Доминиканский монастырь в таллине. Панорама Доминиканский монастырь (Таллин)


(1349 г.)

(текст Елены Бобровой)

Комплекс зданий, оставшихся от Доминиканского монастыря в Таллине, расположен между улицами Мююривахе и Вене, которые пересекает улица Мунга. Как известно, Доминиканский орден был основан испанцем святым Домиником де Гусманом в 1216 году. Члены ордена, путешествуя по Европе по двое, должны были проповедовать Евангелие в самых отдаленных ее областях (раньше проповедовать могли только епископы, а их на всех не хватало). Так два доминиканских монаха прибыли в Таллин в 1229 году и основали монастырь на Тоомпеа, но уже в 1233 г. были вынуждены откуда уйти из-за разногласий с немецкими рыцарями. В 1246 году доминиканцы вернулись в Таллин и получили право основать в городе новый монастырь, посвященный Св.Екатерине - первый монастырь в Нижнем городе.

В четырех корпусах монастыря располагались соединенные ходами помещения: церковь, спальня, трапезная, библиотека, усыпальница, зал капитула, кухня, амбары. Вот схема монастыря тех лет.

1 - church (церковь), 2 - reguiem chapel (капелла),
3 - dormitory (спальня), 3a - chapter hall (зал капитула),
4 - supposable library (предполагаемая библиотека),
5 - old refectory (старая трапезная), 6 - new refectory (новая трапезная),
7 - supposable kitchen with its auxiliary rooms (предполагаемая кухня со вспомогательными помещениями),
8 - rooms for lay brethren (помещения для мирских братьев), 9, 10, 11 - cloister (крестовый ход монастыря),
12 - inner courtyard (внутренний двор), 13 - well (колодец), 14 - granary (амбар).
Единственно, что на этой схеме неточно: под спальней (dormitory) еще находится зал капитула.

С первых лет существования монастыря при нем действовала школа для эстонских детей. Участок для постройки монастыря выбирался очень тщательно для того, что территориальное расположение полностью соответствовало не только духовным, но и материальным интересам монахов. Послушники занимались торговлей (в основном рыбой) для того, чтобы заработать себе на пропитание. В 1517 году в Германии началась реформация, которая затем быстро распространилась на Прибалтику. Лояльное отношение монахов к власти римского Папы сделало их врагами протестантов. Доминиканский монастырь в Таллине был уничтожен 15 сентября 1524 года - здания перешли в распоряжение городской школы, а церковь отошла эстонскому приходу.

В 1531 г. церковь настолько пострадала от пожара, что стала непригодна к использованию. В 1799 г. северное крыло монастыря перешло во владение католической церкви и на месте монастырской трапезной в 1844 году была построена новая неоготическая церковь Св. Петра и Павла. В 1924 году бывшие жилые помещения, церковь, сад, и трапезная доминиканского монастыря были восстановлены и открыты для посетителей. От монастырского комплекса до сего дня сохранилась лишь западная стена с двумя порталами, часть южной стены с фрагментами трех контрфорсов, оконными проемами и нижней частью юго-восточной башни, а также фрагменты северной стены и церкви Св.Екатерины.

Фрагмент портала церкви Св. Екатерины (1), который можно увидеть в переулке Катарины (фото Е. Бобровой)

В 1954-1965 гг. монастырские здания были отреставрированы, и в них был открыт музей камнерезного искусства, экспонаты для которого собирались по всему Старому городу. Сейчас комплекс монастырских зданий поделен между тремя владельцами, два из которых - это разные музеи доминиканского монастыря, а третий - художник, торгующий своими произведениями. Сейчас мы пройдем по тому из музеев, вход в который находится со стороны улицы Мууривахе. Поднявшись по лестнице, мы попадаем на второй этаж в бывшую спальню. Из комнаты выходят три двери. Левая - эта лестница, ведущая вниз; центральная ведет на крытую галерею (это рядом с ней висит тот самый "Шут" - см. фото), но мы пойдет в правую и окажемся в библиотеке. Над книжными полками висят два барельефа, на которых изображены портреты тех самых двух доминиканцев, которые первыми добрались до Таллина и основали здесь монастырь.

"Голова шута", рельеф 16 века (фото Е. Бобровой)

По лестнице спускаемся на первый этаж. Здесь тоже библиотека. Теперь войдем в дверь, ведущаю в помещение капитула. Посредине зала поставлены два стула, чтобы посетители могли испытать на себе воздействие энергетического столба. Признаюсь, я ничего не почувствовала. По углам помещения у стен стоят различные образчики камнерезного искусства, а свод зала, хоть и низкий, но готический. Осмотревшись, по каменной лестнице, освященной только свечами, вернемся в спальню. Теперь через центральную дверь выйдем на крытую галерею. В ней тоже демонстрируются образчики камнерезного искусства.

Из окна галереи виден монастырский двор и та часть монастырского комплекса, которая принадлежит другому музею. Раньше во двор можно было спуститься, но теперь лестницу заложили. Напротив окна находится вход в монастырскую часовню. Ее также используют для экспонирования камнерезного искусства. На этом наша экскурсия заканчивается, потому что в этом музее смотреть больше нечего. Спустившись на улицу, можно еще зайти в красивую дверь и попасть в магазин художника.

Монастырский комплекс, расположенный у пересечения улиц Jalovcova (Можжевельниковая), Husova (Яна Гуса), Jilská (Ильи) и знаменитой Zlatá, сегодня является одним из центров культурной и духовной жизни столицы.

Архитектура

Строительством монастыря в стиле барокко, начатым в 1663 году, занимался выдающийся итальянский архитектор Карло Лураго, которого позже заменил его земляк Джованни Доменико Орси. Заключительный этап строительства приходится на начало XVIII века, хотя позже все же были совершены незначительные изменения в экстерьере и интерьере, а северная часть комплекса - скорректирована в первой половине XIX века.

Пространственно Доминиканский монастырь занимает вытянутый трапецевидный участок в непосредственной близости от церкви св. Ильи. Здание с большим внутренним двором, разделенным на две части поперечным крылом, достигает высоты двух этажей, за исключением северо-восточной части, где надстроен третий этаж.

Среди относительно простых барочных фасадов монастыря стоит выделить портал в стиле раннего барокко на Можжевельниковой улице, исторические интерпретации на улице Яна Гуса и входные порталы первой половины XIX века на улице Ильи.

Интерьер монастыря также сохранил черты барокко. Так, на первом этаже здания можно увидеть своды в раннебарочном и готическом стилях, арочные проходы и лестницы эпохи Возрождения. Особого внимания заслуживает монастырская трапезная с лепниной и расписным потолком, а также библиотека с не менее впечатляющим лепным убранством и книжными шкафами в стиле барокко.

Барочная трапезная

Роскошная барочная трапезная была создана в конце XVII века в качестве главного помещения Доминиканского монастыря и чешского ордена доминиканцев в целом. Богатый лепной декор стен и арок дополняет около пятидесяти картин, разделенных на несколько тематик различного содержания и формата. Доминантой зала является монументальная арка, изображающая сцену свадьбы в Кане, а именно тот момент, когда слуги вносят кувшины с водой, которую Дева Мария должна превратить в вино. Рядом находятся картины с изображением св. Ильи и св. Доминика, покровителя церкви и основателя ордена доминиканцев. Ниши боковых стен занимает серия из восемнадцати портретов святых, чьей миссией являлось превозношение духовной значимости ордена: Фомы Аквинского, св. Винсента Фирерра, св. Екатерины Сиенской и других. Тематика остальных картин связана с библейскими притчами и цитатами. Сегодня отреставрированное помещение трапезной сдают в аренду в качестве эффектного места для проведения свадеб, приемов, концертов, конференций и тренингов.


История

Первое письменное упоминание о церкви св. Ильи, прилегающей к монастырю, датируется 1238 годом, но археологические исследования показали, что святилище в этом месте находилось уже на рубеже XI-XII веков. Когда-то ее занимали утраквисты, затем гуситы, а в 1626 году церковь перешла во владение ордена доминиканцев, который находится в Праге с первой половины XIII века. Доминиканцы восстановили костел и пристроили к нему монастырь в стиле барокко, ставший центром интеллектуальной и художественной жизни города.

Сегодня доминиканский орден активно работает над реконструкцией и развитием монастыря. В дальнейшем планируется открытие литературного кафе и центра для проведения различных культурно-образовательных мероприятий, а уже сейчас у всех желающих есть возможность провести несколько дней в монастырском отеле. Простые 1,2,3,5 – тиместные номера оборудованы необходимой мебелью, современным санузлом, общей кухней и бесплатным wi-fi. Стоимость проживания находится в пределах 300-700 Крон с человека.

Кроме того, историческая среда трапезной и всего монастырского комплекса, конечно же, привлекает кинематографистов. Одним из самых знаменитых фильмов, снятых в стенах монастыря, является Амадеус чешского режиссера Милоша Формана.

Доминиканский монастырь в комплексе с церковью св. Ильи интересен не только своим барочным оформлением, но и особой атмосферой, которую создают многовековые традиции ордена.

Доминика́нский монасты́рь Свято́й Катари́ны (ныне - Лати́нский кварта́л ) - старейший католический монастырь Эстонии. Был основан в XIII веке Орденом братьев проповедников в честь Святой Екатерины Александрийской на территории нынешнего Нижнего города Таллина (Ревеля). Руины монастыря находятся сегодня между улицами Вене (Русская), Мунга и Мюйривяхе.

История и сохранность монастыря

В начале XIII века землю современной Эстонии захватили датские и немецкие крестоносцы. Сразу началась христианизация эстов. В 1219 году вместе с датским королем Вальдемаром II в Таллин прибыло католическое духовенство во главе с архиепископом Лундским Андреасом, епископом Эстонским Теодориком, а также еще двумя другими епископами. Вслед за ними в 1229 году здесь появились доминиканцы, которые основали монастырь вначале в Вышгороде. Из-за распрей датских и немецких рыцарей доминиканцам пришлось покинуть это место.

В 1246 году братья-проповедники вернулись в Вышгород, а в 1260 году перебрались в Нижний город, где стали строить церковь, вокруг которой потом вырос монастырь. Церковь Святой Екатерины строилась вплоть до XVI века.

Монастырь был построен по типу конвента - его основные помещения образовывали замкнутый прямоугольный дворик с внутренней галереей по периметру: на юге - церковь, на севере - рефекторий, на западе - дормиторий, на востоке - капитул.

Доминиканский монастырь развивался вместе с другими монастырями, позже появившимися в Таллине и вообще с церковной жизнью, какая могла развиваться в центре епархии (Северная Эстония в нее входила), которым стал Таллин. Собор, который был заложен прежде доминиканскими монахами, достроили, и он стал резиденцией епископа. Сегодня этот собор, известный как Домский, является архитектурной доминантой Старого Таллина.

Монахи доминиканского монастыря выучили эстонский язык, позже братия монастыря пополнялась за счет выходцев из местного населения и монастырь стал постепенно средоточием эстонской культуры, обогащая эстонскую словесность, переводами с латыни и др. языков.

При монастыре действовала школа, в которой обучали грамоте и Писанию. Эта школа стала поводом к известной распре с Домским собором о привилегии преподавания, которая закончилась только после специального решения папы римского. Во время Реформации братья-проповедники покинули монастырь и строения использовались городом для разных целей, в том числе для школы, для размещения наемных польских войск и под богадельню. Однако после пожара 1531 года строения монастыря уже не использовались (кроме амбара), только застраивалась постепенно его территория новыми домами.

В 1525 году в регионе была проведена Лютеранская реформация. Доминиканцы были изгнаны из города, а их имущество конфисковано, монашеская жизнь в стенах обители прекратилась. После пожара церковь святой Екатерины полностью выгорела. От огня пострадала и большая часть монастырских помещений, остатки которых со временем ветшали и разрушались.

В 1710 году Таллин стал российским городом, постепенно стала возрождаться жизнь католической общины, которая получила официальный статус в 1799 году. Именно на территории бывшего доминиканского монастыря обосновались католики Таллина.

В бывшей трапезной монастыря стали проводиться католические богослужения. Священниками и администраторами на новом католическом приходе стали новоприбывшие доминиканцы, которые безраздельно осуществляли пастырскую и миссионерскую деятельность до 1860 года, пока не были открыты новые приходы.

Сохранились следующие помещения (список неполный): капитул, западная часть церкви с двумя порталами, крипта, скрипторий. Также сохранился амбар, перестроенный после Реформации в Арсенал. Рефекторий был перестроен в 1845 в католический Собор Святых Петра и Павла (Таллин). То, что осталось от церкви, используется под камерный вокально-музыкальный зал, под надзором Дома Хопнера. В переулке Катарины, который образовался лишь в XX веке, на стене церкви закреплены надгробные плиты богатых людей города. старейшая плита - 1381 года, Кунигунды Шоттельмунд, жены бургомистра Ревеля.

В церкви и крестовых ходах выставлены могильные камни и этики (камни предпорожья) из известняка.

Современность монастыря

Арендаторы сохранившихся и отреставрированных строений монастыря

Сегодня бывшую территорию монастыря используют следующие учреждения:

  • «Институт Мауритиуса», недоходное предприятие (MTÜ) - организация проводит экскурсии по руинам. Позиционирует себя как институт изучения жизни и наследия приора/монаха Маврикия (Мауритиуса), предположительно, ученика Альберта Великого. Имеют 2 сайта: mauritanum.eu и claustrum.eu. Предыдущий сайт: mauritanum.edu.ee
  • «Музей доминиканского монастыря» (эст. Dominiiklaste Kloostri Muuseum ) - организация предлагает театрализованные вечерние экскурсии по руинам монастыря. Сайт: www.kloostri.ee
  • Организация «Дом Хопнера» («Hopneri Maja») открыла церковь Святой Екатерины и клуатр монастыря с июня 2014 года для публики, бесплатно. Время работы: 10.00-18.00, Ср-Вс.
  • Мастерская художника Александра Савченкова - вход через арку с улицы Мююривяхе в дворик и направо в подвал монастыря.

Другие арендаторы Латинского квартала

  • Монастырь Святой Катарины Сиенской («Püha Siena Katarina Klooster») - возрожденный доминиканский монастырь, имеющий покровительницей другую святую Екатерину - Сиенскую, проводит мессы и литургии на польском и эстонском языках, иногда на русском. Вход со стороны улицы Мюйривяхе слева от арки. У входа расписание месс в окне на 4 языках, в том числе на русском.
  • «Гильдия Катарины» («Katarina Gild») - некоммерческое товарищество ремесленников и рукодельцев в Переулке Катарины.
  • «Theatrum», SA - частный театр Лембита Петерсона, делает постановки и занимается образовательной деятельностью. Занимает помещение бывшего хлебного амбара монастыря (ул. Вене, 14). Вход со стороны церкви Святой Екатерины с надписью «Kloostri Ait». Сайт: //www.theatrum.ee/

Сохранившееся имущество монастыря

Несмотря на то, что доминиканцы сбежали из города, не дожидаясь расправы лютеран в 1524, монастырь подвергся разорению. Однако здания сохранялись практически нетронутыми в течение несколько лет - до пожара 1531 года. Сохранились два алтаря из церкви Святой Екатерины, они выставлены в музее средневекового искусства (в Нигулисте) - это алтарь Девы Марии, изготовленный на средства и по заказу Братства Черноголовых мастером легенды Святой Лючии в Брюгге, и алтарь Святой родни.

Также в советских путеводителях есть информация, что сохранилось некоторое количество книг из библиотеки монастыря. Небольшая экспозиция, которую предлагает «Институт Мауритиуса», не имеет отношения к монастырю, не имеет исторической и художественной ценности и является остатками советского собрания образцов камнерезного искусства, ценные объекты которой выставлены в Нигулисте. Ценностью обладают только сохранившиеся помещения, что и используют арендаторы строений монастыря.

Во внутреннем дворике монастыря можно увидеть Колодец желаний – согласно легенде, каждое загаданное здесь желание сбудется.

Галерея

    Южная галерея

    Проемы западной галереи

    Западная галерея

Доминика́нский монасты́рь Свято́й Катари́ны (ныне - Лати́нский кварта́л) - старейший католический монастырь Эстонии. Был основан в XIII веке Орденом братьев проповедников в честь Святой Екатерины Александрийской на территории нынешнего Нижнего города Таллина (Ревеля). Руины монастыря находятся сегодня между улицами Вене (Русская), Мунга и Мюйривахе.

История и сохранность монастыря

В начале XIII века землю современной Эстонии захватили датские и немецкие крестоносцы. Сразу началась христианизация эстов. В 1219 году вместе с датским королём Вальдемаром II в Таллин прибыло католическое духовенство во главе с архиепископом Лундским Андреасом, епископом Эстонским Теодориком, а также еще двумя другими епископами. Вслед за ними в 1229 году здесь появились доминиканцы, которые основали монастырь вначале в Вышгороде. Из-за распрей датских и немецких рыцарей доминиканцам пришлось покинуть это место. В 1246 году братья-проповедники вернулись в Вышгород, а в 1260 году перебрались в Нижний город, где стали строить церковь, вокруг которой потом вырос монастырь. Церковь Святой Екатерины строилась вплоть до XVI века. Монастырь был построен по типу дом конвента - его основные помещения образовывали замкнутый прямоугольный дворик с внутренней галереей по периметру: на юге - церковь, на севере - рефекторий, на западе - дормиторий, на востоке - капитул. Доминиканский монастырь развивался вместе с другими монастырями, позже появившимися в Таллине и вообще с церковной жизнью, какая могла развиваться в центре епархии (Северная Эстония в неё входила), которым стал Таллин. Собор, который был заложен прежде доминиканскими монахами, достроили, и он стал резиденцией епископа. Сегодня этот собор, известный как Домский, является архитектурной доминантой Старого Таллина. Монахи доминиканского монастыря выучили эстонский язык, позже братия монастыря пополнялась за счет выходцев из местного населения и монастырь стал постепенно средоточием эстонской культуры, обогащая эстонскую словесность, переводами с латыни и др. языков. При монастыре действовала школа, в которой обучали грамоте и изучали Писание. Эта школа стала поводом к известной распре с Домским собором о привилегии преподавания, которая закончилась только после специального решения папы римского. Во время Реформации братья-проповедники покинули монастырь и его строения использовались городом для разных целей, в том числе для школы, для размещения наемных польских войск и под богадельню. Однако после пожара 1531 года строения монастыря уже не использовались (кроме амбара), только застраивалась постепенно его территория новыми домами. В 1525 году в регионе была проведена Лютеранская реформация. Доминиканцы были изгнаны из города, а их имущество конфисковано, монашеская жизнь в стенах обители прекратилась. В результате пожара церковь святой Екатерины полностью выгорела. От огня пострадала и большая часть монастырских помещений, остатки которых со временем ветшали и разрушались. В 1710 году Таллин стал российским городом…

«Таллинн и острова - Муху и Сааремаа»
…Существует легенда, что мать основателя доминиканского ордена - Святого Доминика - перед рождением сына видела во сне, что родит черно-белую собаку, которая будет факелом освещать мир. Отсюда и прозвище доминиканцев - «domini canes», т.е. божьи собаки.
…Парни-«монахи» в коричневых рясах торжественно провели нас к наковальне, вручили по монетке с дырочкой и каждый из нас вложил монетку в специальное отверстие, придавил чугунной крышечкой и тюкнул тяжеленным молотком. На монетке прочеканилась собака и надпись, потом её нанизали на мохнатую бечёвку и повесили нам на шеи. Это билет-презент.
…Наконец входим в тот самый капитульный зал. Он тёмный, свет льётся из единственного маленького и узкого окошка, вдоль стен стоят полуразрушенные каменные плиты, в центре стоит стульчик. Это знаменитая мистическая комната энергии, считается, что по центру под куполом расположен энергетический столб.

Я в и

DOMINIIKLASTE KLOOSTRI & MUSEUM/ ДОМИНИКАНСКИЙ МОНАСТЫРЬ И МУЗЕЙ

Во второй день после поездки в Кадриорг, где провели полдня, мы решили пойти в Доминиканский монастырь. На монастырской вывеске-указателе изображена собака с горящим факелом в пасти. Существует легенда, что мать основателя доминиканского ордена - Святого Доминика - перед рождением сына (в 1215г.) видела во сне, что родит черно-белую собаку, которая будет факелом освещать мир. Именно поэтому, Святой Доминик зачастую изображается средневековыми живописцами с факелом в сопровождении собаки. Отсюда и прозвище доминиканцев - «domini canes» , т.е. божьи собаки. Однако есть одна хитрость. Вход в монастырский музей - с ул. Vene. Купили билеты. А я мечтала попасть в сам загадочный монастырь. После долгих переговоров с парнями, переодетыми монахами, на смеси эстоно-русско-английского выяснилось, что нужный нам вход находится на ул. Müürivahe .

МУЗЕЙ ДОМИНИКАНСКОГО МОНАСТЫРЯ (kloostri.ee )

Парни-«монахи» в коричневых рясах торжественно провели нас к наковальне, вручили по монетке с дырочкой и каждый из нас вложил монетку в специальное отверстие, придавил чугунной крышечкой и тюкнул тяжеленным молотком. На монетке прочеканилась собака и надпись, потом её нанизали на мохнатую бечёвку и повесили нам на шеи. Это билет-презент. Очень здорово.

Сам музей - это открытый внутренний дворик, где по серым каменным стенам ползёт дикий виноград и две гулкие тёмные высокосводчатые галереи, в конце, которых замурованные проёмы дверей, горят свечи в плошках и включена запись мужского хора. Внутри дворика - зелёная площадка, где установлены узкие скамейки, (очевидно, здесь проходят концерты), и большой каменный древний колодец. Раньше колодец был чистым и монахи варили в нем пиво, а сейчас туристы кидают на дно монетки и загадывают желания, это «колодец желаний». Здесь мы сделали несколько чудных фоток в ретро-режиме фотоаппарата. Когда уходили, пришли две молодые эстонки сели на лавочку и стали распеваться. У них были дивные оперные голоса и в окружении средневековых стен ощущения мы испытали фантастические.

ДОМИНИКАНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (mauritanum.eu )

Войти в сам Kloostri, т.е. монастырь, нужно с ул. Müürivahe , мы нырнули в переулок Катарины и вышли на неё (переулок Катарины это перекладинка в букве «Н» между двумя параллельными улицами - Vene и Müürivahe ).

Купили билеты. Поднялись по узкой каменной лестнице и попали в плохо освещённую комнату. Людей никого, к нам вышла немножко странноватая женщина и провела нас в библиотеку. В общем, с этого момента началось странное кино: тёмная длинная библиотека, на стене пляшут тени от свечи на столе, наверху два тёмных портрета, это «монах Доминик направил во все концы света по два человека и эти двое пришли в Таллинн и основали здесь доминиканский монастырь» - рассказывает нам странная женщина.

Дальше слышим что-то типа: «сейчас спуститесь в подземелье, не бойтесь, всё может быть, посидите в капитульном зале на стульчике, больше 2-х минут нельзя, вряд ли у вас получится что-то сфотографировать» . Потом она показала нам две фотографии: на одной - над группой туристов зависали какие-то белые тени, на другой - почему-то как будто засвеченное изображение таинственного капитульного зала, куда я так мечтаю попасть. Мы разволновались, наконец встаём и по стрелкам на полу направляемся к лестнице вниз.

Сначала попадаем в некое подвальное помещение с книжными полками, на двух столах раскрытые средневековые спиритические книги.

Я фотографирую, но фотик зависает… Потом материалистически настроенный муж объяснил мне, что просто ночной режим фотоаппарата требует времени на настройку. Ну ладно, сделаю вид, что поверила. Наконец входим в тот самый капитульный зал .

Он тёмный, свет льётся из единственного маленького и узкого окошка, вдоль стен стоят полуразрушенные каменные плиты, в центре стоит стульчик. Это знаменитая мистическая комната энергии , считается, что по центру под куполом расположен энергетический столб. Здесь в средневековье подпитывали свои истощённые постами физические и душевные силы доминиканские монахи. Ощущения очень сильные, я задерживаюсь там чуть более 2 минут, но потом приходит чёткое понимание, что всё - достаточно. Фотик, кстати еле фотографирует. Ночной режим, конечно же…

Попадаем, очевидно, в дормиторий, или бывшие спальни монахов.
Мне вспоминается почему-то любимая книжка детства «Последние Каролинги», А.Говорова. На стене разглядываем осколок очень любопытной древней каменной фрески: называется она нейтрально “Fool’shead”, т.е. «Голова шута», но на ней изображен странный неземной человечек с двумя рожками. Муж-материалист не питает не тени сомнения, несмотря на перепончатые уши этого странного создания.


(с) фото из интернета

Дальше попадаем в каменную галерею, откуда виден дворик музея, где мы только что побывали и откуда странная женщина, через застеклённую арку, сфотографировала странные тени. Муж-материалист радостно развенчивает и этот миф - он уверен (им лично сделан проверочный снимок), что это отражение вспышки в стекле. Ну что ж, опять придётся делать вид, что поверила…