Что происходит на чистых прудах. Чистые пруды

Другая сторона Москвы. Столица в тайнах, мифах и загадках Гречко Матвей

Чистые пруды

Чистые пруды

Немного об окружающих домах: угловой дом № 1 принадлежал купцу Гусятникову и уцелел во время пожара 1812 года. В доме № За жила актриса Гликерия Федотова - любимая актриса Островского.

Дом № 14 по Чистопрудному бульвару поражает своей красотой: весь его фасад украшен изображениями фантастических животных, скопированных со средневековых книжных миниатюр. Это доходный дом, принадлежавший расположенной рядом церкви Троицы на Грязех, выстроенный в 1908–1909 годах, памятник «национального» модерна. Изначально он был четырёхэтажный, а верх был достроен уже после войны, но с соблюдением стиля.

С прудами связана легенда об основании Москвы - и страшноватая, надо сказать: якобы Москва возникла на крови, то есть на месте жестокого и несправедливого убийства. Жил здесь в XII веке боярин Степан Иванович Кучка. Одна из его усадеб стояла именно здесь, на прудах. Она была достаточно хорошо укреплена, почти также, как Кремль: её окружала земляная насыпь, частокол и ров. Род Кучковичей был очень богат, почти ничем не уступая Владимирским и Суздальским князьям, и это, само собой, не могло не вызвать их зависть. По легенде, когда князь Юрий Долгорукий проезжал через эти места, боярин Кучка встретил его, однако, как показалось князю, не оказал ему надлежащих почестей. И тогда князь приказал зарезать боярина.

Легенда подробно описывает, как убийцы настигли Кучку, но тому удалось их обмануть и спрятаться в густых зарослях. Однако сорока выдала его своим стрёкотом, и злодеи, обнаружив несчастного, добили его. Заметили, что в Москве практически нет сорок? По той же легенде, Кучка, умирая, проклял эту птицу - вот с тех пор она и не залетает в наш город.

Мёртвое тело убийцы кинули в пруды, которые с тех пор стали называться Погаными. Детей Кучки князь оставил в живых, пожалев их красоту и молодость.

Спустя несколько лет Юрий Долгорукий умер - после обеда у другого боярина, такого же знатного и богатого, как Кучка: видать тот не стал дожидаться, пока и его обвинят в недостаточном уважении, и первым нанёс удар. Смерть сына Юрия, Андрея Боголюбского (он был прозван так по своей резиденции в селе Боголюбово Владимирской области), предание тоже связывается с Кучковичами: дочь Кучки Улита, ставшая женой Андрея, с братьями и с неким ключником Анбалом Ясином злодейски умертвила своего мужа, мстя за отца.

В этой истории, как и в любой легенде, много нестыковок: историки обращают внимание, что к моменту смерти Андрей был уже женат второй раз - на совсем другой женщине осетинского происхождения. Именно её приближённым и был тот ключник со странно звучащим именем - Анбал Ясин, с которым мы ещё встретимся, изучая Москву.

Как бы то ни было, но с тех пор Поганые пруды москвичи не любили и никогда не рассматривали их как водоем, откуда можно было бы брать воду. Напротив, эти пруды могут служить иллюстрацией того, чем была в древности канализация: в них сливались всевозможные нечистоты и даже отходы с боен. Со временем пруды превратились в зловонную грязную лужу. Вычистил их тоже Александр Данилович Меншиков при строительстве усадьбы. И тогда же они были переименованы в Чистые пруды.

И вот тут мы подбираемся к ещё одной, совсем не романтической теме наших экскурсий - истории канализации и водопровода. Ведь в масштабах огромного мегаполиса проблема приобретает глобальный характер, и было бы неправильно, гуляя по Москве, любоваться лишь на её красоты, оставляя без внимания вопросы чистоты и гигиены.

Первые попытки рытья каналов для отвода сточных вод в Москве относятся ещё к XIV веку: тогда был прорыт канал из Кремля к Неглинке для спуска нечистот. Но и после на протяжении нескольких столетий проблема чистоты улиц и дворов в городах стояла очень остро: лишённые канализации города попросту воняли. Да воняли так, что ямщики, подъезжая к Москве, отмечали близость города не глазами, а носом: «Москвой повеяло!» - говорили они, принюхиваясь.

Пётр Первый издал указ «О наблюдении чистоты в Москве и о наказании за выбрасывание сору и всякого помёту на улицы и переулки». «Весь мусор, навоз и мертвечину» полагалось возить за Земляной Вал, «в дальние места» и засыпать землёй. Нарушителей карали жестоко: «за первый привод бить батоги, за другой бить батоги ж да пени имать по пять рублей, за третий привод бить кнутом да пени имать по десять рублей». (Тогда это были очень большие деньги.)

Но, несмотря на суровость, указ этот соблюдался плохо, Екатерина Вторая повторила запрет, но и это не исправило положения. Законопослушные москвичи собирали нечистоты в выгребных ямах, откуда их вычерпывали золотари-ассенизаторы и в кадках вывозили подальше за город. Но золотарям надо было платить, поэтому несознательные горожане то и дело норовили вывалить мусор куда-нибудь, подальше от глаз, или прорыть под домом каналец, чтобы спускать всю грязь в близлежащую реку. Так были совершенно загублены Неглинка и Самотёка, изрядно загажена Москва-река. Реки превратились в зловонные сточные канавы - потому их и убирали в трубы, превращая в естественную клоаку.

В 1874 году в Московскую городскую думу инженером М. А. Поповым впервые были представлены «проектные начертания канализации Москвы», которые долго обсуждались, но так и не были утверждены. Прокладка канализационной сети началась лишь в 1893-м по проекту инженера В. Д. Кастальского. Но то была лишь первая очередь - с тех пор канализация строится и расширяется постоянно, а сегодня её общая длина равна расстоянию от Москвы до Новосибирска.

На пересечении Покровки с Чистопрудным бульваром стоит приземистый двухэтажный дом. Это гостиница, выстроенная по приказу Павла Первого архитектором Стасовым.

Рядом под № 19 - доходный дом хлеботорговца Ф. С. Рахманова, который был выстроен как раз, когда подходило к концу строительство первой очереди канализации, т. е. в самом конце XIX века. Сбоку - неприметная дверь, по довольно крутой лесенке можно спуститься в… самый старый туалет в Москве. Вход в него не с самой Покровки, а с проулка с правой стороны. Это единственный сохранившийся и до сих пор действующий из десяти «ретирад» (тогдашнее название публичного туалета) и 3 8 писсуаров, открытых при городском голове Николае Алексееве. Указать их местонахождение москвичам и гостям столицы помогали дворники - это вменялось им в обязанность. Но в справочниках рекомендовалось «поелику возможно уклоняться от посещения ретирад, так как указанные места по большей части неопрятны», а «оправляться в третьеразрядных гостиницах, дав предварительно швейцару или коридорному на чай».

Напротив дом № 22 - бывшая усадьба купцов Боткиных.

По улице ходят троллейбусы 25 и 45, трамвай «Аннушка», маршрут которого проходит по исторической части города.

С Чистых прудов мы выходим на Покровку. Как уже говорилось, с XVII века это была «царская дорога», по которой государь ездил в свои сёла: Покровское-Рубцово, Преображенское и Измайловское. Дорогу полагалось поддерживать в хорошем состоянии, и её даже замостили брёвнами, а в конце XVIII в. - булыжником.

Однако около Поганых прудов всегда была непролазная грязь: тут из прудов вытекала речушка Рачка, которая впадала в Москву-реку чуть выше устья Яузы, у Москворецкой набережной. Мало того что через неё нечистоты попадали в главную реку города, так она ещё и регулярно разливалась, затапливая всё вокруг. На берегу Рачки стоит церковь, носящая говорящее название - Троицы на Грязех. В 1741 г. Рачка разлилась особенно сильно и подмыла её фундамент. Тогда наконец власти спохватились и срочно поручили архитектору Ухтомскому заключить зловредную речушку в трубу. В советское время был сооружён новый коллектор, и русло реки было изменено - теперь она впадает в реку Яузу вблизи Яузского моста. Между Хохловским и Колпачным переулком можно проследить заметную впадину - старое русло Рачки. Порой она напоминает о себе неприятным образом. Так, несколько лет назад на Яузской улице образовался провал - причиной его, как выяснилось, стало обрушение этого коллектора.

Церковь, которую Рачка всё время подмывала, потом много раз перестраивалась и дошла до нас в полуразрушенном виде: без купола и колокольни. Её окружает старинная, по большей части двухэтажная застройка.

Здесь - по Бульварному кольцу - как раз проходила стена Белого города и стояли Покровские ворота, давшие название площади. За ними простирались слободы:

Барашевская (барашами назывались слуги, ответственные за возведение походных шатров), Садовая и Казённая. Тут было много каретных, хлебных и овощных лавок. Товары из них, а также грузы с Курского вокзала в центр города возили именно по Покровке.

Храмы Воскресения Словущего строились на Руси в память Обновления храма Воскресения Господня в Иерусалиме. Поскольку оригинальный храм был воздвигнут на месте реальных исторических событий, то, по воззрению христиан, он не мог быть повторен в других местах. Поэтому храмы Воскресения за пределами Иерусалима строились во имя Воскресения Словущего, то есть праздника освящения иерусалимского храма в 355 году при Константине Великом. В Москве существует несколько таких храмов, и один из них - по адресу Покровка, 26. Церковь известна с 1620 года, но здание, руины которого дожили до нашего времени, было возведено в 1734 году предположительно архитектором Мордвиновым. Теперь этот дом с трудом можно принять за церковь: купол и колокольня снесены, а в сохранившихся помещениях, напоминающих по плану корабль, обосновалось ГУВД Московской области.

До 1934 года купол его высокой колокольни был украшен золочёной короной, выточенной из дерева. Говорили, что когда-то в этой церкви венчались влюбленные брат и сестра, не ведавшие о своём родстве. Когда священник повел их вокруг аналоя, брачные венцы внезапно сорвались у них с головы, вылетели из окна и опустились на церковный купол. Так было предотвращено кровосмешение.

Другое предание связывает эту церковь и её необычный купол с именем императрицы Елизаветы Петровны и со стоящим неподалеку на правой стороне Покровки дворцом в бело-голубых тонах, который порой называют Зимним дворцом в миниатюре, или, намного смешнее и непонятнее, - «дом-комод». Он был выстроен в середине XVIII века при Елизавете Петровне. Часто его архитектором называют Дмитрия Ухтомского, но это не доказано. Первым хозяином дома был граф Апраксин, знаменитый своими победами в войне с Фридрихом Великим, затем - князь Трубецкой, а потом домом владел Московский университет, в нём была организована 4-я мужская гимназия. Учились в ней многие известные люди - будущий создатель аэродинамики H. Е. Жуковский, театральный режиссер К. С. Станиславский, философ Владимир Соловьев… После революции тут оборудовали общежитие, теперь это многоквартирный дом. Интересно, что вплоть до 1950 года в доме было печное отопление.

Таковы факты, но старинное предание говорит иначе. Мол, дом этот Елизавета Петровна подарила своему тайному мужу графу Алексею Разумовскому, и в этом же доме они справили свадьбу. А венчание происходило в соседней церкви - Воскресения Словущего. И на куполе церкви находился настоящий брачный венец императрицы.

Но так, конечно, быть не могло: «дом-комод» построен намного позже предполагаемой даты их свадьбы, Разумовский тут никогда не жил, а тайное венчание произошло совсем в другом месте. В ответ любители легенд приводят один тоже полулегендарный эпизод, якобы произошедший именно в этом доме на Покровке. Мол, после вступления Екатерины II на престол её фаворит Григорий Орлов стал настаивать на морганатическом браке, в качестве примера указывая на Елизавету и Разумовского. Тогда Екатерина отправила к Разумовскому на Покровку канцлера Воронцова с указом, в котором ему давался титул высочества как законному супругу покойной государыни. Разумовский вынул из потайного ларца брачные документы, показал их канцлеру и тут же бросил в топившийся камин, прибавив: «Я не был ничем более, как верным рабом её величества, покойной императрицы Елизаветы Петровны, осыпавшей меня благодеяниями превыше заслуг моих… Теперь вы видите, что у меня нет никаких прав на этот титул».

Но, легенды - легендами, а тайн у Зимнего дворца в миниатюре предостаточно. Существует подземный ход между Воскресенской церковью и дворцом. Примечательно, что ведёт он куда-то дальше, вероятнее всего, к Меншиковой башне. Для чего мог служить этот ход - то ли для проведения тайных масонских собраний, то ли для сокрытия от глаз любопытных романа императрицы? Вопросов больше, чем ответов.

Пройдя дальше по Барашевскому переулку, мы выходим к ещё одному храму - Введения во Храм Пресвятой Богородицы в Барашах. Он был выстроен на рубеже XVII и XVIII веков в стиле московского барокко. Чем он только не был в советские времена: складом, заводом, общежитием… Только чудо, не иначе, спасло церковь от сноса. Но, конечно, всё внутреннее убранство было разграблено. По воспоминаниям очевидцев, в 1948 году зачем-то принялись пробивать стену и нашли три ниши, а в них - скелеты с золотыми крестами и золотыми венцами. Тут же приехали сотрудники НКВД и забрали все драгоценности, а кости попросту выкинули.

Барашевский переулок выходит на небольшую Лялину площадь, названную так по имени домовладельца красавца ротмистра, тоже пользовавшегося расположением императрицы Елизаветы. Затем по старинному Лялиному переулку, мимо дома № 20, где жил изобретатель дуговой лампы Павел Яблочков, выйдем снова на Покровку.

Однако прежде чем двигаться дальше, стоит рассказать подробнее о Яблочкове и его изобретении. «Свеча Яблочкова» работала по тому же принципу, что нынешняя дуговая сварка. Собственно, именно эти свечи и подсказали изобретателю сварки Николаю Бернадосу его идею. Это теперь детям запрещают смотреть на электросварку, а раньше такие свечи использовали в качестве осветительных приборов. Свеча представляла собой два стержня, разделённых изоляционной прокладкой из каолина - глины. Каждый из стержней зажимался в отдельной клемме, на верхних концах зажигался дуговой разряд, и пламя дуги ярко светило, постепенно сжигая угли и испаряя изоляционный материал. Добавление различных металлических солей позволяло менять окраску пламени, делая его не столь мертвенным. В 1876 году эти свечи произвели триумф на выставке в Лондоне, свечёй заинтересовались во всём мире, и в течение нескольких последующих лет предприятие Яблочкова давало постоянную прибыль. Его свечи горели в Париже, в Лондоне, в Берлине, в Мадриде, в Риме и даже в королевских дворцах Персии и Камбоджи. Это был настоящий триумф!

К сожалению, длился он недолго: спустя несколько лет свечи уступили место лампам накаливания. Но Яблочков продолжал работать, и его вклад в электротехнику неоценим. Когда в конце жизни он решил выкупить все свои патенты, то общая их стоимость превысила миллион!

И коли уж в нашей экскурсии мы поминаем масонов, то укажем, что в Париже Павел Николаевич был посвящён в члены ложи, а позднее стал её Досточтимым Мастером.

Дом на углу Лялиного переулка и Покровки - № 38 тоже связан с именем любвеобильной Елисавет. Один из владельцев дома князь Михаил Владимирович Голицын (сын городского головы) написал: «Дом наш на Покровке… был выстроен около 1780 года дядей моего прадеда Иваном Ивановичем Шуваловым, известным фаворитом императрицы Елизаветы Петровны, покинувшим двор при воцарении Екатерины Второй и вернувшимся из чужих краев лишь в конце 1770-х годов. Говорят, что он не знал, как его примет императрица за его приверженность Петру Третьему, и решил, как большинство опальных и старых вельмож, поселиться в Москве».

Однако опасения Шувалова не подтвердились: мудрая Екатерина старое вспоминать не стала и сделала Ивана Ивановича обер-камергером. Он остался в Петербурге, а московский дом подарил племяннику - Фёдору Николаевичу Голицыну, куратору Московского университета. Дом этот прославился после страшного пламени 1812 года - он уцелел в пожарище, получив прозвище «несгораемый».

Иногда этот дом называют домом «Пиковой дамы», но это неверно: «Усатая Венера» Наталья Петровна Голицына, урожденная Чернышова, относилась к другой ветви Голицыных и жила в Петербурге, на Малой Морской.

Особняк очень красив и гармоничен, богатыми и нарядными были и его интерьеры. Сохранились воспоминания одного из Голицыных, описавшего семейный быт. В этом роскошном здании не было ни водопровода, ни канализации. За водой приходилось ходить к ближайшему водоразборному фонтану (о них будет подробный разговор), а все нечистоты сливались в выгребную яму, откуда их откачивал золотарь. Во дворе дома был колодец, но вода в нём была очень нечистой и использовалась лишь для «технических нужд».

Отсюда уже рукой подать до Садового кольца. В самом конце улицы высится одинокая колокольня, оставшаяся от снесенного храма Иоанна Предтечи в Казённой слободе (1772). За кольцом Покровка переходит в Старую Басманную и дорога идёт в Басманную и Немецкую слободы. Именно там и даже дальше располагались царские дворцы.

Некоторые историки утверждают, что путевой дворец великого князя Василия Третьего (отца Ивана Грозного) до сих пор сохранился на Старой Басманной улице. Это дом № 15 - усадьба Голицыных. Оказывается, при строительстве усадьбы в XVIII веке зодчие не стали разрушать более древнюю постройку, стоявшую на этом месте, а лишь перестроили её и дополнили. К сожалению, внешне сейчас это трудно определить: дворец арендуют частные лица, которые не пускают никого внутрь, а над его фасадом так поработали современные маляры, что распознать былой облик трудновато. Но, говорят, что там в подвалах сохранилась белокаменная кладка XVI века.

По направлению к ближайшей станции метро - «Красным воротам» - лежат места столь интересные, что есть смысл отвлечься на них.

От Покровки идём по улице Чаплыгина (бывший Машков переулок), где в доме № 1А жил основоположник гидро- и аэродинамики, в честь которого и переименована улица. Дом украшен фигурами пухлых амуров мертвенно-серого цвета, производящих несколько странное впечатление. Уже в наше время к дому пристроен забавный особнячок - «дом-яйцо», вызывающим у москвичем самые противоречивые чувства: от неприятия до восторга.

Позади нас в стороне остались улица Машкова и Фурманный переулок, названный так, потому что здесь был извозчичий двор, а «фурман» в переводе с немецкого - извозчик. На этом же дворе стояли и пожарные повозки с трубами-насосами, почему переулок иногда называли Трубным.

Большой Харитоньевский переулок - одно из мест в Москве, связанных с жизнью Александра Пушкина. Церковь Харитона Исповедника - единственная в Москве во имя этого святого, по нему и назван переулок - была снесена в 1935 году. Некогда тут располагалась обширная дворцовая Огородная слобода - т. е. огороды, снабжавшие дворец свежими овощами и зеленью. С того времени сохранился Юсуповский дворец, известный как каменные палаты дьяка Алексея Волкова, предыдущего владельца (комплекс домов № 13–21), в которых ныне размещается Академия сельскохозяйственных наук. Несмотря на ряд перестроек, здания в целом сохранили облик XVII века, и многие декоративные украшения - частично подлинные, а частично повторяющие старые. Не поленитесь обойти главный дом (№ 21) - со двора он более изукрашен, нежели с улицы.

В 1727 г. Пётр II пожаловал дворец «за службу» князю Г. Д. Юсупову, потомку ногайских ханов. Этот подарок Юсуповы ценили и никому не передаривали и не продавали. Палаты оставались их собственностью почти двести лет, хотя во второй половине XIX века князья тут уже не жили, отдав помещения под работный дом.

Внук подполковника, Н. Б. Юсупов, был очень богатым и хорошо образованным человеком, это ему А. С. Пушкин посвятил стихотворение «К вельможе». Ему принадлежали великолепная библиотека, картинная галерея, собрание превосходных статуй и свой театр (он занимал дом № 24). В его дом съезжались не только вельможи, но и даровитые художники и учёные. Здесь часто давались балы, спектакли и устраивались музыкальные и литературные вечера.

Рядом с двором князя Б. Г. Юсупова, ближе к Садовому кольцу, стоял двор канцлера графа А. П. Бестужева-Рюмина. Напротив тесных старинных палат, на другой стороне переулка, располагался большой трёхэтажный каменный дом, тоже принадлежавший Юсуповым и возведённый специально для устройства праздников и приёма гостей. Возле него был разбит обширный регулярный парк в версальском стиле. Там часто гулял маленький Саша Пушкин, позже написавший:

… И часто я украдкой убегал

В великолепный мрак чужого сада,

Под свод искусственный порфирных скал.

Там нежила меня дерев прохлада;

Любил я светлых вод и листьев шум,

И белые в тени дерев кумиры,

И в ликах их печать недвижных дум…

Пушкины часто переезжали из дома дом, но переулок не покидали. Они жили то в доме Волковых (№ 2), то снимали флигель дома Юсуповых, то в доме графа Санти (№ 8) (в 1803–1807 гг.), то чуть поодаль, на углу Мальцева (ныне Малого Козловского) переулка в доме князя Ф. С. Одоевского (отца писателя).

В 1812 г. почти все деревянные дома сгорели. Сгорел и знаменитый Юсупов сад. А вот старинные палаты устояли перед безжалостным пламенем. После пожара всё вокруг застроили деревянными домами, один из них простоял очень долго, застав даже XX век (теперь на месте этого дома сквер). Это ветхое жилище людская молва прозвала «Ларинским домом», предполагая, что именно его имел в виду Пушкин, описывая приезд Татьяны Лариной в Москву:

…Вот уж по Тверской

Возок несётся чрез ухабы.

В сей утомительной прогулке

Проходит час-другой, и вот

У Харитонья в переулке

Возок пред домом у ворот

Остановился. К старой тётке,

Четвёртый год больной в чахотке,

Они приехали…

На самом же деле этот дом принадлежал Ершову, считающемуся автором сказки «Конёк-Горбунок». Почему «считающемуся»? Да не всё так просто с этой сказкой! Уж больно она походит на пушкинские, а сам Ершов впоследствии ни разу не написал хоть что-нибудь даже близко приближающегося к этому творению. Пушкин часто был сильно стеснён в средствах и вынужден был порой скрывать свои доходы от кредиторов. Изучив тексты и отношения двух поэтов, литературоведы выдвинули версию, что настоящим автором «Конька-Горбунка» является Александр Сергеевич, а Ершов был всего лишь подставным лицом, чьё имя использовали по договоренности, чтобы все гонорары не ушли на оплату долгов.

В этом же переулке находится усадьба Сухово-Кобылиных (дом № 17).

Имя Александра Васильевича Сухово-Кобылина известно и в связи с его замечательными комедиями, и из-за его причастности к громкому преступлению (убийству своей возлюбленной). Но те драматические события разыгрались в других домах, там, где писатель пребывал намного позже (об этом ещё будет сказано), а в этой усадьбе прошла его юность - и тоже не без инцидентов.

Учителем юного Александра и его сестры Елизаветы был молодой профессор Московского университета Николай Иванович Надеждин. Между ним и Елизаветой вспыхнул роман: она была в восторге от его образованности и эрудиции, он считал её самой талантливой своей ученицей. Однако между молодыми людьми стояло серьёзное препятствие: Елизавета была столбовой дворянкой, а Надеждин - сыном сельского священника. Сухово-Кобылины выступили категорически против этого брака. Елизавета даже пыталась бежать с любимым, но эта попытка провалилась, а её возмущённый брат вызвал Надеждина на дуэль. Надеждин отказался, заявив, что раз в силу своего недворянского происхождения недостоин стать мужем Елизаветы, то и стреляться с её братом ему не должно. Взбешённый таким ответом Сухово-Кобылин потребовал, чтобы Надеждин убирался вон из Москвы, грозя, что иначе пристрелит дерзкого поповича, даже если за то ему будет Сибирь. В сложившихся условиях Николай Иванович предпочёл уволиться и уехать в путешествие за границу.

Елизавету выдали замуж за французского графа Салиас-де-Турнемир. Как скоро выяснилось, знатность рода была его единственным достоинством. Супруги прожили вместе восемь лет, а потом за участие в дуэли граф был выслан из России. Уехал он один, оставив жену с тремя детьми «соломенной вдовой».

Оставшись одна, Елизавета Васильевна стала вести вполне эмансипированную жизнь: увлеклась литературой, стала публиковаться и устроила в своём доме салон, который посещали Тургенев, Огарёв, Грановский, Боткин, Лесков…

Можно закончить маршрут здесь: по большому Козловскому и Боярскому переулкам пройти к станции метро «Красные ворота» на Садовом кольце. К метро выходит и Хоромный тупик - это современное название, данное большевиками, так как улица упиралась в хоромы Юсуповых. Старое название - Трёхсвятительский тупик, по церкви Трёх Святителей Вселенских. Тут есть ещё один дом, связанный с именем Пушкина. Это дом № 4, принадлежавший Авдотье Елагиной. Теперь он заперт на территории НИИ электромеханики. Да и в сам тупик не пройдёшь из-за всегда запертых ворот.

Авдотья Петровна Елагина считалась женщиной умной, красивой и очень оригинальной. Славянофилка, она ненавидела Петра Первого, так как приходилась родственницей Лопухиным, и в силу этого отвергала многие его нововведения. В её доме, прозванном «Елагинской республикой», встречались Е. Баратынский, П. Вяземский, М. Погодин, П. Чаадаев. Н. Гоголь, А. Герцен, Аксаковы, Т. Грановский. После возвращения из Михайловского здесь стал бывать А. С. Пушкин. Одно время у Елагиных жил известный поэт H. М. Языков. Погодин писал: «Вечера, живые и весёлые, следовали один за другим у Елагиных и Киреевских, за Красными воротами».

Из книги Боги нового тысячелетия [с иллюстрациями] автора Элфорд Алан

ЧИСТЫЕ ГЕНЫ БОГОВ Мы стоим ныне на пороге колосального взрыва в области науки о долгожительстве, и поэтому нам следует задаться вопросом - не находились ли когда-то в таком положении создавшие нас боги?В главе 2 мною представлены очевидные доказательства того, что наши

Из книги По лабиринтам авангарда автора Турчин В С

Из книги Хочу жить на Западе! [О мифах и рифах заграничной жизни] автора Сиденко Яна А

Из книги Заrадки старой Персии автора Непомнящий Николай Николаевич

Из книги Невероятная Индия: религии, касты, обычаи автора Снесарев Андрей Евгеньевич

Из книги Другая сторона Москвы. Столица в тайнах, мифах и загадках автора Гречко Матвей

Пресненские пруды Михаил Николаевич Загоскин: «Я никогда не мог назваться богатым человеком, однако ж было время, что и у меня был каменный дом на Никитской, что и я не понимал, как может порядочный человек жить за Пресненскими прудами в каком-нибудь кривом переулке, в

Из книги Тибет: сияние пустоты автора Молодцова Елена Николаевна

Из книги Народ Мухаммеда. Антология духовных сокровищ исламской цивилизации автора Шредер Эрик

Знаменитые Чистые пруды богаты и привлекательны не только удивительной историей, но и своими интересными сооружениями: театрами, ресторанами, фитнес-клубами, кинотеатрами, деловыми центрами и магазинами. Особенно эти места привлекают прекрасными и удобными парковыми зонами для пеших прогулок.

Чистопрудный бульвар от больших транспортных магистралей отгорожен и представляет собой вполне тихое и уютное место для спокойного отдыха. И им по праву может гордиться достопримечательности, названия которых мы оговорим в данной статье, имеет достаточно интересные.

Этот уголок Москвы - превосходное место отдыха, куда стараются попасть не только местные жители, но и многочисленные гости города. Здесь есть чем полюбоваться: великолепная природа, памятники культуры. Даже название этого живописного уголка столицы вызывает приятные ассоциации.

Чистые пруды (Москва)

Достопримечательности в этом чудном уголке города богаты своей уникальной историей. Конечно, сложно поверить, но когда-то это место представляло собой зловонную ужасную лужу, загрязненную различными отходами мясной торговли. Связано это с тем, что по соседству (Мясницкая улица) было расположено огромное множество мясных лавок.

Давно уже все переменилось: сподвижник Петра I Александр Меньшиков в 1703 году неподалеку приобрел небольшой участок с домом. Место это по его приказу было облагорожено, а водоем вычищен. С тех пор и стал пруд называться Чистым. А более привычное на сегодня название вошло в обиход постепенно. Значит, нет здесь каскада прудов.

Но Чистые пруды стали одним из излюбленных мест отдыха жителей близлежащих окрестностей и других столичных районов и гостей, которых привечает Москва.

Чистые пруды: достопримечательности, описание

Это удивительный район Москвы, история которого сохранилась не только в летописях и учебниках. Как и сто с лишним лет назад, по зеркальной поверхности воды плавают белые лебеди, по аллеям прогуливаются влюбленные пары и молодые мамы с колясками. Часто можно здесь увидеть и более зрелые пары, прохаживающиеся вдоль аллей.

Как и много лет назад, цветут здесь липы, ивы, каштаны. Даже новые современные дома, появившиеся вокруг бульвара в последние годы, влились в ансамбль и не разрушают внешний привычный облик кварталов старины, что наблюдается на многих участках огромного города Москва.

Чистые пруды, достопримечательности которых великолепны и прекрасны, очень популярны и среди туристов. Одно из главных достоинств парка - великолепное здание (д. 19а), построенное в 1912-14 гг. Оно имеет колоннаду, стилизованную под античную. Здание сооружено для кинотеатра "Колизей" Р.И. Клейном (известный архитектор). Однако после его реконструкции в 70-х годах оно передано драматическому театру "Современник".

В соседнем доме (д.21), возведенном в 1890-х годах, проходили литературные встречи Н. Телешова, в которых участвовали М. Горький, А. Чехов, Д. Мамин-Сибиряк, А. Куприн, И. Бунин и другие знаменитые писатели и поэты. Совсем рядом с этим домом (д.23) в 1920-34 годы жил знаменитый кинорежиссер

Памятники

Непредставима без памятников великим людям, установленным в разных уголках города, Москва. Чистые пруды, достопримечательности которых рассказывают историю города, невозможно представить без памятника А. Грибоедову. Великий русский писатель жил в д. 42 по улице Мясницкой и часто прогуливался по зеленым уютным аллеям тогда еще нового бульвара. Сооружен этот памятник в 1959 году.

Есть и возведенный в 1918 году у самых Мясницких ворот памятник М. Бакунину (идеолог русского анархизма). Но не совсем удачно выполненная скульптура была убрана после акции протеста анархистов, считающих, что подобный памятник оскорбляет память их учителя.

Предания

Удивительную историю имеют город Москва, Чистые пруды. Достопримечательности бульвара и окрестностей имеют свою историю формирования и возникновения. По преданию, это место, ранее называемое Поганым, крепко связано с зарождением великого города.

По легенде, здесь было село, которое принадлежало боярину Степану Кучке. Он не оказал уважения посетившему его князю Ю. Долгорукому и обидел его, после чего князь повелел убить боярина, а тело выбросить. Легенда гласит, что именно после этого водоем стал носить название Поганый.

Есть еще одно предположение по поводу названия. Когда началось распространение христианства, языческие идолы уничтожали и бросали в воду. А слово "язычник", по латыни paganus, и означает "поганый". Отсюда и пошло название Поганый пруд.

Самая распространенная версия следующая. О ней уже было сказано выше. Пруд свое название получил в связи с тем, что сюда сливали отбросы с боен мясных на Мясницкой улице. Есть ученые, отвергающие и эту версию в связи с тем, что Мясницкая слобода находилась на большом расстоянии от пруда (р-н ул. Сретенки).

Следует вспомнить и то, что во времена И. Грозного в этом месте произошла ужасная трагедия. В 1570 году 120 бояр и служивых людей были подвергнуты мучительной казни по обвинению в изменах.

Образование бульвара

Множество интересных исторических событий таит в себе Москва. Чистые пруды, достопримечательности которых могут многое рассказать о происходящих здесь в давние времена событиях, возникли благодаря запруде. В те времена здесь вдоль стен Белого города протекала река Рачки (приток р. эта давно уже не существует, а водоем сегодня питается водами из водопровода.

И тогда пруд был излюбленным местом у горожан. Катались здесь летом на лодках, а зимой на коньках.

Адрес: Чистопрудный бульвар

Как добраться до Чистых прудов: ст. метро Чистые пруды

Чистые пруды, или Чистый пруд - сейчас такое название носит не только водоем, но и вся близлежащая парковая зона, а также район. Если рассматривать карту рельефа местности, на которой располагаются Чистые пруды, то видно, что здесь находится вершина пологого холма. Часто именно в таких местах были болота, из которых вытекали ручьи или небольшие речки. В случае с Чистыми прудами все так и было - ручьи образовывали реку Рачку, которая была притоком Яузы.

В процессе роста Москвы, это место постепенно осушалось и заселялось. Когда в конце 16 века архитектором Ф.С. Конем на месте древних деревянных укреплений была построена стена Белого города, она перерезала Рачку. Перед стеной в низине дома строить было нельзя, и в этой низине на рубеже 16-17 веков образовался пруд.

Вначале это был Поганый пруд. Существуют три версии происхождения этого названия. Согласно одной из них в это местности балты-иноверцы поклонялись своим языческим богам. Ведь в древности словом "поганый" (от латинского "paganus" - языческий) называли не что-нибудь плохое или грязное, так обозначали язычников. Еще одно толкование названия пруда происходит от древней легенды, которая уводит нас к истокам зарождения Москвы. На месте будущего города раньше располагалось село боярина Степана Кучки, который недостаточно почтительно принял у себя князя Юрия Долгорукого. Разгневанный князь приказал убить Кучку, а тело его утопить в пруду, после чего пруд получил прозвище Поганого. Известно, что с этим местом связана и реальная трагедия. В июле 1570 года по приказу Ивана Грозного были жестоко казнены после мучительных пыток 120 бояр и служилых людей, которых царь обвинил в государственной измене.

Но общепринятым вариантом считается, что Поганым пруд стали называть, потому, что в него сбрасывали отходы торговцы из близлежащих мясных лавок и боен, располагавшихся по улице Мясницкой. В жару над прудом витали зловонные запахи, и место это было довольно неприятным. В конце 17 столетия особняк вблизи пруда приобрел фаворит и сподвижник императора Петра I, князь Меншиков. Александр Меншиков не мог потерпеть рядом со своим домом такого соседства. Он расчистил пруды и запретил их загрязнять впредь. Вскоре мясников вытеснили из этого района Москвы, т.к. Мясницкая пролегала к дворцовому селу Преображенскому и к Немецкой слободе (Лефортово), куда часто ездил Петр I со своим окружением. С того времени пруды стали называть Чистыми. Сейчас на месте некогда роскошной усадьбы Меншикова находится Главпочтамт, построенный в 1912 году.

В прошлом пруды были популярным местом отдыха в любое время года. Зимой здесь катались на коньках, а летом - на лодках. На льду Чистого пруда тренировались такие известные спортсмены прошлого как чемпион мира 1910-1911 г.г. Николай Струнников и чемпион Европы Василий Ипполитов, а также Яков Мельников.

Еще в 1820 году был построен Чистопрудный бульвар - второй по протяженности после Тверского. Бульвар имеет в длину 822 метра, тихая боковая дорога отделена от оживленной главной газоном. Жители Чистопрудного бульвара принадлежали к самым различным социальным слоям, что привело к неоднородности его застройки. По внутренней стороне улицы свои роскошные особняки строила московская знать, а по внешней - состоятельные мещане и купцы, средней руки дворовладельцы.

В 1958 году на Чистых прудах закрыли лодочную станцию, в 1960 году берега укрепили камнями, а в 1966 году - бетоном. Сейчас по глади пруда плавают только лебеди и утки, которых на зиму переселяют в "зимние квартиры", обустроенные возле Новодевичьего монастыря. В годы советской власти Чистопрудный бульвар обошли стороной коренные преобразования, и большинство зданий здесь принадлежат к концу 19-началу 20 веков. Одной из главных архитектурных и культурных достопримечательностей бульвара является здание под номером 19-а. Особняк в 1912-1914 годах для кинотеатра построил архитектор Р.И. Клейн для кинотеатра Колизей, а сейчас в нем располагается знаменитый московский драматический театр Современник.

В 90-е годы 20 века Чистые пруды приобрели репутацию культового тусовочного места. Здесь собирались поклонники неформальной музыки: рокеры, панки, а также богема, неформалы. Чистые пруды часто становились местом проведения различных митингов, празднования спортивных побед. Многие договариваются о встрече возле памятника Грибоедову, расположенного в парке на Чистых прудах. В 1990 году станция метро ранее известная как Кировская, была переименована в Чистые пруды. Зимой пруд служит стихийным катком для любителей коньков. Сейчас пруд питается от водопровода, а реки Рачки уже не существует.


Когда-то давно, во времена формирования смыслов, появление новых архитектурных объектов и их облик несли в себе важную культурную и социальную нагрузку. Так случилось, что создание нового смысла в нашей стране произошло рывком, началом которого можно считать конец ХIХ и самое начало ХХ века, а переломной точкой – "Великую Октябрьскую революцию" 1917-го года. Тогда, в первой четверти прошлого столетия, энергия народа была разогрета лозунгами и призывами заменить "властвовавший и угнетающий класс", вместо которого управление будет передано в "человеческие руки": рабочим.
А после революции рабочий класс должен был получить доступные всем символы своей победы в качестве её воплощения, что привело к высокоградусному бурлению в творческих слоях, подарившему нам великое наследие в литературе, поэзии, живописи, музыке, архитектуре. Пространства – как в умах, так и в материальном мире – старались подчистить и возвести на месте пустырей что-то "действительно важное". Умов мы сегодня постараемся не касаться, а про город (точнее, про одно из его пространств) скажем пару слов.

В начале 30-х, когда строилась первая ветка московского метро, были организованы архитектурные конкурсы на создание станций и вестибюлей нового массового средства передвижения. И это должно было отражать дух времени: ново, но с пониманием важности классики; достойно, но в отсутствии неоправданных трат; функционально и фундаментально. В 1934-ом году в качестве архитектурного облика станции метро "Чистые пруды" (тогда она называлась "Кировской") утвердили проект архитектора Николая Джемсовича Колли.

Уже 15 мая 1935-го года новый вестибюль распахнул свои двери для посетителей. Выглядело это так:



На фотографиях того периода видно, что новое сооружение стоит гордо и самостоятельно. Конечно, такой объект воспринимается как символ чего-то большего, чем сам по себе павильон.

1938

В 1940-м вокруг все еще пустовато, но сейчас не время наводить красоту. Страна воюет с фашистами.

В 1951-ом году здание выглядит безупречно. Оно продолжает олицетворять правое дело.

1957. За спиной мужчины образ народной силы; архитектурные объекты как оголенный нерв выступают на теле нашей страны. "Прикасаясь" к ним, каждый может представить на что упирается величие Родины. Тут хочется фотографироваться.
Однако тут мы уже видим появление торговых точек: легкая палатка "Молоко", киоски.

А вот аналогичный ракурс в 2012-ом. Хочется на его фоне сфотографироваться?

К 1971-му году киосков стало чуть больше. Тут мы уже видим, что символ символом, но кушать хочется, да и газету нужно где-то купить. Короче, первоначальный смысл перестал быть чем-то незыблемым; очень лаконично и скромно, но к нему стали придвигаться функциональные потребности.

1978
Тут мы еще видим, как павильон выступает в качестве доминирующего сооружение на площади.
Поскольку эти "функциональные потребности" вырастили тут постепенно, с соблюдением некоторой временной дистанции, настал момент, когда они уже вносили элемент хаоса в пространство. На снимке видно, как волевой рукой "стандартизации и симметрии" хаос был поставлен на место, если можно так выразиться, и к нему добавлено несколько телефонных будок, чтобы в случае чего его всегда можно было попридержать в отведенных для него берегах. "Транспортный смысл" набрал внушительные обороты. Обратите внимание, что голуби сбились в кучу и решают, как им быть дальше, люди свободно идут, кто-то покупает газету – и все это в окружении пока еще жидкого потока транспортных средств.

Маршрутка уже прилипает к вестибюлю.
Людей в городе несоизмеримо больше, чем в 30-е и справляться с этим потоком как-то нужно. Новые поколения слышали про символы, но сильно в них уже не верят. Время требует действий, движения.

1987

Наземный вестибюль выглядит потрепанным. Появление тут дополнительной палатки с мороженным воспринимается вполне естественным.
Голуби пытаются как-то выйти из сложившейся ситуации.

В 1989-ом прыщавые смыслы торговли становятся выпуклыми и яркими, как легкие палатки перед входом в метро. Это уже никого не смущает.

К 1991-му лицо площади покрыто сыпью, которая регулируется смыслами измеряющимися лишь в денежном эквиваленте.

1992
Смыслы? Ха!

Однако торговлю нужно как-то регулировать. Если что-то кем-то ценрализированно регулируется, то это что-то приобретает некоторый обобщенный вид.
Смыслы торговли подчиненные денежным смыслам и отсутсвие прочих смыслов дает нам это:

"Ну а чо, метро есть, торговля есть. Чо еще надо?"
А что-то надо.

К 2015-му году мы уже осуждаем бессмысленную и неконтролируемую высшими смыслами торговлю, и призываем на помощь высокодоходную плитку, которая "бьет под зад" излишней рекламе, но гуманна к торговле.

Сегодня мы видим, с точки зрения организации пространства, попытку возвращения к истокам; к тому, с чего все начиналось: площадь, здание-символ, люди. Новая реальность требует обратного разворота: от человека к площади.
Вопрос только в том: есть ли в этом уже определенный смысл?

Фотографии используемые в этой статье взяты из следующих источников.

После трех суток противостояния с ОМОНом оппозиции удалось закрепиться на Чистых прудах у памятника казахскому поэту Абаю Кунанбаеву. Власти не дают установить палатки в лагере, но смирились с тем, что оппозиционеры намерены ночевать на улицах города. В лагере сравнивают происходящее с мировым движением Occupy(«Захвати»), но не могут сформулировать долгосрочную стратегию, пишет Газета.ру .

К вечеру четверга стало ясно, что уличный лагерь оппозиции в центре Москвы, по сути, состоялся даже несмотря на отсутствие палаток. Две последних ночи активисты провели прямо под открытым небом на Чистопрудном бульваре, завернувшись в пледы и спальные мешки. В четверг были решены бытовые вопросы: появились планы по организации WiFi-сети на территории лагеря(она должна называться «Путин - вор») и созданию добровольных дружин, отвечающих за безопасность. К вечеру на деревьях появляется расписание работы лагеря: лекции «Как организовать стачку?», «Как организовать интернет-телефон с надежным шифрованием?» и явно лишнее после трех дней гонений и противостояния с ОМОНом занятие на тему «Автозак: это не страшно?!». В сервисе микроблогов Twitter лагерь обрел устоявшийся хэштег - #ОккупайАбай (на момент выхода новости он занимает первое место среди российских хэштегов и третье - среди международных) .

Днём у лагеря появился комендант: главным провозглашен член бюро «Солидарности» Илья Яшин. Вместе с правом управлять лагерем Яшин получил от Сергея Удальцова актив «Левого фронта». Рассказывают такую историю: активисты Удальцова пришли к Яшину и сообщили, что тот в течение ближайших 15 суток может отдавать им любые распоряжения. Довольный Яшин тут же пошутил: «О-кей, с этого дня вы либералы и уважаете частную собственность».

К семи часам вечера к памятнику казахскому поэту подтягиваются граждане, пока не готовые занимать сквер круглосуточно. Вместе с ними в лагере появляется креатив, характерный для митингов «За честные выборы» на Болотной площади. Правда, из-за запрета на плакаты и любую агитацию на этот раз творить приходится в жанре инсталляций. Активист Михаил Кирцер принес к Абаю темно-красный кусок печени, любовно уложенный на листок бумаги с подписью «Печень митингующих надо размазать по асфальту». Рядом с «печенью» стоит и улыбается сотрудник ФСБ Алексей по прозвищу Улыбка, курирующий оппозицию. Складывается ощущение, что он тоже является частью инсталляции.

«Мы пришли к формату бессрочной акции протеста, - говорит Яшин, медленно обрастая толпой сторонников. - Мы смогли дать полицейским понять, что нас невозможно разогнать. Вы сгоните нас с одной площади - мы появимся на другой площади. Арестуете одних лидеров - появятся другие лидеры. Всех посадить невозможно. А главный лидер у нас носит фамилию Twitter.

Женщина в темных очках в первом ряду, глядя на Яшина, уважительно качает головой и, казалось, хочет сказать всего лишь одну фразу: «Каково, а». Все это время Яшин продолжает безуспешно открывать страницу «Черновики» в Twitter. В четверг сотовая связь на площади барахлит.

Вопрос «Что теперь?» волнует так или иначе всех собравшихся у памятника Абаю. Ответить на него, предложив четкий план действий, при этом не может никто. Встреча в семь вечера, объявленная в группе на Facebook, должна была определить стратегию дальнейших действий оппозиции, отвоевавшей право оставаться на бульваре столько, сколько ей захочется. Однако никакого массового обсуждения плана не случилось ни в семь, ни в восемь вечера. Вместо него жители лагеря и сочувствующие продолжают слоняться по пятачку перед памятником казахскому поэту, обсуждая со знакомыми происходящее. Один из активистов на вопрос о дальнейших действиях оппозиции без тени иронии отвечает мне: «По факту, я думаю, образуется два-три оргкомитета, которые будут как-то решать вопросы…»

В начале десятого на другой стороне лагеря, в отдалении от раздающих интервью знаменитостей, появляется группа неизвестных молодых людей. Они называют себя Occupy Moscow по примеру американского протестного движения Occupy Wall Street, нашедшего последователей по всему миру. Перед толпой из 30-40 человек на возвышении стоит хрупкая темноволосая девушка с красной лентой, повязанной бантом у ключицы, - Изабель Магкоева, преподаватель японского языка и активистка Российского социалистического движения, созданного в прошлом году. Чтобы зачитать повестку перед собравшимися, ей не хватает голоса, поэтому слова за ней вслух повторяет несколько громогласных молодых людей в толпе. Это напоминает присягу. Вокруг кучки ребят снуют видеоблогеры, ведущие трансляции, один из них внезапно победно перебивает девушку: «К нашей трансляции подключились Occupy World!» Все приветственно улюлюкают, а блогер с этого момента начинает комментировать все происходящее исключительно по-английски.

Молодые люди начинают с нуля: нужен информационный центр, агитация, пропаганда, устав лагеря и группа для решения бытовых вопросов - например, нужна помощь на кухне. Часть вопросов решим прямо сейчас, часть оставим на завтра для обсуждения на ассамблее; активизм занимает время, так что, если у кого-то его нет, просьба сразу не ввязываться, обращается к собравшимся девушка.

В интервью журналу «Афиша» пресс-секретарь Путина Дмитрий и пообещал, что полиция его разгонит». Активисты намерены продержаться в лагере как минимум до истечения срока ареста Сергея Удальцова и Алексея Навального.