Германия: Собор Мюнстер в Ульме. Кафедральный собор ульма Нотр дам в ульме

Кафедральный собор Ульма, или Мюнстер, – один из известных в Германии памятников архитектуры. Он является одной из визитных карточек Ульма. Его стройные шпили тянутся к небу изо всех сил, самая высокая точка отмечена на уровне 161,5 метров.

Если говорить с исторической точки зрения, то Мюнстер в разные периоды своего строительства успел повидать многое. Первый камень был заложен в далеком 14 веке, а окончание строительства пришлось на бурное и насыщенное событиями 19 столетие. Руководство строительством изначально осуществлял Ульрих фон Энсинген, который известен своей невероятной точностью в расчетах. Центральная часть Мюнстера была возведена достаточно быстро, за период с 1392 по 1405 годы, а вот с боковыми нефами – а собор является пятинефным – было сложнее: своды не выдерживали нагрузки, потому их строительство было на время прекращено.

Стоит сказать также, что шпиль собора далеко не сразу был таким высоким. К примеру, в те времена, когда Мюнстер оказался в руках у лютеран, они достроили его в высоту и шпиль достиг стометровой отметки. А вот окончательные изменения появились уже в 19 веке, тогда же собор обрел свой нынешний вид. Среди настоящих шедевров здесь отмечают уникальные витражи, а также знаменитые хоры, вырезанные Йоргом Сирлингом-младшим. Последние знамениты тем, что построены из дуба, который полтора столетия вымачивался в водах Дуная и приобрел поразительную крепость. Стоит обратить внимание и на скульптуры Ганса Мульчера, одна из которых - Христос-страдалец - украшает главный портал собора.

Завершает всю гениальную композицию скульптура воробья: незаметная на первый взгляд птичка имеет огромное значение в истории всего города. Согласно легенде, именно воробышек показал строителям, как же стоит проносить огромные бревна для строительства через ворота, которые были сделаны слишком узкими. Трудолюбивая птичка носила соломинки для своего гнезда, располагая их поперек, а не вдоль, и именно такой способ позволил строителям обеспечить Ульм материалами для возведения домов. Теперь воробей уютно расположился на крыше Ульмского собора, наблюдая за жизнью города с огромной высоты.

Германия: Собор Мюнстер в Ульме

Ульмский собор (Мюнстер) расположен в центре города на площади Münsterplatz. Эта трехнефная зальная церковь была построена в готическом стиле и первоначально принадлежала католической церкви, а после Реформации стала самой большой протестантской церковью в мире. Любопытно, что несмотря на громкое название, церковь формально не является Кафедральным собором: Ульм никогда не был резиденцией епископа. Тем не менее, во многом благодаря гигантскому размеру церкви, ее принято называть «собором», этой традиции будем следовать и мы.

Решение о возведении собора было обусловлено рядом причин. В 14 веке приходская церковь Ульма находилась примерно в километре за переделами городских стен. В случае осады жители оказывались оторваны от церкви, как случилось, например, при нападении на город короля Карла IV в 1376 году и подобная ситуация вполне могла повториться ввиду неспокойной военной обстановки того времени. Также город стремился к независимости от монастыря Райхенау, которому принадлежала старая приходская церковь. Эти причины и побудили горожан начать строительство новой церкви в черте города за счет собственных средств, хотя на тот момент население города составляло менее 10 000 жителей. Собор был заложен 30 июня 1377 года. Строительство Ульмского собора происходило в два основных этапа.

Проект собора был разработан архитектором Генрихом Парлером: планировалось построить зальную церковь с двумя равновеликими нефами, одной западной башней и двумя башнями со стороны хора. Парлер успел возвести хор и нижние ярусы башен со стороны хора. В последующие 150 лет на строительстве собора сменилось около 6 архитекторов, каждый из которых привносил свои изменения в первоначальный план. У собора появился третий неф, а также началось строительство главной башни, которая по замыслу архитектора Ульриха Энзингена (работавшего на строительстве собора в Страсбурге) должна была подняться на высоту 150 м. В 1543 году ввиду недостаточного финансирования, напряженной внутриполитической обстановки и начавшейся Реформации, строительство было заморожено. Главная башня собора на тот момент достигала в высоту 100 м, а башни хора - 32 м.

Второй этап строительства начался лишь через 300 лет. В 1844 году в соборе были проведены общие работы по укреплению конструкции, а также завершено возведение башен хора, а в 1880 году после подготовительных работ было продолжено строительство главной западной башни, которое было завершено 31 мая 1890 года установкой на ее шпиле крестоцвета. Высота башни составила 161,5 м. В таком виде собор и дошел до наших дней. Сегодня на башню Мюнстера можно подняться до высоты 143 м, преодолев 768 ступеней. Сверху открывается прекрасный вид на Ульм и окрестности, а в хорошую погоду можно даже увидеть на горизонте Альпы. Башня собора является на сегодняшний день самой высокой в мире. Башни хора в высоту достигают 86 м.

Само здание Мюнстера в длину составляет 123 м, а в ширину - 49 м. До того, как в интерьере были установлены скамьи, собор вмещал 20 тысяч человек. Собортрехнефный, базиликального типа, центральный неф заканчивается апсидой. Высота центрального нефа составляет 41,5 м, боковых нефов - по 20,5 м.

Особого внимания заслуживает тимпанглавного (западного) портала собора (1380). Вопреки классической традиции изображать на нем сцены страшного суда (которые все же присутствуют на заднем плане в трех углах тимпана), основной мотив здесь - миф о сотворении мира. Интересен тот факт, что на барельефе Господь держит в руках Землю, изображенную в форме шара. Таким образом, на тимпане показано начало и конец мировой истории, которые объединены образом Христа.

Сам Христос в терновом венце работы знаменитого скульптора Ганса Мульчера (1429) установлен на средней колонне портала (это копия; оригинал находится в интерьере собора, у юго-западной опоры хора). Колонны, поддерживающие вход в собор, также украшены изваяниями святых - святого Антония с колоколом, Иоанна Крестителя с ягненком, Марии с младенцем, а также святого Мартина с мечом.

Небольшой северо-западный Малый портал Марии (kleinen Marienportal) посвящен рождеству Иисуса Христа и поклонению волхвов. Тимпан (1356) был перемещен сюда из старой приходской церкви Ульма. Северо-восточный порталРеформационный портал (Reformationsportal; 1370) изображает сцены страстей Христовых. На юго-восточном портале (1360) можно увидеть сцены страшного суда. Он также был перенесен сюда со старой приходской церкви. Самый пышный и большой портал собора - юго-западный Большой портал девы Марии (große Marienportal), который, видимо, задумывался как главный. Тимпан (1380) изображает сцены из жития пресвятой девы Марии. Ниже находятся три барельефа (около 1400). На левом изображено поклонение волхвов, на правом рождение Христа, а на среднем шествие трех волхвов к святому младенцу.

Во внутреннем убранстве церкви интересны прежде всего средневековые витражи. Шесть из девяти витражей дошли нетронутыми до наших дней (в апсиде). Самый старый - витраж Анны и Марии (1385), созданный на средства гильдии ткачей. Навитраже изображено житие девы Марии, а также рождение и детство младенца Иисуса. В центральном пролете хора расположен витраж городского совета (Ratsfenster) с изображением воскрешения Христа, а слева от него - витраж купцов (Kramerfenster) с изображением Рождества, выполненные в позднеготическом стиле, близком к реализму (1480). Витражи боковых нефов образца 19 века были утеряны в годы Второй мировой войны и заменены прозрачными стеклами, а в 2001 году два окна были оформлены современными витражами работы художника Иоганна Шрайтера.

До наших дней дошли также резные церковные скамьи темного дуба, созданные в период с 1469 по 1474 год мастером Йоргом Зирлином. Всего насчитывается 89 сидений, что позволяет предположить, что в особых случаях члены городского совета также принимали участие в службе. Сиденья разделены на мужскую и женскую половины. Женская (южная сторона) украшена деревянными изваяниями сивилл (античных прорицательниц), а мужская сторона (северная) — бюстами философов, исследователей и писателей дохристианской эпохи. Существует предание, что в виде Вергилия Йорг Зирлин изобразил самого себя. Скамьи хора Ульмского собора считаются шедевром готического искусства.

Главный алтарь собора также известен под именем алтарь Хутца по имени одной из наиболее зажиточных семей города. Создателем алтаря является Мартин Шаффнер (1521) В центральной части (коробе) алтаря изображено святое семейство - дева Мария с младенцем Иисусом и ее мать Анна, в пределле - Тайная вечеря.

На колоннах, отделяющих центральный нефот боковых, установлены многочисленные каменные изваяния 19 века. Но интересны не они, а консоли, на которых они установлены. Консоли были созданы в период в 1381 по 1391 год. Пожалуй, самые примечательные из них — пара музицирующих ангелов и дева, чьи волосы формируют основной объем консоли.

В центральном нефе расположена кафедра работы Йорга Зирлина младшего (1510).

В южном боковом нефе находится чаша со святой водой (1507), выполненная в позднеготическом стиле и украшенная орнаментом из листьев, но со времен Реформации, с 1530 года, чаша стоит пустая. Невдалеке от чаши находится восьмигранная купель (1474), установленная под балдахином, украшенным статуями шести пророков, двух королей и гербами курфюрстов и империи. Купель покоится на четырех львах.

Пространство над аркой хора украшено огромной фреской площадью 145 квадратных метров с изображением Страшного суда (1471). Предположительно роспись (130 фигур!) была создана мастером Гансом Шухлином.

В соборе установлено 5 органов, каждый из которых используется в разных случаях. Большой главный орган был установлен в 1969 году. В туристический сезон по рабочим дням в полдень в соборе проходит концерт органной музыки.

Сохранил свой первоначальный вид собор и во время Второй Мировой Войны, когда город Ульм был подвергнут бомбардировке (17 декабря 1944 год). Удивительный факт, ведь вся историческая часть города была сильно разрушена.

Построенный на деньги зажиточных горожан, в настоящее время Ульмский собор функционирует за счет пожертвований своих прихожан и средств, вырученных от регулярно проводимых экскурсий.

Ульмский собор ежедневно открыт для посетителей. Есть даже возможность подняться на смотровую площадку, расположенную в башне на высоте 143 метра, но для этого придется преодолеть 768 каменных ступенек винтовой лестницы. С высоты башни открывается потрясающий вид на зеленые пастбища и Альпы.

Поражает своими размерами и главный зал собора, который способен во время службы вместить свыше двух десятков тысяч человек. Это только лишний раз подчеркивает масштабность сооружения, ставшего главной достопримечательностью немецкого города Ульм.

Ульмский собор является самым высоким в Европе и одним из прекраснейших образцов готической архитектуры Германии. Этот лютеранский собор доминирует над окружающими территориями в течение сотен лет и тесно связан с городом Ульмом

Строительство собора началось в 1377 году и финансировалось жителями города. Как и со многими другими масштабными стройками, процесс затянулся надолго, и после очередного длительного застоя, в 1543 году церковь стала лютеранской, строительство возобновилось, и в 1890 году был достроен шпиль

Большие готические шпили собора возвышаются на 161 метр в высоту. (высота Кёльнского собора , второго по высоте в Европе - 157 метров). Те, кто решился преодолеть 768 старинных ступеней, будут вознаграждены великолепным панорамным видом Ульма, а при хороших погодных условиях будут видны даже зеленые альпийские пастбища. Как Вы уже догадались, сооружение возглавляет список самых высоких соборов мира

В 1944 году большая часть Ульма и его исторический центр были полностью уничтожены бомбардировками, но собор чудом остался практически нетронутым

Ульмский собор открыт каждый день, ежедневно его посещают тысячи верующих и просто туристов, так как это главная достопримечательность и символ города. Рядом на площади находится и православная церковь

Собор настолько огромен, что его невозможно сфотографировать во весь размер за один раз, он попросту не помещается в объектив. Никакие фотографии не передадут то величие, которое исходит от этого сооружения. Его нужно обязательно увидеть в живую и подняться на смотровую площадку - Вы испытаете невероятные ощущения. Многие путают Ульмский собор с Собором Святого Вита в Праге, ниже на фото

Старинный южнонемецкий город Ульм расположен среди плодородных равнин левобережья Дуная, у подножия Швабских Альп, при слиянии рек Дунай и Блау. Некогда город-крепость и важный стратегический пункт, Ульм до сих пор сохраняет множество средневековых построек, имеющих большую историческую и художественную ценность.

Готический стиль пришел в Германию довольно поздно, и церкви, построенные до 1230-х годов, несут в себе еще черты романской архитектуры. Однако восприняв новые веяния, немецкие зодчие внесли свой вклад в развитие готики. Храмы, созданные в Германии в период господства этого стиля, отличаются своими ярко выраженными чертами. А одним из последних больших готических соборов Германии и стал собор в Ульме (строился в 1377-1529 гг.).

Собор в Ульме, история возведения

Первую церковь в Ульме заложил в 813 году Карл Великий, основатель Священной Римской империи. Она располагалась за чертой городских стен и в административном отношении была подчинена монастырю Рейхенау. К XIV столетию Ульм стал одним из богатейших городов средневековой Германии.

Среди его жителей росло недовольство духовной зависимостью от монастыря. Последней каплей, переполнившей чашу терпения, стала осада Ульма войсками императора Карла IV. И хотя она была успешно отражена, горожане были крайне недовольны тем, что за все время военных действий они были отрезаны от своей церкви, остававшейся за пределами городской территории.

И в 1377 году ульмские бюргеры пошли на беспрецедентный шаг: они по камешку разобрали церковь и за шесть недель собрали ее заново - уже внутри городских укреплений.

В том же самом году бургомистр Ульма заложил краеугольный камень в основание нового собора, посвященного Деве Марии, - «Unser lieben Frau» («Нашей любимой Госпоже»).

Строительство Ульмского собора растянулось на полтысячелетия и завершилось лишь в 1890 году. В его строительстве приняли участие знаменитые династии архитекторов, которые своим творчеством определили характер немецкого зодчества XIV-XV веков.

В начале строительства здесь работали Хайнрих Парлер с сыном, затем их сменили мастер Ульрих из Энсингена и его сын, потом здание расширял Буркхарт Энгельберг, а в конце XV века храм был в основном закончен мастером Матеусом Бёблингером.

Западную башню, квадратную в основании, в начале XV века начал строить Ульрих фон Энсинген. Поощряемый тщеславием горожан, он задумал возвести гигантское сооружение, которое должно было превзойти самую высокую в те годы башню собора в Страсбурге. В 1474 году работу продолжил Матеус Бёблингер. В начале XVI века работы были прерваны и башня осталась недостроенной. Лишь в 1840-х годах работы по ее завершению возобновились.

В 1844-1890-х годах башню увенчали дополнительный восьмигранный ярус и массивный ажурный шатер, возведенный по старым чертежам Матеуса Бёблингера.

Сегодня высота западной башни Ульмского собора составляет 161,5 м, и она является самой высокой церковной постройкой в христианском мире. Знаменитые башни-близнецы ниже ее по высоте на 4 м.

Собор в Ульме, архитектура и интерьер

Гигантская западная башня определяет облик всего сооружения. Две башни восточного фасада, сооруженные в конце XIV века и не менее живописные (их высота составляет 84,5 м), теряются в великолепии своей могучей «сестры».

На вершину башни ведет очень узкая винтовая лестница, на которой с трудом могут разойтись два человека. Однако усилия того, кто решится преодолеть 768 ее ступеней, будут вознаграждены: перед его глазами откроется великолепная панорама Альп.

Начатый как зальная церковь, собор в ходе строительства приобрел форму базилики. Его внешняя длина составляет 140 м, ширина - 48 м. Из-за недостатка строительного материала использовалось сочетание камня с кирпичом.

Первым был возведен хор, затем центральный неф высотой 41 м и протяженностью 123 м. Несколько позже были пристроены боковые нефы. Общая ширина всех нефов составляет 44 м и выглядит огромной в сравнении с длиной храма.

Отсутствие окон верхнего ряда в центральном нефе первоначально компенсировалось высокими окнами в боковых нефах, украшенных узорными переплетами. В начале 1500-х годов боковые нефы были разделены тонкими колоннами, и таким образом собор стал пятинефным.

При этом освещенность центрального нефа ухудшилась, и он выглядит значительно более темным, чем другие готические постройки. Однако благодаря внушительным размерам - собор способен одновременно вмещать до 30 тыс. человек - в интерьере господствует ощущение свободного пространства. Отсутствие трансепта и простота внутреннего убранства усиливают это впечатление.

Особого внимания заслуживает тимпан главного (западного) портала собора (1380). Вопреки классической традиции изображать на нем сцены страшного суда (которые все же присутствуют на заднем плане в трех углах тимпана), основной мотив здесь – миф о сотворении мира. Интересен тот факт, что на барельефе Господь держит в руках Землю, изображенную в форме шара. Таким образом, на тимпане показано начало и конец мировой истории, которые объединены образом Христа.

Сам Христос в терновом венце работы знаменитого скульптора Ганса Мульчера (1429) установлен на средней колонне портала (это копия; оригинал находится в интерьере собора, у юго-западной опоры хора).

Колонны, поддерживающие вход в собор, также украшены изваяниями святых – святого Антония с колоколом, Иоанна Крестителя с ягненком, Марии с младенцем, а также святого Мартина с мечом.

Стены собора, подобно Ноевому ковчегу, украшают изваяния животных, рыб и птиц со всего мира.

Небольшой северо-западный Малый портал Марии (kleinen Marienportal) посвящен рождеству Иисуса Христа и поклонению волхвов. Тимпан (1356) был перемещен сюда из старой приходской церкви Ульма. Северо-восточный портал, Реформационный портал (Reformationsportal; 1370) изображает сцены страстей Христовых.

На юго-восточном портале (1360) можно увидеть сцены страшного суда. Он также был перенесен сюда со старой приходской церкви. Самый пышный и большой портал собора – юго-западный Большой портал девы Марии (große Marienportal), который, видимо, задумывался как главный. Тимпан (1380) изображает сцены из жития пресвятой девы Марии. Ниже находятся три барельефа (около 1400). На левом изображено поклонение волхвов, на правом рождение Христа, а на среднем шествие трех волхвов к святому младенцу.

Во внутреннем убранстве церкви интересны прежде всего средневековые витражи. Шесть из девяти витражей дошли нетронутыми до наших дней (в апсиде). Самый старый — витраж Анны и Марии (1385), созданный на средства гильдии ткачей. На витраже изображено житие девы Марии, а также рождение и детство младенца Иисуса.

В центральном пролете хора расположен витраж городского совета (Ratsfenster) с изображением воскрешения Христа, а слева от него — витраж купцов (Kramerfenster) с изображением Рождества, выполненные в позднеготическом стиле, близком к реализму (1480). Витражи боковых нефов образца 19 века были утеряны в годы Второй мировой войны и заменены прозрачными стеклами, а в 2001 году два окна были оформлены современными витражами работы художника Иоганна Шрайтера.

Главная драгоценность собора - знаменитые резные сиденья в хоре, представляющие собой лучшие образцы средневековой немецкой деревянной скульптуры. Они созданы в 1469-1474 годах в мастерской Йорга Сирлина Старшего, где работали выдающиеся мастера швабской школы.

В основе резного оформления скамей лежит единый замысел. На балдахинах над скамьями размещены рельефные изображения персонажей Нового Завета и святых: на северной стороне - мужского пола, на южной - женского.

Ниже, на спинках кресел, вырезаны фигуры ветхозаветных пророков. Сами сиденья украшены бюстами языческих философов Древнего Рима и Греции. Вот уже шестое столетие ведут здесь свой нескончаемый диалог Сенека и Цицерон, Птолемей и Пифагор. Их образы индивидуальны и отличаются большой экспрессией.

Главный алтарь собора также известен под именем алтарь Хутца по имени одной из наиболее зажиточных семей города. Создателем алтаря является Мартин Шаффнер (1521) В центральной части (коробе) алтаря изображено святое семейство – дева Мария с младенцем Иисусом и ее мать Анна, в приделе — Тайная вечеря.

На колоннах, отделяющих центральный неф от боковых, установлены многочисленные каменные изваяния 19 века. Но интересны не они, а консоли, на которых они установлены. Консоли были созданы в период в 1381 по 1391 год. Пожалуй, самые примечательные из них - пара музицирующих ангелов и дева, чьи волосы формируют основной объем консоли. В центральном нефе расположена кафедра работы Йорга Зирлина младшего (1510).

В южном боковом нефе находится чаша со святой водой (1507), выполненная в позднеготическом стиле и украшенная орнаментом из листьев, но со времен Реформации, с 1530 года, чаша стоит пустая. Невдалеке от чаши находится восьмигранная купель (1474), установленная под балдахином, украшенным статуями шести пророков, двух королей и гербами курфюрстов и империи. Купель покоится на четырех львах.

Пространство над аркой хора украшено огромной фреской площадью 145 квадратных метров с изображением Страшного суда (1471). Предположительно роспись (130 фигур!) была создана мастером Гансом Шухлином.

Гордостью Ульмского собора является самый большой в Германии орган, созданный в 1856 году. В туристический сезон по рабочим дням в полдень в соборе проходит концерт органной музыки.