Кёльнский собор Германии: легенда. Кёльнский Собор На какой улице находится собор в кельне

И знатно поспав до 5 утра, я отправилась на осмотр Кёльна. Первым делом, конечно, путь лежал в Кельнский собор, о котором я немного расскажу и покажу.

Кельнский собор в Кельне — краткая информация

Одна из самых значительных достопримечательностей Кёльна — его Собор Kölner Dom . Это сама высокая в мире церковь с двумя одинаковыми башнями и третья среди прочих. Высота собора составляет 157,4 м.

В соборе хранится древняя реликвия — останки трех Святых Волхвов . Сначала для них построили красивый ларец, а позже, в 1248 году, начали строить и собор.

Кельнский собор построен в готическом стиле и является одним из самых узнаваемых в мире. Действительно, снаружи это грандиозное и внушительное сооружение, для того чтобы просто обойти вокруг него потребуется ни одна минута.

Не буду вдаваться в исторические подробности, кому интересно — найдет их в Википедии.

Собор расположен в непосредственной близости от главного железнодорожного вокзала Кёльна. Это первое строение, в которое упирается взгляд при выходе на улицу. Вокруг многолюдно и шумно.

Кельнский Собор внутри тоже огромный, кстати, я уже , в какое время лучше посещать собор:

лучше идти в следующие промежутки 10:00-11:30, 12:55-17:30, 19:30-21:00 – в это время нет месс, можно спокойно осмотреть весь собор; с 12:00-12:55 проходит большая месса во всем соборе, когда перекрыт практически весь Собор; в остальные промежутки — локальные мессы и частичные перекрытия.

Кельнский собор внутри и мои впечатления

Красивые и древние витражи на окнах, которые удалось спасти во время бомбардировок.

Кстати, о бомбардировках. Уж не знаю, правда или нет, но собор сознательно не бомбили во время второй мировой войны, потому что он служил отличным ориентиром. Весь город был практически снесен с лица земли, а Кельнский собор стоял.

Не сильна в религиозных достопримечательностях, но, наверное, это тоже что-то важное.

А вот и главная реликвия Кёльнского собора — мощи трех волхвов (Каспар, Бальтазар и Мельхиор), которые первыми увидели Младенца Христа.

Тут же неподалеку тетеньки ведут реставрационные работы.

Можно спуститься в крипту, но для меня там не было ничего интересного.

Возле указателя на крипту неплохо бы задрать голову и обратить внимание на потолок.

Много людей толпились возле этих реликвий, слева распятие Геро — 2-метровый крест из дуба.

Хотя Кельнский собор и огромный, внутри я провела немного времени, минут 15 . То ли я была не в духе, то ли так и есть — но собор не зацепил . Вот, бывает, заходишь в старинную церковь или другой большой собор и ахаешь, а тут такого не случилось.

Другая полезная информация . Напротив входа в собор расположен туристический информационный центр . На площади и прилегающих территориях есть бесплатный вай-фай .

Немного побродив туда-сюда, я отправилась в Музей Людвига, который находится практически за углом. Но об этом в .

Кельнский собор в Германии считается одним из величайших и красивейших христианских храмов.

Его строительство началось почти 800 лет назад, аж в 1248 году архиепископ Кёльна Конрад фон Хохштаден заложил первый камень в основание Кёльнского собора. Жители Кёльна, в то время считавшегося одним из самых богатых и могущественных германских городов, мечтали о собственном кафедральном соборе, который затмил бы другие европейские храмы своей красотой и размерами. Но никто и предположить тогда не мог, что строительство растянется на сотни лет, практически до бесконечности. Первое строительство длилось 189 лет, до 1437 года. Потом было приостановилось и вновь возобновилось с 1842 по 1880 гг.

В период Второй мировой войны Кёльн был практически разрушен. Собору досталось тоже, однако он был, пожалуй, чуть ли не единственным зданием города, которое уцелело после страшных бомбардировок. Позднее выяснилось, почему случилось такое «чудо»: оказывается, существовал негласный сговор лётчиков, которые использовали высоченные шпили собора в качестве ориентиров. Реставрационные работы были начаты уже в 1945 году, но временная реставрационная конторка до сих пор стоит на площадке у здания...

Такое долгое строительство окутано легендами. По одной из них жена главного архитектора Герхарда, спасает мужа от дьявола. По этой версии, архитектор никак не мог придумать чертёж будущего храма, и в период его творческих терзаний к нему явился дьявол и предложил обменять душу на этот чертёж. Архитектор согласился. Неравноценный обмен должен был состояться после первых петухов. Но жена Герхарда, подслушав разговор, решила спасти душу мужа и заполучить чертёж. Она встала на рассвете и прокукарекала вместо петуха. Дьявол отдал чертёж, но позже выяснилось, что его обманули. Тогда он проклял и собор, и город: «Да наступит конец света с последним камнем на этом соборе». Что же касается города, то Кёльн будет стоять и процветать до тех пор, пока будет строиться собор, а когда последний его камень ляжет на своё законное место, мир постигнет апокалипсис.

Кельнский собор производит поразительное впечатление! Невероятные размеры, темные камни, уходящие далеко в небо пики Башен. Но стоит немного привыкнуть к свету, размерам и, пересилив оцепенение, сделать шаг, как эта громадина оживает. Она уже не кажется монолитом. Витые башни, искусная вязь готических узоров, фигуры по фасадам – все приходит в движение. Эта 150-метровая махина как будто соткана из кружев.

Кёльнский собор, как показывают раскопки, строился не на пустом месте. Ещё в 50 годы н.э. здесь стоял... римский языческий храм, который затем в IV веке н.э. сменила епископальная церковь. Её значительно расширили к IX веку, а через триста лет первый камень лёг в основу уже готического собора по французскому образцу. В качестве этого образца послужил, главным образом, Амьенский собор во Франции.

В сентябре 1322 года были освящены хоры собора. На момент освящения его убранство считалось самым красивым и богатым во всём христианском мире. Храм был недостроенным, из нескольких предполагаемых башен лишь 59-метровая южная пронзала небеса. Но и она не была завершена окончательно. Строительство собора продолжалось до 1450 года, а затем потихоньку все работы прекратились. Было ли виной проклятие лукавого, или же помешали эпидемии, прокатившиеся по Европе, может, элементарно не хватило денег?

Некоторые из исследователей называют в качестве главной причины прекращения строительства собора изменение мировоззрения тогдашнего общества. Эпоха Возрождения с новыми ценностями и идеалами сменила мрачную готику Средневековья, и людям нового времени и новой Европы просто не требовался такой грандиозный готический храм.

Вызывая восхищение и трепет всех, кто его видел, Кёльнский собор в недостроенном виде простоял вплоть до XIX века, когда на волне нового повального увлечения готикой было решено довести его «до ума».

В 1842 году, после подготовительных работ, король Пруссии Фридрих Вильгельм IV отдал распоряжение завершить строительство Кёльнского собора по первоначальным планам. На этот раз дело продвигалось куда быстрее, и 15 октября 1880 года состоялись торжества по поводу завершения строительства этого грандиозного Средневекового «долгостроя». Однако пышные торжества ещё не означали, что собор был достроен окончательно. Нужно было его стеклить, класть полы, отделывать.

В 1906 году одна из 24 декоративных башен неожиданно рухнула, затем обломились и другие башни. В некоторых местах были обнаружены повреждения каменной кладки. В общем, собор явно не хотел быть достроенным.

Кёльнский собор - это не просто божий дом, но и сокровищница, где хранятся удивительные реликвии, привлекающие паломников со всего мира. К числу самых ценных художественных сокровищ собора относится чудотворное распятие Геро, сделанное из дуба ещё до 976 года. Оно считается древнейшим из сохранившихся в Западной Европе. Христос на этом распятии изображён не страдающим и не торжествующим, но только что принявшим смерть Существует такая легенда об этой реликвии: на деревянном распятии появилась трещина, которая вновь закрылась, когда архиепископ Геро приложил к ней просвирку. С тех пор распятие Геро признано чудотворным.

Другим бесценным сокровищем можно назвать раку Трёх Святых Королей, одну из самых драгоценных святынь христианства. Три святых короля (Каспар, Мельхиор и Бальтазар) - это и есть те три волхва, которых привела в Вифлеем вспыхнувшая в момент рождения младенца Иисуса звезда. В 1164 году архиепископ Кёльна Райнальд фон Дассель привёз эти святые мощи в Кёльн, и одна из версий создания Кёльнского собора гласит, что именно обретение городом святых мощей и подтолкнуло к строительству кафедрального собора, который бы соответствовал высочайшему рангу одной из главнейших святынь христианства, где она должна была бы храниться. Знаменитый мастер Николай Верденский в 1184-1220 годах создал чудесный золотой реликварий для святых мощей.

Но раку Трёх Святых Королей я, к сожалению, в соборе не увидела. Может, она была закрыта, так как в соборе ведутся реставрационные работы.

К числу других сокровищ Кёльнского собора относят великолепные витражи, часть из которых - «окна королей», «библейские окна» и «окна трёх Святых волхвов» - сохранились с 1280 года. Не менее древними считаются и другие окна собора - царские витражи в верхнем ярусе хоров, датируемые 1310 годом.

Помимо реликвий трех волхвов архиепископ Дассельский привез из Милана в Кельн и резное изображение мадонны, считавшееся чудодейственным и глубоко почитавшееся верующими. Эта скульптура была, по всей видимости, уничтожена пожаром в соборе в 1248 г. Впоследствии около 1290 г. было создано дошедшее до наших дней изображение богоматери, на которое и было перенесено название «Миланской мадонны».

Сегодня Миланская мадонна считается одним из прекраснейших скульптурных творений периода зрелой готики. Осторожно и изящно мадонна удерживает дитя в своих руках. Ее фигура исполнена грациозности и достоинства. Многочисленные складки одеяния нисходят от плеч до самых ног. Несмотря на то, что сегодняшняя роспись скульптуры датируется XIX в., ее оригинальная окраска также была разноцветной. Эта фигура до сих пор является самым прекрасным изображением Богоматери в соборе.

Жемчужина Кёльна и шедевр готической архитектуры, Кёльнский собор Святых Петра и Марии, бесспорно, поражает своей монументальностью, величием и, одновременно, легкостью и изяществом, ажурностью устремленных ввысь форм. Это крупнейший собор Германии и один из самых больших соборов в Европе.

Смотреть еще:

  • 12/11/2011 --
  • 23/11/2011 --
  • 02/11/2018 --
  • 01/09/2014 --
  • 18/08/2014 --

Высокие стрельчатые своды, колоны, арки, высокие окна с цветными витражами - именно готика была лидирующим направлением в XIII- XV веках. Жемчужиной , бесспорно, является . Это один из самых больших соборов в . Огромные башни Кельнского собора видны практически из любой точки города. Этот собор занимает особое место во всей готической архитектуре.

Собор представляет собой огромную базилику из красноватого камня трахита, площадью около 8500 квадратных метра. Длина собора - 144 метра, ширина трансепта - 83 метра, высота здания до гребня крыши - около 60 метров. На западном фасаде собора расположены две колоссальные башни, увенчанные остроконечными шпилями. Они поднимаются в высоту на 157 метров. Снаружи на здании - масса опорных пилястр, галерей, сквозных решеток, а его главный портал богато украшен скульптурной пластикой, декоративной резьбой, повторяющейся от яруса к ярусу стрельчатыми арками. Огромный основной зал собора окружен множеством часовен и капелл, а его своды поддерживают колонны высотой в 44 метра. Стены и пол собора выложены из серого . Две крутые винтовые лестницы - в 509 ступенек каждая - ведут на колокольни, устроенные внутри башен.

Самым большим колоколом Кельнского собора и самым большим «действующим» колоколом в мире является «Петер» - его вес 24 тонны. Он отлит сравнительно недавно в 1923 году, из металла пушек, захваченных у французов в 1871 году. Кроме Петра есть еще «Изысканный» колокол, который прозван так за издаваемые им чистые тона. Кроме этих двух колоколов на башне есть еще два, но поменьше.

Высоко в верхних рядах окон сияют великолепные витражи. Окна Королей, а также Библейские окна и окна Святых волхвов, расположенные в галерее хора, в боковой капелле, сохранились с 1280 года. В Мариенкапелле можно и сейчас увидеть «Поклонением волхвов»- престольным образом работы Стефана Лохнера. Еще в одной капелле находится древнейшее из скульптурных изображений Распятия, в другой - погребен основатель Кельнского собора архиепископ Конрад фон Хохштаден. На ограде хоровой части стоят 14 скульптурных фигур - Христос, Мария и двенадцать апостолов.

История Кельнского собора

История Кельнского собора восходит к XIII веку - именно тогда было решено построить на месте существовавшего с IX века и сгоревшего старого собора новый храм. С самого начала собор был задуман как нечто грандиозное, что могло бы сравниться со знаменитыми французскими постройками. Кроме того, у строительства Кельнского собора была и другая цель. Он предназначался для хранения останков Святых волхвов, которые ранее хранились в одном из миланских монастырей. Эти мощи были вывезены из в начале XII века немецким императором Фридрихом Барбароссой. Для этих мощей была заказана специальный сосуд, который отливали в течение 10 лет из чистейшего золота.

15 августа 1248 году было начато строительство собора. Архиепископ Кельна Конрад фон Хохштаден сам заложил первый камень в основание. К 1322 году была готова только половина собора. Правда к этому времени было завершено строительство портала, и часть пространства была подведена под крышу, так что стало возможным проводить церковные службы. Однако уже в 1450 году прекратились работы на южной башне. Причиной тому послужил ряд войн и эпидемий, а вследствие этого - существенная нехватка средств. Кроме того, очень многие выступали против строительства готического здания, говоря, что готика - это лишние затраты на безвкусные произведения искусства, которым не хватает красоты и изысканности.

В XIX веке изменилось отношение к готическому искусству. В частности, в 1815 году сам Гете выступал в защиту Кельнского собора. Строительство собора было возобновлено только в 1842 году по велению короля Пруссии Фридриха Вильгельма IV. Строительством занялись лучшие архитекторы Германии Фридрихом Шинкелем и Эрнстом Фридрихом Цвирнером. Первоначальный план строительства был полностью соблюден. Осенью 1880 года строительство, наконец, было завершено. После этого еще предстояла внутренняя обработка.

Однако не стоит считать, что на этом история строительства собора была полностью закончена. В 1906 году 4 декоративные башни обвалились, встала необходимость их восстанавливать, а вследствие войны, в 1945 года из-за обстрелов была повреждена существенная часть Кельнского собора.

Непогода способствовала также многочисленным повреждениям. Все это могло бы привести к окончательной гибели собора, если бы постоянно не принимались охранительные меры. Глава истории строительства Кельнского собора не завершена и сегодня.

Кельнский собор сейчас

Кельнский собор - это не только место проведения церковных служб, но и крупнейший музей, где собраны за долгие столетия богатейшие коллекции картин, скульптур, драгоценностей, фресок и некоторых других, очень ценных вещей.

Этот собор, создававшийся на протяжении нескольких веков, может служить не только прекрасным образцом готического искусства, но и примером того, как мастера разных поколений смогли создать здание, поражающее не только по своим размерам, но и по единству воплощения. Храм до сих пор считается самым большим во всей Германии, и уже давно стал шедевром европейской архитектуры.

Высокий кафедральный собор Святых Петра и Марии - это официальное название одной из знаменитых достопримечательностей Германии. Кельнский собор считается третьим по величине готическим собором в мире, немного уступая своим "собратьям" в Италии - Миланскому и Севильскому. Если выражаться точно, то построен он в стиле северофранцузской готики, а прототипом стал Амьенский собор.

Когда-то этого красавца назвали венцом готического искусства и, начиная с 1996 года, он находится в списке всемирного наследия ЮНЕСКО.

Величие исполина

Этот монументальный собор расположен рядом с кельнским железнодорожным вокзалом, и его великолепные башни, две 157-метровые пики, видны практически отовсюду. Те, кто не боится высоты, поднимаются по винтовым лестницам на самый верх и наслаждаются захватывающим панорамным видом города.

Строительство Кафедрального собора Кельна было начато еще в 1248 году и стало средневековым долгостроем, который продолжился до 1560 года, когда финансовые источники иссякли окончательно. Лишь спустя три столетия, по инициативе короля Фридриха Вильгельма IV собор было решено достроить, однако и на этот раз строительство затянулось на долгие десятилетия. Кельнский собор - гордость всей Германии - был относительно закончен лишь в прошлом веке благодаря сохранившимся подлинным чертежам и планам. Но среди местных жителей ходит поверье, что город будет процветать до тех пор, пока идет строительство собора, поэтому реставрационные работы проводятся и по сей день.

Чудо архитектурной мысли

Невероятно потрясающая архитектура собора включает и величественные порталы, и башни, которые, словно черное кружево, сплетены в причудливом узоре, а очертание собора представляет собой латинский крест.

Во время Второй мировой войны большая часть центра Кельна была разрушена, но собор уцелел полностью, и это настоящее чудо, ведь его башни трудно не заметить даже при всем желании. Сегодня для туристов и гостей города среди разнообразных сувениров продаются фото послевоенных руин, среди которых гордо стоит нетронутый собор.

Особый восторг вызывают великолепные витражи, в изготовлении которых принимали участие лучшие средневековые мастера. Недаром в религии свет является символом созидания и спасения. Во время войны все витражи были заботливо спрятаны, благодаря чему мы можем любоваться первозданной, сказочной достопримечательностью Кельна.

Среди других достопримечательностей, стоит побывать и в церкви Святого Мартина - замечательном архитектурном сооружении, которое сочетаетв себе самые разные стили.

Когда римляне в начале I века основали еще одну колонию, вряд ли они подозревали, что спустя всего два столетия этот город станет крупнейшим экономическим, культурным и религиозным центром Германии. А еще несколько столетий позже здесь построят самый грандиозный собор мира (самый высокий до конца XIX века), описанный в ЮНЕСКО как "исключительная работа творчества человеческого гения".

Мифы и факты

Впервые увидев Кельнский собор, действительно захватывает дух! Сразу и навсегда впечатляет колоссальный размер сооружения – 157 метров в высоту. Это почти в два раза (!) выше – самого высокого здания того времени на территории нынешнего СНГ. Два шпиля пронзают небо на верхушке десятиэтажного здания, горящего зелеными огнями от заката до рассвета, доминируя над силуэтом древнего города. Трудно поверить, что этот величественный собор, ставший известным символом Кельна, был задуман в средневековье. Фотографии не могут представить всю грандиозность сооружения.

Древняя легенда рассказывает, что архитектор Кельнского собора Герхард, который был не в силах выполнить чертежи будущего собора, пригласил на помощь дьявола. Тот сразу предложил свои услуги в обмен на душу архитектора. Уговор должен был свершиться на заре после первых криков петухов. Но жена архитектора подслушала беседу и решила спасти мужа. Она встала рано утром и прокукарекала вместо петуха. Дьявол немедленно явился, передал заветные чертежи и забрал ее душу. Обман вскрылся, но было уже поздно. Тогда дьявол сказал, что город Кельн будет стоять и процветать до тех пор, пока будет строиться Кельнский собор. С тех пор и по сей день собор не перестают строить и достраивать.

Интересным фактом является также то, что во время Второй мировой войны, когда бомбардировками союзников был уничтожен практически весь город, не пострадал только Кельнский собор. По негласному сговору летчиков, собор берегли как географический ориентир.

И сегодня самый известный памятник возвышается в центре Кельна на вершине Соборного холма. Это третий храм, построенный на этом месте. Первый был основан в 313 г. н.э., когда римский император Константин ввел христианство в Европе. Второй - " " - был возведен в 818 году и сгорел дотла в 1248 году. В этот же год началось строительство нынешнего готического шедевра, которое длилось вплоть до 1880 года. Примечательно, что каждый последующий строитель этого многовекового проекта подтвердил правильность первоначальных чертежей.

Кельнский собор основан как саркофаг трех святых волхвов, останки которых кельнский архиепископ привез из миланского монастыря в 1164 году. Высокий статус, которого Кельн достиг в христианском мире благодаря обретению этих реликвий, должен был воплотиться в кафедральном соборе, которой бы затмил собою все остальные храмы.

Спустя столетие началось великое строительство, но было остановлено в 1560 году. Недостроенный храм использовался для церковных целей в течение следующих 300 лет до начала XIX века, когда строительство возобновилось. На возведение Кельнского собора было потрачено в общей сложности более 1 млрд. евро в переводе на современные деньги. Завершение грандиознейшего собора Германии отмечалось как национальное событие в 1880 году, спустя 632 года после начала строительства. На праздновании присутствовал император Вильгельм I.

Но работа над этим сооружением не прекращается и сегодня. На поддержание и дополнения собора расходуется 10 млн. евро. ежегодно. Так в 2007 году собор обрел новые витражи на южных окнах, которые были уничтожены во время Второй мировой войны. Витражи состоят из 11500 одинакового размера кусочков цветного стекла, расположенных случайным образом на компьютере, образуя красочный "ковер".

Что посмотреть

Кельнский собор содержит многочисленные произведения искусства, в том числе ларь с мощами трех волхвов: Гаспера, Мельхиора и Валтасара. Ларец расположен за алтарем в восточной части собора, размерами 1,53 м в высоту, 1,10 м в ширину и 2,20 м в длину, его деревянный корпус обит позолоченными пластинами, инкрустированными 1000 драгоценных камней.

Дальше, через проход, находятся ряд небольших богато украшенных часовен. В соборе хранится крест Геро - двухметровое распятие Христа, подаренное архиепископом Геро (969-976 гг.), Миланская мадонна - резное изображение Марии с младенцем Иисусом XIII века и статуя Святого Христофора.

Интерес представляет также старая ризница - часовня Святого причастия, сокровищница собора. Вы можете подняться по лестнице на вершину собора, но имейте в виду - это крутой подъем в 509 ступенек!