Как называется футбольный стадион бавария в мюнхене. Альянц арена в мюнхене - один из самых красочных стадионов мира

Этот стадион вмещает 75 000 зрителей: места делятся на сидячие и стоячие. На международных матчах на стадионе доступны только сидячие места и вместимость арены сокращается до 70 000 зрителей. Стадион построили в период с 2002 по 2005 год. Первый камень заложили 21 Октября 2002 года - этот день и принято считать началом строительства Альянц Арены.

Постройку стадиона поручили швейцарскому архитектурному бюро «Herzog & de Meuron Architekten». Макет и план стадиона, который предложили швейцарцы - оказался лучшим в конкурсе. Herzog & de Meuron Architekten уже занимались постройкой футбольного стадиона, когда с 1998 по 2001 год возводили стадион для футбольного клуба Базель, в Швейцарии. Стадион называется Санк-Якоб Парк

Открытие


Спустя 3 года состоялось торжественное открытие Альянц Арены - 30 мая 2005 года, когда на новом стадионе прошел товарищеский матч между командами Мюнхен-1860 и Нюрнбергом. Бавария опробовала этот стадион днем позже, в матче против немецкой сборной. Официальная встреча состоялась на этом стадионе 5 Августа 2005 года, в мачте открытия сезона Бундеслиги 2005/06, между Баварией Мюнхен и Боруссией Менхенгладбах. Та встреча закончилась со счетом 3:0, в пользу мюнхенской команды.

Альянц Арена обошлась мюнхенской Баварии в 350 млн. евро - об этом в прошлом году заявил председатель правления мюнхенской Баварии - Карл-Хайнц Румменигге.

Дизайн


В народе, Альянц Арену из-за ее формы называют «надувной лодкой», «воздушная подушка», «автомобильная шина»

Стадион выглядит необычно - фасад и крыша стадиона выполнены в виде округлой чаши из трех тысяч надувных ромбовидных подушек. Такой дизайн стадиона архитекторы придумали неспроста. В этих подушках установлены лампы, которые меняют цвет и окрашивают стадион в разные цвета. Например, когда на стадионе играет Бавария - стадион окрашивается в красный цвет.

Когда сборная Германии - в белый.

Во время проведения чемпионата мира по футболу 2018 в России, в знак поддержки сборной Германии, арена в дни матчей сборной Германии окрашивалась в цвета немецкого флага. Это выглядело впечатляюще, жаль, что Германия провалила этот ЧМ и провела всего 3 матча, а как хотелось бы лицезреть такую красоту подольше.

Ранее, когда на этом стадионе играл клуб Мюнхен-1860 - стадион окрашивался в синий цвет.

В Сезоне 2007/08, в четвертьфинале кубка Германии проходило мюнхенское дебри, в котором между собой встречались Бавария Мюнхен и Мюнхен-1860. Тогда, Альянц Арена разрывалась «между двух огней» и окрасилась в два цвета: красный и синий. Встреча закончилась победой Баварии со счетом 1:0.

Иногда, Альянц Арена и зеленеет - это происходит в день святого Патрика. На один день подсветка стадиона приобретает ярко-зеленый цвет. Стадион становится похожим на большой огурец:)

В прошлом году, в день независимости США - стадион окрасился в цвета американского флага.

Стоимость освещения стадиона составляет 50 евро в час. Такая стоимость освещения - не самая большая сумма для стадиона, который собирает на каждом матче своей команды аншлаг.

Места для зрителей находятся под навесом. Поэтому, в случае дождя намокнут только игроки и тренер, а болельщики останутся сухими - для клуба, забота о болельщиках - превыше всего.

Дом Баварии


Карл-Хайнц Румменигге: «То, о чем мы мечтали годами, сбудется летом. Альянц Арена в будущем будет четко распознаваться как дом Баварии и ее болельщиков»

По началу, как я уже писал ранее, этот стадион был домашним стадионом двух команд - Баварии Мюнхен и Мюнхен-1860. Но, в 2017 году, Бавария стала полноценной хозяйкой стадиона, после того, как клуб Мюнхен-1860 вылетел в Регионаллигу по причине финансовых проблем и аннулировал арендный договор стадиона. Летом 2018 года стадион реконструировали. Сиденья среднего ряда заменили на сиденья красного цвета, а нижний и верхний ярусы оставили нетронутыми - в сером цвете. На северной трибуне красуется эмблема мюнхенского клуба, которая украшает стадион и видна с высоты птичьего полета.

На западной трибуне архитекторы нанесли девиз клуба: «Mia San Mia», что дословно можно перевести как: «Мы те, кто мы есть».

На восточной трибуне - название клуба: «FC Bayern Munchen».

Проходы между рядами, также окрасили в яркий красный цвет, что дополняет к общей картине блеска и выразительности.

Ничего не скажешь, дизайнеры постарались на славу. Хотя, на нижнем и верхнем ярусе, я бы заменил серые сиденья на синие, ну или красные, ибо сочетание серого и красного цвета - создает впечатление незавершенности, будто компанию подрядчика, которая занималась реконструкцией стадиона, поджимали сроки.

Вернемся к стадиону

Изменению подверглись и внутренние помещения - их перекрасили в красный цвет. На стенах помещения красуются граффити, на которых изображены легенды клуба, например, Курт Ландауэр - первый почетный президент мюнхенской Баварии.

Не обошлось на этих граффити и без побед клуба, которые также красуются на стенах внутреннего помещения. Посмотрите по сторонам, и вы обнаружите Филиппа Лама, который держит в руках кубок Лиги Чемпионов.

Бавария выиграла этот кубок на Уэмбли в 2013 году. Одним Ламом и той победой в Лиге Чемпионов «История Баварии в ЛЧ» - не заканчивается и если вы прогуляетесь вдоль подтрибунного помещения, то увидите победу в Суперкубке УЕФА 2013 года.

Победу на клубном чемпионате мира.

Штефана Эффенберга с салатницей в руках.

Задумка классная, и человек, который окажется на этом стадионе впервые - захочет не только посидеть на трибунах этого фантастического стадиона за просмотром футбола, но также прогуляться по подтрибунным помещениям и прикоснуться к истории немецкого клуба. Кстати, эти граффити нарисовали болельщики мюнхенского клуба - им поручили ответственную работу, которую нельзя было выполнить «тяп-ляп». Болельщики справились с задачей - граффити получились ошеломительными. Теперь, хочется купить абонемент на этот стадион не только для того, чтобы посещать матчи Баварии, но еще и для того, чтобы приходить и любоваться красотой, созданной на этот стадионе этим летом.

Спасибо, что читаете мой блог!

Оставляйте комментарии, ставьте лайки, делитесь с друзьями. Будем общаться на тему Немецкого футбола и Баварии - вместе!;)

Фотографии со стадиона после реконструкции, представлены официальным сайтом клуба Бавария Мюнхен:

» и стала единственным владельцем стадиона.

«Альянц Арена»
Стадион УЕФА 4-й категории
Местоположение Мюнхен
Заложен 21 октября
Построен апрель
Открыт 30 мая
Стоимость постройки €340 млн
Архитектор Херцог и де Мойрон
Владелец Allianz Arena München Stadion GmbH
Вместимость 75 000
67 812 (на международных матчах)
Домашняя команда «Бавария »
Размеры поля 105 х 68
Сайт allianz-arena.de/en/
«Альянц Арена» на Викискладе

Технические характеристики стадиона

Стадион находится на севере района Мюнхена Швабинг-Фрайманн (нем. Schwabing-Freimann ), на территории Фрёттманингской пустоши (нем. Fröttmaninger Heide ). 16 января 2006 года власти одобрили расширение стадиона до 69 901 места для того, чтобы при отсутствии большого количества прессы на играх Бундеслиги и кубка Германии он вмещал 69 000 зрителей. На играх Лиги чемпионов , Кубка УЕФА , а также международных встречах вместимость осталась на уровне 66 тыс. зрителей. Все места на стадионе находятся под крышей.

«Альянц Арена» имеет 106 лож с 1374 местами. Кроме того, на стадионе есть 2 детских сада /группы продлённого дня, «Мир LEGO » и клубный магазин «Баварии » площадью 800 м². Всё это находится внутри стадиона, где также изначально располагались магазин атрибутики «Мюнхена 1860 » и выставочные места фирм Medion , Deutsche Telekom и Audi . На этом месте в мае открылся музей «Мир истории „Баварии “» . С внешней стороны к стадиону прилегают множество киосков для болельщиков. На территории в 6500 м² находится большое количество точек питания. Четырёхэтажная парковка на 9800 автомобилей , относящаяся к стадиону, является одной из самых больших парковок в Европе . Севернее и южнее арены есть ещё 350 парковочных мест, предназначенных для автобусов с болельщиками. Билеты продаются в общей сложности в 55 кассах стадиона.

С сезона 2006/2007 сектора 112 и 113 на играх лиги и кубка являются стоячими, лишь на международных играх согласно требованиям ФИФА и УЕФА на специальных балках устанавливаются кресла.

«Альянц Арену» из-за её формы часто называют «надувная лодка» (нем. Schlauchboot ), «автомобильная шина» (нем. Autoreifen ), «воздушная подушка» (нем. Luftkissen ).

Транспорт

Ввиду создания стадиона станции шестой линии мюнхенского метро (U6) «Фрёттманинг» (нем. Fröttmaning ) и «Мариенплац» (нем. Marienplatz ) были расширены. Станция «Фрёттманинг» была перемещена севернее, количество путей было увеличено с двух до четырёх, а также на северном конце остановки были построены дополнительные пешеходные мосты. Также было увеличено место стоянки поездов, чтобы обеспечить быстрый отток болельщиков после матча. Станция «Мариенплац» была оснащена дополнительными пешеходными туннелями, параллельными перрону. Автобан А9 был расширен до 6 или 8 полос, а также севернее арены появился въезд на автобан А99.

Стадион расположен в непосредственной близости от развязки «Мюнхен-Норд» (нем. München-Nord ) на автобанах А9 и А99, и относительно недалеко от развязки «Фельдмохинг» (нем. Feldmoching ) автобанов А99 и А92, что обеспечивает быстрый и удобный доступ к нему.

Финансовая сторона

Застройщиком и владельцем «Альянц Арены» является основанное в 2001 году предприятие «Allianz Arena München Stadion GmbH», которое на данный момент является 100 % дочерним предприятием финансового подразделения «Баварии ». Постройка стадиона осуществлялась австрийской строительной компанией «Alpine Holding». Коммерческим директором арены с 2004 года является Петер Керспе (до 13 июля вместе с Берндом Раухом). Изначально вышеупомянутое предприятие (а значит и стадион) находились в равном совладении финансовых отделений «Баварии» и «Мюнхена 1860». Арендная плата, которую сначала уплачивали оба клуба, шла на погашение долгов при строительстве. 27 апреля из-за финансовых проблем клуб «Мюнхен 1860» продал свою долю «Баварии» за 11 миллионов евро . С тех пор «Бавария» является единоличным владельцем «Альянц Арены». При составлении договора была предусмотрена опция обратного выкупа своей доли «Мюнхеном 1860» до 2010 года , но клуб отказался от неё в ноябре 2007 года .

Права на название стадиона имеет немецкая страховая компания «Allianz », которая приобрела их сроком на 30 лет взамен на спонсирование. Согласно уставу УЕФА , при проведении международных игр (игры сборных, Лиги чемпионов , Лиги Европы) в названии стадиона имя спонсора не должно упоминаться. Для таких случаев используются альтернативные имена «Арена чемпионата мира ФИФА в Мюнхене» или просто «Арена Мюнхен». Затраты лишь на постройку стадиона составили около 286 миллионов евро (общая стоимость составила 340 миллионов). Кроме того, потребовалось ещё 210 миллионов евро из муниципального бюджета для создания необходимой инфраструктуры вокруг арены.

История

Открытие

«Альянц Арена» была открыта 30 мая 2005 года товарищеским матчем между «Мюнхеном 1860» и «Нюрнбергом ». Первый официальный гол на арене забил игрок мюнхенского клуба Патрик Мильхраум. Игра закончилась со счётом 3:2 в пользу хозяев . На следующий день на стадионе прошла встреча между «Баварией» и немецкой сборной . Баварцы победили 4:2. На обеих играх был аншлаг, были проданы все 66 000 билетов. Первая игра Бундеслиги на «Альянц Арене» состоялась 5 августа , когда «Бавария» принимала «Боруссию » из Мёнхенгладбаха и выиграла со счётом 3:0.

Чемпионат мира по футболу 2006 года

«Альянц Арена» была одним из стадионов, на которых проводился чемпионат мира 2006 года . В течение мирового футбольного первенства стадион назывался «Стадион чемпионата мира ФИФА в Мюнхене». Специально к чемпионату мира со стадиона была демонтирована вывеска «Альянц Арена» и на его протяжении она украшала мюнхенский дом искусства . Затраты на демонтаж и перевозку составили около 150 тысяч евро .

Во время чемпионата мира по футболу 2006 года на стадионе состоялись следующие матчи:

Время местное

Дата Время Команда 1 Счёт Команда 2 Стадия Зрители
9 июня 2006 18:00 4:2 Коста-Рика Группа А (матч открытия) 69451
14 июня 2006 18:00 Тунис 2:2 Саудовская Аравия Группа Н 69451
18 июня 2006 18:00

Альянц Арена – это один из наиболее известных европейских стадионов, расположенный в центральной части немецкого города Мюнхен.
Данный стадион способен вместить в себя 71137 человек, включая и вип-места в количестве 1374 штук, а также 2152 бизнес-мест и 165 мест для инвалидов на колясках. На этой арене, начиная с сезона 2005-2006 годов, принимают свои домашние матчи такие футбольные клубы как «Мюнхен 1860» и «Бавария». В 2006 году, когда проходил Чемпионат Мира по футболу, на этом стадионе проводились международные матчи. Кроме этого в истории стадиона значится такое грандиозное событие как финал Лиги чемпионов в сезоне 2011-2012.

История возникновения

Решение о возведении этого стадиона в Мюнхене было принято в 2001 году, 21 октября.
День открытия Альянц Арены Мюнхена - 30 мая 2005 года. Первая игра, которая на нем состоялась, проходила между командами «Нюрнберг» и «Мюнхен 1860». Встреча завершилась со счетом 3-2 в пользу мюнхенцев, а первый исторический гол на этой арене был забит игроком мюнхенского клуба, Патриком Мильхраумом.
Сразу же на второй день открытия стадиона прошла еще одна встреча, которая носила товарищеский характер. В этот день встречались такие команды как «Бавария» и Сборная Германии по футболу. Игра завершилась победой баварцев, которые сумели забить в ворота немецкой сборной 4 мяча, однако 2 мяча они все же пропустили. Обе игры тогда привлекли огромный интерес публики. Были распроданы все 66 000 билетов.

Архитектура

Около 2/3 участников референдума, на котором обсуждался строительства стадиона вопрос, проголосовали за то, чтобы стадион был построен. После этого был объявлен конкурс на то, кто выиграет право строить эту арену. Победу в конкурсе одержало архитектурное бюро из Швейцарии «Херцог и де Мёрон». Проект, который разработала эта компания, был похож с планом стадиона «Санкт Якоб Парк», расположенный в швейцарском городе Базель.
В день, когда было принято решение о постройке стадиона, и был заложен первый камень. Непосредственный процесс строительства стадиона начался осенью 2002 года. Строительные работы полностью закончились в апреле месяце 2005 года.

Все места на стадионе находятся под крышей;
- В 2006 году стадион был расширен до 69 901 места, однако, на международных встречах и в еврокубках, вместимость стадиона Мюнхена остается на уровне 66 000 мест;
- На секторах 112 и 113 все места только стоячие, что касается матчей чемпионата страны или кубка. Если проходит встреча международного характера на специальные балки устанавливают кресла;
- Благодаря своей необычной форме, очень часто данную арену называют «Надувной лодкой»;
- Крыша и фасад стадиона состоят из надуваемых сухим воздухом подушек. Их количество составляет 2760 единиц. Эти подушки могут освещаться тремя цветами: белым, красным или синим. Белым цветом освещаются, когда на стадионе играет сборная, красным светом, когда играет «Бавария», а синий цвет соответственно означает, что на поле гостей встречает клуб «Мюнхен 1860»;
- Освещение на стадионе обходится примерно в 50 евро в час. Освещение является настолько мощным, что его можно увидеть с расстояния в 75 км, с высоты австрийских горных вершин.

Туристу на заметку

К стадиону прилегает большое количество различных магазинчиков и киосков, а также имеется четырехуровневая парковка, рассчитанная на 9800 автомобилей. Данная парковка является одной из самых вместительных во всей Европе.

"Альянс-Арена" (Мюнхен) - огромное в северной части города. Оно способно вместить более 71 тыс. человек. Здесь 2152 мест бизнес-класса, 1374 вип-ложи, 227 мест предназначены для людей на Далее в статье будет подробно освещена история возникновения этого комплекса, описаны некоторые технические характеристики, а также ряд знаковых матчей, прошедших здесь.

Общие сведения

С июня 2005 года на этом стадионе проводят свои домашние матчи два знаменитых клуба - "Мюнхен-1860" и «Бавария". На территории в 2006 году проводился чемпионат мира, а также финал ЛЧ 2011 года. С самого начала объектом владели оба клуба. Но чуть позже "Бавария" выкупила долю "Мюнхена-1860" и теперь является его единственным собственником.

Основные технические характеристики

Стадион "Альянс-Арена" находится в северном районе Швабинг-Фрайманн, на территории Фрёттманингской пустоши. В 2006 году, 16 января, немецкие власти дали разрешение на расширение территории до 69 900 мест. Необходимо это было для того, чтобы при отсутствии огромного количества прессы на кубке Германии и на играх Бундеслиги он смог вместить 60 тысяч человек. Остальные места, соответственно, отводились представителям прессы из разных концов мира. На кубке УЕФА, Лиге чемпионов и других международных встречах количество мест так и осталось прежним - 66 тысяч. Все они находятся под крышей, так что зрителям и журналистам можно не бояться непогоды. Стадион в Мюнхене имеет сто шесть лож, которые оснащены 1374 местами. Также на территории имеется 2 детских сада, Lego и большой магазин "Бавария" площадью около 800 кв. м. Находится это всё внутри стадиона. В мае 2012 года там открылся музей "Мир истории Баварии". С внешней стороны "Альянс-Арена" имеет множество киосков для болельщиков. На 6,5 тыс. кв. метров находится огромное количество различных точек питания, где гости могут перекусить в перерывах между таймами. Также здесь располагается одна из самых крупных парковок в Европе - на 9800 автомобилей. В северной и южной частях стадиона имеется еще 350 мест, которые предназначаются для пассажирских автобусов. Билеты на матчи можно купить в 54 кассах. Сектора 112 и 113 с сезона 2006/2007 оснащены стоячими местами, но на международных играх - по требованиям ФИФА и УЕФА - там устанавливаются сидячие кресла.

Конструктивные особенности

Из-за своей формы стадион "Альянс-Арена", фото которого представлено в статье, имеет еще и такие названия - "надувная лодка", Некоторые именуют поле "автомобильная шина". Крыша и фасад состоят из 2760 подушек, надутых сухим воздухом под давлением 3,5 гПа. По специальным шлангам в них закачивают газ. Материал этилфлуорэтилен, из которого и состоят эти подушки, имеет толщину всего 0,2 мм. Каждый элемент может освещаться синим, белым или красным цветом. Подсветку меняют в зависимости от команды, выступающей на поле. Когда на стадионе играет "Бавария", они освещаются красным, "Мюнхен 1860" - синим. Если же на арене играет национальная немецкая сборная, то освещение имеет белый цвет. Стадион оснащен настолько сильным и ярким освещением, что ночью его можно увидеть с вершин австрийских гор на расстоянии 75 км.

Крыша оснащена специальными шторками, которые иногда закрывают для защиты от солнечных лучей. С южной стороны к стадиону прилегает парк-эспланада, длина которого 543 м, ширина - 136 м. По его искривленным дорожкам можно с легкостью добраться от станции метро «Фрёттманинг» до арены. Изначально цвета на стадионе менялись очень часто. По данным полиции, количество аварий из-за этого увеличилось на 10 в день. Теперь цвет можно менять только вечером и не чаще чем каждые полчаса. Кроме того, запрещены красно-синие и сине-белые комбинации подсветки. Ультрас и некоторые другие фанаты на нескольких домашних матчах выражали свое недовольство против увеличения сидячих мест, а также других ограничений. Негодовали болельщики и по поводу запрета больших натяжных баннеров и мегафонов, ограничения длины рукоятки флагов (не более одного метра).

Транспорт

После того как была построена "Альянс-Арена", Мюнхен несколько изменился. Шестая ветка метро (U6), а именно «Фрёттманинг» (нем. Fröttmaning) и "Мариенплац", была расширена. Первую станцию перенесли немного северней, количество путей увеличилось в два раза. Кроме того, были построены дополнительные мосты для пешеходов. Также значительно увеличилось место для стоянки электропоездов. Благодаря этому был обеспечен быстрый отток болельщиков после матчей. Станцию "Мариенплац" оснастили дополнительными пешеходными туннелями. Автобан А9 расширился до 8 полос, немного севернее поля также появился въезд на автобан А99. "Альянс-Арена" находится очень близко от крупной дорожной развязки, а также относительно недалеко от "Фельдмохинг". Это обеспечивает быстрый и весьма удобный доступ.

История и начало строительства

В 2001 году, 21 октября, состоялся референдум, на котором и принималось решение о том, начнется ли строительство именно на этом месте, и обязан ли город создавать необходимую инфраструктуру. Две трети участников проголосовали за постройку комплекса. Незадолго до этого референдума было отклонено предложение по полной реконструкции Олимпийского стадиона. В итоге был проведен конкурс архитекторов, из восьми предложенных моделей будущей арены к финальному голосованию были допущены только две. Победителем конкурса стало швейцарское архитектурное бюро "Херцог и де Мёрон". Разработанный им план стадиона был похож на "Санкт-Якоб Парк", расположенный в Базеле - арена с прозрачной оболочкой из этилфлуорэтилена. Его можно подсвечивать изнутри, а также он способен самоочищаться. Строительство стадиона началось в 2002 году, в сентябре, фундамент заложили 21 октября. К концу апреля 2005 года "Альянс-Арена" была полностью сооружена.

Стадион появился в Мюнхене к Чемпионату мира по футболу-2006.

В начале 2000-х руководство немецких футбольных клубов «Бавария» и «Мюнхен-1860» приняло окончательное решение: дальше так жить нельзя! Болельщики обеих команд уже давно жаловались на невыносимые условия просмотра матчей любимых клубов. Стадион, который делили команды, построенный еще к Олимпийским играм 1972 года, несмотря на свои очевидные архитектурные достоинства, был лишь частично крытым. Зимой там было холодно, а весной—осенью зрителей периодически заливало дождем. К тому же футбольное поле от трибуны отделяли дорожки и прочие легкоатлетические сооружения, что существенно отдаляло от глаз разворачивавшееся перед ними спортивное действо и пропорционально этому снижало получаемое от него удовольствие. Последней каплей стал выбор Германии в качестве страны-хозяина Чемпионата мира по футболу-2006. Принимать турнир такого уровня на старом стадионе было признано позорным, а так как Германия является настоящим государством для народа, что бы там кто ни утверждал, мюнхенские футбольные боссы решили: новой арене быть. Так Европу и весь остальной мир осчастливили появлением одного из лучших и красивейших стадионов современности.

Первым постоянным стадионом и «Баварии», и «Мюнхена-1860» стал «Грюнвальдер Штадион», построенный в 1911 году и дважды с тех пор реконструированный (1959, 1979). Его трибуны ранее вмещали в среднем около 40 000 зрителей, большинству из которых приходилось стоять под открытым небом. На особо интересные матчи сюда набивалось более 50 тысяч болельщиков (рекорд 58 000). Стадион существует и в настоящий момент, используется для игр молодежных команд двух клубов. Его вместимость сократилась вдвое.

Новый крупный стадион для проведения легкоатлетических и футбольных соревнований в Мюнхене построили к Олимпийским играм 1972 года. Арена, спроектированная немецким архитектором Гюнтером Бенишем, запоминалась прежде всего благодаря придуманным инженером Фраем Отто гигантским перекрытиям-оболочкам из органического стекла и куполам, накрывающим часть трибун стадиона и некоторые участки Олимпийского парка, в котором он находился. Воздушность и прозрачность этих мюнхенских конструкций, похожих на паутину, специально противопоставлялись суровой тоталитарной монументальности Олимпиаштадиона в Берлине, возведенного при Гитлере в 1936 году. Проект Бениша-Отто должен был символизировать новую, демократическую, открытую миру Германию.

Как известно, знакомство планеты с новой Германией было несколько испорчено арабскими террористами из «Черного сентября». Это, впрочем, никак не помешало «Баварии» после окончания Олимпиады переехать на Олимпийский стадион («Мюнхен-1860» присоединился к ней только в 1995 году). Несмотря на свою для начала 1970-х инновационность, к концу 1990-х Олимпиаштадион объективно устарел. Прозрачные тонкие купола не могли обеспечить достаточной защиты от дождя и снега, часть трибун вовсе оставалась открытой; футбольное поле от зрителей отделяло широкое легкоатлетическое пространство; инфраструктура арены также перестала соответствовать запросам публики, все чаще приходящей на футбол семьями.

Идею строительства нового стадиона руководство обоих клубов вынашивало четыре с лишним года. Будучи впервые озвучена в марте 1997 года, она натолкнулась на непонимание городских властей Мюнхена, отказавшихся участвовать в финансировании проекта и предложивших вместо возведения новой реконструировать старую олимпийскую арену. Дебаты заинтересованных сторон закончились только в начале 2001 года после того, как Гюнтер Бениш, архитектор Олимпиаштадиона, запретил трогать свое творение. Руководству Мюнхена ничего не оставалось кроме как, скрепя сердце, согласиться на строительство стадиона «с нуля».

Первым делом для него выбрали участок в северной части города, и по европейскому обыкновению объявили архитектурный конкурс. Согласно его условиям, арена должна была вмещать 66 тысяч зрителей и на случай осадков иметь выдвижную крышу. В общей сложности в финальном раунде творческого соревнования участвовало 8 проектов. Вот некоторые из них:

Предложение американского архитектора Питера Эйзенмана и компании Populous, мирового лидера в проектировании спортивных сооружений.

Вариант дортмундского бюро Gerber Architekten.

Фирма Murphy/Jahn из Чикаго.

Но победил в конкурсе проект известнейших швейцарских архитекторов, лауреатов Притцкеровской премии Жака Херцога и Пьера де Мёрона, как обычно предложивших для реализации эффектный художественный образ. Последний создавался с использованием ультрасовременных, практически экспериментальных материалов.

Проект Херцога-де Мёрона предполагал строительство футбольной арены на специальном длинном стилобате. Внутри стилобата размещался автомобильный паркинг для зрителей, а его крыша использовалась в качестве пешеходной эспланады, ведущей от ближайшей станции «городской электрички» к главному входу в стадион. На скриншоте из «Гуглоземли» железнодорожная станция белеет в левом нижнем углу, «Алльянц-Арена» расположилась вверху, и их объединяет как раз паркинг-эспланада с волнообразными пешеходными дорожками.

Предложенное швейцарцами решение позволило практически полностью отказаться от плоскостных автостоянок.

Эспланада-паркинг в процессе строительства. Задание на проектирование требовало создания по крайней мере 12 000 парковочных мест и было практически выполнено. 9800 автомобилей могут разместиться в четырехэтажном паркинге, еще 1200 штук на двух подземных уровнях непосредственно под стадионом. 350 мест для автобусов зарезервированы на двух стоянках на поверхности. Там же могут оставить свое средство передвижения и 130 уважающих спорт инвалидов.

Паркинг встроен в перепад рельефа и имеет криволинейную форму.

Собственно футбольная арена, благодаря своему своеобразному внешнему виду, получила у благодарных зрителей прозвища «надувная лодка» и «летающая тарелка».

Структурно стадион состоит из 8 секций: четырех угловых и четырех средних.

Каждая средняя секция состоит из 10 расположенных параллельно друг другу железобетонных рам и центрального ядра с лестницами. Колонны, образующие рамы, гасят вертикальные и горизонтальные колебания. Последние вызываются периодически случающимся неравномерным распределением зрителей на трибунах и, соответственно, неравномерной нагрузкой на каркас стадиона.

Крыша арены образована десятками длиннопролетных стальных консольных балок.

В общей сложности на строительство стадиона, продолжавшееся с 2002 по 2005 годы, ушло 120 000 куб. м бетона и 22 000 тонн стали. Еще 85 000 кубометров и 14 000 тонн ушли на возведение паркинга-эспланады. Бюджет проекта, изначально составлявший 286 млн евро, в конечном итоге вырос до 340 млн. Дополнительные 210 млн евро власти Мюнхена и Баварии потратили на улучшение окрестной инфраструктуры. Какую-то часть этих денег совершенно привычным для нас способом разворовали, но в конечном итоге зло было жесточайше наказано: за строительные аферы президента футбольного клуба «Мюнхен-1860» Карла-Хайнца Вильдмозера под улюлюканье общественности посадили в тюрьму.

Права на название для арены на 30 ближайших лет были куплены за миллионы евроденег немецким страховым гигантом Allianz. Сейчас стадион называется Allianz Arena, однако во время проведения там международных футбольных матчей (чемпионат мира-2006, игры еврокубков) из-за чудовищной жадности ФИФА и УЕФА переименовывается во что-нибудь нейтральное: типа Fußball-Arena München.

Изначально Allianz Arena на паритетных правах принадлежала обоим мюнхенским футбольным клубам, но из-за финансовых проблем «Мюнхена-1860», вызванных в том числе жуликоватостью и вороватостью его президента, эта команда была вынуждена продать свою долю в спорткомплексе. В настоящий момент единственным его владельцем является «Бавария».

Как и требовалось по условиям архитектурного конкурса, арена может с удобством вместить 66 000 зрителей (включая 2000 на местах повышенной комфортности), 400 журналистов, 165 инвалидов и 174 человека со знаком качества в люксовых ложах. Более того, на стадионе предусмотрена возможность трансформации нижних угловых секций (более 10 000 мест для сидения) в популярные в Германии стоячие места. Это позволяет увеличить вместимость стадиона более чем на 3000 человек и довести общее возможное количество зрителей до 69 901.

Сиденья Allianz Arena. Продолжительное рассматривание этой фотографии может вогнать вас в транс.

В подтрибунных помещениях расположились 4 командные раздевалки (2 для «домашних» клубов и 2 гостевые), 4 раздевалки для тренеров, 2 — для судей и делегатов матча, 2 тренажерных зала, 2 магазина по продаже сувенирной атрибутики, несколько ресторанов и бесчисленные точки по продаже фаст-фуда, в общей сложности 550 туалетных кабинок (это самое важное), пресс-клуб, микст-зона, административные помещения и конференц-залы, 54 кассы и даже целый детский сад, где можно избавиться от собственных детей, чтобы получить настоящее удовольствие от футбольного матча.

Болельщиков обслуживает 28 киосков по продаже еды и напитков. В среднем за 4,5 часа работы в день матча они продают до 20 000 настоящих баварских сосисок, 15 000 порций безалкогольных прохладительных напитков и, что самое главное, 40 000 бокалов вкусного пива.

В местном парке развлечений имеется даже объемный лего-макет стадиона, где все желающие могут подробно рассмотреть его устройство.

Самой же эффектной чертой в художественном образе арены являются ее фасады, облицованные специальными ромбовидными воздушными подушками.Подушки изготовлены из специального ультратонкого полимерного материала ETFE (этилен тетрафлуоро-этилена). Он не только эстетически приятно выглядит, но и вполне надежно защищает внутренности арены от дождя и снега, будучи к тому же пожароустойчивым.

Всего для Allianz Arena понадобилось 2784 таких панели общей площадью более 60 000 кв. м. Материал, из которого изготовлена облицовка, — полупрозрачный, что сделало возможной уникальную систему подсветки стадиона. Каждая воздушная подушка оборудована четырьмя светильниками. 3,5-метровый корпус светильника содержит шесть люминесцентных ламп (58 Вт) и позволяет освещать внешнюю поверхность арены тремя цветами: белым, красным и синим. На схеме светильники обозначены цифрой 3.

Белый цвет используется для матчей сборных и других международных соревнований, красным арена освещается в дни игр «Баварии», синим — «Мюнхена-1860».

Возможна и двухцветная подсветка.

Интенсивность освещения также регулируется. К сожалению, серьезной недоработкой архитекторов является то, что они не предусмотрели возможность использования фасадов стадиона для размещения объявлений о важности автономных пожарных извещателей, демонстрации государственного флага ФРГ или психоделических узоров, успокаивающих баварский электорат и внушающих ему мысли о сильной и процветающей Германии.

Ярко освещенная Allianz Arena — вероятно, один из самых узнаваемых сейчас стадионов мира.

Вся история баварской архитектуры в одном кадре: старейшая церковь Мюнхена Хайлиг-Кройц-Кирхе (начало XIII века) и Allianz Arena (начало XXI века). Здания разделяет 300 метров и 800 лет.