Большой противолодочный корабль «Керчь. «Керчь» станет музеем Военный корабль керчь

Большой противолодочный корабль "Керчь" был заложен 30.04.1971 г. на заводе имени 61 коммунара в Николаеве (заводской № 2003) и 25.05.1971 г. зачислен в списки кораблей ВМФ. Спущен на воду 21.07.1972 г., вступил в строй 25.12.1974 г.и 23.01.1975 г. включен в состав КЧФ.

Водоизмещение: 8565 т.

Размеры: длина - 173,4 м, ширина - 18,5 м, осадка - 5,74 м.

Скорость хода максимальная: 32 узла

Дальность плавания: 5200 миль при 20 узлах.

Силовая установка: газотурбинная, 92000 л.с., 2 винта

Вооружение: 2х4 ПУ ПЛРК "Метель", 2 ПУ ЗРК "Шторм", 2 ПУ ЗРК "Оса-М", 2х2 76-мм артустановки АК-726, 4х6 30-мм артустановки АК-630, 2х5 533-мм торпедных аппарата ПТА-53, 2х12 РБУ-6000, 2х6 РБУ-1000, 1 вертолет Ка-25ПЛ.

Экипаж: 380 человек.

История корабля:

Большой противолодочный корабль пр.1134Б

Различными вариантами программ кораблестроения в середине 60-х годов ХХ века предполагалось построить для советского ВМФ 32 БПК пр.1134 (1134А). Однако уже в начале их строительства было понятно, что для выполнения задуманной программы к ее выполнению нужно подключать еще как минимум один завод (помимо ССЗ имени А.А.Жданова, который строил корабли данного проекта), каким мог стать завод мм. 61 Коммунара в Николаеве, поскольку там завершалось строительство БПК пр. 61 и постепенно высвобождались мощности для строительства новых кораблей.

Положительный опыт освоения газотурбинных установок на кораблях пр.61, a также потенциальные возможности их производителя - Южно-турбинного завода (ЮТЗ) в том же Николаеве, официально именовавшегося НПО "Заря" - с одной стороны, и в то же время перегруженность главного производителя паровых турбин для надводных кораблей - Кировского завода в Ленинграде - с другой, почти однозначно подсказали или продиктовали решение о корректировке "материнского" пр.1134. под другую энергетику - газотурбинную.

Тактико-техническое задание на проект, получивший номер "1134Б", было выдано Северному ПКБ в 1964 г., когда там работали над дальнейшим развитием кораблей пр.61. Главным конструктором проекта был назначен В.Ф. Аникиев, а главным наблюдающим ВМФ - капитан 2 ранга О.Т. Софронов.

Внедрение на корабль пр.1134Б газотурбинной установки вместо котлотурбинной вызвало увеличение главных размерений и объемов. Отсюда и усиление вооружения пр.1134Б (по сравнению исходным пр.1134А), и изменения в его архитектуре, и увеличение его водоизмещения.

На пр.1134Б можно была применена конвейерная система хранения и подачи ЗУР, в результате чего их боекомплект составил 96 единиц. Увеличившиеся размерения корабля позволили разместить дополнительно к установленному вооружению еще два зенитно-ракетных комплекса самообороны "Оса-M"; так же на нем были установлены 76-мм артустановки АК-726.

Всего по пр.1134Б было построено 7 кораблей, 4 из которых служили на Черноморском флоте

Большой противолодочный корабль "Керчь" был заложен 30.04.1971 г. на заводе имени 61 коммунара в Николаеве (заводской № 2003) и 25.05.1971 г. зачислен в списки кораблей ВМФ. Спущен на воду 21.07.1972 г., вступил в строй 25.12.1974 г.и 23.01.1975 г. включен в состав КЧФ.

В 1976 году в течении 6 месяцев выполнял задачи боевой службы в Средиземном море, командир - капитан 2-го ранга Ю.Г. Гусев. Неоднократно участвовал в различных океанских и морских учениях, боевых службах в Средиземном море.

10.08 - 14.08.1984 г. - нанес визиты в Варну (Болгария);

28.06 - 02.07.1989 г. - в Стамбул (Турция);

11.08 - 15.08.1989 г. - в Варну (Болгария).

В конце 80-х годов на нем было модернизировано радиолокационное вооружение (установка нового радара).

После вывода из состава флота ПЛК "Москва" с 27.04.1994 г. и до момента вступления в строй из ремонта ГРКР "Москва" 12.06.1997 г. являлся флагманом Черноморского флота.

В ноябре 1998 года под флагом заместителя командующего флотом по вооружению и эксплуатации вооружения контр-адмирала А.Ковшаря совершил официальный визит в Канны (Франция) и в Мессину (Италия).

В настоящий момент находится в составе 30 дивизии надводных кораблей ЧФ. Шефство над кораблем осуществляют: Юго-Восточный округ г. Москвы, г. Белгород, г. Волгоград.

В конце прошлого года в Черноморском флоте РФ стало на один боевой корабль меньше. 4 ноября около 5 часов утра в машинном отделении Большого противолодочного корабля "Керчь" произошло возгорание. После этого печального случая стал обсуждаться вопрос о списании "Керчи", потому как его возраст достаточно солидный. Предполагалось и то, что он будет утилизирован, вновь ссылаясь на нецелесообразность дорогостоящего ремонта и модернизацию устаревшего Большого противолодочного корабля. Шли слухи и о том, что его можно переоборудовать в военный "морской" музей, потому что "Керчь" - один из последних кораблей времён холодной войны в составе флота. Но что будет с ним на самом деле и какова его судьба?

Своим видением дальнейшего хода развития событий поделился с корреспондентом "ИНФОРМЕРа" Председатель ро пп "Партия ветеранов России" в городе Севастополе Сергей Бинали .


"В июне этого года представителями нашей партии было отправлено официальное письмо на имя Президента РФ Владимира Путина. От нас исходило два предложения: сохранность БПК "Керчь"; создание музея на территории 30-ой береговой бронебашенной батареи.

На сегодняшний день у нас огромное количество наземных музеев, а надводных нет. Потому как легендарный Севастополь - это город русских моряков и воинской славы, нами было предложено сохранить, а не "попилить" на металлолом "Керчь". Ведь важно беречь свою история, а создать на корабле музей Черноморского флота РФ - это, на наш взгляд, лучший вариант решения.

К сожалению, если сегодня спросить на улице севастопольцев о знании подвигов пяти черноморцев во время Второй мировой войны, то вряд ли кто-то сможет с ходу назвать даже имена и фамилии этих героев. А в Севастополе улицы названы в честь этих юных ребят, имевших специальные звания рядового состава" , - приступил к разговору лидер партии.

По словам Сергея Анатольевича, реакция Администрации Президента РФ на их обращение была моментальна. Позже он был приглашён на прямую видеоконференцию с начальником Генерального штаба Вооружённых сил РФ, Первым заместителем Министра обороны РФ, генералом армии Валерием Герасимовым.


"С ним мы обсудили вопрос о создании на "Керчи" музея. Позже получили ответ от Министерства обороны РФ с окончательным решением.


Кроме этого, я встречался с теми, кто ранее служил на этом Большом противолодочном корабле. Обсуждали вопрос и с директором Национального музея героической обороны и освобождения Севастополя Александром Рудометовым. Полагаю, что совместными усилиями мы, на мой взгляд, подготовим много интересных предложений относительного этого надводного музея. Самое главное для нас, это поддержка Правительства Севастополя и самих жителей" , - отметил Бинали.

При просмотре видео, вы можете найти немного "тайн" о будущем корабле-музее.

Большой противолодочный корабль «Керчь» является третьим в серии из семи кораблей проекта1134Б (проектный шифр «Беркут-Б», по кодификации НАТО - Kara class), которые были построены на ССЗ имени 61 Коммунара в городе Николаеве, Украина. До появления больших противолодочных кораблей проекта 1155 они были самыми сильными надводными противолодочными кораблями в составе флота.

Назначение БПК проекта 1134Б: Действие в составе поисково-ударных групп по поиску и уничтожению атомных ракетных подводных лодок в удаленных районах океана.

На 2011 год шесть из семи кораблей проекта, вошедших в состав ВМФ СССР в период с 1971 по 1979 года, были исключены из состава ВМФ Российской Федерации и проданы для разборки на металл. На вооружении Черноморского флота остался только БПК «Керчь».

БПК «Керчь» был заложен 30 апреля 1971 года, под строительным номером 2003. Спущен на воду 21 июля 1972 года. Введен в эксплуатацию 25 декабря 1974 года. В этот же день на корабле был поднят Советский военно-морской флаг, а также был включён в состав 70-й бригады противолодочных кораблей 30-й дивизии противолодочных кораблей Краснознамённого Черноморского флота. Портом приписки является Севастополь. С 1999 года имеет бортовой номер 713.

Основные характеристики: Водоизмещение полное 8565 тонн, стандартное 6700 тонн. Длина 173,4 метра, ширина 18,5 метра, осадка 5,74 метра. Скорость полного хода 32 узла. Дальность плавания 5200 миль при 20 узлах. Автономность 30 суток по запасам топлива и воды, 45 суток по запасам провизии. Экипаж 429 человек (51 офицер; 63 мичмана).

Силовая установка: газотурбинная, 92000 л.с., 2 винта

Вооружение: 2 х 4 ПУ ПЛРК «Метель», 2 ПУ ЗРК «Шторм», 2 ПУ ЗРК «Оса-М», 2 х 2 76-мм артустановки АК-726, 4 х 6 30-мм артустановки АК-630, 2 х 5 533-мм торпедных аппарата ПТА-53, 2 х 12 РБУ-6000, 2 х 6 РБУ-1000, 1 вертолет Ка-25ПЛ.

Над кораблём шефствуют: Юго-Восточный административный округ Москвы, администрация Белгорода, администрация Красноармейского района Волгограда.

05 января 1976 года вышел на первую боевую службу в Средиземное море, которая длилась в течении 6 месяцев под командованием капитана 2-го ранга Ю.Г. Гусева. Неоднократно участвовал в различных океанских и морских учениях, боевых службах в Средиземном море.

В 1978 году корабль был награждён призом ГК ВМФ СССР по ракетной подготовке, а в следующем году отмечен вымпелом министерства обороны СССР «За мужество и воинскую доблесть».

В 1980 году «Керчь» была награждена переходящим Красным знаменем Военного совета КЧФ.

16 октября 1981 года на корабле совершил выход в полигон боевой подготовки в районе Севастополя заместитель министра обороны СССР Маршал Советского Союза К. С. Москаленко.

С 03 по 20 сентября 1983 года участвовал во флотских учениях в районе Керченского пролива под флагом Главкома ВМФ СССР.

С 01 по 9 августа 1984 года с официальным визитом находился в болгарском порту Варна. После завершения визита и принятия на борт боезапаса, топлива и продовольствия, корабль должен был выйти в море на очередную боевую службу, но за сутки до выхода один из мичманов, не проверив наличие масла, провернул главные механизмы, отчего главная энергетическая установка корабля вышла из строя и вместо «Керчи» на боевую службу пришлось отправлять БПК «Николаев» (бортовой номер «Керчи» - 707 - был нанесён на борт «Николаева», так как именно он был указан в заявке на прохождение турецких проливов), а БПК «Керчь» был поставлен в док «Севморзавода» для проведения среднего ремонта и модернизации.

В ходе ремонта и модернизации на корабле были заменены ГТУ, установлены новые комплексы ПЛРК УРК-5 «Раструб» и ЗРК «Шторм-Н», комплекс космической связи «Цунами-БМ» системы «Циклон-Б» и 45-мм салютные орудия; РЛС «Восход» заменена на РЛС «Подберёзовик».

При модернизации в 1988 году произошло возгорание холодильника в офицерском буфете. Пожар обнаружили только через 25 минут, но надстройка загореться не успела и удалось отстоять корабль и избежать жертв. После ремонта, с 23 июня по 2 июля 1989 года корабль нанёс официальный визит в порт Стамбул, а с 11 по 15 августа - официальный визит в Варну.

С 04 по 16 февраля 1992 года корабль вышел на очередную боевую службу уже под Военно-Морским флагом несуществующей страны, и, будучи флагманом 5-й ОПЭСК, участвовал в совместных учениях с кораблями 6-го флота США.

При выполнении швартовки 01 марта 1993 года врезался в бетонную стенку 14-го причала Севастопольской ВМБ и получил очень серьёзные повреждения кормы, для ликвидации которых встал на двухнедельный ремонт.

С 16 июня по 10 июля 1993 года БПК «Керчь» находился на своей последней в XX веке боевой службе. За время похода дважды (21 и 23 июня) был зафиксировал контакт с атомными ПЛ США. По итогам 1993 года корабль завоевал Приз ГК ВМФ РФ по ракетной подготовке.

В 1994 году «Керчь» выходила в семнадцатисуточный поход в Средиземное море для обеспечения визита Президента России Б. Н. Ельцина в Грецию. Задачи обнаружения иностранных ПЛ в походе не решались.

После вывода из состава флота ПЛК «Москва» с 27 апреля 1994 года и до момента вступления в строй из ремонта ГРКР «Москва» 12 июня 1997 года являлся флагманом Черноморского флота.

В ноябре 1998 года «Керчь» под флагом заместителя командующего ЧФ контр-адмирала А. В. Ковшаря (бывшего командира корабля) посетил с официальными визитами Канны (Франция) и Мессину (Италия).

В 2005 году прошел текущий ремонт на Новороссийском судоремонтном заводе. В ходе ремонта был заменён один из турбогенераторов, выполнен ряд корпусных работ, отремонтирована донно-забортная арматура, устранено 6-мм биение левой валолинии.

В 2006 году на «ФГУП 13 Судоремонтный завод ЧФ МО РФ» было проведено первое с 1991 года техническое обслуживание РЛС «Подберёзовик». В том же году корабль прошёл докование на «Севморзаводе», где был выполнен ремонт РЛС МР-700 «Подберёзовик».

В июне 2011 года БПК «Керчь» осуществлял двухнедельное слежение в акватории Черного моря за ракетным крейсером ВМС США «Монтеррей».

С июня 2014 по ноябрь 2015 года пройдёт плановый восстановительный ремонт, после чего сменит ГРКР на посту флагмана ЧФ на время его модернизации.

По сообщению от 04 июля 2014 года завершается дефектация (однако, 27 июля 2014 принимал участие в параде на День ВМФ).

Во время ремонта, на БПК «Керчь» произошло возгорание. По предварительной версии в кубрике. В настоящее время ведется расследование обстоятельств происшествия. Также комиссия ВМФ России рассматривает возможность утилизации корабля, поскольку ущерб от пожара слишком велик.

17 мая 2015 года большого противолодочного корабля состоялся концерт духовно-патриотической песни.

По сообщению от 18 февраля 2016 года корабль в плавучий музей. С такой инициативой выступили члены севастопольского отделения «Партии ветеранов России», которые предлагают не утилизировать корабль.

Вооружение

Однотипные корабли

«Керчь» - большой противолодочный корабль (БПК) проекта 1134Б. Вступил в строй советского ВМФ в декабре 1974 года, был включён в состав Краснознамённого Черноморского флота (КЧФ). Долгое время находился в строю, и лишь после пожара 2014 года выведен в резерв и далее намечен к переоборудованию в музей.

Общие сведения

На свою вторую боевую службу в Средиземном море БПК «Керчь» выходил в период с 1 декабря 1977 по 28 июня 1978 года. Также в 1978 году корабль завоевал приз ГК ВМФ СССР по ракетной подготовке.

3 мая 1979 года БПК вышел на третью боевую службу, которая также проходила в составе 5-й оперативной эскадры ВМФ СССР, постоянно развёрнутой в Средиземном море. 15 октября 1979 года «Керчь» вернулась в главную базу Черноморского флота. 1979 год для экипажа БПК был также отмечен получением вымпела от министерства обороны СССР «За мужество и воинскую доблесть».

В 1980 году БПК «Керчь» завоевал переходящее Красное знамя Военного совета КЧФ .

16 октября 1981 года заместитель министра обороны СССР маршал Советского Союза Константин Москаленко на борту «Керчи» выходил на полигон боевой подготовки в районе Севастополя.

В сентябре 1983 года, с 3 по 20 число, корабль участвовал в учениях Черноморского флота в районе Керченского пролива. Руководил учениями главнокомандующий ВМФ СССР адмирал флота Советского Союза С. Г. Горшков , который поднял свой флаг на «Керчи».

С 10 по 14 августа 1984 года БПК нанёс визит в порт Варна (Болгария). Далее предполагался выход «Керчи» на очередную боевую службу - был погружён боезапас, топливо и продовольствие, а также согласован с Турцией проход корабля черноморскими проливами. Однако за сутки до выхода по причине ошибки экипажа была выведена из строя ГЭУ корабля , поэтому вместо «Керчи» к боевой службе экстренно подготовили однотипный «Николаев» .

«Керчь» для ремонта перевели на «Севморзавод» в Севастополе; ремонт было решено совместить с модернизацией радиоэлектронных средств и вооружения. В августе 1987 года на БПК был завершён ремонт, и модернизированный корабль вновь вошёл в боевой состав КЧФ.

БПК «Керчь» (слева) и «Азов» у 12-го причала в Севастополе, конец 1980-х годов

С 28 июня по 2 июля 1989 года БПК нанёс официальный визит в порт Стамбул (Турция), а с 11 по 15 августа 1989 года - в порт Варна (Болгария).

В 1991 году, 25 мая, «Керчь» вновь вышла на боевую службу (БС) в Средиземное море. Выполнив задачи БС, 25 октября 1991 года БПК вернулся в главную базу Черноморского флота.

С 4 по 16 февраля 1992 года БПК вновь выходил в Средиземное море, выступая в роли флагмана ещё не расформированной к тому времени средиземноморской эскадры ВМФ СССР. В этот период корабль участвовал в совместных с 6-м флотом США учениях.

С 16 июня по 10 июля 1993 года корабль выходил на очередную боевую службу в Средиземное море. За время БС дважды - 21 и 23 июня - поддерживался контакт с обнаруженными АПЛ ВМС США. Примечательно, что «Керчь» тогда продолжала ходить под Военно-Морским флагом ВМФ СССР, поскольку претензии отделившейся Украины на все корабли Черноморского флота оставляли вопрос их принадлежности открытым.

В 1994 году БПК «Керчь» обеспечивал безопасность визита президента России Б. Н. Ельцина в порт Пирей (Греция). Этот поход продолжался 17 суток.

При окончательном разделе Черноморского флота между Россией и Украиной в 1997 году корабль достался России, после чего на нём был поднят Андреевский флаг российского ВМФ. До 1997 года корабли Черноморского флота, последними из всех, несли флаги ВМФ СССР.

В ноябре 1998 года корабль совершил официальные визиты в порты Мессина (Италия) и Канны (Франция) под флагом заместителя командующего КЧФ контр-адмирала А. В. Ковшаря.

В 2005 году БПК «Керчь» прошёл текущий ремонт на судоремонтном заводе в Новороссийске, а в 2006 - докование на Севастопольском морском заводе.

В июне 2011 года корабль осуществлял длительное (в течение двух недель) слежение за находившимся в Чёрном море американским крейсером УРО «Монтеррей».

В 2014 году был поставлен в ремонт, после которого «Керчь» планировалось сделать флагманом Черноморского флота взамен уходящего в ремонт РКР «Москва» . Однако серьёзный пожар 4 ноября 2014 года, повредивший ряд кормовых отсеков, поставил целесообразность ремонта БПК под сомнение.

В 2017 году было принято решение о переоборудовании БПК «Керчь» в корабль-музей.

Находясь в составе сил постоянной готовности более 30 лет, БПК «Керчь» прошёл за это время свыше 180000 миль, а в ходе выполнения противолодочных операций общее время контакта с подводными лодками вероятного противника составило 48 часов, в том числе 8 часов с атомными и 40 с дизельными ПЛ.

За время службы корабль нёс следующие бортовые номера :

  • 524 (1974);
  • 529 (1975);
  • 539 (1976);
  • 534 (1977);
  • 703 (1978);
  • 715 (1979);
  • 707 (1981);
  • 708 (1984);
  • 703 (1985);
  • 708 (1987);
  • 714 и 717 (1989);
  • 711 (с мая 1990);
  • 713 (1999);
  • 753 (с января 2016).

Командиры

За время службы большим противолодочным кораблём «Керчь» командовали:

08.11.2017 1451

Большой противолодочный корабль (БПК) «Керчь» будет преобразован в музей. В Минобороны не берутся прогнозировать точную дату открытия музея. Предположительно-не раньше лета 2018 года. Ведомство пока не знает, где точно расположится корабль в Севастополе,-скорее всего, на одной из площадок будущего парка «Патриот». При этом «Керчь» останется на балансе Министерства обороны. Необходимо решить множество вопросов: финансирования, безопасности судоходства и самого корабля. Кроме того, необходимо время, чтобы подготовить «Керчь» в качестве музея.

Большой противолодочный корабль «Керчь»-очень сложный объект, который требует сложной технологической эксплуатации, даже когда он стоит в виде музея у причальной стенки,-сообщил СМИ референт отдела высвобождаемого движимого имущества Министерства обороны РФ Олег Васенин.-Наша цель-чтобы БПК «Керчь» стал музеем в Севастополе. И она будет достигнута. Решением министра обороны начаты работы по созданию в Южном военном округе двух филиалов парка «Патриот»-в Севастополе и Керчи. В этих филиалах планируется разместить образцы военной техники, в том числе и военные корабли. В планах по Севастополю значится, что большой противолодочный корабль «Керчь» будет установлен именно здесь, и не он один.
Олег Васенин уточнил: противолодочный корабль останется на балансе министерства. При этом назвать сроки начала работы филиалов «Патриота» представитель оборонного ведомства пока не смог, сообщив, что «работа по организации только начинается, впереди-согласование различных вопросов с муниципалитетами». Не определено и точное место стоянки «Керчи». Тем не менее эксперты уверены, что музей привлечет много туристов.
- Крейсер-музей «Михаил Кутузов» в нетуристическом Новороссийске каждый год посещают 100 тыс. человек,-заявил в свою очередь эксперт ОНФ, советник по туризму АО «Корпорация развития Севастополя» Александр Железняк. -Для Севастополя же будущий музей может стать настоящим символом, центром притяжения для всех, кто приезжает в город-герой. Помимо этого в Республике Крым и Севастополе появятся два современных военно-патриотических парка культуры и отдыха.
Кстати, недавно прозвучала идея о передислокации «Михаила Кутузова» из Новороссийска в Севастополь. Но против этого категорично высказались новороссийцы: за долгое время стоянки в этом городе корабль стал достопримечательностью города. И ряд экспертов задает вполне резонные вопросы: «Честно ли вообще поднимать этот вопрос по отношению к жителям Новороссийска? И как это возможно сделать технически?»
По данным РИА «Новости», музей в Севастополе откроется не раньше 2018 года, вероятнее всего, ближе к лету-к началу курортного сезона. Создание музея на базе БПК «Керчь»-пока протокол о намерениях. Такая инициатива есть, но реализована в этом году она точно не будет. Необходимо решить множество вопросов: финансирования, безопасности судоходства и самого корабля. Кроме того, необходимо время, чтобы подготовить «Керчь» в качестве музея.

Легендарный БПК

Большой противолодочный корабль «Керчь» был заложен в 1971 году в Николаеве и назван в честь города-героя. Семь «букарей»-в их числе и «Керчь» проекта 1134Б-стали вершиной эволюции советских противолодочных кораблей дальней морской зоны. По факту это мощнейшие ракетные крейсеры с громадным боекомплектом, газотурбинными силовыми установками и гипертрофированным противолодочным вооружением. Их полное водоизмещение достигало 9000 тонн, а высокие мореходные качества и значительный запас топлива позволяли пересечь по диагонали Атлантический океан.
Помимо уникальных боевых возможностей «корабельное семейство» отличалось хорошими условиями судового быта. Экипаж имел весьма сносный для Союза уровень комфорта, что особенно важно в условиях длительного несения службы в сложных климатических зонах.
Церемония спуска корабля на воду была произведена в июле 1972 года. Советский Военно-морской флаг на корабле подняли 25 декабря 1974 года; дата поднятия флага объявлена общекорабельным праздником. В этот же день корабль включили в состав 70-й бригады противолодочных кораблей 30-й дивизии противолодочных кораблей Краснознаменного Черноморского флота. В январе 1976 года БПК вышел на первую боевую службу в Средиземное море. Во время войны Израиля против Ливана корабль демонстрировал военное присутствие СССР в восточном Средиземноморье, после чего корабль возвратился с боевой службы в Севастополь.
БПК «Керчь» был награжден переходящим Красным знаменем, принимал участие в масштабных учениях. В 1984 году по ошибке мичмана главная энергетическая установка корабля вышла из строя, и «Керчь» поставили в док «Севморзавода» для проведения среднего ремонта и модернизации. При модернизации в 1988 году произошло возгорание холодильника в офицерском буфете. Пожар обнаружили только через 25 минут, но надстройка загореться не успела, удалось отстоять корабль и избежать жертв. После ремонта в 1989 году корабль совершил официальный визит в порт Стамбул, а с 11 по 15 августа-официальный визит в Варну.
За время похода корабль дважды контактировал с атомными ПЛ США. В 2005 году БПК «Керчь» прошел текущий ремонт на Новороссийском судоремонтном заводе. В ходе ремонта был заменён один из турбогенераторов, выполнен ряд корпусных работ, отремонтирована донно-забортная арматура, устранено 6-мм биение левой валолинии.
В 2006 году на ФГУП «13 судоремонтный завод ЧФ МО РФ» было проведено первое с 1991 года техническое обслуживание РЛС «Подберёзовик». В июне 2011 года БПК «Керчь» осуществлял двухнедельное слежение в акватории Чёрного моря за ракетным крейсером ВМС США «Монтеррей».
Весной 2014 года было принято решение о восстановлении технической готовности корабля с целью замены ракетного крейсера «Москва» на время ремонта последнего в качестве флагмана Черноморского флота. В ноябре того же года на судне снова произошел пожар, в результате которого выгорели помещения в районе кормового машинного отделения. В частности, пострадали командные кубрики и ряд механизмов. В качестве возможной причины пожара называлась халатность личного состава. По информации от пожарных, принимавших участие в тушении огня, ликвидация пожара заняла около суток. Кроме того, военные не сразу вызвали пожарную службу, попытавшись потушить корабль своими силами. Площадь огня составила 500 квадратных метров.
В августе 2015 года БПК вывели из боевого состава ЧФ. Было решено создать в нем военный музей.

«Керчь» поставить некуда»

В том же 2015 году СМИ Керчи написали, что рассматривался вариант открытия музея на корабле в Керчи, но городская администрация отказалась от этой идеи из-за габаритов БПК. Чиновники пояснили, что корабль невозможно использовать как городской музей, поскольку БПК с осадкой 6 метров и длиной 173 «просто некуда поставить, он не поместится ни на одной городской набережной». При этом власти Керчи с официальным письмом обратились к министру обороны РФ генералу армии Сергею Шойгу с просьбой выделить городу что-нибудь из списанной военной техники для использования в качестве объекта культурного наследия. В письме они упомянули, что Керчь-единственный город-герой на территории бывшего Советского Союза, до сих пор не имеющий своего музея боевой славы.
В это же время прошла информация об утилизации корабля. К счастью, она не состоялась. По итогам «Форума действий. Крым» в октябре 2016 года Министерству обороны РФ и органам исполнительной власти Севастополя и Республики Крым было поручено организовать передачу военной техники, включая корабли, предназначенные для утилизации, для организации музеев. «Керчь» перевели в резерв как корабль подготовки плавсостава и плавучий штаб ЧФ.
Вполне возможно, что судьба «Керчи» окончательно станет ясна уже к лету 2018 года.

Анна Брыгина.