуть на человеческий разум. Ролик, снятый той камерой, показан в самом начале первой части. Что случилось с его автором? Я не знаю — скорее всего он просто запаниковал и не смог справиться с эмоциями. В таком месте паника может привести к печальным последствиям.

Интересный факт. В одном из подземных коридоров (не доступных туристам) сохранилась надпись сделанная в 1854 году. Это фамилии полицейских, которые искали здесь контрабандистов.

Парижские катакомбы в кино

Катакомбы Парижа не раз становились декорацией для разных фильмов: профессиональных и любительских, документальных и художественных. Фильмы о катакомбах снимают до сих пор, они часто появляются в сети. Много любительских фильмов на разных языках вы легко можете найти и посмотреть онлайн.

Наиболее известные художественные фильмы это Катакомбы (2006 года) и Париж: Город мёртвых (2014 года). Оба ужастики, из них вы вряд ли узнаете что-то полезное о катакомбах. Например, фильм Париж: Город мёртвых это некая смесь: сюжет от фильма Сокровища нации снятый от первого лица на манер Ведьмы из Блэр. Всё немного сумбурное. Герои фильма упоминают Николя Фламеля — французского алхимика, которому якобы удалось получить философский камень. Его-то они и отправляются искать в подземельях. Но это всё сказка, интересно другое. Дом, где жил и работал Николя Фламель дошёл до наших дней — построенный в 1407 году — это самый старый дом в Париже .

Дом Николя Фламеля расположен в 3-м округе Парижа, по адресу 51, rue Montmorency (улица Монмаранси 51). Ближайшая станция метро Rambuteau . Здание не представляет из себя ничего выдающюегося, и к катакомбам не имеет ни какого отношения, кроме упоминания в фильме.

Несмотря на необычность этой достопримечательности, — это неотъемлемая часть истории города и французского народа. Для расширения кругозора здесь стоит побывать и увидеть всё своими глазами. Тем более для туристов всё благоустроено.

Удачных вам путешествий.

парижские катакомбы. На сегодняшний день подземные туннели - это совокупность пещер общей протяженностью более трех сотен километров, которые проходят практически под всей территорией исторической части Парижа.

Катакомбы Парижа как источник строительного материала

Париж - город музеев с уникальными коллекциями и бесценных шедевров архитектуры, но французская столица прячет под землей одну из самых интересных достопримечательностей - парижские катакомбы. В каком веке началась разработка катакомб - рукотворных пещер, использовавшихся в качестве каменоломен для добычи необходимого для строительства города камня, доподлинно неизвестно. На сегодняшний день катакомбы Парижа (подземные туннели) - это совокупность пещер общей протяженностью более трех сотен километров, которые проходят практически под всей территорией исторической части Парижа.

Ученым удалось установить, что первые катакомбы появились под территорией современного Парижа еще во времена античности. После строились новые здания и дворцы для знати и французской аристократии, для которых был необходим строительный камень, и протяженность катакомб увеличивалась с каждым годом, каждым десятилетием, каждым веком.

Начиная с XII столетия, когда начался бурный рост Парижа, в районе современного Люксембургского сада был добыт первый камень-известняк. Именно из камней, добываемых в этом месте, были построены самые известные памятники архитектуры французской столицы. К ним относится королевский дворец Лувр, собор Парижской Богоматери, а также Сен-Шапель. В те годы, когда велась разработка парижских катакомб, жилых строений над ними не было - эта территория не входила в черту Парижа, впоследствии город разрастался, и новые районы строились над подземными галереями.

Подземный город мёртвых

Шли столетия, и предназначение катакомб изменилось - они стали использоваться как подземное кладбище, постепенно превращаясь в огромный некрополь. Согласно утверждению историков, в этом некрополе нашло последний приют гораздо большее количество людей, чем численность населения современного Парижа. Считается, что в подземном некрополе хранятся останки более 6 миллионов парижан, но в данном случае эти цифры являются весьма приблизительными, а точную статистику воспроизвести в точности невозможно. Некрополь парижских катакомб пополнился и в результате перезахоронения останков из многих средневековых кладбищ города, в 1785 году сюда был перенесен прах людей, которые ранее были захоронены на кладбище Невинных.

После этого парижские катакомбы приобрели новое, ранее неиспользовавшееся название - их стали называть Городом Тьмы. Останками - костями и черепами были выложены стены и потолки подземных галерей без учета социального положения умерших. Кости рабочих, мещан и аристократов были плотно пригнаны друг к другу, и теперь они являются своеобразным декором подземных галерей, привлекая многочисленных туристов. Посещение подземелий связано с тайнами и загадками, мистикой и таинственностью. Среди костей находятся останки двух министров финансов эпохи Людовика XIV - казненного Фуке, и умершего в более позднее время Колбера, здесь покоится прах Робеспьера, Лавуазье, Дантона, Марата. В подземном некрополе похоронен и всемирно известный сказочник Шарль Перро, а также другие французские литераторы - Расин, Блез Паскаль, Рабле.

Магия подземных галерей

Подземные галереи парижских катакомб находятся на глубине, превышающей 20 метров, а большинство туристов, спускаясь вниз и направляясь в сторону окутанного легендами оссуария, об этом даже не подозревают. Недалеко от входа в подземелье до сих пор можно увидеть основание старинного акведука Аркёй , который с полной уверенностью можно назвать одной из достопримечательностей Парижа. На сводах катакомб до сих пор отчетливо видны следы проводившихся здесь работ, можно представить, как рабочие отделяли куски камня старинными несовершенными инструментами и сделать выводы о их нелегком труде. На стенах подземных галерей еще можно различить «черную черту» — специальную выдолбленную в породе линию, которая использовалась в качестве ориентира еще задолго до появления электричества. Теперь парижские катакомбы освещаются, что делает их посещение более удобным, безопасным и доступным для большого количества местных жителей. Рассматривая «черную черту», невольно сравниваешь ее с мифической «нитью Ариадны» — единственным способом выйти из древнего лабиринта.

Пройдя по узким подземным галереям, туристы попадают в более широкую часть парижских катакомб, называемую словом «ателье» — именно здесь добывалось основное количество камня для осуществления строительных работ. Эта часть катакомб сохранилась с древних времен практически в первозданном виде, а узкие столбы, подпирающие своды рукотворной пещеры, можно увидеть и сейчас. Подземный некрополь в былые времена был богато украшен скульптурами и барельефами, выполненными как точная копия украшений величественного дворца Пор-Маона, расположенного на одном из Болеарских островов. К сожалению, прекрасные скульптуры не пощадило ни время, ни «черные археологи», занимающиеся грабежами подземного кладбища, в настоящее время от скульптурных композиций не осталось ничего. До наших дней сохранились только барельефы, выполненные искусным мастером Декюром - ветераном армии французского короля Людовика XV, ставшего впоследствии одним из первых рабочих специально созданной Главной инспекции карьеров. И только эти старинные барельефы напоминают о старинном декоре парижских катакомб.

Еще одна интересная деталь подземных галерей - это таблички на пересечении проходов, на которых указаны названия улиц, расположенных над катакомбами, под важными общественными зданиями и католическими храмами и сейчас можно увидеть выбитую на стенах галерей лилию - символ Франции и ее королей. Первые таблички в галереях появились еще во второй половине XVIII столетия, а инициатором изучения катакомб стал французский король Людовик XVI. В те годы на территории Парижа было много входов-выходов в подземные галереи, здесь жили беспризорные, укрывались преступники, поэтому парижские катакомбы долгое время пользовались дурной славой.

Подземный некрополь - оссуарий находится под современными улицами д’Аламбер, Алле, авеню Рене-Коти и улицей Даре, а многие туристы, неторопливо прогуливаясь наверху по этим улицам, даже не подозревают, что под ними находится. Во время увлекательной экскурсии по парижским катакомбам туристы увидят и сам оссуарий, и много других подземных достопримечательностей - старинный алтарь, освященный служителями католической церкви, сам склеп и узкий тоннель, специально проложенный для подачи в подземные галереи свежего воздуха. Служащего и сейчас в качестве своеобразной вентиляции.

Экскурсионный маршрут по парижским катакомбам заканчивается посещением уникальной инспекторской галереи , которая расположена под улицей Реми-Дюмонсель. Главной достопримечательностью этой галереи является подземный колодец, с помощью которого в былые времена добывали известняк для французской столицы, а рассказ опытного экскурсовода словно переносит туристов на несколько веков назад, когда производилась разработка парижских катакомб.

С 1814 у парижских катакомб появилось еще одно назначение - их части использовали в качестве винных подвалов, пивоварен, в них устраивались склады, бары и кафе, а подземные галереи для многих стали обычным местом встречи. При этом протяженность туристического маршрута по парижским катакомбам не превышает полутора километров, а остальное остается за гранью непознанного.

Париж – город мечты и грез, город любви и романтики, необыкновенно притягательный, прекрасный и незабываемый. На территории Парижа сосредоточено невероятно огромное количество достопримечательностей.

Большой популярностью среди туристов пользуется подземный город мертвых – знаменитые Парижские Катакомбы. Спуститься в таинственное и мрачное подземелье способны только храбрецы. Многие приходят сюда, чтобы окунуться в тайну загробной жизни, другие – надеются столкнуться с чем-то потусторонним. Здесь царит атмосфера тишины и покоя, кажется, что в этих темных подземных коридорах до сих пор витает дух смерти.

История возникновения

История Парижских Катакомб уходит своими корнями далеко в древность. В 10 столетии на этом месте велись добычи камня. Поверхностные запасы постепенно истощались, поэтому пришлось рыть котлованы и углубляться под землю. Так появилось несколько огромных подземных шахт, на месте которых со временем стали появляться огромные пустоты. Их стали использовать как погреба. Например, в 1259 году, монахи ближайших монастырей, устроили здесь винные погреба.

Катакомбы продолжали расти, к 17 столетию некоторые парижские улицы и кварталы оказались практически над бездной. Из-за угрозы обвалов, Людовику Шестнадцатому пришлось организовать специальную исследовательскую экспедицию. Ее главной задачей было – изучение и укрепление аварийных шахт.

В 17 веке немалую роль в жизни государства играла церковь. Их на территории Парижа было большое количество. Служители церкви тщательно чтили и защищали свои интересы. А так как отпевание и захоронение приносило им немаленький доход, то кладбище решили основать на месте бывших каменоломен. Смертность в те времена была достаточно высокой – неразвитая медицина, вспыхивающие эпидемии чумы, непрекращающиеся военные конфликты. Вследствие чего, на территории подземного города стали появляться все новые и новые кладбища. Количество захороненных тел намного превышало отведенные метры земли. В результате – в городе с новой силой стали вспыхивать различные инфекции, продукты скисали и пропадали, а кладбище стало местом сборища колдунов, разбойников и бездомных.

Не желая терять свои доходы, церковь еще долгое время защищала свою территорию. Но в 1763 году, благодаря парламенту Парижа, захоронения в черте города были все-таки запрещены. А подземный город мертвых превратился в знаменитые Парижские Катакомбы.

Экскурсия по городу мертвых

Экскурсия по подземному городу начинается с узкой винтовой лестницы. Для того чтобы спуститься, туристам приходится преодолевать целых 130 ступеней. Пройдя этот нелегкий путь, посетители оказываются на глубине 20 метров, температура воздуха здесь равна +14С. Здесь в мистическом подземелье перед ними открывает свои двери царство духов. Путешествие продолжается по длинному темному коридору, напоминающему большой петляющий лабиринт. Он ведет к старинному склепу, по обе стороны которого, будто стражники, стоят черно-белые колонны. Посередине табличка с надписью – «Тут Империя смерти!».

Мрачные, темные коридоры, жуткие послания на табличках, приглушенное освещение, звуки капающей где-то воды, а также миллионы черепов с пустыми глазницами, молча взирающие на посетителей, невольно заставляют задуматься о бренности жизни. Ведь несколько сотен лет тому назад, все эти останки принадлежали обычным людям, которые любили, радовались, плакали, боялись и строили свои планы.

Катакомбы Парижа – это один бесконечный музей, в котором без экскурсовода не мудрено и потеряться. Для таких случаев на территории музея работает полиция, которая ищет заблудившихся зевак. Общая площадь катакомб составляет около 11 тысяч квадратных метров. Длина тоннеля достигает 300 километров. Здесь захоронены миллионы и миллионы парижан. Среди них – знаменитый французский поэт Шарль Перро, известный парижский богач Николя Фуке, революционер Максимилиан Робеспьер. Известно, что их останки были захоронены в городе мертвых, но найти их в этой пучине костей и черепов невозможно, так как все они давно уже смешались между собой, а иные превратились в прах и развеялись в этих длинных бесконечных коридорах.

Интересно, что подземный город не всегда был только склепом. Во время Второй Мировой войны, здесь размещались фашистские оружейные склады и секретные лаборатории, а во времена правления Наполеона Бонапарта, в просторных залах катакомб устраивались важные приемы и званые балы.

Мистика и сверхъестественное

О Парижских Катакомбах уже сотни лет слагаются легенды и мистические истории. Французы утверждают, что несчастные, потерявшиеся в запутанных коридорах подземелья, так и не нашли выхода и погибли. Но возникает вопрос, если они умерли здесь, то где же их тела или хотя бы кости, ведь не было найдено не того не другого.

В южной части Парижа расположен парк Монсури. Он находится прямо над катакомбами. Горожане утверждают, что по парку гуляет таинственный призрак, наведывающийся из холодного подземелья. Каждое его появление сопровождается невероятным холодом и жутким запахом смерти.

В 1846 году в городе произошел еще один невероятный случай, будоражащий ум и воображение. На старой строительной площадке, некогда принадлежащей торговцу Лериблю, по ночам творилось странное. Как только солнце садилось за горизонт, на дом начинали сыпаться камни. Как результат – разбитые окна, помятые двери и поврежденные рамы. Полиция долгое время гонялась за вандалами, а по ночам на площадку выпускали злых собак. Но все было тщетно, погромы продолжались, а затем резко закончились, как будто ничего и не было. Мистики утверждают, что это месть растревоженных, во время строительных работ, душ. Таким образом, они пытались прогнать тех, кто их так бесцеремонно потревожил.

Парижские Катакомбы – это одна из самых известных городских достопримечательностей, пропитанная духом истории, мистики, загадочности и нереальности.

Контакты

Адрес: 1 Avenue du Colonel Henri Rol-Tanguy, 75014 Paris, Франция

Телефон: +33 1 43 22 47 63

Часы работы: с 10:00 до 17:00, Пн — выходной

Стоимость: 8€, для студентов — 4€, до 14 лет бесплатно

Официальный сайт: catacombes.paris.fr

Как добраться

Метро: станция Denfert-Rocherea

Обычно Париж – это город романтики, любви, веселья и хорошего настроения, но рядом с этим в городе есть места, который могут привести в ужас не только туристов, но и многих местных жителей.

Одно из таких мест скрыто под землею и называется «парижские катакомбы», хотя для кого-то другого – это загадочное и таинственное место с насыщенной историей и интересными легендами.

Это место ежегодно посещает больше 160 тысяч туристов. Катакомбы за разными данными тянутся на 180-300 км и занимают общую площадь в 11 тыс. кв.м. В подземелье в общей сложности покоится около 6 миллионов человек.

Катакомбы Парижа во Франции — это огромная сеть пещер и туннелей , сделанных руками людей на протяжении почти целого тысячелетия. Официальное название этого места — «Муниципальные оссуарии». Они принадлежат местным властям, которые всеми силами пытаются подольше сохранить их в первозданном виде.

Катакомбы в Париже — история появления

Начало парижские катакомбы берут еще в 12 сто

Летии, когда для строительства соборов, церквей и королевских дворцов стало не хватать местных запасов камня. Тогда из под земли начали добычу известняка . Первым местом, где начались раскопки, стало подземелье под нынешним . Со временем шахты расширялись и достигли пределов современных улиц Сен-Жак, Вожирар, Сен-Жермен, Гобелен, больницы Валь-де-Грас. В 13 столетии эти пещеры еще служили хранилищем для вина у местных монахов.

Вместе с добычей известняка город расширялся, расстраивался и уже в 17 веке нависла угроза, что город может обвалиться под землю. Особо опасными на тот момент были районы Святого Виктора, Сен-Жермена и Сен-Жака. В связи с этим Людовик XVI создал Генеральную инспекцию каменоломен, которая продолжает выполнять свои первоначальные функции и сейчас.

За время своего существования она провела максимально качественные работы по укреплению конструкций, которые предотвращают разрушения подземелья, хотя и в их работе есть некоторые проблемы. К примеру, укрепление проводится за счет заполнения пространства бетоном, в результате чего исчезают гипсовые каменоломни, которые считаются историческими памятками. Кроме того, бетонирование – не очень долговечная конструкция, так как подземные воды все равно со временем ее размывают.

Отдельно стоит упомянуть об оссуарие , который является частью катакомб. Это место перезахоронения парижских кладбищ , так как они стали занимать достаточно много места в городе. В основном, здесь хранятся останки из кладбища Невинных, на котором хоронили мертвых из 19 церквей, в период бубонной чумы и жертв Варфоломеевской ночи. Все останки обрабатывались специальным раствором и укладывались в идее стены. Сейчас эта стена тянется примерно на 780 метров и наводит ужас на окружающих. Кроме того, во время укладки этой «стены из костей» рабочие выложили декоративные мозаики, на которые особо страшно смотреть в полутемном подземелье.

Музей катакомб в Париже

Музей катакомб — достаточно популярное место. Посетителей не пугает ни огромное количество мертвых, ни угнетающая атмосфера. По словам туристов, посещение катакомб и оссуария не вызывает страха. Это скорее неподдельный интерес, который хочется поскорее утихомирить. Музей катакомб имеет ряд фактов , которые будут интересны туристам. Среди них стоит отметить следующие:

В 1980 году был создан отряд полиции , функцией которого стало патрулирование катакомб . Это своеобразная спортивная бригада, которая следит за тем, чтобы посторонние посетители не выходили за пределы туристических зон. За это нарушение придется заплатить штраф в размере 60 евро . Но, не смотря на это, всегда находятся любители экстрима и риска, которые через канализационные люки или другие лазейки проникают в запрещенную часть подземелья. Однако среди этих ребят есть неписаные законы:

  • не оставлять открытый вход;
  • не расписывать стены;
  • не мусорить.

Где расположен Музей катакомб в Париже и как до него добраться

Музей катакомб расположен под землей, вход в который осуществляется около станции метро Denfert-Rocherea . Чтобы попасть в музей, надо ориентироваться на скульптуру льва, так как рядом с ней находится павильон – место для входа.

Адрес парижских катакомб: 1 Avenue du Colonel Henri Rol-Tanguy

Время работы парижских катакомб: ежедневно с 10.00 до 17.00 , кроме понедельника. Последние туристы могут зайти в составе экскурсионной группы в 16.00.

Стоимость билета для посещения катакомб обойдется в 8 евро . Цена для студентов ниже — 4 евро . Вход для детей до 14 лет предоставляется бесплатно , но надо на входе предъявить документ, который свидетельствует о возрасте ребенка.

Катакомбы на каре Парижа:

Когда я только приехала в Париж, я мечтала сходить в катакомбы (Catacombes de Paris), но все как-то не получалось:то времени не было, то у нас с подругами был запланирован другой музей или мероприятие. В Париже же не заскучаешь. Здесь всегда есть чем заняться. Только спустя два месяца моего пребывания там, я с подругой отправилась в назначенное место. Тем более, что самостоятельное посещение катакомб запрещено: вход возможен только организованной группой.

Школа, в которой я училась (это была частная школа для иностранных студентов), организовывала экскурсии и различные культурные и не только выходы для своих учащихся. Среди них была экскурсия и в Катакомбы. Мы решили пойти с ней, так как гида мы знали - очень приятная женщина, с которой мы ходили и на другие подобные мероприятия. Она интересно рассказывала, а это много значит для людей этой профессии.

Как нам казалось, попадем мы туда быстро, так как в октябре в Париже уже мало туристов, а значит прощайте гигантские очереди в музеи, на выставки и т. д. Как же мы ошибались! Так как одновременно в катакомбах может помещаться в общейсложности не более 200 человек, пускают туда людей порционно. Поэтому даже в октябре туда была очень большая очередь! Наверное, самая большая после очередей в Диснейленд и Версаль, которые мне пришлось пережить в Париже. В ней мы провели добрых полтора часа, прежде чем попасть туда. Но это того стоило!

Начало осмотра

Первое, что ты чувствуешь при входе, это холод. Температура внутри составляет всего +14 °С, а по ощущениям и того меньше. Я была в осеннем плаще и тонкой кофте, и все равно мне было холодно. Учтите, что при посещении катакомб вы спускаетесь вниз под землю, а проходы там такие узкие, в самом оссуарии (это здание или место для хранения скелетированных останков) еще и низкие, поэтому, если вы страдаете клаустрофобией, вовсе не советую вам их посещать.

Второе - это темнота. Несмотря на висящие повсюду фонари, внизу царит полумрак, так что все равно плохо видно, а фотографировать неудобно. Только со вспышкой мне удалось сделать несколько нормальных фотографий.

Музей и акведук Аркёй (Arcueil)

Визит начинается не с самого оссуария, а с небольшого Музея катакомб, где на фотографиях показана история каменоломен. Когда-то это были места, где добывали горную породу для нужд Парижа. Раньше, когда город был значительно меньше чем сейчас, они находились за чертой города. Париж разрастался, и, в конце концов, каменоломни попали в черту города.


Как в каменоломнях оказались черепа и останки давно умерших? Как столица и крупный город, Париж обретал внутри себя множество кладбищ. Среди них было и очень большое кладбище Невинных мучеников. Объяснялось это тем, что церкви, при которых и были они, брали деньги за погребение покойных на своей территории. Это всячески поощрялось духовенством, так как приносило хороший доход.

Однако кладбища росли и вглубь, и вширь. Различные мрачные события Парижа только добавляли огромное количество трупов. Например, эпидемия бубонной чумы или Варфоломеевская ночь, а затем и Великая французская революция были надежными поставщиками останков тысяч людей. Так на кладбище Невинных мучеников к концу XVIII века набралось уже свыше 2 млн покойников. Хоронили людей уже поверх старых захоронений. От кладбища распространялась жуткая вонь, и оно стало рассадником различных инфекций. Но его ликвидации противилась все та же церковь. Ведь это означало и конец одному из надежных источников ее дохода.

Наконец, после того, как стена отделяющая само кладбище от жилых кварталов обрушилась, и во дворы людей хлынула лавина из останков людей, нечистот и т. д., было принято решение о переносе тел и скелетов в каменоломни. В черте Парижа хоронить запретили вообще, а другие кладбища тоже были ликвидированы.

Вот так появились Катакомбы и их оссуарий.


Из этого музея путь ведет к акведуку Аркёй - водопроводу, по которому поступала вода в и к тем местам, где раньше добывали известняк. Собственно, чего-то особо интересного там нет. Голые стены. Впечатляют только арки акведука, стремящиеся ввысь.

Галерея «Порт-Маон» (Port Mahon)

Тут нам показали скульптуры в камне, выполненные одним из рабочих каменломен Дэкюром. Будучи солдатом на службе у кардинала Ришелье, он поступил на службу в каменоломни, где стал выполнять эти скульптуры. Какова была его цель при их выполнении -неизвестно. Рядом прикреплена табличка, на которой по-французски указана вся эта информация. Кстати, умер Дэкюр здесь же, от обвала камеломен, стремясь усовершенствовать свое творение.


Скульптура представляет из себя макет форта в городе Порт-Маон, на острове Менорка, который входит в состав Балеарских островов. Дэкюр провел там в тюрьме какое-то время, когда попал в плен англичан. Во время революции скульптуры разрушили, но затем, уже в середине XIX века, их восстановили.


«Ванна для ног» (Bain des pieds)

Откуда такое странное название у простого колодца, который раньше использовали рабочие каменоломни? Дело тут в необыкновенной прозрачности воды, из-за которой посетители просто не замечали сам колодец и могли случайно намочить в нем ноги.


Так было до 1983 года, когда в катакомбах провели электричество. Чтобы увидеть колодец сегодня, нужно спуститься еще ниже. Зато после него уровень галереи поднимается и выводит уже ко входу в сам оссуарий.

Оссуарий (Ossuarium)

«Остановись! Здесь начинается царство мертвых,» - такая надпись значится сверху, при входе в оссуарий. Эта цитата принадлежит поэту Жаку Делилю. Далее, в самом оссуарии, мы увидели множество высказываний и отрывков из произведений французских поэтов и писателей о смерти и бренности жизни.


Сам вход легко узнать по черно-белым колоннам, которые ему предшествуют. Конечно, на них уже оставили надписи разные невежливые посетители.


Большая часть галерей закрыта для посетителей. Для осмотра доступна только малая их часть. Но это делается только во благо самих же визитеров. Ведь некоторые из них находятся под угрозой наводнения или обвала. Да и заблудиться там без проводника очень легко.


Кости и черепа выложены вдоль стен, при этом образуя своеобразный и жуткий рисунок. Черепа выкладывали в линию под и над костями. На них же укреплены таблички, на которых указано, с какого кладбища они были перенесены. Кстати, где-то среди этих костей лежат останки и знаменитых деятелей Франции: Робеспьера, Дантона, Кольбера, Рабле и т. д.


На меня эти галереи производили жуткое, но вместе с тем и величественное впечатление. Ты проникаешься чувством какого-то странного успокоения и понимаешь, что все в мире лишь суета сует.


Галереи приводят к так называемому фонтану Самаритянки. Он был сделан в 1810 году для сбора грунтовых вод, которые были обнаружены рабочими катакомб. Назван он так из-за эпизода с Иисусом Христом и Самаритянкой у колодца Иакова. Другая причина - аллегория с Летой, рекой в царстве мертвых из греческой мифологии. По легенде, души пили воду из нее, чтобы забыть обстоятельства своей жизни.


Дальше идет еще одна большая зала, которая носит название крипта Sacellum (с лат. «святилище»). Там расположен так называемый алтарь, который был выполнен как копия одной античной гробницы, найденной во Франции в 1807 году. Там же находится большой, белый крест и каменные табуреты.


После мы попали в еще одно мрачноватое место (Хотя казалось бы, куда уж мрачнее?). В небольшой зале на каменном столбе стоит чаша в античной форме. Как вы думаете, для чего она была нужна? Как нам рассказали, ее использовали для сжигания смолы и улучшения вентилляции воздуха внутри каменоломен. Дело в том, что от костей распространялся ужасный запах, и рабочим не было чем дышать. Поэтому его и установили первым. Смолу также сжигали, чтобы отдать дань уважения умершим.


Проходя дальше по галереям, мы увидели то, что, как мы подумали, было гробницей. Но на самом деле это что-то вроде лже-гробницы, призванной поддерживать своды каменоломен. Установлена она в честь прОклятого поэта Николя Жильбера. Его стихи выгравированы на ней.

Единственное настоящее надгробие в оссуарии обретает останки некой Франсуазы Желян или дамы Лёгро. У нее была довольно печальная судьба: она влюбилась в одного авантюриста, который сидел в тюрьме и которого она даже ни разу не видела. Она нашла его записку около тюрьмы. В результатечего она посвятила чуть ли не часть своей жизни тому, чтобы его оттуда вызволить.


Уже на выходе из склепа находится зала Страстей или Ротонда костей. Именно там находится колонна в виде бочки из выложенных черепов и костей, которую можно найти на многочисленных фотографиях кКатакомб в Интернете.

Окончание визита

В самом конце вы попадаете в еще одну залу, которая образовалась здесь в результате обвалов. С 1874 по 1875 год их произошло сразу три. Рабочие очистили два из них.


Таким образом появилась эта зала, которая демонстрирует разные геологические слои. Они специально окрашены в разные цвета.


По винтовой лестнице мы поднялись на поверхность.

На выходе есть, как обычно, магазин с сувенирами, которые тут сделаны ввиде костей или черепов. Нужен брелок с черепом или скелетом? Тогда вам сюда. Я не стала ничего там покупать, так как с меня хватило и так впечатлений от катакомб. Цена таких сувениров начинается от 5 EUR.

Как добраться

Вам нужно доехать до станции метро «Данфер-Рошро» (Denfert-Rochereau). Она находится на пересечении сразу двух веток метро: № 4 и № 6.

Ориентир - скульптура льва рядом. Там вы уже легко найдете вход по длинной очереди.


Часы работы

Открыты катакомбы почти всю неделю: вторник-воскресенье - с 10:00 до 20:30. А вот кассы закрываются в 19:30. Катакомбы закрыты по понедельникам, 1 мая, 15 августа и 1 января.

Совет: зимой или осенью можно подходить до 17:00 с часа открытия. Очередь займет от часа до полутора. Летом, в период туристического сезона, лучше всего приезжать к катакомбам утром, за часа 2 до открытия, чтобы не стоять долго в очереди.

Стоимость входа

Существует несколько вариантов билетов:

  • катакомбы + экспозиции - 12 EUR, 10 EUR - для льготников (студенты и т. д.);
  • катакомбы + археологическая Крипта - 16 EUR и 13 EUR, соответственно.

Штраф за нахождение вне туристических зон - от 60 EUR!

Правила посещении

Вход с большими сумками или рюкзаками запрещен, так как некоторые проходы очень узкие. Разрешены только сумки размером не более 40 х 30 см. Их нужно нести в руке или перед собой.

Так как внутри довольно прохладно и летом, то лучше захватить с собой теплую кофту или куртку.

Беременным женщинам и маленьким детям просмотр катакомб противопоказан.

Фотографировать внутри можно спокойно, но только со вспышкой: внутри очень темно.